1 Основные документы планирования политики в Латвии Министерство благосостояния март, 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система планирования в Латвийской государственной трудовой инспекции.
Advertisements

Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
Денис Креталов, Национальное контактное лицо по вопросам интеграции ромов при министерстве культуры Латвии Киев, Осуществление и координация.
«Особенности системы управления охраной труда в Республике Беларусь» Минск, 2012 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь Карчевский.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
Основные направления совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Управление по результатам и бюджетирование, ориентированное на результат, в Латвийской Республике Валерий Стурис Государственная канцелярия Департамент.
Как Счетная палата способствует идентификации и реализации НКП Вердеш Виорика.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
Республика Молдова Министерство финансов Прогресс реформ в процессе подготовки бюджета гг.Варшава Февраль 2005.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Опыт стратегического планирования Казахстана Форум высокого уровня Бишкек, мая 2006.
Системы оценки эффективности управления государственными финансами (PEFA) Инструмент реформирования бюджета ОПЫТ ГРУЗИИ.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Транксрипт:

1 Основные документы планирования политики в Латвии Министерство благосостояния март, 2011

2 Функции государственного управления

3 Иерархия основных документов планирования Стратегия долгосрочного развития Латвии «Латвия 2030» Национальный план развития Латвии Документы планирования политики Документы управления институциями Документы территориального планирования развития Документ об основных установках политики План Концепция Стратегия развития институции Годовой план задач Стратегия разжития определенного региона

4 Закон о системе планирования развития (I) Вступил в силу с 1 января 2009 года Документы по планированию развития: документы планирования политики, документы управления институциями и документы территориального планирования развития. Документы планирования политики - цели, задачи и действия для стимулирования развития одной или нескольких областей политики Документы управления институциями – указывается взаимодействие бюджетного планирования и планирования развития отрасли, сферы или политики, излагается последовательность действий, принятия решений и последуюших документов Документы территориального планирования развития - приоритеты и первостепенные действия для обеспечения среднесрочного или долгосрочного планирования, анализ имеющихся в наличии инструментов

5 Закон о системе планирования развития (II) Классификация документов по планированию развития: Национальный уровень Региональный уровень Местный уровень Долгосрочные (до 25 лет) Среднесрочные (до 7 лет) Краткосрочные (до 3 лет) Документы для концептуального принятия решения или формулирования национальной позиции в определенном вопросе также являются документами по планированию развития

6 Закон о системе планирования развития (III) Стратегию долгосрочного развития утверждает Сейм Основные документы планирования развития утверждает Кабинет министров - разработка, принятие и срок действия документов планирования Кабинет министров утверждает систему оценки влияния документов на развитие политики, отрасли и т.д. Для оценки эффективности используют систему результативных показателей (результат – продукт, услуга, изменения в существующей ситуации: например, увеличение занятости, уменьшение уровня безработицы, создание системы поддержки определенных слоев населения)

7 Основные документы развития Стратегия долгосрочного развития Латвии «Латвия 2030» Национальный план развития Латвии Долгосрочное развитие – экономическое, социальное и окружающей среды. Визия 2030 года – описание, какой мы хотим видеть Латвию в 2030 году. Один из приоритетов - долгосрочные вложения в человеческий капитал. Насущные проблемы – старение населения и депопуляция. Решения: программы занятости, развитие человеческого капитала и повышение продуктивности труда, качество здравоохранения и социальных услуг, снижение рисков депопуляции. Задания: развития принципа «флексекьюрити», программа по снижению возрастной дискриминации, активная политика рынка труда, развитие навыков предпринимательства и само занятости. Приоритеты: образованный и креативный человек, технологическое превосходство и динамичность предприятий, развитие науки и исследовательской деятельности. Необходимые условия для развития: рост в регионах, сильный рынок труда, здоровый человек в устойчивом обществе, надежное, гражданское и сплочённое общество, современная инфраструктура и услуги, международная дименсия развития Латвии, доступность жилья и налаженное жизненное пространство, эффективное государственное управление. Утверждает Сейм Утверждает Кабинет министров

8 Виды документов по планированию развития Документы планирования политики: Документ об основных установках политики (первостепенных задачах политики - guidelines) (5-7 лет) План Концепция До 2011 года также программа Документы управления институциями: Стратегия развития институции (на последующие три года) Годовой план задач

9 Основные принципы разработки документов по планированию развития Вид документа выбирают по необходимости Правопреемство может и не соблюдаться (документ об основных установках-план) Если в документе упоминаются задачи других министерств, их необходимо вовлечь в разработку документа У документов планирования политики 2 раздела – резюме и информативная часть В документ об основных установках и концепцию включают результаты первоначальной оценки влияния

