Цели – инвестиции в человека …создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны наконец создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности… …курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России. В этом абсолютно убежден. В.В. Путин, 5 сентября 2005 года
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА Федеральное агентство по образованию Автономная некоммерческая образовательная организация Институт проблем образовательной политики «Эврика» «Центр дополнительного образования для детей 1»
«Создание условий для формирования ключевых компетенций у воспитанников в образовательном процессе в учреждении дополнительного образования детей» ТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТА: Образование ценно не само по себе, а как инструмент решения задач социального и экономического развития
Научные руководители эксперимента: Павлова Любовь Викторовна заместитель директора, начальник отдела мониторинга образования ОГОУ ДПО (ПК) специалистов «Центр мониторинга в образовании». Ерофеева Светлана Владимировна заведующая кафедрой социальной педагогики и методики воспитания Астраханского областного института повышения квалификации и переподготовки, кандидат философских наук, доцент, руководитель Астраханской областной независимой организации « Гуманитарный Центр», лауреат международных выставок – форумов в Москве « Школа – »
Актуальность темы: Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптацией в этом мире, вызвали необходимость постановки вопроса перед научно – педагогическим сообществом об обеспечении образовательного процесса методиками, качественно и по-новому реализующими социально - интеграционную потребность со стороны потребителей образовательных услуг. Располагая уникальным опытом внешкольного воспитания и современным программно- методическим материалами, прекрасными традициями и высоко профессиональными специалистами – педагогами, воспитавшими всемирно известных учеников, учреждения дополнительного образования детей могут стать центрами по формированию компетентного человека нового времени, успешного и конкурентоспособного в условиях глобализации мирового рынка труда.
Идея эксперимента Дополнительное образование детей как важнейшая составляющая часть непрерывного образования, должно стать приоритетным в обществе, как один из компонентов государственной безопасности, потому что не воспитанные, не подготовленные, не компетентные дети - это угроза для многих аспектов нашей жизни. Основная идея всей опытно - экспериментальной работы заключается в проверке эффективности педагогических средств, направленных на создание условий для формирования ключевых компетенций участников образовательного процесса - педагогов и воспитанников.
Замысел эксперимента Модернизация дополнительного образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества предполагает создание « пространства реального действия», соединяющего требования образования и жизни на основе компетентностного подхода и включающего в себя несколько составляющих: информационное пространство; образовательное пространство; пространство творчества; пространство социальной практики; правовое пространство; игровое пространство; пространство свободного общения.
Объект исследования Процесс формирования ключевых компетенций у воспитанников в условиях УДО. Предмет исследования Совокупность условий: - организационных; - социальных; - экономических; - управленческих; - методических; - психолого-педагогических; при которых формируются ключевые компетентности.
Педагогическая цель Педагогической целью эксперимента является создание условий для формирования ключевых компетентнций у воспитанников в системе дополнительного образования для продуктивной адаптации в поликультурном мире, для личностно-социально интегрированного результата в совокупности с мотивационно-ценностными и когнитивными составляющими. Задачи 1) изучить и проанализировать литературу по данной проблеме (зарубежный и отечественный опыт); 2) разработать нормативно-номенклатурную базу; 3) проанализировать состояние и готовность педагогического коллектива к эксперименту; 4) определить сущность, специфику, принципы формирования ключевых компетенций воспитанников в УДО; 5) разработать стратегию и тактику формирования ключевых компетенций в процессе образовательной деятельности. 6) создать педагогические условия и средства эффективного формирования ключевых компетенций; 7) построить структурно – содержательные модели компетенций для каждого педагога; 8) апробировать новые технологии по формированию компетенций; 9) создать пространство реального действия для реализации эксперимента.
Сроки эксперимента Начало эксперимента: 1 января 2006 года. Предполагаемый срок завершения эксперимента: 30 декабря 2010 года. Продолжительность эксперимента: 5 лет. Этапы эксперимента I. Аналитико – диагностический (с 1 января по 30 мая 2006 года) II. Прогностический (с 1 июня 2006 г по 31 декабря 2006 г) III. Организационный (с 1января 2007 г по 31 декабря 2007 г) IV. Практический – экспериментальный (с 1 января 2008 г по 31 декабря 2009 г) V. Обобщающий этап (с 1 января 2010 г по 31 декабря 2010 г)
Инновационные проекты эксперимента: Инновационная модель воспитания «КОМПЛЕКС» Инновационный проект «Команда» Инновационный проект «Успех» Инновационный проект «Методический сервис» «Чтобы вести людей за собой, иди за ними» Лао-Цзы – китайский философ. Научно методическая деятельность это Опыт + творчество = профессионализм «Здесь не бумаги главное, а дети и каждого ребёнка личный рост» К - комплекс О - отечество М - мир П - природа Л - личность Е - единство К - компетентность С - созидание Пространство поиска смысла жизни
Модель воспитанника в пространстве реального действия: I II VII VI V IV III В сфере самостоятельной познавательной деятельности Классификация компетенций: В сфере гражданско- общественной деятельности В сфере социально- политической деятельности В сфере культурно- досуговой деятельности В бытовой сфере Пространство реального действия: I. Образовательное пространство II. Правовое пространство III. Пространство творчества IV. Пространство социальной практики V. Игровое пространство VII. Информационное пространство VI. Пространство свободного общения
Результат - способность личности решать жизненно-важные проблемы в конкретных, не стандартных ситуациях. - адекватно оценивать социальную жизнь человека. - позитивно относиться к сфере, охватываемой реализуемой компетенцией; - способностью делать выбор в социальной жизни и нести за него ответственность; - способностью понимать и анализировать социально-практическую значимость содержания дополнительного образования; Такое определение ярче всего выражает суть компетентностного подхода в системе дополнительного образования детей в процессе формирования целостной, культурно-развитой личности, которая должна обладать следующими качествами:
Формы представления результатов: 1.Авторские программы по дополнительному образованию детей нового поколения, УМК. 2. Отчеты о ходе и результатах эксперимента. 3. Методические рекомендации из опыта работы. 4. Статьи в журналы «Дополнительное образование», «Внешкольник», «Народное образование», «Бюллетень программно – методических материалов» и д.р. 5. Сборник статей кафедры социальной педагогики и методики воспитательной работы АОИПКП.
База эксперимента МОУДОД «ЦДО 1» г. Астрахань Тип эксперимента Поисковый Статус эксперимента Федеральный уровень
Комитет по образованию и науке г. Астрахань ул. Ахшарумова, 90 (8512) год МОУДОД « ЦДО 1» Наш сайт: cdo1.ru