Основы ценообразования в сфере теплоснабжения Минэкономразвития России, октябрь 2012 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О ценообразовании в сфере теплоснабжения (постановление Правительства РФ от ) 12 ноября 2012 года Республиканская служба по тарифам.
Advertisements

Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» 2 Постановление Правительства Российской Федерации от
Новое в тарифном регулировании. Структура тарифа при использовании метода долгосрочной индексации. А.И. Дурнева июнь 2014 год.
Метод доходности инвестированного капитала Таманцев Андрей Валерьевич, Июль 2010.
Базовый уровень подконтрольных расходов Индекс эффективности подконтрольных расходов Коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов.
Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы»
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия Изменения в законодательстве, связанные с принятием Федерального закона от г. 190-ФЗ Тариф.
Нововведения в государственном регулировании тарифов на водоснабжение и водоотведение с 1 января 2013 года Барнаул, 2012 Нововведения в государственном.
Москва, март 2015 Заместитель начальника Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России А. В. Таманцев.
КОНЦЕССИЯ И АРЕНДА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ Минэкономразвития России.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Государственный комитет РТ по тарифам.
Новое в законодательстве об электроэнергетике и особенности подготовки тарифных предложений на 2013 год 29 марта 2012 года.
Ключевые изменения нормативной базы в сфере тарифного регулирования.
Центр по эффективному использованию энергии Тарифообразование в ЖКХ в свете нового законодательства И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии.
Государственный Комитет РТ по тарифам.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
Задачи органов государственного регулирования на годы Яркин Евгений Валентинович, д. э. н., профессор Заместитель Руководителя ФСТ России.
1 «Основные проблемы передачи государственного имущества в концессию или аренду на примере Ростовской области» Сергеева Светлана Михайловна Заместитель.
Совершенствование механизмов тарифного регулирования: перспектива введения долгосрочных тарифов как инструмента, направленного на развитие отрасли ЖКХ.
Транксрипт:

Основы ценообразования в сфере теплоснабжения Минэкономразвития России, октябрь 2012 года

Текущее состояние : низкое качество и снижение энергоэффективности 2 Показатели надежности систем и показатели энергоэффективности в Российской Федерации хуже, чем в Восточной Европе и Скандинавских странах Потери тепла (% от подаваемого в сеть) Количество аварий на км сети в год * типовой город с населением до 50 тыс. чел. ** типовой город с населением свыше 250 тыс. чел. Источники: данные российских энергокомпаний, годовые отчеты Copenhagen Energy, Helsinki Energy Целевые показатели по качеству и энергоэффективности для теплоснабжающих организаций: снижение потерь тепловой энергии на 30% снижение аварийности систем на 60-65% снижение потребления энергоресурсов на 30%

Текущее состояние : уровень использования централизованного теплоснабжения и когенерации * 3 Централизованное теплоснабжение (ЦТ) и комбинированная выработка электрической и тепловой энергии на ТЭЦ (когенерация) позволяют добиться: экономии от эффекта масштаба формирования оптимального топливного баланса и снижения риска роста цен на отдельные виды топлива необходимой загрузки для производства тепла на энергоустановках большой мощности – самых энергоэффективных повышения надежности за счет резервных мощностей, включенных в систему снижение вредных выбросов в атмосферу за счет более передовых технологий очистки отработанных газов на крупных котельных и ТЭЦ по сравнению с маленькими теплоисточниками Доля тепла выработанного когенерацией во всем объеме потребленного в ЦТ тепла, % Доля тепла, вырабатываемого на источниках центрального теплоснабжения во всем объеме производимого тепла, % Источник: базы данных Росстат, статинформация Минэнерго, формы 22-ЖКХ, 1-ТЕП

