Научная конференция «ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» - 2012 МГУ им. М.В. Ломоносова Экономический факультет Стратегии модернизации институциональной среды для развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Advertisements

Институциональная модернизация системы образования А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
ПРОЕКТ «Развитие системы стимулирования молодежного инновационного предпринимательства в Российской Федерации» Срок реализации: ноябрь 2009 – сентябрь.
Инструменты академического развития НИУ ВШЭ М.М. Юдкевич.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
"Формирование элементов инновационный инфраструктуры России - региональный аспект." Круглый стол «Разработка структуры инновационного поля России – общая.
Человеческий капитал и рациональное поведение Скоробогатов А. С. Кафедра институциональной экономики НИУ ВШЭ СПб.
Реализация сибирского проекта «Малая Родина» в Новосибирской области: первые итоги и перспективы Проректор по научной работе Сибирской академии государственной.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Слайд 1 Москва – инновационная столица России Инновационная инфраструктура.
Государственная программа развития системы образования города Москвы на период годы Основные подходы и ключевые механизмы реализации.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Транксрипт:

Научная конференция «ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» МГУ им. М.В. Ломоносова Экономический факультет Стратегии модернизации институциональной среды для развития креативного потенциала России Александр Аузан 18 апреля 2012 года

1. Предмет и специфика подхода Эти факторы могут создавать как возможности, так и препятствия для инновационного развития Креативность – необходимый «ресурс» инновационной экономики – причем не сама по себе, а ее «КПД» Человек ограниченно рационален и склонен к оппортунистическому поведению Трансакционные издержки ненулевые, существуют внешние эффекты Изменение постановки проблемы выбора Человек действует в неформальной среде : необходимо учитывать специфику социального и культурного капитала Социальный капитал определяется динами- кой уровней доверия – замеряется социологи- ческими и экспертными инструментами Культурный капитал может быть замерен посредством кросскуль- турных характеристик (Хофстедe, Инглхарт)

2. Развилки на пути креативного человека в России Накопление креативного потенциала Реализация креативного потенциала Развилка 1Развилка 2Развилка 3Развилка 4 Школьное образование: универсальное vs. предметное Жизненные планы: уехать vs. остаться Где работать: малая компания vs. крупная Применение разработок: в России vs. за рубежом Начальная и средняя школа Высшая школаКарьера и ее результаты

3. Развилка 1: Универсальное или предметное образование «Предметный подход» лишает окружающий мир целостности, не привлекает должного внимания к связям между событиями и явлениями Институционально это поддерживается за счет: развития межпредметных групповых форм работы в формате как классной работы, так и внеклассовой активности: кружки, секции, школы юных; стимулирования «учителей-гуру» (межпредметников), в том числе за счет двух-трехлетних грантов «по совокупности заслуг». Решение – в поддержании универсализма системы школьного образования Креативность накапливается в семье и начальной школе, но гасится системой среднего школьного образования

4. Развилка 2: Уехать из страны или остаться Как изменить ситуацию? простого решения не существует, изменения почувству- ются только в долго- срочном периоде, на результативность воздействует множе- ство факторов Институционально решения могут быть связаны с: созданием «упреждающих» процедур рекрутинга, основанных на двусторонней конкуренции; поиском более современного баланса между германо-российской и англосаксонской образовательными системами; Созданием процедуры компенсационного трансферного платежа. Низкое качество институциональной среды подталкивает креативных людей к получению высшего образования и построению карьеры за рубежом Решение – в мягком и точечном «выравнивании» институциональной среды там, где это особенно значимо для креативных людей

