Степанова Елена Олеговна ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», к.э.н. Российский тренинговый центр Института управления образованием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Степанова Елена Олеговна ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», к.э.н. Российский тренинговый центр Института управления образованием.
Advertisements

Степанова Елена Олеговна ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», к.э.н. «Самооценка образовательного учреждения: цели, проведение.
Расширенное совещание при директоре 12 мая уч. год МОУ СОШ 4 г. Ростов Ярославский.
Управление по результатам в системе образования ТМР Чеканова Оксана Яковлевна, заместитель директора Департамента образования Администрации ТМР.
И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, директор Российского тренингового центра ИУО РАО, к.п.н.
Матвеева Светлана Вениаминовна заведующий МБДОУ детский сад 42 Мурманская область г. Апатиты.
Татьяна Марковна Гозман, заместитель начальника управления, к.п.н., доцент Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Для описания процесса используют информационную карту. Информационная карта документ, в котором зарегистрированы все результаты планирования процесса:
«ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ.
Постоянно действующий семинар учителей школы 599 Приморского района координатор проекта заместитель директора по УВР Антонян Н.М. Санкт-Петербург 2010.
ФЦПРО Проект «Разработка нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей переход в субъектах Российской Федерации.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
Возможности использования муниципальной модели оценки качества образования при принятии управленческих решений Астахова М.М., директор МБОУ «СОШ 1»
О новой форме государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 кл. Нормативное обеспечение г. Красноярск.
Об отдельных аспектах введения ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет.
Г.А.Одинцова, методист МКОУ ДПО «Информационно-методический центр»
Рекомендации по подготовке к аккредитации общеобразовательных учреждений (начальное общее образование) Чипышева Людмила Николаевна, методист регионального.
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
1 Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Транксрипт:

Степанова Елена Олеговна ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», к.э.н. Российский тренинговый центр Института управления образованием РАО ВЕБИНАР «Самооценка школы: цели, проведение и использование результатов» Самооценка школ в Ярославской области: организация и практика применения 24 мая 2012 года

Почему самооценка? Неадекватность системы оценивания задачам развития и улучшения (российская традиция оценивания – оценка как проверка) Ситуация на дату начала работы – 2005 год: Ситуация на дату начала работы – 2005 год: - Действовавшие процедуры (аттестация, аккредитация школ) устанавливают соответствие/несоответствие государственным требованиям. - В процедурах аккредитации не учитывается мнение потребителей образовательных услуг (родителей, обучающихся) - Оценка как проверка не дает возможности оценить динамику результатов школы - Оценка как проверка не стимулирует школу к улучшениям

Сбалансированная оценка (механизм саморазвития) = самооценка + проверки Выводы строятся на сопоставимых, актуальных, достоверных данных Оценка происходит на основе динамики результатов деятельности школы Процесс сбора и анализа информации о качестве образования является одновременно процессом развития учителя и школы Проверки дополняют самооценку и планирование развития в школах Проверки – важная воздействующая сила для улучшения работы школы Проверки представляют возможность внешним сторонам понять общий уровень результативности школы

Нормативное обеспечение методики самооценки в Ярославской области Письмо Департамента образования Ярославской области от «07» августа 2007 г. 2097/01-10 «О самооценке образовательных учреждений» Приложение к письму департамента образования от Форма отчета о самооценке Приказ департамента образования Ярославской области от / «О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области от /01-03 Приказ департамента образования Ярославской области от г /121 «Об итогах аттестации педагогических и руководящих работников на высшую (первую) квалификационную категорию в феврале – марте 2007/2008 учебного года» Приложение 5 к приказу департамента образования Ярославской области от /121

Методическое и кадровое обеспечение Руководство по формированию отчета о самооценке общеобразовательного учреждения Обучение директоров ОУ (тотально на момент введения отчета о самооценке в качестве аккредитационного показателя + текущее обучения по потребности (модуль 36 ч.: методика самооценки, мониторинг и образовательная статистика) Институт муниципальных кураторов по самооценке (специалисты МОУО) - постоянно действующий семинар Консультирование административных команд ОУ

Схема работы с отчетами о самооценке ОУ ОУ (самооценка) Департамент образования Ярославской области Муниципальный орган управления образованием Отчет о самооце нке Инспектирование Центр оценки и контроля качества образования Аккредитация Анализ отчета Ежегодно

Для чего нужна самооценка самому образовательному учреждению? Самооценка Анализ Планирование Публичный отчет директора Отчет учредителю Информирование общественности

На какие вопросы позволяет ответить применение механизмов самооценки? Где мы будем? - прогноз Туда ли мы идем? – анализ тенденций Как далеки мы от идеала? – оценка средних, отклонений Насколько мы лучше / хуже других? – сопоставительный анализ и рейтинги В чем наши проблемы?

