Технология интерактивного обучения Автор Иванова И.В.- зам.директора по УВР МОУ Нижнецасучейская СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология модерации Выступление учителя биологии Мельник А.А. на краевом педагогическом фестивале «Инновационный поиск-2010»
Advertisements

Активные методы обучения Технология «Модерации» Авдеева Ирина Павловна, учитель технологии МБОУ «Гимназия 11»
Система мотивирования обучающихся ПРОЦЕСС МОДЕРАЦИИ.
L/O/G/O 1 Технология модерации Афанасьева Е.А., методист отдела воспитательной работы МБОУ Методический центр в системе дополнительного педагогического.
Дифференцированное обучение. дифференцированное обучение. Мы такие разные и Неповторимые.
Учителям нужно постоянно учиться, ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ФОНТАНОМ ИДЕЙ, ЗНАНИЙ, СВЕТА, а не тоскливой керосиновой лампой, чуть излучающей свет, да и то,
Метод модерации Дмитриева О.С. Чебоксары Модерация MODERATE MODERATE (лат.) – приводить в равновесие, управлять регулировать. Как образовательная.
L/O/G/O 1 Технология модерации Афанасьева Е.А. методист отдела воспитательной работы МОУ Методический центр в системе дополнительного педагогического образования.
Доклад на семинар. отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика обучение без принуждения идея трудной цели идея крупных блоков.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Технология модерации и АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока Семинар руководителей школьных методических объединений учителей.
Реализация проектных задач и использование их в практической деятельности. То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать.
Интерактивные технологии БОРИСОВА М. Н., учитель английского языка, ГБОУ СОШ 879.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Транксрипт:

Технология интерактивного обучения Автор Иванова И.В.- зам.директора по УВР МОУ Нижнецасучейская СОШ

Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог. В.П. Тихомиров

Содержание Введение Глава 1 «Что такое модерация?» Глава 2 «Принципы и фазы модерации» Глава 3 «Процессы модерации»: - Интеракция -Коммуникация -Визуализация -Мотивация - Мониторинг образовательного процесса -Рефлексия Глава 4 «Эффекты применения технологии модерации»

Введение

Важные эффекты модерации, которые обеспечивают достижение целей современного образования: 1.Стабильное достижение ключевых эффектов успешного обучения. 2.Рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения, связанный с их новой ролью и новыми функциями в образовательном процессе. 3.Осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями учащихся. 4.Приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств. 5. Уважительное отношение всех участников процесса друг к другу.

Эффекты применения технологии модерации: повышение мотивированности обучающихся, стимулирование их познавательной активности и творчества, всестороннее раскрытие и развитие способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение. Эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса.

«Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которое делает человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом». (А. Дистервег ) «Знать на зубок ещё не значит знать» (М.Монтень) «На готовых истинах формируется догматически окаменевший интеллект» (Э.В. Ильенков) «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г.Спенсер) «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все, что может сделать учитель - это указать дорожки». (Ричард Олдигтон) «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег ) «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой) «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». (А. Дистервег) «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» (Т. Эдисон)

Высказывания известных людей убедительно показывают цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Именно технология позволяет, конечно, при условии ее качественного освоения и применения, обеспечивать достойный уровень образовательных результатов даже у начинающих педагогов. Образно говоря, технология – это путеводная нить в мире разнообразных и очень непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность успехов в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Впервые мысль о технологизации процесса обучения высказал Я.А.Коменский ещё 400 лет назад. Он призывал, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, чтобы всё, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, им была сформирована важнейшая идея технологии обучения – получение гарантированного результата. Для отечественной педагогической практики термин «технология обучения» является достаточно новым. Он был введен в 1989 году В.П. Беспалько, который сформировал представление о педагогической технологии как «о систематичном и последовательном воплощения на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса». Учитывая не очень длинную историю разработки образовательных технологий, еще нет единого определения данного понятия.

Существуют несколько известных определений технологии: Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко). Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей (М.И. Кларин). Технология обучения – это система научно обоснованных действий всех, но, прежде всего, активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения (С.И. Змеев).

Авторы курса « Технология интерактивного обучения» придерживаются следующего определения: «Образовательная технология – управляемая система взаимосвязанных целенаправленных действий, осуществляемых всеми участниками образовательного процесса для достижения запланированных результатов обучения, воспитания и развития».

