Тема педагогического опыта: «Культуроведческий проект как средство совершенствования коммуникативной компетенции учащихся» Выполнила: Классен Л И Учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 13» Методическое объединение учителей иностранного языка Методическое объединение учителей иностранного языка Год.
Advertisements

Выпускная квалификационная работа на высшую категорию Автор: Дедловская Г.А. учитель английского языка Черкасской СОШ Саракташского района.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
2011 Создание условий для повышения положительной мотивации обучающихся начальных классов в целях развития иноязычной компетенции и творческого потенциала.
Страноведение. АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся классов КУРС РАССЧИТАН НА 34 ЧАСА Составитель: Ольга Александровна.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Иностранный язык : обязанность или необходимость ?!
Современные формы контроля и их роль в повышении мотивации изучения иностранного языка Автор проекта: М.А. Борисенко, учитель английского языка.
Обобщение опыта Использование личностно-ориентированного подхода с элементами дифференцированного обучения на уроках физики как средство повышения качества.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Использование викторины как средства повышения мотивации при работе с материалом страноведческого и лингвострановедческого содержания на уроках английского.
Тема: Метод проекта как средство развития навыков устной и письменной речи учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время. Ведь Галина Александровна,
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
Мелентьева Галина Леонидовна Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Новогромово Образование: высшее, ИГПИ, 1985 год Награды: Отличник народного просвещения.
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Средства и технологии формирования навыков самоорганизанизации и самоконтроля в ходе решения лингвистических задач на уроках английского языка.
Работаю учителем начальных классов в МБОУ школа – интернат г. Татарска НСО. Педагогический стаж - 6 лет Стаж работы в нашей школе- 8 лет.
Транксрипт:

Тема педагогического опыта: «Культуроведческий проект как средство совершенствования коммуникативной компетенции учащихся» Выполнила: Классен Л И Учитель английского языка МБОУ «КСОШ 1» Красногвардейского района с.Плешаново 2011г.

Фамилия: Классен Имя: Любовь Отчество: Ивановна Образование: высшее Должность: учитель английского языка Общий педагогический стаж: 33 года Специальность по диплому: филолог, преподаватель английского языка Стаж работы в МБОУ «КСОШ 1»: 18 лет Сведения об авторе

Условия иноязычного общения в современном мире предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: -говорением; -пониманием речи на слух; -чтением; -письмом. Это означает, что ЦЕЛЬЮ обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Компетенция в переводе с латинского «competentia» есть круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познанием и опытом. Условия становления опыта.

Научно-методическая тема школы: «Совершенствование компетенций учителя и учащихся как одно из основных средств повышения качества образования». Основная цель уроков в старшей школе связана с формированием социально грамотной и мобильной личности, умеющей ориентироваться в современном мире. Иностранный язык должен стать для выпускника средством получения профессиональной и иной информации и средством осуществления коммуникации. Всё это определило выбор темы моего опыта: «Культуроведческий проект как средство совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся».

Актуальность опыта обусловлена: - социальным заказом общества на формирование иноязычной коммуникативной компетенции; -необходимостью учёта личностных качеств ученика, его потребностей и способностей в изучении иностранного языка.

Опыт адаптирует новые педагогические технологии в практику обучения иностранному языку к условиям общеобразовательной школы. Новизна опыта состоит в разработке системы учебных и внеклассных занятий с использованием проектной методики как новой педагогической технологии. Особый акцент можно ставить в данной технологии на разработке школьниками культуроведческих проектов. Новизна опыта.

Изучив труды таких известных педагогов, психологов, методистов как Зимняя И.А. (психология обучения иностранным языкам в школе), Е.И. Пассов, Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина (опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи), Е.С. Полат (метод проектов на уроках иностранного языка), Селевко Г.К. и другие (компетенция и компетентность), я пришла к выводу о внедрении элементов опыта этих учёных в своей работе для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников. Таким образом, возникла гипотеза: если внедрить метод проектов в процесс преподавания английского языка, то можно совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию на уровне современных требований. Теоретическая база опыта.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определёнными языковыми средствами и навыками проектной деятельности. Технология опыта.

1.включить учащихся в исследовательскую деятельность; 2.развивать их умение собирать, систематизировать и обрабатывать различные виды культуроведческой информации; 3.использовать современные технологии для обработки информации; 4.интегрировать знания из различных предметных областей; 5.совершенствовать иноязычную, коммуникативную компетенцию. В практике своей деятельности я использую метод проекта пятый год. Метод проектов предоставляет следующие возможности:

В рамках программы Intel «Обучение для будущего», на уроках английского языка были реализованы проекты на тему: «Англоязычные страны». Его творческое название «Добро пожаловать в Британию»

Topic: The political system of the Russian Federation and the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland

History of cinema We learn more about cinema

Таким образом, используя метод проекта, интегрируя его в учебный процесс можно более эффективно развивать коммуникативную компетенцию учащихся на уроке английского языка: а) формировать навыки и умения б) совершенствовать умения аудирования; в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания; г) совершенствовать умения письменной речи; д) пополнять свой словарный запас; е) знакомиться с культуроведческими знаниями. Вовлечённые в решение проблемного вопроса, школьники обучаются адекватно реагировать, что стимулирует их к созданию спонтанных высказываний, а не шаблонной манипуляции языковыми формами. И когда это начинает получаться, можно говорить о формировании языковой компетенции.

