Вне темы Вопрос 1. «Защита персональных данных» Необходимо отметить, что концептуально ФЗ «О персональных данных» опирается на два очень схожих по звучанию,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ О соблюдении требований Федерального закона от ФЗ «О персональных данных» при организации.
Advertisements

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТНИКА ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ РАБОТОДАТЕЛЮ В СВЯЗИ С ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И КАСАЮЩАЯСЯ КОНКРЕТНОГО РАБОТНИКА (ст. исключена из.
ФЗ 142 ОТ ГОДА « О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ » ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 5 КУРСА ГРУППЫ ТО 14/1 ЯРОВАЯ АЛЁНА.
Обеспечение безопасности персональных данных. Проблемы и решения 9 марта 2011 года.
Законодательная и нормативная база правового регулирования вопросов защиты персональных данных. Руководящие документы по защите персональных данных Законодательная.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
БуратиноБуратино Права и свободы. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения Статья 19 Конституции Российской Федерации.
Юридические и этические аспекты защиты медицинских и персональных данных СПб ГБОУ СПО «Медицинский техникум 9» Преподаватель Новикова Лариса Анатольевна.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
1 Об Уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Ивановской области Семененко.
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Урок обществознания 9 кл; Правовое гос-во.
Муниципальная Служба Российской Федерации. НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ АКТЫ Федеральный закон от 02 марта 2007 г. 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской.
Выполнила: Студентка группы 11Инф 112 Анянова Радослава.
ОБРАЩЕНИЯ. ЖАЛОБЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ М.Б.Горный
Выполнил студент гр.524-3: Бугрименко А. В.. ( в ред. Федеральных законов от N 131- ФЗ, от N 86- ФЗ, от N 153- ФЗ, от.
Методология определения класса ИСПДн. КАТЕГОРИЯ ОБРАБАТЫВАЕМЫХ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ДАННЫХ - Х ПД; ОБЪЁМ ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ (КОЛИЧЕСТВО.
На какой ценностной основе строится наша Конституция?
Понятие и содержание информационных правоотношений. Виды информационных правоотношений.
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Транксрипт:

Вне темы

Вопрос 1. «Защита персональных данных» Необходимо отметить, что концептуально ФЗ «О персональных данных» опирается на два очень схожих по звучанию, но при этом принципиально различных по значению понятия: защиты прав и свобод (в части персональных данных) и защиты информации (содержащей персональные данные). И то и то в обиходе называют «защитой персональных данных», что в корне не верно, так как эти понятия составляют собой совершенно различные правовые институты.

Вопрос 2. Понятие «Информации» С момента издания ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понятие «информации» претерпело концептуальное изменение. Теперь информация имеет невещественную природу и к ней неприменим вещественный подход. При этом вещественные носители информации теперь имеют двойственную природу. Поэтому когда мы говорим об «информационной» тайне на носителях информации, мы должны также учитывать упомянутую двойственность природы информации.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; 6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; 7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя; 11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель; 12) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Статья 6. Обладатель информации 1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. 2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. 3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе: 1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; 2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; 3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; 4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами; 5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий. 4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан: 1) соблюдать права и законные интересы иных лиц; 2) принимать меры по защите информации; 3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Вопрос 3. «Тайны» Еще одним сложным для понимания моментом является многогранность различных статусов, придаваемых информации. Так понятие «ведомственной тайны» в нашем законодательстве может существовать только в единственном статусе. Например, коммерческая тайна (в ООО) меняет свой статус при передаче ее в налоговую службу (налоговая тайна) или в банк (банковская тайна). При этом статус коммерческой сохраняется у этой информации, но только в рамках организации установившей такой правовой статус информации. Если же допустить, что коммерческая тайна содержала персональные данные, то статус персональных данных при передаче информации сохраняется, как статус информации особого типа, содержащиеся в коммерческой, налоговой или банковской тайне.

