Привлечение финансирования для создания объектов инфраструктуры Октябрь 2012 ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННО-БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Различные схемы партнерства государства и бизнеса при реализации инфраструктурных и социальных проектов» Ключевые вопросы финансирования инфраструктурных.
Advertisements

ООО «Магистраль северной столицы» Проект: строительство Центрального участка трассы «Западный скоростной диаметр»
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
1 Председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Н.А.АСАУЛ Председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Н.А.АСАУЛ 19 ноября 2009.
Ноябрь 2009 Проект развития аэропорта «Пулково» на основе ГЧП.
ПОРЯДОК СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Февраль 2014.
Российско-французский форум « Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры » Правовые аспекты развития ГЧП.
«Западный скоростной диаметр» Санкт-Петербург Санкт-Петербург 1.
12,60 8,80 9,00 13,80 7, год Использование схем государственно-частного партнерства как инструмента финансирования инфраструктурных проектов.
Финансирование проектов в фармацевтическом секторе Илья Скрипников, Советник.
Российско-французский форум «Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры» Правовые аспекты развития ГЧП в.
Финансирование инфраструктурных проектов: международные и национальные банки развития как основной источник инвестиционных ресурсов Заместитель Председателя.
Возможные пути структурирования проектов ГЧП в секторе жилищного строительства в РФ Ольга Ревзина, Партнер, Herbert Smith LLP 16 марта 2011.
1 инвестиционный банк в России 2010 Комплексное финансовое решение по реализации инфраструктурных проектов на примере СЗКК Февраль 2012 г.
Российско-французский форум «Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры» Модели ГЧП/Практика в РФ Ольга.
Проблемы структурирования и финансирования проектов ГЧП в России Людмила Тюрина Старший менеджер отдела проектного финансирования и инфраструктуры 16 июня.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
1 Динамика транспорта Транспорт – это то, как наши дети добираются в школу, это – получение своевременной медицинской помощи, это – парадигма современного.
Международные и национальные банки развития как один из источников инвестиционных ресурсов для финансирования регионального развития Заместитель Председателя.
1 Андрей Витальевич Киселев, Заместитель Руководителя Департамента финансирования инфраструктуры 27 февраля 2015, Санкт-Петербург Ключевые составляющие.
Транксрипт:

Привлечение финансирования для создания объектов инфраструктуры Октябрь 2012 ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННО-БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

2 «Положения настоящей презентации были подготовлены сотрудниками инвестиционного-банковского департамента. Они не являются (и не должны быть истолкованы как таковое) указанием на то, что ВТБ Капитал обеспечит благоприятное для Компании освещение в аналитических обзорах или публикацию отчетов, создающих особый рейтинг для Компании или содержащих оценку стоимости обыкновенных акций Компании. Настоящая презентация была подготовлена исключительно в информационных целях и данные, представленные в ней, отражают только ситуацию на дату создания настоящей презентации. Мнения, высказанные в презентации, могут быть изменены в зависимости от ряда факторов, включая, без ограничения, изменения обстоятельств, затрагивающих Компанию, общих рыночных условий и изменений в рыночном секторе, в котором Компания осуществляет свою деятельность.» СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО Заявление об ограничении ответственности

3 1.Опыт ВТБ Капитал в области инфраструктурного и проектного финансирования 4 2.Примеры реализованных проектов 2.1.Проект реконструкции аэропорта «Пулково»5 2.2.Проект строительства и эксплуатации платной автомобильной дороги «Западный Скоростной Диаметр» в Санкт-Петербурге Основные выводы – как обеспечить финансирование20 СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО Содержание

