Психологическое образование в России. Основные тенденции. Федосенко Екатерина Владимировна Россия, Санкт-Петербург, 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Advertisements

LOGO Оптимизация подготовки специалистов в условиях освоения ФГОС СПО Берестнева В.А., зав.кафедрой экономических дисциплин СМОЛЕНСК ОГБОУ СПО СПЭК.
Инновационные технологии обучения Федосенко Екатерина Владимировна;
Инновационные педагогические технологии как инструмент реализации деятельностного подхода в освоении стандартов второго поколения Паневина Г.Н., к.п.н.,
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
Система методической работы по освоению педагогами ООТ как средство повышения профессионализма учителя проектного обучения Суволокина И.В. зам. директора.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Company Logo Современные образовательные технологии деятельностного типа как средство внедрения ФГОС Масленцева Г.Е. МОУ СОШ 121.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Транксрипт:

Психологическое образование в России. Основные тенденции. Федосенко Екатерина Владимировна Россия, Санкт-Петербург, 2011

Цитата Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный. М. Монтень Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. М. Булгаков.

Вопросы для размышления: 1. Что меняется в высшем и последипломном образовании психологов сегодня? 2. Какие технологии обучения можно считать современными? 3. Как оценить качество профессиональной компетентности психолога?

Что определяет развитие высшего и последипломного образования сегодня? Болонский процесс Компетентностный подход Переход от парадигмы обучения к парадигме учения Переход от концепции, ориентированной на преподавателя к концепции, ориентированной на студента, слушателя, Индивидуально-ориентированное обучение

Что изменилось в целях и ожидаемых результатах? Ориентация на максимальный учет индивидуальных интересов, способностей и склонностей студентов, слушателей. Создание условий для развития профессиональной компетентности, достаточной для продолжения обучения. Развитие способности самоорганизации.

Компетенции 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции. /Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования (ЕФО), 1997/ Знания в действии, интегративные деятельностные конструкты, включенные в реальную ситуацию /Э.Ф.Зеер/

«Формула компетентности» «Компетентность = мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления». / М.А.Чошанов /

ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки психология (квалификация «бакалавр») Общекультурные компетенции (ОК); Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); Профессиональные компетенции (ПК) -общепрофессиональные; -научно-исследовательские; - Педагогические.

Что изменилось в технологиях? Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог. В.П.Тихомиров

Признаки современных образовательных технологий: единство творческого замысла и алгоритма деятельности постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде личностное отношение к познавательной деятельности

«…здесь нет уже верха и низа – учителей и учеников – здесь все коллеги, т.е. люди которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение…остались на низшей ступени образования. И отношение иное. Это будет отношение коллеги к младшему коллеги» /Ю.М.Лотман. «Чему же учатся люди?» /

«Доминанта на лицо другого» - «способность выйти из самодовольных и самоуспокоенных теорий о мире и людях к самому миру и самим людям!» «Заслуженный собеседник» - собеседник открывается таким, каким человек его заслужил всем своим прошлым и тем, что он есть сейчас. А.А.Ухтомский

«От сердца к сердцу» /И.В.Гете/ Диалоговая позиция как ценность высшего образования. Диалоговая позиция условие успешного профессионального становления. Реализуется через полилог всех участников совместного поиска истины.

Показатели диалогового стиля преподавания Умение ставить доминанту на лицо другого, на «собеседника», на воспитательные, личностно значимые цели образования. Способность строить партнерские, диалогические отношения; готовность внимательно слушать и адекватно понимать собеседника, эмоциональная открытость и искренность в выражении чувств. Активность в прояснении своей ценностно- смысловой позиции, гуманистической, гуманитарной, субъектной, диалоговой, педагогической.

Показатели диалогового стиля преподавания Максимальное использование самостоятельности студентов, слушателей их инициативы, критического мышления, свобода от стереотипов прошлого, непредвзятость взглядов и мыслей по отношению к другому человеку. Актуализация творческого потенциала, включение студентов в научный диалектический поиск истины. Прояснение понятий, текстов, контекстов, использование разных языков науки и искусства.

Показатели диалогового стиля преподавания Осуществление постоянной объективации, рефлексии, обратной связи, наблюдения живой человеческой индивидуальности. Использование индивидуальных особенностей темперамента, речи, интуиции, импровизации, творческий характер активности. Достижение результатов, выводов, итогов путем дискуссионного обсуждения, прояснения понимания каждого, интеграции индивидуальных выводов.