Перечень нормативных актов, утверждаемых постановлением Правительства Российской Федерации « О ценообразовании в сфере теплоснабжения » 4 Основы ценообразования в сфере теплоснабжения Правила регулирования цен ( тарифов ) в сфере теплоснабжения Порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и ( или ) цен ( тарифов ) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным в статье 8 Федерального закона « О теплоснабжении » Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала, ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода доходности инвестированного капитала Порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии ( мощности ), теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию ( мощность ), теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии Изменения, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Определяемые Постановлением Правительства Российской Федерации поручения по разработке ведомственных актов ( часть 1) 5 Наименование документаИсполнители 1Методические указания по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения ФСТ России, через 4 месяца после утверждения ППРФ 2Порядок принятия и согласования решений органов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала или об отказе от применения указанного метода (включая критерии, при соответствии которым принимается решение о согласовании выбора метода обеспечения доходности инвестированного капитала и долгосрочных параметров регулирования) 3Правила формирования, порядок подготовки и предоставления заключения об отсутствии отрицательных тарифных последствий, возникающих в результате заключения договоров теплоснабжения по ценам, определяемым по соглашению сторон 4Регламент рассмотрения дел об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

6 Наименование документаИсполнители 5 Новый метод распределения расхода топлива (методические указания) Минэнерго России, до г. 6 Технико-экономические параметры наиболее эффективных источников тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, производящих тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), используемые для расчета величины предельной удельной необходимой валовой выручки источников тепловой энергии Минэнерго России, через 6 месяцев после утверждения ППРФ 7 Методические указания по расчету предельной удельной необходимой валовой выручки источников тепловой энергии ФСТ России, через 4 месяца после утверждения приказа Минэнерго Определяемые Постановлением Правительства Российской Федерации поручения по разработке ведомственных актов ( часть 2)

Новации документа в части стимулирования эффективности 7 Сокращение операционных расходов Ежегодный номинальный рост не более ИПЦ минус индекс эффективности (1% – 5%) Экономия, достигнутая вследствие сокращения расходов ниже уровня, установленного регулятором, сохраняется за организацией на 5 лет Ограничение стоимости инвестиций Удельные инвестиционные затраты ограничены укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры Амнистия потерь Учет потерь по фактическому уровню, если отпуск по приборам учёта впервые превысит 75% Ограничение неподконтрольных расходов плановый уровень расходов – по результатам торгов, фьючерсным ценам, при их отсутствии по прогнозным индексам фактический уровень расходов – по результатам торгов, данным независимых информагентств, при их отсутствии - по данным Росстата Стимулирование эффективной когенерации цена на т/э от ТЭЦ ограничена ценой тепла от «альтернативной котельной», взятой с понижающим коэффициентом неэффективная котельная – ограничивается ценой тепла от «альтернативной котельной»

НВВ ТЭЦ на т / э НВВ ТЭЦ на э / э Особенности расчета тарифов на тепловую энергию ( мощность ) без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии - стимулирование комбинированной выработки 8 цена на продукцию ТЭЦ ограничена на э/э* – экономически, рыночной ценой э/э на т/э* – административно, ценой т/э наиболее эффективного источника тепловой энергии и понижающим коэффициентом НВВ ГРЭС НВВ наиболее эффективного источника × понижающий коэффициент э / э – электрическая энергия, т / э – тепловая энергия

Эффекты от принятия Основ ценообразования 9 НаправлениеМеры Эффект для потребителя Эффект для теплоснабжающей организации Регулирование операционной составляющей тарифа лимитирование расходов и прибыли ограничение роста подконтрольной составляющей тарифа потребительской инфляцией меньшие темпы роста тарифов для неэффективных организаций стимулирование когенерации с ограничением влияния на рост тарифов за счет введения механизма «альтернативной котельной» снижение темпов роста тарифа мотивация не уходить от источника ЦТ мотивация для повышения операционной эффективности гарантия не потерять потребителя в результате роста тарифа повышении прибыльности эффективной когенерации Регулирование инвестиционной составляющей тарифа низкий рост тарифов благодаря распределению возврата инвестиций во времени ограничение удельных капитальных расходов величиной укрупненных сметных нормативов повышение доступности ЦТ для потребителя долгосрочная схема возврата инвестиций как доступ к источникам «длинных» денег повышение привлекательности ЖКХ для частных инвесторов Подключения лимитирование платы за подключение облегчение доступа потребителя к ЦТ привлечение новых потребителей не в ущерб развитию и качеству системы Прочее возможность выбора между одноставочным и двухставочным тарифом в зависимости от местных особенностей дерегулирование там, где возможен конкурентный рынок, по согласованию с ФАС возможность для потребителя контролировать свои расходы на теплоснабжение рыночное стимулирование к повышению уровня надежности и качества оказываемых услуг

