Магистрантки филологического факультета Рудой Ольги Павловны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Advertisements

Презентация магистерской диссертации. Формирование языковой компетенции у иностранных студентов на начальном этапе обучения Магистрант кафедры прикладной.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Типы персонажей в романах Джона Фаулза Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Халипов Виктор Викторович.
Образ А.Блока в мемуарной прозе первой волны русской эмиграции Магистерская диссертация Кузнецовой Д.М. Научный руководитель: кандидат филологических наук,
Белорусский государственный университет Механико-математический факультет Кафедра теории функций Сыричев Вадим Викторович Бесконечные матрицы и пространство.
Филологическая составляющая в произведениях Бориса Акунина.
РОМАНЫ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ «МИССИС ДЭЛЛОУЭЙ» И МАЙКЛА КАННИНГЕМА «ЧАСЫ»: ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ Презентация магистерской работы Кречко Екатерины Викторовны.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Научный руководитель: Протасовицкий Сергей Петрович, кандидат юридических наук, доцент.
Магистерская диссертация Автор: Кондаревич Ольга Дмитриевна Научный руководитель: профессор, доктор юридических наук, Владимир Михайлович Хомич ОБЩЕСТВЕННЫЕ.
Актуальность Цели и задачи Объект и предмет исследования Научная гипотеза Основные выводы Научная новизна Положения, выносимые на защиту.
Магистерская диссертация: ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ.
Роль, место и средства выражения отрицания в языке (на материале белорусского, древнегреческого и латинского языков) Научный руководитель – доктор филологических.
Выполнила: Мальчевская Е.А., аспирантка Научный руководитель: Орлова Т.Д., профессор, доктор филологических наук.
Целью данной работы является анализ актуальной этической и социально- критической проблематики романа "Милый друг" Мопассана.
Презентация магистерской работы Минск Перевод агломератов звукоподражательных единиц Автор: Стук Татьяна Алексеевна Научный руководитель: Нижнева.
Максимович Александр Александрович Белорусский государственный университет Исторический факультет Максимович Александр Александрович Историография исследования.
Классификация этнических конфликтов в Европе в XX веке Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент С.А.Захаркевич.
Высказывания с имплицитной семантикой в публицистических текстах Презентация магистерской работы Петровой Екатерины Сергеевны; Научный руководитель: к.ф.н.,
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС Ре ( де ) конструкция викторианства в романах Сары Уотерс Соискатель – Омельянюк А. А. Научный руководитель – старший преподаватель.
Транксрипт:

Магистрантки филологического факультета Рудой Ольги Павловны

Русскоязычная проза Беларуси рубежа XX-XXI веков: нарратологический аспект Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Андреев А.Н.

1.Введение 2.Актуальность 3.Цели исследования 4.Задачи исследования 5.Объект и предмет исследования 6.Научная гипотеза 7.Основные результаты 8.Положения, выносимые на защиту 9.Научная новизна

Главная функция языка – коммуникативная. Она реализуется в речевых актах как конечных единицах речевого поведения. К специфическому виду речевых актов можно отнести и литературное произведение, т.к. для него характерна интенция (намерение автора как адресанта), конвенция (определённые условия осуществления и функционирования), наличие адресата (читатель). Таким образом, через литературный текст осуществляется особый вид коммуникации между автором и читателем.

Именно коммуникативный аспект, присутствующий в любом литературном произведении, необходимое соотношение в нём адресанта и адресата (повествователя и читателя), учитывает и исследует особая литературоведческая дисциплина, окончательно оформившаяся в конце 60-х гг. XX в., – теория повествования, или нарратология. Интерес для нарратологов представляет особая реальность текста – повествовательная. В центре произведения всегда находится личность – прежде всего тот, кто создал это произведение. Автор реальный передает функцию организации повествуемого мира себе в тексте – повествователю (нарратору).