10 Документ об основных установках политики Включает широкий спектр вопросов Утверждают, корректируют, отменяют приказом Кабинета министров Содержание: характеристика ситуации связь с документами по планированию развития формулирование проблемы основные принципы политики, цели, приоритеты направления деятельности, задачи, мероприятия, сроки ответственные и вовлеченные институции, объем финансирования результаты первоначальной оценки влияния результаты политики и действий, результативные показатели

11 Форма заполнения документа об основных установках политики План задач и мероприятий, предусмотренных в документе Цель политикиЦель А Направление деятельности для достижения цели Направление деятельности для достижения цели A1 Задачи и главные мероприятия для достижения цели Срок выполнения Ответственная институция Вовлеченные институции Необходимое финансирование Задание или мероприятие A1.1. Задание или мероприятие A1.2.

12 План Документ для определенной отрасли, сферы деятельности Для реализации документа об основных установках или задач руководящего учреждения Утверждают, корректируют, отменяют приказом Кабинета министров Содержание: если необходимо - характеристика ситуации если необходимо - связь с документами по планированию развития цель мероприятия, прямые результаты действий, сроки, ответственные и вовлеченные институции, финансирование Порядок отчета о проделанной работе и сроки Запланированные мероприятия Связь с целями, установленными в документе об основных установках, направлениями деятельности или задачами Цель политики Цель, установленная в плане Цель плана Задачи по достижению цели Задание A1 Мероприятия для достижения цели Срок выпо лнен ия Ответстве нная институци я и вовлеченн ые институци и Прямые результаты действий Финансирова ние и его источники Мероприятие 1 Мероприятие 2

13 Концепция Документ, который информирует руководящую институцию о наличии проблемы, последующих действиях и возможных вариантах решения Утверждают, корректируют, отменяют приказом Кабинета министров Содержание: характеристика ситуации варианты решения и их влияние на существующую ситуацию в отрасли влияние каждого решения на бюджет страны предложения для последующих действий, сроки, ответственные за реализацию по необходимости, указание документов, которые теряют силу

14 Документы управления институциями Стратегия деятельности институции – отдельная инструкция о том, как разрабатывается, актуализируется и оценивается стратегия деятельности институции (Инструкция Кабинета министров) Включает: описание функций и дополнительных задач миссию деятельности (цель, для которой создана институция) направления деятельности бюджетные программы институции оценка макроэкономического влияния, результаты и результативные показатели оценка внешней среды, влияющей на деятельность предприятия Годовой план действий - утверждает руководитель институции Включает: задания и мероприятия, сроки, ответственных за исполнение (структурная единица, должностное лицо)

15 Deklarācijas uzdevumsIzpilde Оценка влияния проводимых действий в документах планирования политики (I) Набор методов и процедур чтобы оценить социально- экономическое влияние планируемых решений и оценить последствия этих решений Виды: начальная - прогноз перед принятием решения промежуточная - в процессе исполнения, чтобы скорректировать результат финальная - для измерения достигнутого результата и эффективности потраченных средств

16 Deklarācijas uzdevumsIzpilde Оценка влияния проводимых действий в документах планирования политики (II) Измеряется: макроэкономическая среда предпринимательская среда административные расходы социальная сфера внешняя среда государственный бюджет и бюджет самоуправлений функции и ресурсы госучреждений система правовых норм и международные обязательства сбалансированное территориальное развитие

17 Deklarācijas uzdevumsIzpilde Оценка влияния проводимых действий в документах планирования политики (III) Промежуточная и финальная оценка влияния- констатируют достигнутое во время проведения запланированных задач сравнивают сделанное по отношению к запланированному факторы, повлиявшие на процесс описывают необходимые изменения для достижения результата

18 Deklarācijas uzdevumsIzpilde Оценка влияния проводимых действий в документах планирования политики (IV) Начальная оценка влияния – текст в свободной форме в самом документе планирования, конкретно и сжато, по возможности устанавливают результаты и результативные показатели Промежуточная и финальная оценка влияния – в виде информативного доклада

19 Deklarācijas uzdevumsIzpilde Информативный доклад является документом отчета о проделанной работе о результатах реализации документа политического планирования о результатах введения нормативного акта о процессе решения вопроса не включают предложения для дальнейших действий обычно не рассматривают на заседании Кабинета министров

