Требования к тренеру в связи с современными тенденциями в бизнесе БизнесУскорениеГлобализация Узкая специализация Ориентация на качество Борьба за головы (ценности, установки) ТренерФасилитатор Проводник успешных моделей бизнеса Специализация тренеров Высокие требования к качеству учеб. программ Знание PR технологий и основ рекламы
Требования к тренеру в связи с современными тенденциями в бизнесе Бизнес Манипулятивные технологии КонкуренцияТехнологизацияТренер Знание манипулятивных технологий, твердая этическая позиция Профессионализм, стрессоусточивость, постоянное развитие Владение современными техническими средствами
Обучающаяся организация Обучающейся является компания, которая фасилитирует обучение всех своих членов и пребывает в процессе непрерывной трансформации. Обучающейся является компания, которая фасилитирует обучение всех своих членов и пребывает в процессе непрерывной трансформации. (Pedler et al., 1991) (Pedler et al., 1991)
Обучающаяся организация – это такая организация, – это такая организация, где люди постоянно расширяют свою способность порождать результаты, которых они действительно желают; где люди постоянно расширяют свою способность порождать результаты, которых они действительно желают; где воспитываются новые, емкие паттерны мышления; где воспитываются новые, емкие паттерны мышления; где коллектив свободен в своем устремлении; где коллектив свободен в своем устремлении; где люди постоянно учатся учиться вместе. где люди постоянно учатся учиться вместе. (Senge, 1990) (Senge, 1990)
Обучающаяся организация Обучающейся является организация, которая обладает навыками создания, приобретения и передачи знаний, а также модификации своего поведения, отражающей новые знания и идеи. Обучающейся является организация, которая обладает навыками создания, приобретения и передачи знаний, а также модификации своего поведения, отражающей новые знания и идеи. (Garvin, 1993) (Garvin, 1993)
Обучающаяся организация - Организация, которая реагирует на реальные и предполагаемые изменения внешней среды изменением с одной стороны систем, структур и процедур, - а с другой стороны - изменением навыков, знаний и установок персонала - (В.Летуновский, 2003)
Признаки обучающихся организаций Первым является организация, «населенная» индивидами, которые обязаны и способны управлять своим собственным развитием. Первым является организация, «населенная» индивидами, которые обязаны и способны управлять своим собственным развитием. Вторым признаком является существование приемов и методов, которые побуждают и подкрепляют взаимное обучение. Вторым признаком является существование приемов и методов, которые побуждают и подкрепляют взаимное обучение. Существуют системы и процедуры, которые способствуют более широкому распространению и разделению обучения в организации. Существуют системы и процедуры, которые способствуют более широкому распространению и разделению обучения в организации. Обучающаяся организация должна иметь соответствующую корпоративную культуру. Это приводит к возможно решающему признаку: культурному и управленческому стилю, которому свойственны экспериментирование, риск, увлеченность работой и независимость сотрудников всех уровней. Обучающаяся организация должна иметь соответствующую корпоративную культуру. Это приводит к возможно решающему признаку: культурному и управленческому стилю, которому свойственны экспериментирование, риск, увлеченность работой и независимость сотрудников всех уровней.
Модель Гарратта
Модифицированная петля Гаррота Результатыработы Структуры оценки и анализа Изменение систем и процедур Обучение и развитие персонала Информация о внеш.среде: Настоящее, Будущее
Концепции и методы построения обучающейся организации Организационное проектирование можно рассматривать по двум ключевым вопросам: Какая форма организации представляется идеальной? Организационное проектирование можно рассматривать по двум ключевым вопросам: Какая форма организации представляется идеальной? Вопрос второй: К каким способам и средствам необходимо прибегнуть чтобы достигнуть этого идеального состояния? Вопрос второй: К каким способам и средствам необходимо прибегнуть чтобы достигнуть этого идеального состояния? Существует ряд теорий отвечающих на оба вопроса. Например, теория систем (French, 1984; Handy, 1985). И концепция социотехнического анализа (French, 1984; Wilson, 1990). Существует ряд теорий отвечающих на оба вопроса. Например, теория систем (French, 1984; Handy, 1985). И концепция социотехнического анализа (French, 1984; Wilson, 1990).
Концепции и методы построения обучающейся организации Развитие стиля управления и лидерства. Существует много теорий эффективного стиля управления. Стремление к более «участному менеджменту», который, берет начало из работ Блэйка и Моунтона, (Bennis, 1976; French, 1984; Wilson, 1990).