Отчет о самооценке Цель проведения самооценки: Получить представление о результатах и процессах в образовательном учреждении на основе самооценки Кто заполняет форму отчета? Руководитель образовательного учреждения (несет ответственность за достоверность и качество информации, содержащейся в отчете) Для проведения самооценки руководитель должен привлекать персонал своего учреждения

Основные требования к отчету: 1. Выводы необходимо доказательно обосновать 2. Фокус описания и оценивания – как это влияет на результаты учеников 3. Краткость (объем 10 стр.; не включать очевидно доступные данные) 4. Шкала самооценки от 1 (очень мало) до 4 (превосходно)

Структура отчета о самооценке: вопросов Внутри каждого вопроса – 4 части 1.Оценка в баллах от 1 до 4 2.Почему Вы так считаете? 3.Что наиболее улучшилось? 4.Что необходимо улучшать и какие действия для этого надо предпринять?

Раздел а. Ключевые характеристики и основные показатели ОУ 1 б. Насколько в целом эффективно ОУ? 1 в. Как оценивается улучшение ОУ за последние 3 года?

Вопросы Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? 3. Каково отношение к обучающимся? Как развивают их персональные качества? 4. Насколько эффективно преподавание в ОУ? 5. Насколько эффективна система мониторинга в ОУ? 6. Насколько хорошо образовательная программа ОУ отвечает потребностям обучающихся?

Вопросы Насколько материальная база, ресурсы, информационно-техническое обеспечение ОУ отвечают требованиям нормативно-правовой документации и реализуемых программ? 8. Насколько обучающимся безопасно в ОУ? Насколько о них хорошо заботятся и поддерживают? 9. Насколько хорошо ОУ работает в партнерстве с родителями, другими ОУ, сообществом? 10. Каково отношение к ОУ обучающихся, родителей? 11. Насколько эффективно управление ОУ?

2.Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? -Итоговая аттестация -Внешнее независимое оценивание -% выпуска (документы о получении образования) Как это влияет на управление качеством образования: 1.дает возможность оценивать динамику ученика, школы, муниципалитета 2.дает возможность оценивать деятельность учителя или группы учителей 3.По схеме «вход-процесс-выход» дает возможность оценить прирост/улучшение и эффективность деятельности самой школы 4.Обязывает ставить конкретные измеряемые цели и задачи на улучшение, формировать реалистичные планы работы Схема работы по вопросу 2 ВОПРОС2.docx, ВОПРОС2_таблица оценок.docxВОПРОС2.docxВОПРОС2_таблица оценок.docx

2.Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? (схема работы с вопросом 2) Критерии оценки и сравнений при ответе на вопрос 2: 1. Результаты школы и их проявления: В сравнении со всеми школами В сравнении с похожими (такими же) школами В отношении целей школы В отношении различных групп учеников 2. Тенденции в результатах школы 3. Насколько хорошо успевают ученики на каждой ступени образования: Прогресс учеников в период обучения на каждой ступени образования Достижения в отельных предметах или предметных областях учебного плана Достижения учеников с различными возможностями (способностями) Достижения мальчиков и девочек, отдельных групп учащихся, индивидуальные достижения учеников. При ответе на вопрос 2 отчета Вы проставляете оценку в баллах, содержательно раскрываете и обосновываете оценку. Перечень параметров и характеристика балльных оценок представлен в Таблице 3.

2.Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? (схема работы с вопросом 2) Общий вывод о результатах выполнения обучающимися требований государственного образовательного стандарта формулируется несколькими предложениями и включает в себя: - оценку в целом справляемости обучающихся с требованиями государственного образовательного стандарта на всех ступенях образования; - оценку в целом справляемости обучающихся с требованиями государственного образовательного стандарта по всем предметам учебного плана; - оценку в целом справляемости обучающихся с требованиями государственного образовательного стандарта по основным предметам учебного плана; - оценку выполнения задач по улучшению справляемости, зафиксированных в отчете о самооценке за предыдущий год и в плане работы ОУ.

2.Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? (схема работы с вопросом 2) В качестве приложений (информационной основы, подкрепляющей вывод) к вопросу 2 должны быть представлены таблицы, графики, диаграммы, характеризующие образовательные результаты, включающие в себя: - Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников по предметам (в том числе – в форме ЕГЭ) - Процент выпускников, которые получили за ЕГЭ по математике, русскому языку положительные отметки (средний показатель за три года) - Результаты внутреннего оценивания образовательных результатов обучающихся (на начальной и основной ступенях образования) в Вашем ОУ за последние три года (по ступеням образования и по основным предметам учебного плана) - Результаты внешнего независимого оценивания образовательных результатов обучающихся (на начальной и основной ступенях образования) в Вашем ОУ за последние три года (по ступеням образования и по основным предметам учебного плана) - Процент обучающихся, справившихся с итоговыми контрольными работами при прохождении ОУ последней аккредитации (аттестации) - Соответствие результатов внутреннего контроля результатов обучающихся результатам внешнего независимого оценивания (по ступеням образования и по основным предметам учебного плана), в том числе – в форме ЕГЭ. - % получивших документ о получении основного общего образования - % получивших документ о получении среднего (полного) общего образования

