Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Бородкина Г.В. ; Симонова М.Н. С С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровье индивидуума Здоровье индивидуума это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не только отсутствие.
Advertisements

Из Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года - Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года.
Из Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года - Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Выступление заведующего Журавлевой Светланы Викторовны.
Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования.
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного.
ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ тепанова Марина Исааковна Д.м.н. С тепанова Марина Исааковна Москва.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровье как образовательный результат Красноярск 2007.
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Здоровье – богатство на все времена (проект построен на основе программы Касаткина В.Н.) 1«Б» класс Медведева С.В.
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа 14» г.Яровое Зам.директора по УВР Дьяконова Г.Н.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ МОУ гимназия 2 города Вышний Волочек города Вышний Волочек Тверской области.
Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него были все органы в порядке, словом,
Транксрипт:

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Бородкина Г.В. ; Симонова М.Н. С С

Из Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года - Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года 1756-Р(п.2.2) В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования: провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся использования эффективных методов обучения реальной разгрузки содержания общего образования повышения удельного веса и качества занятий физической культурой улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи" 2

Здоровье индивидуума, по определению Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ ) Здоровье индивидуума, по определению Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ ) " это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов" " это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов" Физическое благополучие это отсутствие болезней или физических дефектов у ребёнка, соответствие биологического возраста календарному, гармоничный рост и развитие ребёнка Душевное здоровье рассматривается как состояние психологического, нервно-психического психического благополучия социальное здоровье, применительно к школе, - возможность ребенком усваивать программу образования и умение находиться в коллективе 3

Заболеваемость детей всех возрастных групп за последние 5 лет костно- мышечной системы на 80% мочеполовой на 90% нервной системы и органов чувств на 35% кровообращения на 56% эндокринной системы на 90% значительно выросла. 4

Дисгармоничное физическое развитие характеризуется не только снижением функциональных резервов детского организма, но и сопровождается отставанием темпов полового созревания, развитием соматических болезней Наиболее неблагоприятные показатели физического развития характерны для школьников, проживающих в социально неблагополучных регионах Важнейшим индикатором здоровья детей и подростков является физическое развитие Доля детей с нормальным физическим развитием в России снизилась на 13-16% от начала к концу 90-х годов Дисгармоничное развитие отмечается у каждого десятого подростка 5

Состояние психического здоровья детей и подростков обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое здоровье соматическое и репродуктивное здоровье Состояние психического здоровья детей и подростков обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое здоровье соматическое и репродуктивное здоровье Количество детей с нервно-психическими расстройствами уже на протяжении первого года обучения от 10-20% до 40% 6

Состояние психического здоровья характеризуют и наркологические расстройства С 1991 по 1997 г. у школьников возросли в 6,4 раза все виды наркологических расстройств У городских школьников- подростков имеются все виды наркомании У сельских школьников - чаще встречаются заболевания, обусловленные злоупотреблением алкоголя на 12% и 40% среди девочек на 10% и 20% среди мальчиков Установлено увеличение распространенности употребления алкоголя и курения 7

стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие методик и технологий обучения возможностям организма детей и подростков, особенно младших школьников В пищевом рационе детей и подростков отмечается дефицит белков и жиров. Основой рациона большинства детей дошкольного и школьного возраста служит группа: хлебных продуктов, сахара, кондитерских изделий Школьные факторы риска, приводящие к увеличению школьников, страдающих психоневрологическими отклонениями В ухудшение состояния здоровья детей и подростков вносит свой вклад снижение качества питания 8

Школьное питание характеризуется снижением энергетической ценности пищи, резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами Школьное питание характеризуется снижением энергетической ценности пищи, резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами Число детей, питающихся в школьных столовых, сократилось на 30%, а среди старшеклассников не превышает 10% Дефицит витаминов и микроэлементов отражается на росте и развитии детей Степень дефицита витаминов часто достигает 80% от возрастных норм 9

В первую очередь это неудовлетворительное санитарно-техническое состояние многих школ Среди указанных факторов, негативно влияющих на формирование здоровья школьников, нельзя не отметить и такой, как состояние внутришкольной среды Официальные данные свидетельствуют о том, что 10,7% образовательных учреждений требуют капитального ремонта канализация централизованное водоснабжение 18,4% спортивные залы 39% центральное отопление 13,2% 23,3% школа 10

В большинстве школ уровни освещенности ниже гигиенических нормативов, а учебная мебель не соответствует ростовым показателям детей Лишь 25,3% детских образовательных учреждений по своему состоянию соответствует санитарным нормам и правилам 11

серьезные нарушения в состоянии здоровья Компьютеризация школьного образования наряду с многочисленными достоинствами имеет ряд негативных для здоровья детей последствий. 12 компьютерный парк большинства школ устарел систематические занятия за такими компьютерами ухудшение зрения воздействие высоких уровней электромагнитных полей

Отрицательное воздействие на состояние здоровья учащихся оказывает : отсутствие эффективных медико-педагогических программ и интегрированных тем, направленных на формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни и сохранении здоровья несовершенство психолого-педагогической поддержки школьников отсутствие индивидуально- дифференцированного подхода к учащимся, недостаточные знания педагога о ребенке 13

Провести экспертизу условий учебно-воспитательного процесса (УВП): организации (зонирования) классного пространства санитарно-технического состояния образовательного учреждения и примыкающей к школьному зданию территории санитарно-гигиенического состояния (освещения, оформления, обеспечения необходимого воздушно-теплового режима) учебных комнат и рекреаций обеспечения горячим питанием учащихся всех классов регулирования наполняемости классных коллективов наличия в классах необходимого дидактического и лабораторного оборудования, инструментария 14

Все эти факторы оказывают непосредственное влияние эмоциональный комфорт здоровье не только учащихся, но и педагога эмоциональный комфорт здоровье не только учащихся, но и педагога обеспечение школьников достаточным по продолжительности отдыхом необходимое количество и оборудование классных комнат двигательной активностью 15 способствуют формированию положительной мотивации предоставляют возможность для рациональной организации УВП:

Провести тщательный анализ организации УВП: организации УВП в профилированных классах продолжительности уроков и перемен использования "ступенчатого режима" в первых классах физкультурно- оздоровительных мероприятий в течение дня, недели, года расписания уроков и дополнительных занятий, работы групп продленного дня 16

основой организации УВП является умственная работоспособность школьника, для которой характерны подъемы и спады в определенные часы дня, в течение недели и учебного года основой организации УВП является умственная работоспособность школьника, для которой характерны подъемы и спады в определенные часы дня, в течение недели и учебного года Наиболее продуктивная работа подавляющего большинства учащихся отмечается на 2-3 уроке Непродуктивная - на 4-5 для младших школьников и для учащихся основной школы Подобная динамика умственной работоспособности сохраняется и в различные дни недели: наиболее продуктивная учебная деятельность - во вторник, среду, тогда как в пятницу - непродуктивная, с низким качеством 17

учитывать степень трудности предмета сохранение устойчивого уровня работоспособности и функционального состояния учащихся пользоваться знаниями основ организации учебного процесса Учебные занятия должны обеспечивать не только педагогический, но и физиолого-гигиенический эффект 18

Основная структурная единица педагогического процесса в школе - урок Более короткая продолжительность урока должна быть при обучении детей со сниженными учебными возможностями когда обучение детей с хроническими заболеваниями сочетается с их лечением (классы компенсирующего обучения, санатории, санаторные школы) 19

Учебная работа школьников учебные занятия в школе приготовление домашних заданий В связи с этим целесообразно проводить опрос-анкетирование учащихся о времени приготовления домашнего задания по тому или иному предмету. Это позволит контролировать объем задаваемого учебного материала по разным предметам с целью выявления общего объема и его нормализации когда общая учебная нагрузка чрезмерна и занимает большую часть времени бодрствования школьников основные потребности растущего организма: активный отдых, сон, занятия по интересам хронически не удовлетворяются что приводит 20

Гигиенические нормативы выдерживают 17,7% первоклассников, 30,1% второклассников, 53,6% третьеклассников, 63,3% четвероклассников. Гигиенические нормативы выдерживают 17,7% первоклассников, 30,1% второклассников, 53,6% третьеклассников, 63,3% четвероклассников. Отмечено, что для выполнения домашних заданий учащимся начальной школы требуется значительно больше времени, чем это определено гигиеническими нормативами Старшеклассники же в 12-19% случаев тратят на приготовление уроков по 5-6 часов. Среди учащихся 5-7 классов лишь 11,8-15,3% учащихся готовят уроки свыше рекомендуемого времени. 21

Учебные нагрузки перестали ныне контролироваться органами управления образованием. А неумеренные амбиции и стремление к быстрым успехам, особенно в классах и учреждениях повышенной сложности обучения, затмевают для отдельных педагогов и родителей заботу о здоровье детей в средних и старших классах - до 8 и более в старших классах до часов В результате, в условиях укороченной 5-дневной недели количество уроков в день возросло В результате, в условиях укороченной 5-дневной недели количество уроков в день возросло в начальной школе до 6 С учетом приготовления домашних заданий рабочий день учащихся достигает в начальных классах часов 22

негативно сказываются не только на психическом и физическом здоровье детей школьного возраста, но и с сопряженной с ним социальной адаптацией: растет число социально дезадаптированных школьников, девиантных форм их поведения негативно сказываются не только на психическом и физическом здоровье детей школьного возраста, но и с сопряженной с ним социальной адаптацией: растет число социально дезадаптированных школьников, девиантных форм их поведения чрезмерные учебные нагрузки нерациональный отдых ухудшение материального состояния многих семей постоянно действующие и нарастающие стрессовые ситуации 23

Из опыта работы школ, выбравших ориентир на укрепление здоровья детей деятельность учителей организована с учетом психофизиологии и состояния здоровья школьников строго нормирована учебная нагрузка с обязательным включением организованной двигательной активности и в сетку расписания учебных занятий, и во внеурочное время рационально организован режим обучения для учащихся с ослабленным здоровьем, высокой утомляемостью для классов компенсирующего обучения, гимназических организован щадящий режим ЛФК, массаж, физиотерапевтические процедуры, используются фитокомпозиции, на высоком уровне организовано школьное питание и физкультурно-оздоровительная работа организовано проведение оздоровительной работы 24

Школе необходимы педагогические технологии, предназначенные для выполнения задачи охраны и укрепления здоровья школьников Экзаменационный стресс не только снижает умственную работоспособность, но и сопротивляемость к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся Тестовая форма контроля - одно из действенных профилактических мероприятий, способных снизить эмоциональное напряжение у школьников во время сдачи экзаменов Наиболее сильное стрессовое влияние экзамены оказывают на учеников, имеющих отклонения в состоянии здоровья К наиболее выраженным стрессовым ситуациям могут быть отнесены школьные экзамены 25

Тревожность еще более возрастает перед контрольными работами, экзаменами или в период их проведения В работе администрации школы также необходимо координировать работу психолога и/или педагога по выявлению таких школьников для предупреждения возможных стрессов и срывов адаптации 26 Современные школьники отличаются высоким уровнем тревожности в состоянии самовыражения взаимоотношений с учителем в ситуации проверки знаний

Следует помнить, что при высоком уровне тревожности, стрессе у школьников наблюдаются вегетативные расстройства влажные руки напряжение затрудненное пищеварение возбужденность При более значительном уровне дезорганизации поведения, экзаменующийся теряется, приходит в замешательство, отличается неясностью мыслей, провалами памяти, вербальными затруднениями 27

предусмотреть зону отдыха, оснащенную релаксационным инструментарием вне классного помещения -проводить с ними тренинги для снижения тревожности, - разучивать рациональные формы поведения в напряженных условиях, - снижать значимость экзаменационной оценки -проводить с ними тренинги для снижения тревожности, - разучивать рациональные формы поведения в напряженных условиях, - снижать значимость экзаменационной оценки Для ослабленных учащихся, а также для школьников классов повышенной нагрузки, в том числе профилированных необходимо универсальным средством снижения эмоционального напряжения являются физическая активность и занятия спортом 28

Регулярные физические упражнения тренируют и улучшают функционирование тех систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.), которые обычно подвергаются наибольшему напряжению вследствие стрессовой реакции Спортивные занятия в период экзаменов должны быть средней интенсивности, чтобы не вызвать переутомления учащихся Показаны ежедневные 30-минутные спортивные игры, силовые упражнения Показаны ежедневные 30-минутные спортивные игры, силовые упражнения Интенсивность нервно-эмоционального напряжения учащихся можно уменьшить и с помощью функциональной музыки, инструментальной и оркестровой 29

Создать в школе целостную атмосферу здоровья невозможно без оздоровления учителя как ключевой фигуры школы если в 1993г. первую группу здоровья составляло 36% педагогов, в 1997 г. - 17%, то в 1998 г. - 14%. Состояние здоровья 56% учителей требует медицинского вмешательства Современные учителя отличаются крайне низкими показателями состояния здоровья: 0% 30 10% 20% 30% 40% 50% 60% 1993 г 1997 г 1998 г Именно от учителя во многом зависит здоровье подрастающего поколения