ВТБ – ведущий банк в области инфраструктурного и проектного финансирования Аэропорт Пулково 1.2 млрд. Проект развития аэропорта (ГЧП) Инвестор Аэропорт Пулково 1.2 млрд. Проект развития аэропорта (ГЧП) Финансовый консультант 2011 Западный Скоростной Диаметр в Санкт-Петербурге (ГЧП) $4.2 млрд. Акционерное и заемное финансирование Текущий проект OAO «Российские Железные дороги» $6 млрд, Проект Таван- Толгой Финансовый консультант 2011 «Роснефть» Нефтехимический проект $6млрд. Финансовый консультант 2011 Крупный российский холдинг (добыча, переработка, энергетика) $1млрд. Старший долг Ведущий организатор 2010 Ведущий мировой производитель удобрения $3.4млрд. Старший долг Ведущий организатор 2010 Техут Разрабока медного месторождения $283млн. Финансовый консультант Текущий проект Дочерняя компания Казмунайгаз $300млн. Кредит, обеспеченный гарантией Казмунайгаз Ведущий организатор 2010 Мусороперерабатывающий завод в Санкт-Петербурге (ГЧП) Финансовый консультант Текущий проект Крупная инвестиционная группа $1.2млрд. Старший долг Ведущий организатор 2010 Энергокомплекс 90 млрд. руб. Старший долг Ведущий организатор МВт Финансирование солнечной энергетики 300млн. Проектное финанасирование МВт Солнечная энергетика 700млн. Финансовый консультант 2011 Худони $1млрд. 702MВт ГЭС в Грузии Акционерное и земное финансирование Текущий проект Каспийский Трубопроводный Консорциум Финансовый консультант Текущий проект Интер РАО Конфиденциально Финансовый консультант Текущий проект Булгартабак 100млн. Инвестор 2011 Добывающая компания $250млн. Старший долг Организатор 2010 Промышленная высокотехнологическая компания $300млн. Старший долг Организатор 2010 НПЗ $110млн. Старший долг Организатор 2010 Производитель дистиллированных спиртных напитков $40млн. Старший долг Организатор 2010 Ведущая розничная сеть $650млн. Старший долг Ведущий организатор 2010 Нефтяная компания $1.5млрд. Старший долг Ведущий организатор НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

5 НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ Проект реконструкции аэропорта «Пулково» СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

Аэропорт Пулково (1,2 млрд. евро) 6 ПроектОбзор проекта Проект модернизация аэропорта Пулково на основании Соглашения о ГЧП (по схеме BTLO «строительство – передача – аренда – эксплуатация»), подписанного между Санкт-Петербургом и Оператором Аэропорта Пулково в 2009 году на срок 30 лет Тип:Модернизация аэропорта СПК:Воздушные Ворота Северной Столицы Стоимость: млн. Акционерный капитал: 500 млн. Старший долг: 700 млн. Соотношение долга и собственного капитала 60:40 Основные параметры проекта Первый проект, реализованный в рамках закона о ГЧП Санкт-Петербурга Один из стратегически важных Российских инфраструктурных активов, вызвавший высокий уровень конкуренции со стороны международных инвесторов Сделка была структурирована в соответствии с лучшими международными стандартами финансирования объектов транспортной инфраструктуры Оператор аэропорта «Пулково» – Fraport - один из ведущих международных аэропортовых операторов Проект был реализован на исключительно коммерческой основе без привлечения государственных субсидий или дотаций Долгосрочное долговое финансирование предоставлено синдикатом международных финансовых организаций, коммерческих банков и банков развития Стратегия развития проекта нацелена на превращение "Пулково" в один из ведущих авиатранспортных узлов Европы. На сегодняшний день Пулковский аэропорт обслуживает около 10,5 млн. пассажиров в год и ожидается, что за 30-летний срок реализации проекта пассажиропоток вырастет до млн. в год. НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

7 Ключевые этапы Проекта Май 2008Санкт-Петербург запускает проект - проводится роуд-шоу в Лондоне Июль 2008 Подача заявок на участие в конкурсе (подано 9 заявок, 7 прошли предварительный отбор) 21 мая 2009Подача конкурсных предложений от 3 участников конкурса 25 июня 2009 Консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» («ВВСС»), участниками которого являются ВТБ, Fraport и Copelouzos (греческий инвестор), объявлен победителем конкурса 30 октября 2009 Соглашение ГЧП подписано между Городом и ВВСС 28 апреля 2010Финансовая документация подписана с международными финансовыми организациями и банками развития 29 апреля 2010 Управление аэропортом «Пулково» передано ВВСС на 30 лет Фаза капитального строительства (новый пассажирский терминал, реконструкция существующей аэропортовой инфраструктуры) Апрель 2040 Завершение срока действия ГЧП НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