1. Анализ Конституции РФ как основного документа по вопросам прав человека в РФ. Перечень и сфера действия основных НПА РФ по вопросам прав человека.

Необходимость рассмотрения законодательства РФ по вопросам прав человека в настоящем курсе обучения обусловлена тем, что ФЗ «О персональных данных» издан с целью обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, определяемых второй главой Конституции РФ. С целью соблюдения системности в понимании причинно- следственных связей при рассмотрении НПА по вопросам прав человека, места и взаимосвязи ФЗ «О персональных данных» с другими НПА по вопросам прав человека, целесообразно рассматривать положения основного НПА РФ – Конституции РФ и их реализацию в системе действующего законодательства РФ.

В первую очередь напомним о особом статусе Конституции РФ – как источника прав в РФ: Глава 1. Основы конституционного строя Статья Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Таким образом, в Российской федерации не может быть издан ни один НПА, противоречащий положениям Конституции РФ. При этом, напомню, что в соответствии со статьей 76: 1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. 2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. 3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Сточки зрения прав и свобод человека в соответствии со статьей 71 в ведении Российской Федерации находятся: в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; м) оборона и безопасность; Согласно статьи 72 в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

Той же первой главой Конституции РФ, устанавливающей основы конституционно строя определяется место человека, его прав и свобод в системе ценностей с точки зрения нашего Государства: Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Вторая глава Конституции РФ устанавливает права и свободы человека и гражданина в РФ. Далее будут упоминаться только те статьи, которые так или иначе связаны либо с основным назначением ФЗ «О персональных данных», либо с исключениями из общих правил, устанавливаемых этим ФЗ.

Статья В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Все три пункта настоящей статьи имеют прямое отражение в ФЗ «О персональных данных» и, кроме того, имеют отражение практически во всех законах РФ.

Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Во исполнение данной статьи в РФ действуют: «Гражданский кодекс Российской Федерации» 51-ФЗ, 14-ФЗ, 146-ФЗ, 230-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от ФЗ «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» от ФЗ «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от ФЗ Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от ФЗ Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от ФЗ Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» от ФЗ Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от ФКЗ и другие.

Статья Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Забегая вперед, отметим, что, персональные данные, содержащие такие сведения, относятся к специальной категории, требующей особого обращения с целью недопущения даже принципиальной возможности ограничения прав граждан по таким признакам.

Статья Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Две основные статьи Конституции РФ, на которые опирается ФЗ «О персональных данных» и во исполнение которых он был издан.

Статья Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Данные статьи расширяют понятия, введенные статьей 19 Конституции РФ. Во исполнение положений статьи 28 в РФ принят: Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от ФЗ

Статья Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Данная статья – еще один столп ФЗ «О персональных данных», с ним же связано и огромное количество коллизий при его толковании. Во исполнение положений данной статьи в РФ приняты следующие НПА: Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от ФЗ Федеральный закон «О связи» от ФЗ Закон РФ «О средствах массовой информации» от Федеральный закон «О почтовой связи» от ФЗ Закон РФ «О государственной тайне» от

Статья Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Во исполнение положений данной статьи в РФ приняты следующие НПА: Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от ФЗ Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от ФЗ Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от ФЗ Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от ФЗ Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ФЗ Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от ФЗ и другие.

Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Во исполнение положений данной статьи в РФ принят: Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ФЗ Статья Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данная статья многими частными организациями трактуется как право на неограниченный сбор персональных данных в интересах их предпринимательской деятельности. Но при этом необходимо помнить, что согласно пункту 3 статьи 17: Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Основным НПА в РФ по данному вопросу является: «Трудовой кодекс Российской Федерации» от ФЗ

Статья Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Основными НПА в РФ по данному вопросу являются: Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от ФЗ Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от ФЗ и другие.

Статья Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Основным НПА в РФ по данному вопросу является: Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от ФЗ

Статья Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Основными НПА в РФ по данному вопросу являются: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» от ФЗ Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека» от ФЗ

Статья Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Основным НПА в РФ по данному вопросу является: Закон РФ «Об образовании» от

Статья Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Основным НПА в РФ по данному вопросу является: «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»

Статья 52 Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Статья 53 Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Основными НПА в РФ по данному вопросу являются: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» 51-ФЗ, 14-ФЗ, 146-ФЗ, 230-ФЗ и другие.