Структура Основ ценообразования 10 I. Общие положения А ) Система цен ( тарифов ) Б ) Принципы, методы и сущность регулирования цен ( тарифов ) II. Метод экономически обоснованных расходов III. Долгосрочные тарифы А ) Метод обеспечения доходности инвестированного капитала Б ) Метод индексации В ) Метод сравнения аналогов IV. Особенности ценообразования А ) Особенности расчета тарифов на тепловую энергию ( мощность ) без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии Б ) Особенности определения тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения В ) Особенности определения тарифов на услуги по передаче тепловой энергии Г ) Особенности определения тарифов на тепловую энергию ( мощности ) для потребителей, других теплоснабжающих организаций – покупателей Д ) Особенности ценообразования на теплоноситель Е ) Особенности ценообразования при заключении долгосрочных нерегулируемых договоров V. Определение платы за подключение VI. Определение платы за услуги по поддержанию резервной мощности VII. Условия и порядок принятия решений об отмене регулирования

Принципы, методы и сущность регулирования цен ( тарифов ) 11 Принцип установления предельных тарифов Принцип раздельного учета по видам деятельности, а также раздельного определения НВВ по видам деятельности Принцип сохранения экономии от сокращения затрат и повышения энергоэффективности Ограничение применения метода экономически обоснованных затрат Исходные данные для расчета полезного отпуска – схема, ПКР, три последних периода

Дифференциация тарифов 12 вид теплоносителя ( вода, пар ); параметры теплоносителя – в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов ; системы теплоснабжения ; схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения ( подключение к коллектору источника тепловой энергии ; подключение к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией ; подключение к тепловой сети после тепловых пунктов ( на тепловых пунктах ), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией ); средняя продолжительность потребления за отопительный период ( пиковое / базовое потребление )

Одноставочные и двухставочные тарифы 13 Вид тарифаВлияние на платёжСтимулы для потребителяРиски для производителя одноставочный -10% потребления -10% оплаты высокие стимулы к экономии высокие риски, связанные с волатильностью потребления двухставочный -10% потребления около -3% оплаты низкие стимулы к экономии защита от рисков, связанных с волатильностью потребления двухставочный с разделением по категориям потребителей население: -10% потребления не менее -7% оплаты прочие: -10% потребления около -3% оплаты промежуточный вариант: для потребителя – стимулы к экономии, для производителя – защита от волатильности По всей цепочке производство-передача-сбыт один и тот же вид тарифа – одноставочный или двухставочный Рекомендации для регулятора: одноставочный – для сокращения потребления, если производящие мощности сильно загружены двухставочный – для оптимизации объёма присоединённой тепловой нагрузки и долгосрочного достижения экономически эффективного объёма потребления В случае увеличения совокупного платежа для какой-либо категории (группы) потребителей на величину более чем 20% при изменении вида тарифа (одноставочный или двухставочный) органом регулирования устанавливается переходный период на срок не более пяти лет

Методы регулирования тарифов 14 Метод экономически обоснованных затрат Метод обеспечения доходности инвестированного капитала (RAB) Метод индексации Метод сравнения аналогов целевые ТСО все ТСО, ещё не перешедшие на долгосрочное регулирование крупные и средние ТСО, планирующие осуществить масштабные инвестиции может применяться отдельно для генерации или передачи средние и небольшие ТСО, не планирующие масштабных инвестиций небольшие ТСО (применяется для упрощения регулирования) условия применения Преимущественно вновь созданные организации применяется при условиях, что ТСО соответствует: 1)требованиям к фин. Состоянию 2)не является унитарным предприятием 3)утверждена схема теплоснабжения 4)одному из следующих критериев: использует концессию владеет источниками, работающими в режиме комбинированной выработки владеет котельными мощностью 10 Гкал/ч владеет теплосетями протяженностью 50 км применяется, когда нельзя использовать RAB применяется: 1)мощность 10 Гкал/ч, протяжённость теплосетей 50 км особенности прибыль ограничена 7% от затрат рост операционных расходов: не более ИПЦ минус X-факторрост OPEX зависит от относительной эффективности первоначальный RAB ограничен бухгалтерской стоимостью объектов на 1 января 2010 г. с учетом корректировок прибыль ограничена нормой доходности Краткосрочные ( срок 1 год ) Долгосрочные ( срок не менее 3 лет при первом применении, не менее 5 лет впоследствии )

