«Актуальные аспекты реформы местного самоуправления» Рагозина Л.Г. руководитель проектов, Институт экономики города
Риски системные * Риски частные (ситуационные) * политическая независимость МСУ экономическая независимость МСУ (концептуальный подход) соблюдение прав граждан на МСУ правовая неурегулированность отдельных вопросов недостаточная ресурсная обеспеченность полномочий (бюджетная, имущественная, кадровая) инертность населения в вопросах защиты МСУ …. * влияющие на сущность модели местного самоуправления * затрудняющие реализацию реформы, но не искажающие сущности местного самоуправления
Политическая независимость МСУ 1. Самостоятельность в вопросах формирования органов местного самоуправления –В целом ФЗ 131 закрепляет самостоятельность МО при формировании своих органов –Переходные положения закона приводят к возникновению рисков ограничения прав на самостоятельное формирование ОМСУ для 50,6% вновь образованных МО –около 50% субъектов РФ ввели безальтернативную модель органов МСУ для вновь образованных МО –По данным опроса ИЭГ (44 субъекта РФ) – 23 предложили модельную структуру администраций МО, 35% муниципалитетов приняли ее полностью, 52% - частично
2. Модель выбора главы муниципального образования (прямые и непрямые)
Продолжение По данным мониторинга Минрегиона России Главы муниципальных образований, выбранные на прямых выборах составляют 34,2% По данным мониторинга ИЭГ (2006) Главы, выбранные на прямых выборах в муниципальных образованиях городского типа составляют 44,2% (в 2004г. – 91%)
3. Влияние политических партий на местные выборы 2005 г. - новая концепция формирования государственных законодательных органов по партийным спискам 2006г. – мониторинг ИЭГ – в 79% МО, где прошли выборы политические партии принимали активное в них участие В 37% ответивших муниципалитетов (86) о своей партийной принадлежности заявляли от 10 до 40% кандидатов в депутаты Существует риск формирования однопартийной системы на уровне МСУ
4. Степень самостоятельности ОМСУ в вопросах местного значения Показатели: глубина нормативно-правового регулирования вопроса (полная, относительная/частичная, нулевая) объем финансового обеспечения степень административного влияния на процесс решения вопроса местного значения Выделено 65 вопросов местного значения городского округа
продолжение нормативно-правовое регулирование –21 вопрос (32% ) - в полном объеме –по 44 вопросам ( 68%) ОМСУ принимают в основном технические акты финансовое обеспечение –по 47 вопросам ( 72%) полное финансовое обеспечение –по 10 вопросам (15%) - частичное финансовое обеспечение – по 8 вопросам (12%) - нулевое финансирование администрирование вопросов местного значения –по 55 вопросам (84,6%) осуществляют полное администрирование –по 10 вопросам (15%) - относительное администрирование
продолжение По 1/3 вопросов муниципалитеты обладают всей полнотой самостоятельности –из области ресурсного обеспечения МО (распоряжение имуществом, утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки, содействие развитию малого предпринимательства) –часть вопросов из области жилищно-коммунальной сферы –часть - из области культуры, физкультуры и спорта, работы с молодежью
Региональное законодательство в переходный период Большинство субъектов РФ, принявших специальные законы, ограничили вновь образованные МО в вопросах распоряжения ресурсами (налоги, бюджет, земля) предоставления жизнеобеспечивающих и ресурсоемких услуг (коммунальное обслуживание, дороги, транспорт) предоставления услуг учреждений культуры, в т.ч. библиотечное обслуживание
Экономическая самостоятельность МСУ Концепция бюджетного выравнивания Распределение МО по уровням бюджетной обеспеченности
Соблюдение прав граждан на МСУ 69 городов и 524 поселков городского типа (53% от всех поселений городского типа) имевших самостоятельный бюджет и полный набор полномочий по ФЗ 154 стали городскими поселениями Опрос ИЭГ 2006г. - 26% городов, принявших участие в анкетном опросе, бывших до реформы муниципальными образованиями- городами республиканского, областного, краевого и т.п. значения, не получили статуса городского округа – Учет мнения населения осуществлен всего в 50% МО, где произошло изменение статуса Проблемы: –ФЗ 131 позволяет субъектам находить лазейки –Формальный подход (публичных слушаний) –Несовершенство судебной защиты МСУ
Участие граждан в МСУ (1) Общественное участие граждан в МСУ% муниципальных образований, практикующих данный механизм, от общего числа участников анкетирования 2004г.2006г. Сход7044,2 РеферендумНе задавался15,1 Голосование по отзыву депутатов и выборных должностных лиц 11,62,3 Голосование по вопросам изменения границ и других преобразований муниципальных образований Не задавался9,3 Правотворческая инициативаНе задавался10,5 Публичные слушания2970,9 Собрания граждан7062,8 Конференции гражданНе задавался17,4 Опрос общественного мнения5651,2
(2) Форма связи населения и органов МСУ % муниципальных образований, практикующих данную форму, от общего числа участников анкетирования Ответы на вопросы граждан в прямом эфире по радио и ТВ 6762,8 Публикации ответов на обращения жителей в прессе 9486,0 Интернет-форум2216,3 Горячие телефонные линии6461,6 Личные встречи депутатов с населением 9991,9 Общественные приемные7075,6 Никакие не практикуются–1,2
? Какое местное самоуправление мы хотим получить в результате реформы Происходит постепенное огосударствление МСУ и его обюрокрачивание
Мнение населения о МСУ Местное самоуправление – это форма самоорганизации населения, его главная обязанность – предоставлять услуги % % 2005 – 44% Местное самоуправление – это представительство государства на местах % % 2005 – 34%
Мифы и реальная активность населения Граждане живут только своей личной жизнью - Миф Исследование ИЭГ показало: Растет число граждан, позитивно относящихся к проявлениям гражданской активности ( 2004г. – 70% в целом по выборке, 2005г. – 75%) Растет число граждан реально участвующих в работе добровольных объединений (2004г. – 4%, 2005г. – 7%) На уровне деклараций население потенциально готово к коллективному участию в решении городских проблем (в 2005г. - 56% в целом по выборке) Активность населения на муниципальных выборах гг возросла и практически везде была выше 50%, а в ряде МО составила более 66% от числа избирателей.