Статья В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. 3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), Конституции Российской Федерации. Основными НПА в РФ по данному вопросу являются: Федеральный конституционный закон «О военном положении» от ФКЗ Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от ФКЗ

Статья Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Основными НПА в РФ по данному вопросу являются: Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от ФЗ Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от ФЗ

Статья 60 Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Данный вопрос регулируется: «Гражданским кодексом Российской Федерации» 51-ФЗ, 14-ФЗ, 146-ФЗ, 230-ФЗ Статья Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Статья Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. С целью реализации последнего пункта статьи 45 Конституции РФ изданы следующие основные НПА: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от ФЗ Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» от ФЗ

Федеральный закон «О ведомственной охране» от ФЗ Закон РФ «О милиции» от Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от ФЗ Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от ФЗ Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от ФЗ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от ФЗ Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от ФЗ Федеральный закон «О противодействии коррупции» от ФЗ Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от ФЗ Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от ФЗ Федеральный закон «О пожарной безопасности» от ФЗ

Статья 64 Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Обобщая все вышесказанное необходимо отметить: основой обеспечения прав человека является Конституция РФ; права человека являются высшей ценностью и составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации; в РФ имеется система законодательства, учитывающая различные права человека.

Понятие и трактовки терминов «частная жизнь», «личная тайна», «семейная тайна» или Откуда есть пошло «ПЕРСОНЕАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ».

Перейдем к трактовкам понятий «частная жизнь», «личная тайна», «семейная тайна». Для начала разберемся с самыми простыми терминами: «личная тайна» и «семейная тайна». Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна непосредственно касается интересов лишь конкретного индивидуума, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся друг с другом в отношениях, регулируемых Семейным кодексом.

Теперь обратимся к терминам: «частная жизнь» и «личная тайна» Постатейные комментарии к Конституции РФ следующим образом трактуют эти понятия: Частная жизнь - это те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это - своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его среды обитания. Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. (Комментарий к Конституции Российской Федерации (Бархатова Е.Ю.) - Система ГАРАНТ)

Сфера личной жизни человека и те отношения, которые складываются в ней между людьми, лишь в незначительной степени регулируются нормами права. В большей же мере поведение людей в этой сфере определяется особенностями их психологии и существующими в обществе нравственными нормами. Это обусловлено не только трудностями формализации в нормах права межличностных отношений, строящихся на чувствах дружбы, любви, уважения, презрения и др., но и тем, что по самой своей природе человек, помимо публично значимой деятельности (государственная служба, участие в политической жизни и т.п.), существует как индивид, нуждающийся в определенной независимости от общества, государства, других людей. (Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002 г.)

«Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Отношения между людьми в сфере личной жизни регулируются в основном нормами нравственности. Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну как юридическая категория состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права. Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружеских связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Образ мыслей, мировоззрение, увлечения и творчество также относятся к проявлениям частной жизни». (Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: Издательство БЕК, 1994 г)

«В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер. Личная и семейная тайны являются обособленными зонами наиболее деликатных, интимных сторон личной жизни, когда разглашение определенных сведений является для человека нежелательным. Личная и семейная тайны при определенных обстоятельствах могут совпадать или быть обособленными друг от друга. Личную тайну, например, могут составлять сведения, деловых, дружеских и иных связях, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках и т.п. Семейную тайну составляют такие обстоятельства, которые касаются семьи и по моральным соображениям правомерно скрываются ею от постороннего глаза». (Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2003 г.)

«Право на частную жизнь означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Оно состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, работы, общественного окружения в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права; выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе, в сферах семейной жизни, родственных и дружественных связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Образ мыслей, политическое и социальное мировоззрение, увлечения и творчество также относятся к проявлениям частной жизни. Предметом личной и семейной тайны являются биографические сведения; сведения о состоянии здоровья, о совершенных правонарушениях, философских, религиозных, политических взглядах и убеждениях, имущественном положении, профессиональных занятиях, об отношениях в семье и т.д». (Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003 г.)