Метод экономически обоснованных расходов НВВ = расходы, связанные с производством и реализацией + внереализационные расходы + расходы, относимые на прибыль после налогообложения + налог на прибыль расходы, связанные с производством и реализацией расходы, относимые на прибыль после налогообложения внереализационные расходы 9) плата за негативное воздействие на окружающую среду; 10) арендная и концессионная плата, лизинговые платежи; 11) служебные командировки; 12) обучение персонала; 13) страхование производственных объектов; 14) другие расходы. 1)топливо (с учетом доставки, транспортировки, хранения); 2)прочие энергоресурсы; 3)оплата услуг регулируемых организаций; 4)сырье и материалы; 5)ремонт основных средств; 6)оплаты труда и страховые взносы; 7)амортизация; 8)расходы на приобретение работ и услуг по договорам; 1) расходы по сомнительным долгам (2% от НВВ в части населения) – только для ЕТО; 2) расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива + проценты по кредитам; 3) расходы на вывод из эксплуатации и из консервации. Ограничены 7% от НВВ. Включают капитальные вложения в соответствии с инвестиционной программой. 15

Метод экономически обоснованных расходов - ежегодная корректировка Не подлежит корректировке Тариф в течение года вследствие снижения затрат из-за повышения эффективности деятельности Экономия затрат, полученная в результате реализации плана проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, сохраняется в течение 5 лет Повышающая корректировка на неучтенные в тарифе экономически обоснованные расходы : Учитываются проценты по привлеченным кредитам на финансирование экономически обоснованных расходов в размере, не превышающем ставку рефинансирования ЦБ РФ + 4% Расходы учитываются в тарифе независимо от достигнутого финансового результата Если производственные объекты не были введены в эксплуатацию в предыдущем году и организация не осуществляет их использование – из НВВ исключаются расходы на их создание из тарифа. Повторное включение в тариф после их ввода в эксплуатацию. Ежегодная корректировка 16

Метод обеспечения доходности инвестированного капитала ( RAB регулирование) НВВ = операционные расходы + расходы на энергоресурсы + неподконтрольные расходы + возврат инвестиций + доход неподконтрольные расходы операционные расходы возврат инвестиций доход 1) оплата услуг регулируемых организаций; 2) налоги, сборы и другие обязательные платежи; 3) концессионная плата; 4) арендная плата (производственные объекты); 5) расходы по сомнительным долгам 1) сырье и материалы; 2) ремонт основных средств; 3) оплаты труда и страховые взносы; 4) работы и услуги, выполняемые по договорам; 5) служебные командировки; 6) обучение персонала; 7) лизинговый платеж, арендная плата (непроизводственные объекты; 8) иные расходы. 1/20 от плановой стоимости объектов введённых в эксплуатацию база капитала (RAB) - непогашенные инвестиции регуляторная норма доходности × RAB регул. норма доходности × нормативный оборотный капитал 17

RAB регулирование - долгосрочные параметры регулирования и ежегодная корректировка Долгосрочные параметры регулирования Ежегодная корректировка Каждый год НВВ корректируется в соответствие c : фактическим ИПЦ изменениями цен на неподконтрольные статьи расходов (повышающая корректировка на неучтенные в тарифе экономически обоснованные расходы объёмом фактически реализованной ИП (ввод объектов в эксплуатацию) отклонением фактического отпуска теплоэнергии от запланированного ДПР устанавливаются на весь долгосрочный период регулирования (3-5 или более лет) и не пересматриваются ( Порядок установления долгосрочных параметров регулирования ): Базовый уровень операционных расходов: подконтрольные расходы первого года Индекс эффективности операционных расходов : темп ежегодного снижения уровня подконтрольных расходов Размер чистого оборотного капитала: 5% от НВВ предыдущего года Норма доходности инвестированного капитала: устанавливается регулятором (сейчас на уровне не менее 12% годовых) Срок возврата инвестированного капитала: 20 лет либо установленный в концессионном соглашении 18