20 Документы политического планирования Министерства благосостояния

21 Приоритеты Минблаг на год Стабилизация рынка труда и снижение последствий кризиса, используя подход «флексикьюрити» Достижение стабильности государственной системы социального страхования в долгосрочном периоде Более целенаправленная социальная защита Благоприятная среда для полноценного развития детей – семья Достижение соблюдения прав и свобод людей с инвалидностью, снижение рисков инвалидности Более эффективное и целенаправленное использование Европейских структурных фондов

22 Задачи, поставленные в Декларации правительства (1) (план действий на 2011 год) Контролирование нелегальной иммиграции (поправки к Закону о труде) Стимулирование занятости молодежи (вовлечение в специальные мероприятия занятости) Пересмотр системы социального страхования (Концепция о стабильности социальной системы в долгосрочном периоде) Плановый переход от мер по преодолению кризиса к долгосрочным мероприятиям (пересмотр нескольких документов планирования политики) Снижение незарегистрированной занятости (Продолжение реализации Плана по борьбе с незарегистрированной занятостью)

23 Задачи, поставленные в Декларации правительства (2) (план действий на 2011 год) Поддержка экономически активным семьям (пересмотр размеров пособий и других фискальных инструментов) Пересмотр принципов установления минимальной месячной заработной платы (Новая Концепция о минимальной месячной заработной плате) Улучшение условий защиты труда (Продолжение реализации Плана мероприятий в сфере защиты труда) Продвижение социальной вовлеченности в обществе (предоставление услуг лицам с функциональными расстройствами и улучшение законодательства) Пересмотр ставки взносов во второй пенсионный уровень Поиск альтернативных решений демографических проблем (Программа преодоления демографического кризиса)

24 Стратегия Министерства благосостояния (I) Разработана на 3 года - с 2007 по 2009, актуализирована на год В данный момент разрабатывается новая стратегия на последующие годы – раздела: информативная и програмная часть (описание бюджетных програм) Ежегодная актуализация в процессе разработки государственного бюджета Разрешение на деятельность: положения Кабинета министров «Регулирование деятельности Минблаг» (функции, задачи, сотрудночество с другими институциями) Цель стратегии: Стабилизировать положение человека в ситуации социального риска, минимизировать возможность возникновения данного риска, продвигать честные трудовые отношения, здоровые и надежные условия труда, равноправие полов, таким образом позволяя каждому человеку самому обеспечить себе достаточное качество жизни и улучшая благосостояние общества.

25 Стратегия Министерства благосостояния (II) Разделы стратегии: анализ сферы деятельности – макроэкономическая ситуация (ВВП, прирост занятости, уровень безработицы, инфляции) и идентификация существующих проблем (например, старение населения, падение уровня рождаемости, миграция, незарегистрированая занятость) оценка возможностей – доступное финансирование, описание разных сфер политики, главные решаемые проблемы (например, в политике рынка труда – улучшение мероприятий занятости, повышение квалификации рабочей силы, улучшать карьерные консультации, чтобы они были более целенаправленными, повышение административной мощности Гос.агенства занятости и Гос.инспекции труда и др.)

26 Стратегия Министерства благосостояния (III) Разделы стратегии (продолжение): сферы деятельности и бюджетные программы – 4 сферы деятельности: компенсация потери дохода в случае наступления социального риска, финансовая помощь определенным группам лиц, мероприятия для обеспечения социальных прав, планирование и надзор планирования политики отрасли макроэкономические показатели – структура доходов, имеющихся в распоряжении домохозяйств, индекс уровня бедности, уровень занятости, уровень безработицы, уровень экономической активности, средняя брутто зарплата, суммарный коэффициент рождаемости

27 Стратегия Министерства благосостояния (IV) Разделы стратегии (продолжение): Программная часть – 7 основных програм (содержат 25 подпрограм: социальное страхование, государственная поддержка социального страхования, государственные социальные пособия, развитие рынка труда, контроль и надзор за трудовыми отношениями и защитой труда, государстенные социальные услуги, планирование политики и надзор за введением Описание каждой программы и подпрограммы включает: перечисление финансируемых мероприятий, описание нормативного регулирования, система введения и инструменты (институции, их функции), цели программы, финансирование программы, новые политические инициативы и документы, которые необходимо разработать, ожидаемые результаты политики и результаты деятельности

