Из опыта работы учителя математики Боярской Марии Николаевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации к составлению программ элективных курсов.
Advertisements

Структура программы факультативного/элективного курса Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Информационное.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Ю.С.Шапакина, руководитель структурного подразделения перспективных образовательных технологий Учебно-методического центра Солнечногорск 2007.
«ОРГАНИЗАЦИЯ профильного обучения » Общешкольное родительское собрание ноябрь учебного года классы.
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г р о Концепции модернизации российского образования на период.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Материалы для обучающего семинара по составлению ИУП.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в системе профильного образования.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в системе профильного образования.
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Ю. Г. Петрученя, руководитель КММЦ, методист профильной сети Кировского района.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Программа элективного курса : требование по оформлению и содержанию.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ на старшей ступени образования на территории Самарской области.
Элективный курс Общие подходы к созданию и методике преподавания элективных курсов Основная идея обновления среднего (полного) общего образования заключается.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Программа элективного курса И.В.Ларионова. Элективные курсы (курсы по выбору) обязательны для старшеклассников. Они входят наряду с базовыми и профильными.
Транксрипт:

Из опыта работы учителя математики Боярской Марии Николаевны

Введение в профильное обучение - Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка - это две главных части одной системы-подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. - Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их успешному самоопределению по завершении основного образования и обоснованному выбору пути продолжения образования. - Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. - Качество личностно ориентированного образования определяется тем, насколько в его содержании представлены основания для развития личностно-ценностного отношения к изучаемым знаниям, насколько развиваемые на базе знаний умения способствуют личностно-ценностному развитию учащихся. - Качественная работа учителя - это его компетентность по реализации умений выполнять действия с содержанием изучаемого материала, пробуждающим личностно-ценностное отношение к знаниям у его Мария Николаевна

Профилизация обучения в старших классах делает образование более индивидуализированным, функциональным и эффективным, решает возникшие в процессе обучения противоречия: между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики; между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками; между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени; между коллективным обучением и индивидуальным развитием личности школьника, его математических способностей; между программными требованиями и реальным уровнем обучения математике; нарушению преемственности между школой и Мария Николаевна

Типы предметов, изучаемых на старшей ступени общего образования (концепция профильного обучения) 1. Базовые общеобразовательные предметы (50% учебного времени) - предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих предметов должен быть функционально полным, но минимальным. Предполагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-математического, технологического профилей, естествознания - для гуманитарного, филологического, социально- экономического профилей. 2. Профильные общеобразовательные предметы (30% учебного времени) - предметы повышенного уровня (фактически - углубленные курсы для старшей ступени), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, география, физика, биология - профильные курсы в естественнонаучном профиле; физика, химия, биология являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; литература, русский язык и иностранный язык - в филологическом профиле; обществоведение, право, экономика - в социально-экономическом профиле. На профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. 3. Элективные курсы (20% учебного времени) - обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей Мария Николаевна

Профильное обучение в условиях универсального профиля сельской школы Концепция обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная Министерством образования РФ, относительно проще реализуема в больших школах, имеющих несколько параллельных 10-ых и 11-ых классов, которые можно распределить по предлагаемым профилям. Модели, описанные в концепции, также легко исполнимы и для меньших школ, расположенных в крупных городах, где профильность может быть «распределена» между разными школами, имеющими свой профиль углубленного обучения». Но механизм профилизации маленькой (чаще сельской) школы, в которой имеются один 10-ый и один 11-ый (зачастую неполные) классы, нуждается в дальнейшем обсуждении и проектировании. Вполне соглашаясь с продуктивной идеей авторов концепции разделить базовые учебные курсы на общеобразовательные, профильные и элективные, мы используем модель профильного обучения для малочисленной (в т.ч. сельской) школы с универсальным профилем, которая строится на чередовании распределенного и концентрированного обучения, причем распределенному обучению соответствуют общеобразовательные курсы, а концентрированному – профильные и элективные. Таким образом, можно достичь разумного баланса (и взаимной компенсации недостатков) между традиционным распределенным и профильным концентрированным обучением. Сохранению устойчивости профильного интереса способствует его концентрированность (сосредоточенность), а интерес к общеобразовательным предметам можно поддерживать их Мария Николаевна