Раскрывая суть этого определения можно сказать, что в технологии есть: 1 – четко определенные результаты (конкретные знания, умения, навыки, качества и ценностные ориентиры личности) 2 – участники (элементы) технологической цепочки (педагог, учащиеся, источники и средства обучения, др.) 3 – закрепленные функции каждого элемента 4 – скоординированные действия каждого элемента 5 – план-график «включения» элементов в технологический процесс (план-график образовательного мероприятия) 6 – управляющий процессом (учитель, классный руководитель, воспитатель)

Эти шесть составляющих формируют систему, целью которой является производство качественных ЗУНКов

При организации учебного процесса на основе технологии каждый участник выполняет определенные функции, поскольку в технологической цепочке нет, и не может быть лишних элементов. В технологии каждый элемент важен, все его действия целесообразны и нацелены на достижение заранее определённых (запланированных) результатов. Применительно к образованию это означает, что все время урока каждый участник выполняет определенные действия, и все они направлены на обучение, воспитание и развитие личности каждого участника образовательного процесса. Таким образом, при использовании образовательной технологии у педагога и обучающихся появляются новые функции, которые определяют их новые роли в образовательном процессе. В ходе реализации технологии все участники выполняют определённые действия, соответствующие их функциям, в результате чего на каждом этапе урока решаются конкретные задачи обучения. Помимо активных участников в технологической цепочке задействованы «пассивные» элементы обучения, например, приемы и методы, источники и средства обучения, также выполняющие свои функции. Системная организация взаимодействия всех элементов образовательного процесса в рамках технологии гарантирует с высокой степенью достоверности достижение поставленных целей обучения.

1. Что такое модерация? Проведенный на сайте опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения.. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. Учитель становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да,технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом. Более всего для модерации подходят активные методы обучения.

2. «Принципы и фазы модерации» Принципы модерации: - структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части); - систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока); - комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся); - прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Фазы (этапы) модерации: - инициация (начало урока, знакомство); - вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока); - формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); - интерактивная лекция (передача и объяснение информации); - проработка содержания темы (групповая работа обучающихся); - подведение итогов (рефлексия, оценка урока); - Эмоциональная разрядка (разминки).

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов - ИКВММРАО: эффективное взаимодействие (Интеракция) участников группового процесса; упорядоченный обмен информацией (Коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса; обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (Визуализация); Мотивация всех участников образовательного процесса; Мониторинг образовательного процесса; Рефлексия педагога и обучающихся; Анализ деятельности участников и оценка результатов.

3. «Процессы модерации» Интеракция-основополагающий процесс. Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в обучении, педагог на этапе планирования урока должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс. Учитель – ученик Ученик – ученик Учитель – малая группа Учитель – класс Малая группа – малая группа Малая группа – класс Ученик-маллая группа Ученик - класс

При формировании групп важно понимать, что от этого во многом будет зависеть эффективность взаимодействия обучающихся и качество образовательного процесса. Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. При том и другом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, групповой динамики, конкретных задач урока и, в целом, образовательного процесса. Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей. Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др.

Цель организации взаимодействия (интеракции) участников образовательного процесса надо ставить при планировании урока и непосредственно в процессе его осуществления.

Коммуникация Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.

На эффективность коммуникативного процесса оказывает серьезное влияние грамотная организация обратной связи, как между обучающимися внутри малых групп и между группами, так и между учителем и обучающимися. Следует уходить от понимания коммуникаций как одностороннего информирования, сегодня требуется переход от информирования к взаимодействию, когда ключевое значение приобретает реакция, обратная связь получателя, показывающая, что он не только принял, но и понял сообщение. Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс. Разрабатывая план урока важно помнить о значении модальностей (репрезентативных систем) для качественного восприятия информации. В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на зубок» - потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим.

Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способами. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются учениками и встраиваются в общую систему получаемой информации. Именно поэтому, опытные учителя советуют, входя в класс, оставлять за дверью все свои проблемы и отрицательные эмоции, чтобы полностью посвятить образованию все сорок пять минут урока. Говоря о невербальном общении, надо сказать, что и учитель, внимательно наблюдая за учащимися, может видеть и понимать о происходящем в голове обучающегося намного больше, чем о том будет сказано вслух. Эта дополнительная информация позволяет более эффективно строить отношения с обучающимся, а понимание и проницательность ценятся детьми не меньше, чем взрослыми.