28 Стратегия Министерства благосостояния (V) Ожидаемые результаты политики и результаты деятельности – пример: Программа «Развитие рынка труда» Подпрограмма «Активные мероприятия занятости» Ожидаемые результаты политики: Результат политики, результативный показатель АБАБАБ 1. Количество устроенных на работу по отношению к среднему количеству зарегистрированных безработных % 55/88, ,66060, Количество предпринимателей, сотрудничающих с работодателями 10 /15, ,51617,51617,5 3. Пропорция людей, решивших проблемы безработицы после участия в мероприятиях занятости -36,5 36,936,737,136,737,2 4. Пропорция людей, подверженных риску социального исключения, решивших проблемы безработицы после участия в мероприятиях занятости ,55251,55251,5 5. Пропорция получивших индивидуальные и групповые консультации по вопросам карьеры 22 /7823 /7742 /5843 /5745 /5546 /54 47 /53 А и Б – варианты при увеличении бюджетных средств и без увеличения бюджетных средств

29 Стратегия Министерства благосостояния (VI) Ожидаемые результаты политики и результаты деятельности – пример: Программа «Развитие рынка труда» Подпрограмма «Активные мероприятия занятости» Ожидаемые результаты деятельности: Результат политики, результативный показатель АБАБАБ 1. Пропорция вовлеченных в мероприятия занятости по отношению к среднему ежегодному количеству безработных % -30,43232,933,334,633,334,9 2. Пропорция вовлеченных в мероприятия занятости по отношению к устроившимся на работу в отчетный период -37,240,24142,643,642,643,8 3. Количество зарегистрированных рабочих мест % по отношению к прошлому году Пропорция вовлеченных в мероприятия обучения по отношению к среднему ежегодному количеству безработных % -5,266,96,57,76,58 5. Пропорция вовлеченных в мероприятия по повышению конкурентоспособности по отношению к среднему ежегодному количеству безработных % -6,577,177,277,3 6. Количество людей, получивших карьерные консультации Пропорция людей, получивших карьерные консультации посредством интернета

30 Схема принятия решений относительно Стратегии Минблаг приложение

31 Определения сфер политики: Политика рынка труда - более широкое значение, включает политику занятости, активную политику рынка труда, политику в области трудовых отношений и защиты труда и другие вопросы, связанные с другими сферами государственной политики Политика занятости – используется в контексте политики Евросоюза, является составной экономической политики, включает мероприятия по повышению спроса на рабочую силу и создании новых рабочих мест Активная политика рынка труда – направлена на активизацию безработных и экономически-неактивных лиц, повышение качества рабочей силы; включает разработку и реализацию мероприятий на рынке труда (также используется термин мероприятия занятости)

32 Практика реализации стратегии занятости в Латвии, вовлеченные институции, их задачи и ответственность

33 Минблаг Министерство экономики Министерство образования и науки Министерство финансов Социальные партнеры, Торговая палата и отраслевые ассоциации Активная политика рынка труда – программы для безработных, ищущих работу, персон, которым грозит безработица, трудовые отношения и социальный диалог, защита труда, минимальная заработная плата, стандарты профессий, социальная политика и вовлеченность, равенство полов и краткосрочное прогнозирование Реализация экономической политики, координация национальной Лисабонской программы, улучшение бизнес-среды, поддержка работодателей, экономическое и среднесрочное прогнозирование Реализация политики образования, науки и молодежи, участие и разработка обучающих програм для безработных и взрослых людей, разработка профессиональных стандартов, модернизация системы образования согласно требованиям рынка труда Сценарии макроэкономического развития, управление структурными фондами, налоговая политика, распределение межотраслевого финансирования Участие в диалоге с правительством и рабочих группах, предложения в разработке политических документов, участие в составлении стандартов профессий, прогнозировании Латвийский национальный план развития Среднесрочный документ планирования политики Латвийский стратегический план развития (в ответ на последствия кризиса) Латвийская национальная программа реформ и стратегические документы Европейского союза в области занятости Национальный стратегический програмный документ и операционные программы Управление структурными фондами ЕС Кабинет министров Устанавливает порядок организации и финансирования АМЗ, размер стипендий безработным, порядок предоставления статуса безработного или ищущего работу, условия создания рабочих мест лицам с инвалидностью, условия предоставления лицензий частным фирмам по трудоустройству, критерии вовлечения лиц в отдельные АМЗ ГАЗ Объединение самоуправлений Организация програм АПРТ, регистрация и учёт безработных, краткосрочное прогнозирование рынка труда, учёт вакантных мест, сотрудничество с работодателями, услуги профориентации Сотрудничает с ГАЗ в вопросах трудоустройства и обучения безработных

34 Государственная политика рынка труда

35 Государственная политика рынка труда трудовые отношения гарантии безработным мероприятия активной политики рынка труда, направленные на повышение занятости в стране социальный диалог минимальная заработная плата классификатор профессий охрана и защита труда