Таким образом, частная жизнь любого человека состоит из двух составляющих: личное Я (личная информация о человеке) – которая объективна и существует вне категории государства, как биолого-психологические свойства существа человек. Личное Я можно разделить на биологические особенности человека и психологические или общественные (общение, мысли, взаимоотношения, поступки, пристрастия, антипатии и др.) сформированные в процессе воспитания, воздействия культурной среды и др. гражданское Я (гражданская информация о человеке) – которая существует для реализации гражданских прав и обязанностей, а также направленных на сохранение существующего конституционного строя или на выполнение международных соглашений Причем обе составляющие, крайне сильно переплетаются между собой.

Жизнь ставит неизбежный и вечный вопрос о столкновении законных интересов, как минимум, двух сторон – субъекта тех сведений, на которые он желал бы распространить свой суверенитет и того, кто имеет основания на получение этих сведений. Это столкновение интересов нашло отражение и в конституционных положениях. Тем самым «столкновение» различных статей Конституции отражает существо человеческой жизни, а не является дефектом той или иной конституционной конструкции. Обсуждаемое столкновение интересов обозначено также и в международных документах, имеющих непосредственное значение для России или важных для понимания проблемы. Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, к которой присоединилась Российская Федерация, содержит две статьи, касающиеся рассматриваемого вопроса: Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни 1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. 2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Определение границ личного и гражданского Я является общей проблемой всех демократических государств. Рассмотрим подходы к решению данного вопроса за рубежом. Обратимся к часто цитируемым результатам одного судебного процесса, имевшего для европейской правовой системы чрезвычайно важное значение – решению Европейского Суда по правам человека в деле Нимиц (Niemitz) против Германии: В помещении адвокатской конторы Нимица был произведен обыск, целью которого являлись документы, свидетельствовавшие против одного из клиентов. Жалоба адвоката по факту нарушения права на уважение частной жизни (статьи 8 Евроконвенции по правам человека) рассматривалась в Европейском Суде по правам человека на процессе, где ответчиком было правительство Германии. Правительство Германии отстаивало тезис, что статья 8 Евроконвенции не распространяется на случаи проведения обысков, производимых на рабочих местах, поскольку Евроконвенция четко отделила частную жизнь в собственном доме от профессиональной и деловой жизни.

Суд не посчитал возможным или необходимым дать исчерпывающее определение понятию «частная жизнь»: «Было бы слишком строгим ограничить ее интимным кругом, где каждый может жить своей собственной личной жизнью, как он предпочитает, и тем самым полностью исключить внешний мир из этого круга. Уважение частной жизни должно также включать до некоторой степени право устанавливать и развивать отношения с другими людьми». Однако Суд высказал мнение относительно соотношения между частной жизнью и профессиональной жизнью: «Более того, в связи с этим в принципе нет основания считать, что такое понимание частной жизни не распространяется на сферу профессиональной или деловой жизни, так как, в конечном итоге, в процессе своей работы большинство людей имеют большую, если не определяющую, возможность устанавливать и развивать свои отношения с окружающим миром. Такая точка зрения подтверждается тем фактом, что, как справедливо было отмечено Комиссией [по правам человека], не всегда возможно четко различить, что в жизни человека относится к его профессиональной или деловой жизни, а что нет».

В одном из процессов Верховный Суд Соединенных Штатов предложил всеобъемлющую формулировку своей позиции: Никакое право, будь оно предоставлено общим правом или Конституцией, не является безусловным.