Актуальность работы обусловлена: активизацией интереса к феномену авторства (имеется в виду не психология творчества, а наличие в тексте особой текстообразующей инстанции – повествователя). Преодолев последствия увлечения постмодернистской концепцией «смерти автора» и текстоцентризмом (как приматом иррационального «письма»), литература вновь делает акцент на личности, ее мировоззрении, ее внутренней жизни, что и отражается в нарратологии; развитием гендерного подхода в различных областях знаний (психологии, литературоведении и др.). активной поддержкой развития такого пласта белорусской литературы, как проза русскоязычных авторов и недостаточной степенью исследованности нарратологического аспекта данных художественных произведений.

Цели исследования Анализ нарратологического аспекта произведений русскоязычной прозы Беларуси рубежа XX-XXI вв. Выявление типов нарраторов и особенностей повествования в данных художественных текстах.

Рассмотреть процесс развития и разграничить такие центральные для нарратологии понятия, как «реальный автор», «повествователь/нарратор», «рассказчик». Проанализировать особенности грамматических форм повествования от первого и третьего лица в сравнительном аспекте как имеющих существенное значение для создания образа повествователя. Обозначить нарратологический аспект в произведениях русскоязычной прозы Беларуси рубежа XX-XXI вв. Исследовать типы и функции повествователя в вышеуказанных текстах.

Объект и предмет исследования Объектом исследования являются произведения русскоязычной прозы Беларуси рубежа XX-XXI веков. Предметом исследования являются художественные прозаические произведения русскоязычных авторов Беларуси

НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА Текст – своеобразный акт коммуникации между автором и читателем посредством нарративного типа. В центре произведения всегда находится личность, даже при его видимой имперсональности. Повествование от первого лица имеет ряд преимуществ по сравнению с повествованием от третьего лица: в первом случае автор более «доступен» читателю. «Женский» нарратор существенно отличается от «мужского».

Основные результаты Разграничены такие литературоведческие понятия, как «автор», «повествователь», «рассказчик». Прослежена история становления категории нарративного типа. Указана роль читателя в художественном произведении. Установлены основные типы, особенности создания и функции повествователя в произведениях русскоязычной прозы Беларуси последней декады.

Положения, выносимые на защиту 1.Нарратор – «стартовая точка», от него в прямой зависимости находится и тип повествования, и читатель как «точка финиша». Недаром многие кинематографисты отмечали, что наиболее сложным аспектом при экранизации именно повествовательных произведений является адекватная передача личностного начала. Личность находится в центре любого произведения. 2.При всей оправданности биографического подхода, повествователь ( как инстанция в тексте) не тождественен облику реального автора (как определенной личности в материальном мире). Помимо этого, существует и более субъективная инстанция – рассказчик, который зримо присутствует в произведении и может выступать/не выступать в качестве персонажа. Следовательно, возникает четкое противопоставление «автор-повествователь-рассказчик».

3. Повествования от первого и третьего лица четко противопоставлены друг другу в системе типов повествования. И «я- повествование», и «он-повествование имеют ряд своих достоинств и недостатков, прежде всего в тех аспектах, которые касаются авторского материала и степени объективности/субъективности выражения автора. 4. Русскоязычная проза Беларуси рубежа XX –XXI веков является самостоятельным и самобытным слоем современной белорусской литературы, представляющим интерес для литературоведа. Литературоведческие работы, посвященные произведениям русскоязычных авторов, затрагивают нарратологический аспект в гораздо меньшей степени, чем поэтику или стиль.

Нарратология – малоисследованная область литературоведения. Об этом свидетельствует тот факт, что ее базовые понятия были разграничены в белорусском литературоведении лишь в начале XXI века. В своей работе исследователь четко разграничил типы повествования от первого и третьего лица, указал их особенности, достоинства и недостатки, сделав акцент на «я-повествовании». Русскоязычная проза Беларуси последнего десятилетия является совершенно новым материалом для нарратологического анализа и ранее в подобном ракурсе не рассматривалась.

за внимание!