Строительный контракт Кредит Аэропорт Платежи Контракт на эксплуатацию Концессионное Соглашение Акционерный капитал Контрактно-правовая схема Проекта Копелузос Фрапорт ВТБ Коммерческие банки Международные финансовые организации Генеральный подрядчик (Ictas / Astaldi) ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Проектная компания) Оператор Авиакомпании / пассажиры ОАО «Аэропорт Пулково» г. Санкт-Петербург» НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 8

Фотография строительства нового терминала - сентябрь 2012 НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 9

Проектное финансирования – трудности, которые пришлось преодолеть Несмотря на все трудности, долгосрочное проектное финансирование было успешно привлечено на международных долговых рынках НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ Конкурс проводился в разгар финансового кризиса Кредитные лимиты на Россию, выделяемые международными банками, сокращались Первый проект в аэропортовом секторе России, осуществленный по схеме ГЧП Неопробованная на практике законодательная база (закона о ГЧП города Санкт-Петербурга) Высокий объём капитальных инвестиций на начальном этапе развития (1,2 млрд. евро) Жесткий график строительных работ – завершение работ к концу 2013 года Строгие требования по качеству предоставляемых услуг, предусмотренные соглашением о ГЧП Долгосрочное финансирование (более 10 лет) с длительной отсрочкой погашения на время строительства СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 10

Структура финансирования 11 Лимит:$ 90 млн. Срок:15 лет Кредитор: Евразийский Банк Развития Лимит: 50 млн. Срок:15 лет Кредитор:Nordic Investment Bank Лимит: 15 млн. Срок:15 лет Кредитор: Black Sea Trade & Development Bank Лимит: 100 млн. Тип:Прямой кредит Кредитор:ЕБРР Лимит: 200 млн. Срок:10 лет Кредитор:IFC и ЕБРР (50:50) Лимит: 70 млн. Тип:Прямой кредит Кредитор:IFC Лимит:$ млн. Срок:15 лет Кредитор:Внешэкономбанк Для первой сделки такого рода в России, в сложных рыночных условиях, мы смогли реализовать структуру финансирования, которая позволила привлечь к проекту иностранных инвесторов НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ В общей сложности на реализацию проекта привлечено 1,2 млрд. евро Собственные средства акционеров: около 500 млн. евро Долгосрочные кредиты: около 700 млн. евро Сроки кредитования: лет с отсрочкой начала погашения на 4,5 года Группа кредиторов: Международные Финансовые Организации: ЕБРР, МФК и NIB Банки развития: ВЭБ, ЕАБР, Черноморский Банк Торговли и Развития Крупные международные коммерческие банки Структура финансирования Пулковского проекта может быть применена и в других коммерчески обоснованных проектах в сфере инфраструктуры, включая аэропорты СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

Первый ГЧП проект в России, который достиг финансового закрытия в условиях мирового экономического кризиса… Первый ГЧП проект размером свыше 1 млрд. евро, реализованный на региональном уровне #4 in the category of Global Infrastructure Deal of the Year Best Project Finance Adviser in CEE 2010 Best Infrastructure deal in EMEA: the modernisation of St. Petersburgs Pulkovo Airport 2010 Deal of the Year – Transport 2010 Best Project Finance Adviser for CEE 2010 VTB Capital European Airport Deal of the Year 2010 Global PPP Transaction of the Year 2010 European PPP Transaction of the Year 2010 #2 in the category of European Infrastructure Deal of the Year 2010 Пулково: международные награды и признание НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 12

13 НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ Проект строительства и эксплуатации платной автомобильной дороги «Западный Скоростной Диаметр» в Санкт-Петербурге СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