На основании этих примеров можно сделать определенный и важный для нас вывод – понятие «частная жизнь» носит в значительной степени субъективный характер и это понятие вряд ли может быть определено четким и недвусмысленным юридическим термином. В свою очередь, невозможность такого строгого юридического определения лишает возможности строить правовую модель отношений исключительно на понятии «частной жизни». Наконец, «прикладная» реализация конституционных положений в виде соответствующего закона должна опираться на понятие «персональные данные», подразумевая под этим весь комплекс сведений, относящихся к человеку, и не разделяя эти сведения по признаку «частной жизни», чтобы не допустить нарушения положений Конституции с точки зрения взаимоотношений человек-государство.

Определения

персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

Трудовой кодекс Российской Федерации: Персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Постановление Госкомстата РФ от «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»: По учету кадров: Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу», Т-1а «Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу», Т-2 «Личная карточка работника», Т-2ГС(МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего», Т-3 «Штатное расписание», Т-4 «Учетная карточка научного, научно- педагогического работника», Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу», Т-5а «Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу», Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику», Т-6а «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам», Т-7 «График отпусков», Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», Т-8а «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)», Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку», Т-9а «Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку», Т-10 «Командировочное удостоверение», Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении», Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника», Т-11а «Приказ (распоряжение) о поощрении работников». По учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда: Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда», Т-13 «Табель учета рабочего времени», Т-49 «Расчетно-платежная ведомость», Т-51 «Расчетная ведомость», Т-53 «Платежная ведомость», Т-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей», Т-54 «Лицевой счет», Т-54а «Лицевой счет (свт)», Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику», Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы».

Указ Президента РФ от «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»: 2. Под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с настоящим Положением. 16. К личному делу гражданского служащего приобщаются: а) письменное заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должность гражданской службы); б) собственноручно заполненная и подписанная гражданином Российской Федерации анкета установленной формы с приложением фотографии; в) документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы (если гражданин назначен на должность по результатам конкурса); г) копия паспорта и копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; д) копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы; е) копии документов о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются); ж) копии решений о награждении государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются); з) копия акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы; и) экземпляр служебного контракта, а также экземпляры письменных дополнительных соглашений, которыми оформляются изменения и дополнения, внесенные в служебный контракт; к) копии актов государственного органа о переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы, о временном замещении им иной должности гражданской службы; л) копии документов воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу); м) копия акта государственного органа об освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, о прекращении служебного контракта или его приостановлении;

н) аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период; о) экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации; п) копии документов о присвоении гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (иного классного чина, квалификационного разряда, дипломатического ранга); р) копии документов о включении гражданского служащего в кадровый резерв, а также об исключении его из кадрового резерва; с) копии решений о поощрении гражданского служащего, а также о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены; т) копии документов о начале служебной проверки, ее результатах, об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы; у) документы, связанные с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; ф) сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего; х) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; ц) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации; ч) копия страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан; ш) медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению; щ) справка о результатах проверки достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении гражданским служащим ограничений, установленных федеральными законами.

Форма анкеты определяется Распоряжением Правительства РФ от N 667-р «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации» Форма медицинского заключения определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ от н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»

Директива 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 24 октября 1995 года о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных: «персональные данные» означают любую информацию, связанную с идентифицированным или идентифицируемым физическим лицом («субъектом данных»); идентифицируемым лицом является лицо, которое может быть идентифицировано прямо или косвенно, в частности, посредством ссылки на идентификационный номер или на один или несколько факторов, специфичных для его физической, психологической, ментальной, экономической, культурной или социальной идентичности; Федеральный закон от ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: 1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: 1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