5. Развилка 3: Работа в малой или в крупной компании Креативность, особенно в России, противоречит таким характеристиками, как уважение к стан- дарту, склонность к долгосрочному планированию. Институционально решения могут быть связаны со стимулированием кооперативности за счет: разработки школьных программ гуманитарного цикла с элементами игрового обучения для повышения ценностей уважения к стандартам и законам, договороспособности и т.д.; создания межвузовских площадок для кооперативной работы студентов разных специальностей (инженеров, экономистов, менеджеров и т.д.): например, проведение межвузовских коллективных научно-исследовательских семинаров; создания в крупных корпорациях возможностей работы в малых группах на базе сети персонифицированных контактов. Культурные установки российских работников скорее способствуют карьере предпринимателей на малых инновационных предприятиях, чем исполнителей в крупных корпорациях Решение – развитие инноваций в малом бизнесе и креативных индустриях, где работу можно организовать в малых группах, а результат «представим» и «продаваем».

система прав регистрации интеллектуальной собственности медлительна и неэффективна; судебная система не обеспечивает эффективную защиту прав интеллектуальной собственности; сложность прохождения таможни и таможенные пошлины на компоненты Институционально решения могут быть связаны с: на первых этапах – с созданием специальных «институциональных шлюзов», стимулирующих получение роялти за использование российских инноваций зарубежом и приток новых инвестиций; балансировкой стимулов (организационных, налоговых, тарифных и проч.) российских инноваторов, производителей инновационной продукции и регуляторов. Нынешняя институциональная среда «выталкивает» серийное производство на основе инновационных разработок за рубеж Решение – создание «искусственных сред» («Сколково») с особым правовым режимом и постепенное распространение наработанных практик «вширь» 6. Развилка 4: Использование разработок: в России или за рубежом

7. Стратегии модернизации институциональной среды Развилка 1. Школьное образование: универсальное или предметное Развилка 2. Жизненные планы: уехать или остаться Развилка 3. Где работать: в малой компании или в крупной Развилка 4. Применение разработок: в России или за рубежом Ключевые субъекты Школы и внешкольные организации досуга и образования Вузы, разнообразные площадки для прохождения стажировок, реализации собственных «учебных» проектов, междисциплинарной работы Институты развития, как ключевой интересант и «венчурный» предприниматель в этом процессе Инновационный бизнес и совместные площадки для развития новых проектов Исследовательские центры для выработки методологии, мониторинга, уточнения экономической политики и проч. Вызовы

Российская (немецкая, французская) школа – дедуктивный метод обучения; англо-саксонская – индуктивный метод. Отсюда – ГРШ - фундаментализм образования, приоритет математики - АСШ – проектный метод, кейсы, значительно меньше математики (французы придумывают – англичане делают). Российская (советская) мат. школа: Лобачевский, Лузин, Колмогоров, Александров, Гельфанд, Понтрягин, Шафаревич, Манин, Арнольд, Новиков и др.; французская мат. школа: Декарт, Абель, Паскаль, Коши, Ферма, Галуа, Пуанкаре, Лагранж, группа Бурбаки и др.; немецкая мат. школа: Гаусс, Лейбниц, Гильберт, Якоби, Гёдель, Риман, Фалтингс и др. Гипотеза: системы права – кодифицированное vs. прецедентное ---- школа отражение более общих парадигм сознания (Гарвардская школа бизнеса создана (1928) по образу и подобию Гарвардской школы права). Гипотеза: германо-российская школа – большая тоталитарность сознания Университетская система: динамика креативного потенциала * Слайд из «ответной» презентации Т.Л. Клячко от 11 февраля 2012 г. на доклад А.А. Аузана на семинаре «РОСНАНО» 24 декабря 2011 г. Школа – кого, как и зачем учим *