Концепции и методы построения обучающейся организации Производственная демократия. Теория и практика предлагают много примеров производственной демократии. В Великобритании известен подход Жака и Брауна из компании «Глэсир Метал», а в Америке подход под названием «План Скэнлона» (French, 1984; Handy, 1985; Lee, 1985; Магgulies, 1971). Оба эти примера предлагают специальные системы и процедуры для обеспечения участия служащих в принятии решений и контроле над организацией. Производственная демократия. Теория и практика предлагают много примеров производственной демократии. В Великобритании известен подход Жака и Брауна из компании «Глэсир Метал», а в Америке подход под названием «План Скэнлона» (French, 1984; Handy, 1985; Lee, 1985; Магgulies, 1971). Оба эти примера предлагают специальные системы и процедуры для обеспечения участия служащих в принятии решений и контроле над организацией.
Концепции и методы построения обучающейся организации Командное развитие. Примером командного развития могут служить самоуправляемые бригады шведской автомобильной компании «Вольво». Это было одно из первых предприятий, на котором в качестве альтернативы конвейерному производству были созданы команды рабочих, ответственные за отдельные участки работы. Командное развитие. Примером командного развития могут служить самоуправляемые бригады шведской автомобильной компании «Вольво». Это было одно из первых предприятий, на котором в качестве альтернативы конвейерному производству были созданы команды рабочих, ответственные за отдельные участки работы.
ИнформацияПисьменные материалы служебные записки, протоколы о намерениях, циркуляры, служебные журналы, плакаты. Личные встречи: служебные конференции, презентации. Просмотр внутриведомственных видеоматериалов КоммуникацияВстречи в малых группах командные брифинги, на которых заинтересованный персонал может задавать вопросы и получать ответы Консультирова - ние Вопросники и опросы мнений. Брифинги в малых группах. Использование официальных систем и процедур ПереговорыИспользование выбранных или назначенных представителей УчастиеОдно- или многофункциональные рабочие команды или проектные группы ВовлечениеГруппы, ориентированные на решение задачи в масштабах организации и на базе департаментов/отделов. Таблица от информирования к вовлечению
Айсберг Системы и Процедуры, формальные нормы формальные нормы Негласные нормы Негласные нормы Ценности и установки Ценности и установки Верования и убеждения Верования и убеждения
Способы преодоления сопротивления Информирование Обучение Вовлечение
Способы преодоления сопротивления организационным изменениям. Модель Дж.Коттера (Коttеr, 1996): МерыПредпосылки применения ПреимуществаНедостатки Обучение и предоставление информации Недостаток или недостоверность информации либо ее неправильная интерпретация При убежденности сотрудников в необходимости мероприятия они активно участвуют в преобразованиях Требует очень много времени, если надо охватить большое число сотрудников Привлечение к участию в проекте Дефицит информации у инициаторов проекта относительно программы изменений и предполагаемого сопротивления им Участники заинтересованно поддерживают изменения и активно предоставляют значимую для планирования информацию Требует очень много времени, если участники имеют неправильные представления о целях изменений
МерыПредпосылки применения ПреимуществаНедостатки Стимулирование и поддержка Сопротивление обусловлено сложностью индивидуальной адаптации к отдельным изменениям Предоставление помощи при адаптации и учет индивидуальных пожеланий облегчают достижение целей изменения Требует много времени, а также крупных расходов, что может привести к неудаче проекта Переговоры и соглашения Сопротивление групп в руководстве предприятия, опасающихся потерять свои привилегии в результате изменений Предоставление стимулов в обмен на поддержку может оказаться относительно простым способом преодоления сопротивления Часто требует больших расходов и может вызвать претензии у других групп
МерыПредпосылки применения ПреимуществаНедостатки Кадровые перестановки и назначения Н есостоятельность других « тактик » влияния или недопустимо высокие затраты по ним Сопротивление относительно быстро ликвидируется, не требуя высоких затрат Угроза будущим проектам из-за недоверия затронутых пертурбациями лиц Скрытые и явные меры принуждения Острый дефицит времени или отсутствие соответствующей властной базы у инициаторов изменений Угроза санкций заглушает сопротивление делает возможной быструю реализацию проекта Связано с риском, порождает стойкую озлобленность по отношению к инициаторам, пассивное сопротивление возможной переориентации проекта