Федеральный закон от ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»: В Российской Федерации государственная геномная регистрация проводится в целях идентификации личности человека. Федеральный закон от ФЗ «О связи»: Статья 53. Базы данных об абонентах операторов связи 1. Сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента- гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных; Евродиректива содержит следующую формулу принципа цели: 1. Государства-участники примут меры, чтобы персональные данные: … (b) собирались для объявленных, явных и законных целей, и в дальнейшем не обрабатывались каким- либо образом, несовместимым с этими целями. Дальнейшая обработка данных для исторических, статистических или научных целей не считается несовместимой с данными принципами при условии, что государства-участники обеспечат соответствующие гарантии; Прежде всего, следует согласиться с тем, что все поступки людей, если они находятся «в здравом уме и в твердой памяти», подчинены какой либо цели, даже тогда, когда эта цель для человека в данный момент неосознанна или неочевидна. По отношению к персональным данным: бесцельной обработки персональных данных не может быть. Иное должно означать, что тот, кто ее производит (контролер или обработчик), пытается обмануть себя или намеренно обманывает других (таким же лукавством является объявление самой обработки целью обработки. Например, сбор персональных данных (составная часть обработки) для их распространения (составная часть обработки – раскрытие неопределенному кругу лиц, скажем, средствами Интернета); цель обработки должна быть осознана, (заранее) сформулирована и, в тех случаях, когда этого требует закон, задокументирована и объявлена; цель обработки должна быть законной. Противозаконность цели или отсутствие законных оснований для преследования какой либо цели заведомо ставит все действия с персональными данными вне рамок закона с соответствующими правовыми последствиями. Например, охрана общественной безопасности является законной целью, однако реально действовать, исходя из этой цели, могут немногие.

обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных; распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом; использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц; блокирование персональных данных - временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи; уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных; информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств; конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания; трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства; общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Цель издания ФЗ 152-ФЗ

Конституция РФ: Статья Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. ФЗ 152-ФЗ: Статья 2. Цель настоящего Федерального закона Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Сфера действия ФЗ 152-ФЗ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона 1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Случаи обработки персональных данных, выведенные из сферы действия ФЗ 152-ФЗ

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при: 1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных; 2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации; 3) обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

Статья 5. Принципы обработки персональных данных 1. Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов: 1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности; 2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора; 3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных; 4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных; 5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных. 2. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Статья 6. Условия обработки персональных данных 1. Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 2. Согласия субъекта персональных данных, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях: 1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора; 1.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии; 2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных; 3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных; 4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи; 6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных; 7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности. 3. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона. 4. В случае, если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных 1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 2. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется: 1) в случае обезличивания персональных данных; 2) в отношении общедоступных персональных данных. Статья 8. Общедоступные источники персональных данных 1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных. 2. Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных 1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. 2. Настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя: 1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; 2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; 3) цель обработки персональных данных; 4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; 5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; 6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва. 5. Для обработки персональных данных, содержащихся в согласии в письменной форме субъекта на обработку его персональных данных, дополнительного согласия не требуется. 6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает в письменной форме законный представитель субъекта персональных данных. 7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают в письменной форме наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

Статья 10. Специальные категории персональных данных 1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если: 1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных; 2) персональные данные являются общедоступными; 2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии; 3) персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно; 4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;

5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных; 6) обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия; 7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. 3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами. 4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка.

Статья 11. Биометрические персональные данные 1. Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 2. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности, законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, законодательством Российской Федерации о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных 1. До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных. 2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 3. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях: 1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных; 2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, а также международными договорами Российской Федерации о реадмиссии; 3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных; 5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Статья 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных 1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных. 2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. 3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. 4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.

Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным 1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также на ознакомление с такими персональными данными, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав. 2. Сведения о наличии персональных данных должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных. 3. Доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе и собственноручную подпись субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос может быть направлен в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении или при получении запроса информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей: 1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки; 2) способы обработки персональных данных, применяемые оператором; 3) сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ; 4) перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения; 5) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения; 6) сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных. 5. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным ограничивается в случае, если: 1) обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка; 2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными; 3) предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации 1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено. 2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных 1. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. 2. Решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных. 3. Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов. 4. Оператор обязан рассмотреть возражение, указанное в части 3 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения.

Статья 17. Право на обжалование действий или бездействия оператора 1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке. 2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.