Аннотация проекта Предлагаемый учебно-методический проект изучает вопрос курса русской литературы второй половины XIX века и организует межпредметные связи с философией, музыкой и информационными технологиями. УМП рассчитан на урочную и внеурочную форму работы в 10-х классах. В ходе выполнения проекта учащиеся должны проявить творческий подход к изучению темы, развивать умение интерпретировать поэтический текст и оценивать значение творчества писателя в контексте литературной эпохи. УМП предполагает использование учебников дополнительной литературы, энциклопедий, работ в Интернете, ориентирует учащихся на размышления, поиск и исследовательскую деятельность; способствует повышению культурного уровня, развивает эстетический вкус; УМП развивает самостоятельную и коллективную деятельность, вырабатывает в каждом ученике настойчивость в достижении цели.
Кто он? Сей таинственный поэт? Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся, Но нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать «Низенький, худенький старичок, хилый немощный,- «беспомощный и убогий»,- как он сам о себе говорил, похожий на «облак тощий», на изнемогающий дневной месяц. Вот он сидит у себя в жарко натопленной комнате, зябнет и кутается в плед; или бредёт по улице в помятой шляпе и волочит по земле рукав поношенной шубы. Задумчив, рассеян, одет небрежно, «ни на одну пуговицу не застёгнут как следует». Болезненно сжатые губы. Глаза утомлённые, как бы ослеплённые блеском своей собственной мысли; в этих глазах – Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет и не может…» Чей портрет нарисовал Д.Мережковский?
Трудно представить, что это Ф.И.Тютчев – степенный и величественный, каким мы привыкли видеть его на портретах. Тютчев - явление для ума непостижимое, как непостижимы для человека понятия бесконечного и вечного. Не случайно Мережковский назвал свой очерк о Поэте «Тайна Тютчева» В чём необычность и загадочность личности Тютчева?
МОУ Гимназия 15 Тема учебного проекта Своеобразие художественного мира Ф.И. Тютчева Творческое название проекта «Тайна Тютчева» Проект выполнила учитель гимназии 15 Шалимова Наталья Александровна Г. Кострома 2006
Основной вопрос учебного проекта Какой путь духовной эволюции проходит лирический герой Тютчева? Вопрос учебной темы Каковы основные темы творчества, особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева? Участники проекта: ученики 10 «Б» класса Информационные ресурсы: литература, электронная энциклопедия, сайты Интернета
Темы самостоятельных исследований «Земная жизнь кругом объята снами…» (Своеобразие философской лирики Тютчева) «Не то, что мните вы, природа …» (Особенности пейзажной лирики Тютчева) «Человек в поэзии Тютчева» «Денисьевский цикл» как трагическая исповедь поэта» Результаты представления проекта Презентации Публикация Кроссворд Веб–сайт темы исследования
Дидактические цели проекта формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы «в группе», «в диалоге»; приобретение навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации, умение увидеть проблему и наметить пути её решения. Методические задачи формирование целостного представления о своеобразии художественного мировосприятия Тютчева, особенностях поэтического стиля поэта, основных темах творчества; совершенствование навыков анализа стихотворений.
Этапы проведения проекта Этапы проведенияСодержание работыВремя 1.«Индуктор» Урок - мастерская Создание эмоциональной атмосферы. Осмысление философской концепции мира, представленной в поэзии Тютчева. 2 урока 2. «Мозговой штурм»Формулирование тем исследований. Выбор творческого названия проекта 3 урок 3. Создание плана работы Обсуждение вариантов плана совместно с учащимися 3 урок
Этапы проведения проекта (продолжение) 4. Организация самостоятельной деятельности учащихся Формирование групп для проведения исследования, обсуждение задания. 4 урок (из часов по выбору) 5. Поиск источников информации Обсуждение возможных источников информации. 4 урок (из часов по выбору) 6. Самостоятельная работа Работа в группах по выполнению задания. 5 урок (из часов по выбору) 8. Защита проектовОтчёт об исследовательской работе. 6 урок 9. Зачётная работаТворческий тест с использованием ИКТ. 7 урок
Структура УМП Дидактические материалы Словарь основных философских категорий Тютчева. Зачётная работа Кроссворд «Тютчев. Вехи судьбы» Методические материалы Урок-мастерская построения знаний Критерии оценивания Публикация к исследованию «Пейзажная лирика» в виде буклета Презентация исследования «Человек в поэзии Тютчева» Веб-сайт исследования «Поединок роковой» в любовной лирике Ф. Тютчева»
Источники информации 1. Тютчев Ф.М. Стихотворения.- М.: Художественная литература, Конспекты уроков для учителя литературы, 10 класс: Учебное пособие. - М.: Владос, ,191,193,196 с. 3. Лебедев Ю.В. Русская литература ХIX века, 2-я часть: Учебное пособие. – М.: Просвещение, с. 4. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников.- М.: Правда, – 365 с. 5. Электронная Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 6. Семёнов Л.Н. Русская литература в вопросах и заданиях: 9-10 классы: Пособие для учителя.- М. Владос, ,138 с. 7. Контрольные и проверочные работы по литературе: 10 класс: Методическое пособие под. ред. Кучиной Т.Г., Леденёва А.В: М.: Дрофа, ,126 с. 8. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для Учителя.- М.:Первое сентября, с. 9. Федор Иванович Тютчев Романсы на стихи Тютчева. - tutchev/romance_tutchev.html
Контактная информация Шалимова Наталья Александровна учитель литературы гимназии г. Кострома, улица Шагова 201 E–mail: ©МОУ гимназия 15, Шалимова Наталья Александровна