На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера: 1.осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определённой теме; 2.обеспечивается деловая рабочая атмосфера, серьёзное отношение учащихся к уроку; 3.предусматривается минимальное участие учителя на уроке. Рассмотрим, какова же роль учителя, его поэтапные действия. При подготовке проекта учащимися были пройдены следующие этапы: 1.подготовительный этап; 2.организационный этап; 3.основной этап; 4.заключительный этап; 5.презентация/защита проекта; 6.подведение итогов проектной работы.

Роль учителя, его поэтапные действия при подготовке проекта: I этап: заинтересовать учащихся; продумать систему упражнений; повторить все типы вопросов; предложить проблему, которую ученики должны сформулировать на английском языке. II этап: особое внимание уделить повторению и изучению разговорных клише. Именно на этом этапе проектной деятельности закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников. III и IV этапы: учитель в роли консультанта при отборе наиболее интересного материала, переводе его с русского на английский язык, составлении диалогов, полилогов, сообщений. V этап: защита проекта. Учитель наблюдает за работой учеников. VI этап: подведение итогов. Выводы.

Использование культуроведческих проектов на уроках английского языка в значительной мере увеличивает эффективность процесса образования и даёт возможность: 1.включить учащихся в исследовательскую, поисковую и практическую деятельность; 2.индивидуализировать процесс обучения; 3.организовать гибкий контроль за деятельностью учащихся и стимулировать у них развитие рефлексии; 4.совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности; 5.использовать современные технологии для сбора и обработки информации; 6.интегрировать знания из различных предметных областей; 7.развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах обучения.

Внеклассная работа Внеклассная работа является необходимым условием успешности педагогической деятельности учителя-предметника. Внеклассные мероприятия страноведческого и лингвострановедческого содержания позволяют формировать способности к межкультурной коммуникации. В нашей школе регулярно проводятся «Недели иностранного языка», во время которых проходят школьные олимпиады, конкурсы, игры, викторины. Старшеклассники принимают активное участие в конкурсе переводчиков.

Одним из условий формирования эффективной коммуникативной компетенции необходимо считать создание эффективной системы развития и многоуровневого языкового контроля. Виды контроля, применяемые мною в ходе обучения английскому языку, неразрывно связаны с содержанием развития коммуникативных умений: самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль, творческая форма контроля «открытого типа» наряду с контрольно-тестовыми заданиями, рефлексия собственной учебной деятельности и совместное решение проблемных задач. При разработке критериев для определения уровня сформированности ключевых компетенции учащихся я руководствуюсь требованиями к уровню подготовки выпускников по английскому языку, представленными в Федеральном образовательном стандарте.

Отслеживая и корректируя учебный процесс по предмету, я применяла начальный, промежуточный и итоговый виды контроля. Привожу данные моего практического исследования, которые отражают уровни коммуникативных умений учащихся выпускных классов. Результативность опыта. Вид контр. НачальныйПромежуточныйИтоговый Уровеньвысокийсреднийнизкийвысокийсреднийнизкийвысокийсреднийнизкий «б» класс (11 уч.) «в» класс (6 уч.) «а» класс (15 уч.) Таблица 1. Уровень развития коммуникативной компетенции.

Наряду с этими показателями можно увидеть, что повысилось и качество знаний учащихся. Диаграмма 1. Качество знаний выпускных классов на начало и конец учебного года.

Ф.ИОкончательный тестовый балл Рейтинг 1.Анохин.8087,17 Таблица 2. Результат итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Учебный годКлассФ.И. учащегосяМесто в районе «а»Саидов Р.III «а»Анохин И.I «а»Анохин И.I Таблица 3. Результаты Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку: Учебный годКлассФ.И. учащегосяМесто в районе «а»Солнышкина А.III «а»Анохин И.I «б»Давлетов Р.5 7 «б»Габдулманов Э.10 9 «б»Насырова Л.8 Таблица 4. Результаты участия во Всероссийских конкурсах.

Применение метода проекта (культуроведческого) на уроках английского языка приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых, лексических навыков и письменной речи, т.е. совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции. Это оказывает положительное влияние на результаты обучения, о чём свидетельствует позитивная динамика учебных достижений учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Используя в своей работе метод проектов, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно, при организации его практического применения, этот метод очень эффективен. ВЫВОД:

Литература. 1.Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. – – с Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. – 2006, 8. – с Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка./ - М Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд- во Воронеж, с Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, с. 6.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Просвещение, Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, с. 9.Селевко Г.К. и другие. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника. // Народное образование. 2004, 4. – с Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. // М.: АРКТ – 13 с. 11Сокова Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7-ом классе // Иностранные языки в школе. – 2002, 4.