Результаты для инвестора 19 Новые условия тарифообразования позволят теплоснабжающим организациям получать возврат на капитал более 16% при реализации масштабных инвестиционных программ, при незначительном влиянии на тариф Инвестиционные программы, реализуемые предприятиями теплоснабжения, позволят : добиться снижения потерь тепловой энергии на 30% добиться снижения аварийности систем на 60-65% добиться снижения потребления энергоресурсов на 30% Источник: расчёты компании «Акари», форма 22 - ЖКХ

Тарифные последствия 20 Источник: расчёты компании «Акари» Рост тарифа – в результате признания в тарифе фактических затрат Наибольший рост тарифа провоцирует изменение цен на топливо Составляющие темпа роста тарифа при переходе на RAB

Метод индексации НВВ = операционные расходы + расходы на энергоресурсы + неподконтрольные расходы + нормативная прибыль неподконтрольные расходы операционные расходы расходы на энергоресурсы прибыль 1) оплата услуг регулируемых организаций; 2) налоги, сборы и другие обязательные платежи; 3) концессионная плата; 4) арендная плата (производственные объекты); 5) расходы по сомнительным долгам 6) амортизация основных средств и нематериальных активов 1) сырье и материалы; 2) ремонт основных средств; 3) оплаты труда и страховые взносы; 4) работы и услуги, выполняемые по договорам; 5) служебные командировки; 6) обучение персонала; 7) лизинговый платеж, арендная плата (непроизводственные объекты; 8) расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним; 9) иные расходы. устанавливается равной норме прибыли × НВВ норма прибыли норма доходности 21

Метод сравнения аналогов НВВ = базовый уровень расходов × ИПЦ × индекс снижения расходов 22 O A E Индекс снижения расходов Долгосрочные параметры регулирования Устанавливаются на весь долгосрочный период регулирования (3-5 лет) и не пересматриваются : Базовый уровень расходов: все расходы первого года регулирования Индекс снижения расходов : темп ежегодного снижения уровня расходов Графическая иллюстрация метода сравнительного анализа

23 Особенности определения тарифов на горячую воду в открытой системе Компонента на тепловую энергию Компонента на теплоноситель Двухкомпонетный тариф на горячую воду

Подключение новых потребителей 24 Плата за подключение определяется для каждого потребителя индивидуально Плата за подключение = только стоимость « последней мили » ( строительства сети от существующей системы теплоснабжения до потребителя ) Исключения : особо крупные объекты (>1,5 Гкал / час ) малые объекты (

Классификация методов сравнительного анализа - бенчмаркинга 25

Метод наименьших квадратов для реализации бенчмаркинга – графическая иллюстрация 26 O A E Красная линия проходит через самую эффективную компанию Все, кто выше ее – неэффективные в той или иной степени Мера эффективности = отношение « EO » к « AO » Чем меньше мера эффективности, тем выше значение X- фактора

Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала 27

Размер инвестированного капитала В размер инвестированного капитала включается стоимость следующих объектов : объекты принадлежат регулируемой организации на праве собственности – по бухгалтерской стоимости на 1 января 2010 г. с учетом корректировок объекты эксплуатируются организацией на основании договора аренды или концессионного соглашения, и улучшения производились за счет нетарифных источников объекты, эксплуатируемые по договору лизинга, включаются в размере выкупной цены, установленной в договоре лизинга, с учетом накопленной амортизации Объекты незавершенного строительства не учитываются при определении размера инвестированного капитала Стоимость производственных объектов, права собственности на которые возникли у регулируемой организации после 1 января 2010 г. и в отношении которых отсутствует документальное подтверждение их стоимости на 1 января 2012 г., не включается в размер инвестированного капитала. 28

База инвестированного капитала устанавливается ежегодно Корректировки : + стоимость создания ( реконструкции, модернизации ) вновь введенных объектов - величина возврата инвестированного капитала за прошлый год - плата за подключение - бюджетные средства +- корректировка на изменение количества и состава объектов, не предусмотренного ИП +- корректировка на изменение уровня доходности ДГО Удельная стоимость объектов ограничена укрупненными сметными нормативами В базе инвестированного капитала не учитываются : 1) стоимость объектов незавершенного строительства ; 2) арендная плата и концессионная плата ; 3) стоимость административных, жилых зданий, культурно - бытовых объектов, легковых автомобилей и иных объектов движимого и недвижимого имущества не связанных с процессом производства и ( или ) передачи тепловой энергии ( мощности ) и теплоносителя. База инвестированного капитала 29