Что меняется? Студент, слушатель выступает как партнер в процессе обучения преподаватель выполняет роль консультанта, помощника «динамика происходящего в аудитории» соблюдение условий для «открытости познавательной позиции»

ТенденцияЗадачаТехнологии переход от обучения к учению поиск организацион- ных форм освоения содержания образования модульно- рейтингового обучения, организации самостоятельной работы, дистанционного обучения, кредитная система

ТенденцияЗадачаТехнологии повышение наукоемкости высшего образования Расширение спектра видов продуктивной образовательной деятельности студентов проектной, учебно- исследовательской, научно- исследовательской, творческой деятельности

Тенденция ЗадачаТехнологии Возрастание роли командной работы в современном мире Организация группового взаимодействия в образователь-ном процессе Организации группового взаимодействия, организации дискуссии, обучения на основе социального взаимодействия

Тенденция ЗадачаТехнологии Возрастание роли субъектности и самостоятельн ости, необходимость учения «через всю жизнь» Осуществление учения рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля, самообразователь- ной деятельности

ТенденцияЗадачаТехнологии Возрастание роли информации в современном мире Организация работы с информацией РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/, информационные, проблемного обучения

Тенденция ЗадачаТехнологии Возрастание роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития Развитие профессиональной компетентности контекстного обучения, технология анализа конкретных ситуаций или кейс-метод, деловые и ролевые игры

меняется традиционная предметная система образования. От предмета переходим к образовательному модулю

Модульная система Модульная система означает отказ от предметного преподавания и введение целенаправленно расширенных образовательных программ, в которых дисциплинарные границы расширены и рассматриваются совсем иначе, чем в архаичных традиционных формах.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ Междисциплинарная интеграция Современные учебно-методические материалы Открытая образовательная среда Акцент на самостоятельной работе студента Иная структура нагрузки преподавателя

Модель инновационной ОП Вариативный модуль 1 Вариативный модуль 2 Вариативный модуль … Вариативный модуль n Инвариантный модуль

Что изменилось в последипломном образовании? Индивидуальный маршрут слушателя; Модульное обучение -- модульные программы модули; Ваучерная система; Бально-рейтинговая система оценки; Портфолио как инструмент оценки; Абсолютно новый подход к оцениванию профессиональной компетентности специалиста.

Основные проблемы

Проблемы формального последипломного обучения профессионалов 1. Трудности модульной системы обучения. 2. Проблемы с реализацией ваучера. Отсутствие свободы выбора. 3. Несовершенство бально-рейтинговой системы оценки профессиональной компетентности психолога. Традиционные методы обучения. Новизна информации. Отсутствие диалогового обучения.

Проблемы подготовки психологов в системе ВПО Незначительное применение активных методов обучения. Отсутствие интеграции знаний, системного видения профессиональных знаний. Мозаичная картина профессионального обучения. Пассивная позиция студентов. Авторитарная позиция преподавателей. Отсутствие критичности мышления у студентов. Слабость научного принципа обучения. Соскальзывания на «развлекательную» систему обучения, завуалированную под активное обучение студентов.

Технологии и методы оптимизации неформального последипломного образования Научно-практические семинары; Социально-психологический тренинг; Проектная деятельность (выполнение и внедрение проекта представителями площадок); Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое); Обобщение опыта представителей площадок (издание печатных материалов).

Роль педагога в творческой самореализации воспитанников Научный руководитель проекта: Е.В. Федосенко, к.пихол.н., ст.н.с. Презентацию подготовила: Е.А. Васильева

Особенности структурных компонентов творческой самореализации педагогов общеобразовательной школы Руководитель проекта: к.психол.н., ст.н.с. Е.В. Федосенко Презентацию выполнила: Д.В. Павлова

Механизм мотивации учителя, как участника образовательного процесса в гимназии. Автор:Сергеева Елена Михайловна –педагог – психолог. МОУ «Гимназия» г.Кириши-победитель ПНПО-2006.

Спасибо за сотрудничество! Екатерина Владимировна Федосенко к.психол.н.,член-корр ААН, ст.н.с. РАО ИПО; зав каф. общегуманитарных дисциплин ИДПИ; профессор Института ВВ МВД РФ; Е-mail: