Исследование и проектирование в биологии Учитель химии и биологии Гожской СШ Репина Ольга Геннадьевна
Проект – (progectus – «брошенный вперёд») совокупность документов, необходимых для создания какого-либо изделия. Воплощение известной идеи в практику. Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Не предполагает какого-либо заранее планируемого результата. Проект – (progectus – «брошенный вперёд») совокупность документов, необходимых для создания какого-либо изделия. Воплощение известной идеи в практику. Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Не предполагает какого-либо заранее планируемого результата. Свободное исследование базируется на любознательности, не предполагает достижение определённого заранее результата Проблемное исследование предполагает решение какой-то ясно поставленной проблемы Движущая сила – стремление к исследовательскому поиску (ориентировочно-исследовательский рефлекс)
Исследовательская и проектная деятельность на уроке Педагогические ситуации, решение реальных жизненных проблем;Педагогические ситуации, решение реальных жизненных проблем; Работа в группе;Работа в группе; Индивидуальная работа над заданиями повышенной сложности;Индивидуальная работа над заданиями повышенной сложности; Межпредметные связи;Межпредметные связи; Практические и лабораторные работы, опытническая деятельностьПрактические и лабораторные работы, опытническая деятельность Постановка проблемы; Выдвижение гипотез, «мозговой штурм»; Анализ, сравнение, синтез; Оформление, презентация, защита результатов своей работы; Экспертиза работы, рецензирование (само- и взаимопроверка); Диспут
Исследования и проекты во внеклассной деятельности по биологии Научно- практические конференции Декада науки Олимпиады Социальные проекты Викторины, интеллектуальные игры, вечера, конкурсы Информационно – аналитическая деятельность
Научно-исследовательская деятельность Освоение методов проведения научно- исследовательской деятельности;Освоение методов проведения научно- исследовательской деятельности; Составление экологических карт исследуемой территории;Составление экологических карт исследуемой территории; Экологический мониторинг;Экологический мониторинг; Фенологические наблюдения, календарь природы;Фенологические наблюдения, календарь природы; Образовательная и просветительская работа;Образовательная и просветительская работа; Получение теоретических знаний по экологии.Получение теоретических знаний по экологии.
Этапы проведения научно- исследовательской работы определение тем исследования; составление графика выполнения работ; тестирование участников проекта с целью выяснения индивидуальных особенностей Подготовительный этап
Этапы проведения научно- исследовательской работы предварительное знакомство с методами работы; определение проблемы и задач исследования (использование метода «круглого стола»); выдвижение гипотез и способов их решения; распределение работы между участниками группового исследования; начало работы по сбору информации (теория) Начальный этап
Этапы проведения научно- исследовательской работы Основной этап самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов
Этапы проведения научно- исследовательской работы Заключительный этап представление результатов выполненных работ в виде материального продукта (доклад, реферат, газета, модель, план, схема, график и т.п.); презентация работ; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов (конференции); внесение корректив в работу
Наши достижения 1. Участники мероприятий по программе Международного Белорусско- Литовского школьно-студенческого эколого-образовательного проекта «Нёманскiя зоркi».1. Участники мероприятий по программе Международного Белорусско- Литовского школьно-студенческого эколого-образовательного проекта «Нёманскiя зоркi». 2. Районный конкурс экологических плакатов «Мой родны кут» (2-е место).2. Районный конкурс экологических плакатов «Мой родны кут» (2-е место). 3. «Экомарафон-2006» - (4-е место); участие в «Экомарафоне-2007» - областной конкурс юных экологов.3. «Экомарафон-2006» - (4-е место); участие в «Экомарафоне-2007» - областной конкурс юных экологов. 4. V Областной слёт юных экологов (3-е место в конкурсе экоагитбригад).4. V Областной слёт юных экологов (3-е место в конкурсе экоагитбригад). 5. Конкурс экологических проектов «В гармонии с природой» (проект Гожской СШ «Думай глобально – действуй локально» - 2-е место).5. Конкурс экологических проектов «В гармонии с природой» (проект Гожской СШ «Думай глобально – действуй локально» - 2-е место). 6. Конкурс презентаций «Наши дети – наша гордость».6. Конкурс презентаций «Наши дети – наша гордость». 7. Мы являемся членами клуба «Крылатый дозор» («Ахова птушак Бацькаушчыны»). Участвуем в конкурсах и акциях, направленных на изучение и охрану птиц – «Спасти альбатросов», «Соловей – птица 2007 года», «Большая белая цапля – птица 2008 года», «Птицы в объективе», «Живая весна», сезонные учёты птиц, их зимняя подкормка и т.д.7. Мы являемся членами клуба «Крылатый дозор» («Ахова птушак Бацькаушчыны»). Участвуем в конкурсах и акциях, направленных на изучение и охрану птиц – «Спасти альбатросов», «Соловей – птица 2007 года», «Большая белая цапля – птица 2008 года», «Птицы в объективе», «Живая весна», сезонные учёты птиц, их зимняя подкормка и т.д.
Наши достижения «Многообразие птиц окрестностей Гожской СШ» – 1-е место в I районной научно-практической конференции школьников; участие в областном этапе республиканского конкурса исследовательских работ школьников; участие в Гродненской открытой областной зоологической конференции учащихся (гимназия1 г. Гродно). Публикации: Экологические проблемы западного региона Беларуси: сб. науч. статей/ под общ. ред. проф. Е.П. Кремлёва. – Гродно: ГрГУ, – 374с. «Батрахофауна окрестностей д. Гожа» – 1-е место во II и III районной научно- практической конференции школьников; участие в Гродненской открытой областной зоологической конференции учащихся (гимназия 1 г. Гродно, 2007, 2008гг); 2-е место в областном этапе и 3-е место в финале республиканского конкурса исследовательских работ школьников. Публикации: Состояние и перспективы охраны животного мира Гродненской области и сопредельных территорий: сб. мат-лов III Гродненской областной открытой зоологической конференции учащихся/ ред. кол. Д.Е. Винчевский, В.С. Гуменный, А.В. Рыжая. – Гродно, – с.45.
Наши достижения «Экологическая обстановка окрестностей Гожской СШ» – 1-е место во II районной научно-практической конференции школьников; 1-е место в областном этапе и участник финала республиканского конкурса исследовательских работ школьников. «Асимметрия листьев берёзы бородавчатой (Betula pendula Roth.) д. Гожа и окрестностей» - 1-е место в районном, 3-е место в областном этапе, участник республиканского конкурса научно-исследовательских работ школьников; финалист международного Стокгольмского конкурса экологических работ школьников. «Особенности антропометрии учащихся Гожской СШ» - 1-е место в районном, 3-е место в областном этапе конкурса научно-исследовательских работ школьников; участники Гродненской областной научно-практической конференции школьников и студентов (лицей 1 г. Гродно). «Оценка состояния водоёмов д. Гожа окрестностей» - 3-е место в республиканском конкурсе научно-практических проектов эколого- биологической тематики «Прозрачные волны Нарочи» «Экология помещений Гожской СШ» - 3-е место в районной конференции «Первые шаги в науку»
угасание одарённости по мере взросления, неполная реализация таланта активность, поиск, развитие, критическое мышление, партнёрство,интерес, этика поведения, ответственность, осознание значимости своей работы ребёнок Экологически образованный человек с состоявшейся творческой судьбой Исследова- тельская и проектная деятельность
Почему я занимаюсь исследовательской деятельностью… «Я занимаюсь изучением земноводных, потому что мне это нравится. Это очень увлекательное занятие, и я не считаю это тратой времени. На мой взгляд, интересное времяпровождение, общение с природой и различные мероприятия (конференции) дают массу впечатлений и новые знания.» «Я занимаюсь исследовательской деятельностью потому, что: 1. мы ездим на конференции, обмениваемся информацией с другими участниками; 2. занимаясь исследованием природы, я больше общаюсь с ней; 3. интересно обрабатывать собранную в ходе исследования информацию.» «Мне очень нравится заниматься исследовательской деятельностью, т.к. наша работа очень интересная и полезная. Мы делаем жизнь школы разнообразней и интересней. Я думаю, что знания, полученные в ходе исследований, пригодятся мне в будущем.»