Типы элективных курсов Элективные курсы Предметные элективные курсы Межпредметные элективные курсы Элективные курсы по рпедметам, не входящим в базисный Мария Николаевна

Предметные элективные курсы Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп. 1. Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно. 2. Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. Ясно, что в элективных курсах этого типа выбранная тема изучается более глубоко, чем это возможно при выборе элективного курса типа " курс повышенного уровня". 3. Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами из области математики могут служить: "Комбинаторика", "Элементы теории вероятностей", "Элементы математической логики", "Элементы теории множеств" и др. 4. Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. 5. Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: "Как делаются открытия", "Физико-техническое моделирование", "Учимся проектировать на компьютере", "Компьютерное моделирование", "Компьютерная графика", "Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов", "Математические модели и методы в естествознании и технике и др. 6. Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.). 7. Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического Мария Николаевна

Межпредметные элективные курсы Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию: быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально- экономического профилей быть обобщающим курсом для классов какого-либо Мария Николаевна

Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам. Приведем примеры таких курсов, из числа победителей 2-го этапа конкурса, проводимого НФПК в 2003 году: "Введение в современные социальные проблемы", "Психология человека и человеческого общества", "Эффективное поведение в конфликте", "География человеческих перспектив", "На перекрестке двух культур (немецкий)", "Intercultural Issues (пособие по межкультурной коммуникации)", "Условия успешной коммуникации", "Искусство анализа художественного текста", "Русский язык в диалоге культур", "Информационная культура и сетевой этикет школьника", "Основы журналистского мастерства", "Основы дизайна", "Проблемы экологии", "Вопросы менеджмента и маркетинга" и Мария Николаевна

Элективные курсы выполняют три основные функции: надстройки профильного учебного предмета превращают его в полной мере в углубленный; развития содержания одного из базовых учебных предметов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне. удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности Мария Николаевна

Несколько «шагов», которые помогут разработчикам подойти к созданию программ элективных курсов более квалифицированно: «шаг» первый – изучение нормативных и иных документов по введению предпрофильной и профильной подготовки учащихся; «шаг» второй – изучение интересов, склонностей, способностей и образовательных запросов учащихся; «шаг» третий - изучение материальных ресурсов образовательного учреждения; «шаг» четвертый – анализ собственных интеллектуальных, физических и методических ресурсов; «шаг» пятый– знакомство с требованиями, предъявляемыми к составлению учебных программ; «шаг» шестой – чтение и анализ структуры типовых учебных программ, утвержденных Министерством образования Российской Федерации; «шаг» седьмой – получение консультаций у специалистов (или обучение на специально организованных по данной проблеме курсах или семинарах по повышению Мария Николаевна

Структура программы элективных курсов для средней (полной) школы : 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методические рекомендации. 6. Мария Николаевна

Требования к программам элективных курсов: Актуальность, степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах. Мотивационный потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; использование дифференцированного подхода. Здоровьесберегающие характеристики. Программа не создает учебных нагрузок для школьников (отсутствие или необязательность домашних заданий), предполагает широкое использование активных методов обучения. Полнота содержания. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей (соответствие содержания поставленным целям, диагностичность и процессуальность поставленных целей). Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.), практическая направленность. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно- методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школ. Формальная, дидактическая структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка Мария Николаевна

Применение ИКТ на элективных курсах воспитывать информационную культуру учащихся; обучать навыкам самостоятельного поиска информации в сети ИНТЕРНЕТ; использование мультимедийных уроков по курсу; использование интерактивных тренажеров (диски, сайты); компьютерное тестирование (тематическое, итоговое, экзамен): занесение результатов тестирования в дневник успеваемости, отслеживание динамики успеваемости (программное тестирование, ИНТЕРНЕТ-тестирование); создание презентаций для защиты исследовательских работ, проектов (Power Point), таблиц (Excel), схем и др. развитие познавательного интереса и поисково-исследовательской Мария Николаевна

Желаем Мария Николаевна