Визуализация Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс – визуализацию. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.

Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе. Имея визуализированный ход образовательного процесса учителю очень легко подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а обучающимся вспомнить и закрепить новый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.

Проведение подготовленных командами презентаций позволяет всем обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала урока учителю очень хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по завершении презентаций и обсуждения и учитель и обучающиеся имеют полную уверенность в том, что новый материал правильно понят и усвоен.

Для визуализации можно использовать привычные цветные мелки, разноцветные карточки, наклейки, вырезки из журналов, акварельные краски, материалы для лепки и другие подходящие для этой цели предметы. Театрализация представления результатов обсуждения также обеспечит яркий визуальный эффект и прочное запоминание материала. На самом деле, варианты представления процесса и результатов обучения безграничны, точнее, определяются задачами каждого раздела урока и ограничиваются исключительно фантазией педагога, обучающихся и ресурсными возможностями. Активные методы представления информации, различные техники и способы визуализации материала оживляют образовательный процесс, позитивно воспринимаются обучающимися и положительно сказываются на результатах обучения.

Мотивация Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация. Любого нормального человека не мотивирует выполнение бессмысленной работы, дети не исключение, скорее, наоборот. Постановка, в соответствии с технологией модерации, ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву урока делает процесс обучения понятным и желанным для детей. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть чем-то искусственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений становится естественным процессом достижения понятных и важных для обучающихся целей.

Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал. Это убедительно показывают уже ставшие привычными для школ уроки самоуправления. Реально ощутить свою значимость, свой вклад в своё же обучение и в обучения своих товарищей придает привычным школьным процессам совсем иной, мотивационный, характер. Самостоятельность в выборе целей обучения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием.

Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Спрятавшись за спины всего класса, легко можно под шумок послушать плеер, поболтать с подружкой, дернуть за косичку и т.д. В мини-команде просто не до этого. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В итоге - значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды.

Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми.

Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала учителем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний. Превращение черно- белого (или серого :-)) образовательного процесса в яркий красочный фестиваль знаний несет в себе потрясающий мотивирующий эффект!

Смена напряженной работы веселыми разминками, когда учитель не только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения.

Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.

Мониторинг образовательного процесса Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики. Чем отличается хороший, реальный план от формального? Наличием объективных критериев достижения запланированных результатов. Именно эти критерии становятся объектами мониторинга, и именно по их достижению педагог может судить об эффективности и качестве образовательного процесса. Поэтому, при планировании урока, необходимо уделить время формулированию критериев мониторинга образовательного процесса.

Мониторинг образовательного процесса. Хороший план – половина дела, но остается и вторая половина – реализация плана урока. Уход от традиционной формы обучения и переход к использованию модерации, активных методов обучения может на первых порах вызывать определенные трудности с соблюдением графика урока. Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока. Для этого, особенно на первых порах внедрения новой технологии, педагог может вести специальный журнал, с помощью которого можно сверять запланированные показатели с реальным состоянием дел. Любая осмысленная работа должна завершаться понятным конкретным результатом. Для усиления структурированности урока и, соответственно, упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, важно каждый этап урока завершать визуализацией полученного результата. Это, с одной стороны, позволит педагогу определять соответствие получаемых результатов запланированным и, при необходимости вносить коррективы, а, во-вторых, будет обеспечивать методичное фиксирование обучающимися новой информации в ходе образовательного процесса.

Мониторинг групповой динамики. Любая команда в своем развитии проходит ряд закономерных стадий. Учитывая, что основой технологии модерации является групповая работа обучающихся, педагогу следует внимательно отслеживать групповую динамику с тем, чтобы, при необходимости, оказывать поддержку командам или отдельным обучающимся и вносить коррективы в их работу. При мониторинге первой стадии развития группы – формирования – педагогу важно не допустить застревания группы на этом этапе. Если учитель сумел настроить участников группы на дальнейшее движение, успокаиваться не стоит, поскольку группа перейдет в фазу конфликта. Эта фаза очень важна для формирования эффективных навыков работы в команде, становления лидерских качеств, развития самостоятельности и уверенности в своих силах, поэтому, педагог должен внимательно следить, чтобы в группе не возникало личных конфликтов и противостояния. В этот момент важно перевести энергию конфликта в русло решения общей задачи и достижения общих для всех участников целей. Успех на этом этапе – успех во всей групповой работе. Группа переходит в фазу распределения ролей и сотрудничества – это успех и ребят и учителя!