2.Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? (схема работы с вопросом 2) В каких дисциплинах и образовательных областях обучающиеся достигли лучших результатов и почему? При ответе на данный подвопрос Вы должны перечислить те предметы/предметные области (в разрезе ступеней образования), в которых обучающиеся показали наилучшие результаты. ВНИМАНИЕ! Результаты оцениваются в рамках справляемости с государственным образовательным стандартом. Данные о победах в конкурсах, олимпиадах и т.п. к ответу на вопрос 2 не относятся. Для удобства работы, выводы по данному подвопросу могут быть представлены в виде таблицы: В качестве приложений (информационной основы, подкрепляющей вывод), должны быть представлены таблицы, графики, диаграммы, отражающие вышеперечисленные наилучшие результаты. Наилучший результат в рамках дисциплины / предметной области/ступени образования (за последний учебный год/за три года) Какие факторы повлияли на результат

2.Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? (схема работы с вопросом 2) В каких дисциплинах и образовательных областях необходимо улучшение и какие действия для этого необходимо предпринять? При ответе на данный подвопрос Вы должны перечислить те предметы/предметные области (в разрезе ступеней образования), результаты обучающихся по которым либо сохраняются стабильными, либо снизились за последний учебный год, либо показывают отрицательную динамику в течение последних 3-х лет. Для удобства работы, выводы по данному подвопросу могут быть представлены в виде таблицы: ВНИМАНИЕ! Каждый результат, прописанный в данной таблице, должен быть отражен в плане работы Вашего ОУ на следующий год (в случае если выявлена системная, повторяющаяся проблема, отрицательная динамика, то это должно быть зафиксировано не только в годовом плане, но и в программе развития ОУ), детализирован в количественных показателях (например, увеличение на 5% количества обучающихся, сдавших ЕГЭ по математике на оценки «4» и «5»). Управленческие действия, которые необходимо предпринять, также должны быть отражены в плане работы ОУ: в зависимости от вида деятельности, эти действия могут быть отнесены, например, к разделу плана «Развитие персонала ОУ», либо «Совершенствование МТБ ОУ» и т.д. В качестве приложений (информационной основы, подкрепляющей вывод), должны быть представлены таблицы, графики, диаграммы, отражающие вышеперечисленные результаты, требующие улучшений. Результат, требующий улучшения в рамках дисциплины / предметной области/ступени образования Какие действия для этого необходимо предпринять?

2.Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? (схема работы с вопросом 2) Есть ли какие-либо различия в справляемости обучающихся с требованиями государственного образовательного стандарта в зависимости от пола, этнического происхождения (национальности) или других характеристик. Если да, то какие управленческие действия должны быть предприняты? При ответе на данный подвопрос Вам необходимо указать, какие группы обучающихся (по указанным характеристикам) есть в Вашем ОУ и указать имеющиеся отклонения в справляемости выделенных групп обучающихся с требованиями государственного образовательного стандарта по сравнению со средними показателями справляемости всего контингента обучающихся. Для удобства работы, выводы по данному подвопросу могут быть представлены в виде таблицы: В качестве приложений (информационной основы, подкрепляющей вывод), должны быть представлены таблицы, графики, диаграммы, отражающие вышеперечисленные различия в результатах справляемости. Группа обучающихся (по заданным характеристикам) Различия в справляемости со стандартом по сравнению со средними показателями справляемости контингента ОУ Какие управленческие действия должны быть предприняты?

2.Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? (схема работы с вопросом 2) Есть ли какие-либо различия в справляемости обучающихся с требованиями государственного образовательного стандарта в зависимости от пола, этнического происхождения (национальности) или других характеристик. Если да, то какие управленческие действия должны быть предприняты? При ответе на данный подвопрос Вам необходимо указать, какие группы обучающихся (по указанным характеристикам) есть в Вашем ОУ и указать имеющиеся отклонения в справляемости выделенных групп обучающихся с требованиями государственного образовательного стандарта по сравнению со средними показателями справляемости всего контингента обучающихся. Для удобства работы, выводы по данному подвопросу могут быть представлены в виде таблицы: В качестве приложений (информационной основы, подкрепляющей вывод), должны быть представлены таблицы, графики, диаграммы, отражающие вышеперечисленные различия в результатах справляемости. Группа обучающихся (по заданным характеристикам) Различия в справляемости со стандартом по сравнению со средними показателями справляемости контингента ОУ Какие управленческие действия должны быть предприняты?

Примеры отчетов о самооценке (отчет о результатах самообследования) (самооценка деятельности образовательного учреждения) (самооценка)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Определиться в ситуации – это точно знать, в какую следующую ситуацию вы попадете. Сунь-Цзы трактат «О военном искусстве»