Причины, оказывающие влияние на состояние здоровья учителей: Высокая напряженность и ответственность Высокие требования к психическим процессам - вниманию, памяти и речи: Повышенная продолжительность рабочего времени дополнительные нагрузки, связанные с проверкой письменных работ учащихся распределение внимания с его длительной фиксацией на нескольких объектах способность запоминать и воспроизводить большой объем информации, большие нагрузки на голосовой аппарат подготовка к урокам 31

"истощение" "сгорание" При учебной нагрузке более 36 часов вполне закономерно нарастание хронического утомления даже у 50-летних педагогов а у трети учителей показатель социальной адаптации ниже, чем у людей, страдающих неврозами По мере увеличения продолжительности профессиональной деятельности возрастает от 52% у молодых учителей до 86% - у учителей предпенсионного возраста психоэмоциональное напряжение вегето-сосудистые дистонии заболевания желудочно-кишечного тракта мочевыделительной системы По мере увеличения продолжительности профессиональной деятельности возрастает от 52% у молодых учителей до 86% - у учителей предпенсионного возраста психоэмоциональное напряжение вегето-сосудистые дистонии заболевания желудочно-кишечного тракта мочевыделительной системы Для учителей, проработавших в школе лет, характерны "педагогические кризы" 32

Но страдает и сам педагог, который расплачивается за всё соматическими и нервно-психическими болезнями Профессия учителя стрессогенная и требует больших резервов самообладания и саморегуляции Однако никто не учит учителей выдержке и самообладанию, умению сохранять профессиональную форму Недостаток коммуникативных способностей и навыков саморегуляции делают учителя в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно Страдают дети, ибо попадают в невротическую среду обитания 33

34 "Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются: рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни организация рационального питания учащихся рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу

развитие у учителей коммуникативных способностей и навыков саморегуляции для того, чтобы дети не попали в невротическую среду образовательного процесса создание условий для более успешной адаптации начинающих профессиональную деятельность педагогов проведение оздоровительно- профилактической работы для педагогов, оказание социальной помощи педагогам, нуждающимся в ней по состоянию своего здоровья обеспечение условий для оптимального преодоления педагогами "критических" возрастных периодов 35

36

1. Что определяет здоровье человека (школьника, учителя)? Назовите наиболее часто встречающиеся заболевания у учащихся Вашей школы. 2. Назовите факторы школьной среды, влияющие на здоровье учащихся, и объясните характер их взаимодействия с успешностью обучения. 3. Перечислите факторы внешкольной среды, формирующие здоровье детей и подростков, обуславливающие успешность их учебной деятельности. 4. Что лежит в основе организации учебно-воспитательного процесса? Назовите отличия при составлении расписания для учащихся начальной, средней и старшей ступени. 5. Назовите положительные и отрицательные стороны 5-дневной и 6-дневной учебной недели. Предложите свои варианты организации УВП на неделю с учетом интеграции обучения, развития и здоровья. 37

6. Объясните свое согласие или несогласие с утверждением: "Психологию обмануть можно, а физиологию - нельзя"? В связи с этим обозначьте "цену" приобретенных знаний некоторыми категориями учащихся в классах развивающего и профилированного обучения. 7. Перечислите педагогические технологии, которые можно назвать здоровьеохранными и объясните, почему так считаете. Какие педагогических технологий используют в Вашей школе. 8. В чем преимущества тестового контроля знаний? Какие методы, приемы применяют в Вашей школе для профилактики нервно-психического напряжения у школьников и учителей? 9. В каких последних документах отражены основные условия и направления сохранения здоровья школьников в образовательных учреждениях. Перечислите эти условия и направления. 38

1. Здоровье детей России (состояние проблемы). Под ред. Баранова А.В. М., Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса. В кн. Школа и психическое здоровье учащихся. Под ред. С.М.Громбаха. М., Медицина, СанПиН "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений". М., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. - М., Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО,

6.Рекомендации " О подготовке к организации здоровьесберегабщего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования". М., Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы. / Материалы городской науч.-практ. конф. "Профессиональное здоровье учителя - стратегическая проблема современной школы", М., Медицинское обеспечение школьников, обучающихся в новых видах школ. Метод. Рекомендации (25). М., Об утверждении обязательного минимума содержания (полного) общего образования. Приказ Минобразования РФ от // Вестник образования, 1999, сентябрь. 10. " О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению "Здоровьесберегающие технологии« письмо Минобразования России от 26 августа 2002 г /13 40

41