Рефлексия Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования. Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

Завершения раздела урока рефлексией, осмысление хода и результатов всего занятия закрепляет усвоение нового материала. Совместно с визуализацией достигнутых на уроке результатов это позволяет формировать устойчивые и отчетливые образы новых знаний. Такой эффект содействует облегчению усвоения материала и быстрому извлечению его из памяти, воспроизведению и применению. Необходимо на каждом уроке помнить о важности этой фазы модерации и сохранять возможности для полноценного ее проведения. Понимание материала в отличие от механического запоминания дает возможность обучающемуся гибко встраивать новые знания в существующую систему знаний и, самое главное, позволяет активно использовать новые знания в совокупности с уже существующими. Этот результат обеспечивает эффективное поведение человека в нестандартных условиях, когда нет готовых решений и ответ на вызов внешнего окружения необходимо сгенерировать, сотворить. Учитывая реалии сегодняшней жизни, такой результат является целью современного обучения, поэтому столь важное внимание в технологии модерации уделяется рефлексии.

Урок закончен, надо подвести итоги, обеспечить обучающихся обратной связью, создать у всех участников ощущение завершенности процесса. Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов. Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие обучающихся. Учителю этот эмоциональный барометр точно покажет правильность построения урока, отношение обучающихся к образовательному процессу и самому педагогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз.

Очень важно в процессе анализа и оценки, как для учителя, так и для обучающегося – увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений. Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий. По итогам работы надо обязательно четко сформулировать полученные результаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям. Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения. Завершение урока положительной оценкой его результатов – это мотивирующий переход к следующим урокам, к следующим классам, к выходу в самостоятельную жизнь.

4. «Эффекты применения технологии модерации» Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Учитель в этом случае только помогает обучающимся (и то не всегда) найти оптимальные пути к цели. Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у школьников навыки, которые пригодятся им в студенческой группе, в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни. Наличие навыков командной работы позволяет легко влиться в любой коллектив, не снижая, а усиливая эффективность его работы и сохраняя благоприятный микроклимат команды. Организация качественного коммуникативного пространства на уроке обеспечивает взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами. Развитие диалога и полилога, организация обратной связи обеспечивает активное включение в образовательный процесс всех обучающихся, создает условия для всестороннего обсуждения и эффективного формирования новых знаний

Использование различных форм, методов и техник визуализации обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание обучающимися нового материала, оживляет образовательный процесс, позитивно воспринимается обучающимися и положительно сказывается на результатах обучения. Использование модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческого процесса, раскрытию и развитию способностей обучающихся, содействию их качественному обучению. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой обучающихся оказывает мотивирующее действие на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.

Мониторинг урока через формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса, содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся, помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана. Формулирование и закрепление результатов каждого раздела урока, а также его итогов содействует качественному усвоению обучающимися нового материала. Обучение в сотрудничестве, обучение действием, рефлексия, глубокое осмысление и ясное понимание учебного материала определяют активный статус новых знаний, обеспечивают приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях, в том числе ситуациях с высокой долей неопределенности, когда отсутствуют готовые ответы.

Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения, что является важнейшим условием личностного роста и развития. Самооценка себя, своего поведения, своей роли способствует самоопределению обучающегося, лучшему пониманию своих потребностей и возможностей. Рефлексия взаимоотношений с внешним миром позволяет обучающемуся вырабатывать адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей.

Анализ и оценка процесса и результатов урока, выяснение эмоционального самочувствия обучающихся позволяют учителю получить четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся.

Технология модерации предоставляет педагогу инструменты эффективного управления процессами обучения, воспитания и развития. Применение модерации делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты. Новые роли учителя - консультанта, наставника, старшего более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися определяет возрастание доверия к учителю, повышение его авторитета и уважения у обучающихся.

Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому педагогу, а не только классному руководителю, на всех, без исключения, уроках целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности учащегося. Планируя урок, построенный на технологии модерации, педагог одновременно с постановкой предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации обучающихся. Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности наполняют весь образовательный процесс, каждое мгновение школьной жизни обучающегося. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков. А это значит, что выпускник будет реально подготовлен к выходу из школы и успешной адаптации в самостоятельной жизни.

Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования второго поколения.

Презентация составлена по материалам: Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет Факультет «Реформа образования»