Основные параметры Проекта Проект предусматривает строительство одной из самых технологически сложных автомагистралей в России и является ярким примером реализации механизма ГЧП НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ Крупнейший ГЧП проект в транспортной инфраструктуре в России по объему привлекаемых внебюджетных инвестиций (70 млрд.руб.) Крупнейший в мире ГЧП проект, реализуемый в секторе автодорожного строительства Стратегический инвестиционный проект Санкт-Петербурга, определяющий развитие города в качестве транспортного узла мирового уровня Сделка была структурирована в соответствии с международными стандартами финансирования объектов транспортной инфраструктуры Долгосрочное долговое финансирование предоставлено синдикатом международных финансовых организаций, коммерческих банков и банков развития Аналогичная договорная и финансовая схема может быть успешно реализована в проектах строительства автомобильных дорог при условии введения платного проезда. СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 14

Ключевые этапы Проекта Февраль 2011Объявление конкурса Апрель 2011 Подача заявок на участие в конкурсе (подано 3 заявки) Июль 2011Подача конкурсных предложений от 2 участников конкурса Август 2011 Консорциум «Магистраль Северной Столицы» («МСС»), участниками которого являются группа ВТБ и Газпромбанк, объявлен победителем конкурса 23 декабря 2011 Подписание Соглашения о ГЧП состоялось в Санкт-Петербурге в присутствии Председателя Правительства РФ В.В. Путина 22 июня 2012Подписание ключевых финансовых соглашений Стадия строительства центрального участка автодороги 2042 Завершение срока действия СГЧП СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 15

Обзор Проекта НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ Партнер обязуется выполнить работы по строительству центрального участка автомобильной дороги (11 км, 3 моста, 1 тоннель), после завершения строительства осуществлять эксплуатацию всей протяженности дороги (46 км) на платной основе Финансирование данного проекта планируется осуществлять из бюджетных и внебюджетных источников. Полная стоимость проекта оценивается в 120 млрд.рублей. Возврат внебюджетных инвестиций в объеме около 70 млрд.руб. будет обеспечиваться за счет поступлений от сбора платы за проезд (и субсидий от Санкт-Петербурга в случае, если выручка не достигнет минимального уровня, который был определен в ходе конкурса). Правовой основой реализации проекта является долгосрочное соглашение о государственно- частном партнерстве. СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 16

Центральный участок Мост через Морской канал Мост через р. Большая Нева Мост через Петровский канал Строительство Центрального участка ЗСД СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 17

Кредиторы 100% собственность Право собственности Договорная схема Проекта НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ Проектная компания Кредитное соглашение Договор ген. подряда Платная автомобильная дорога Генеральный подрядчик Санкт-Петербург ОАО «ЗСД» (Агент Города) Гарантия минимальной выручки Соглашение ГЧП Компенсация при досрочном расторжении Капитальный грант Прямое соглашение Сбор платы за проезд Плата за аренду дороги Прямое соглашение Эксплуатирующая компания Капитальный грант Договор об эксплуатации СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 18

Основные условия банковского финансирования Объем долгового финансирования: 52 млрд. руб. 200 млн. евро Срок кредита: 12 лет Льготный период: 4 года Синдикат коммерческих банков28% Международные финансовые организации30% Банки развития 42% Схема финансирования Проекта Капитальные затраты 79% Операционные расходы1% Транзакционные расходы 4% Проценты в период строительства9% Резервный счет обслуживания долга7% Итого100% Государство (капитальный грант) 41% Банковское финансирование49% Акционерное финансирование7% Доход во время строительства3% Итого100% Направления использованияИсточники финансирования НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 19

Основные выводы – как обеспечить финансирование НАШ ОПЫТ – ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ Профессиональная проектная команда - консорциум финансовых инвесторов, операторов и подрядчиков на всех этапах подготовки и реализации проекта Привлечение консультантов (финансовый, технический и юридический) с большим опытом работы в сфере инфраструктуры, как в России, так и за рубежом Исчерпывающий анализ финансовых рынков с целью выявления всех доступных вариантов финансирования Договорная структура, обеспечивающая адекватное распределение рисков между всеми участниками проекта Детальный процесс должной проверки (due diligence) в соответствии с международными стандартами (отдельно для инвесторов и отдельно для кредиторов) Тесное взаимодействие инвесторов с кредиторами с целью разработки предварительной структуры финансирования на самой ранней стадии проекта и ее дальнейшей оптимизации Поддержка МФО и банков развития (ЕБРР и ВЭБ) на всех этапах подготовки и реализации проекта СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 20