1.Положительная связь между долей выпускников специальности «Экономика и Управление» (Business and Administration) и маскулинностью (0,47); 2.Положительная связь между долей выпускников специальности «Математика и статистика» (Mathematics and Statistics) и культурной характеристикой «избегание неопределённости» (0,42); 3.Положительная связь между долей выпускников специальности «Журналистика» (Journalism and Information) и восприятием дистанции по отношению к власти (0,37) и избеганием неопределённости (0,39) и отрицательная связь с индивидуализмом (-0,38); 4.Положительна связь между долей выпускников педагогических специальностей (Education) и дистанцией по отношению к власти (0,35) и отрицательная связь с характеристикой «индивидуализм» (-0,43); 5.Отрицательная связь между долей выпускников специальности «Технологии производства и обработки» (Manufacturing and Processing) и индивидуализмом (-0,57); 6.Отрицательная связь между долей выпускников по специальности «Медицина и здравоохранение» (Health and Welfare) и маскулинностью (-0,61), избеганием неопределенности (-0,56) и дистанцией по отношению к власти (-0,45); 7.Отрицательная связь между долей выпускников по специальности «Услуги» (Services) и культурным измерением «терпимость» (-0,63) Университетская система: динамика креативного потенциала Источник: отчет студенческого научно-исследовательского семинара «Взаимосвязь культурного и социального капиталов с характеристиками социально-экономического развития: выявленные зависимости» (АНЦЭА - МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010 г.) Выявленные зависимости между структурой выпускников и характеристиками культурного капитала (коэффициенты Г. Хофстеде):

8.3. Университетская система: динамика креативного потенциала Влияние культурного капитала страны происхождения на распределение работников по видам деятельности (на основе данных Бюро статистики США) Источник: отчет студенческого научно-исследовательского семинара «Взаимосвязь культурного и социального капиталов с характеристиками социально-экономического развития: выявленные зависимости» (АНЦЭА - МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010 г.) Управление, профессии интеллектуального/ умственного труда, свободные и смежные профессии Профессии работников сферы услуг Профессии, связанные с производством, транспортом и доставкой материалов Дистанция по отношению к власти -0,390,390,48 Индивидуализм 0,52-0,52

8.4. Университетская система: динамика креативного потенциала ЭМШ – бесплатная вечерняя школа, существующая с 1968 года при экономическом факультете МГУ. Школьникам 9-11 классов предлагается набор курсов по экономике, математике и «третьему пути» Современная ЭМШ Активные «старики»Более 100 чел. Преподаватели (студенты и аспиранты) чел. (30-40 курсов в год) Выпускники (в год)30-40 чел. Учащиеся чел. Абитуриенты (в год) чел. Основные отличия ЭМШ-обучения: Ориентированность на работу с выпускниками Постоянное обновление курсов за счет обновления преподавателей Совместные проекты школьников, преподавателей и «стариков» Поддержка курсов и проектов, ориентированных на «универсальный» подход к образованию Историческое значение ЭМШ Социальный лифт и межпоколенческое комьюнити Площадка для общения между различными группами экономического сообщества Экономико-математическая школа

8.5. Университетская система: динамика креативного потенциала Двусторонний отбор: студент выбирает центр для стажировки, а центр выбирает студента Ассоциация независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) – объединяет более 50 ведущих институтов, занимающихся актуальными вопросами социально-экономической политики и стратегии Университетский проект АНЦЭА – программа стажировок и научных семинаров для студентов старших курсов социально-гуманитарных специальностей 2007 / Раунд / Раунд / Раунд / Раунд / Раунд 5 Центров- участников Заявок студентов Принято на стажировку В 2011 году участвовали 9 вузов и 18 центров экономического анализа в 6 городах Университетский проект АНЦЭА

8.6. Университетская система: динамика креативного потенциала Накопление креативного потенциала Реализация креативного потенциала Развилка 1Развилка 2Развилка 3Развилка 4 Школьное образование: универсальное vs. предметное Жизненные планы: уехать vs. остаться Где работать: малая компания vs. крупная Применение разработок: в России vs. за рубежом Социальные лифты и межпоколенческое комьюнити (опыт ЭМШ) Механизм двустороннего отбора для включения в исследовательскую кооперацию (опыт АНЦЭА) Позиционирование креативного потенциала в системе мирового разделения труда (поиск симбиоза германо-российской и англо-саксонской системы -?) Предварительные итоги