36 Главные документы: законы и другие нормативные акты Законы: -О труде, -О поддержке безработных и ищущих работу -Об охране труда -О страховании на случай безработицы Основные положения Кабинета министров: -Об активных и превентивных мероприятиях активной политики рынка труда -Порядок лицензирования фирм, предоставляющих услуги по трудоустройству -О классификаторе профессий -О минимальной заработной плате -О порядке начисления и выплаты стипендий безработным, проходящим переквалификацию, повышающим квалификацию и учавствующим в других образовательных мероприятиях -Порядок предоставления статуса безработного и статуса ищущего работу -О видах работы, где разрешено работать детям, начиная с 13 лет -Порядок расследования несчастных случаев на работе

37 Главные документы планирования политики Документ об основных установках политики защиты труда на год (утвержден указом Кабинета министров от 2008 года) Стратегия перехода с краткосрочных кризисных мероприятий активной политики рынка труда к долгосрочным мероприятиям (утверждена Министерством благосостояния) Концепция о возможностях увеличить административную мощность Государственного агентства занятости, чтобы удовлетворить возросший спрос на услуги (утвержден указом Кабинета министров от 2009 года) Концепция о минимальной заработной плате Национальная программа реформ (Министерство экономики) План мероприятий по снижению незарегистрированной занятости на 2010 –2013 год (утвержден указом Кабинета министров от 2010 года) Информативные отчеты о проведении мероприятий активной политики рынка труда, о краткосрочном прогнозировании и програм обучения безработных и лиц, подверженных риску безработицы

38 Политика охраны и защиты труда

39 Политика охраны и защиты труда Опирается на международные документы: Улучшение качества труда и продуктивности: Стратегия Европейского союза об охране и защите здоровья на работе на 2007 – 2012 год Директивы Европейского союза в сфере защиты труда (~ 30) Конвенции МОТ в сфере защиты труда (~ 10)

40 Сотрудничество с другими министерствами Министерство здравоохранения Здоровье общества, компетенция врачей, информированность, реабилитация Министерство образования и науки Включение вопросов защиты труда в обучающие программы Министерство защиты среды и регионального развития Риск производственных аварий, химические вещества Министерство экономики Улучшение предпринимательской среды, надзор за рынком труда, стандартизация

41 Документы планирования политики Документ об основных установках политики защиты труда на 2001 – 2006 год: Перенятие директив Евросоюза Улучшение деятельности Гос.инспекции труда Создание системы обучения специалистов по защите труда Сохдание системы услуг в сфере защиты труда Информирование общества, улучшение социального диалога Документ об основных установках политики защиты труда на 2008–2013 год Программа развития сферы защиты труда на 2008–2010 год План развития сферы труда на 2011–2013 год (проект)

42 Документ об основных установках политики защиты труда год (1) Анализ ситуации в отрасли: Высокий процент погибающих на рабочем месте Недостаточность информации, данных, научной поддержки и административной мощности Низкий уровень соблюдения норм, оговоренных в законодательных документах Недостаточная информированность общества и отсутствие превентивного отношения

43 Документ об основных установках политики защиты труда 2008–2013 год (2) Направления деятельности: 1. Улучшение разработки и надзора за выполнением политики: -Обеспечение научной поддержки (проведение исследований) -Увеличение потенциала планирования политики 2. Увеличение эффективности механизма надзора и контроля политики: -Усиление административной мощности Гос.инспекции труда -Улучшение информационной системы и предоставление услуг в Гос. Инспекции труда -Проведение тематических проверок

44 Документ об основных установках политики защиты труда год (3) 3. Образование и информирование общества, введение «превентивной культуры» Информирование общества Интегрирование вопросов защиты труда в обучающие программы Повышение компетенции специалистов по вопросам защиты труда Обучение работодателей 4. Улучшение условий труда при помощи законодательных инициатив Экономические стимулы и поддержка Развитие социального диалога Normatīvo aktu vienkāršošana, administratīvā sloga samazināšana

45 Документ об основных установках политики защиты труда год РЕЗУЛЬТАТЫ: Запланированный результат политики на 2013 год: Улучшились условия труда и на 30% уменьшилось количество смертельных несчастных случаев на рабочем месте –Оценка риска произведена 70% опасных отраслей и 55% всех предприятий (2006.g. – 24%) –80% уровень информированности (2006.g.: занятые - 61%, общество - 72%, молодежь - 67%) –Качеством обучения удовлетворены 70% абсолвентов высших школ, которые стали специалистами по вопросам защиты труда (2006.g. – 43%) Результат политики достигнут в 2009 году: Количество смертных случаев на рабочем месте уменьшилось на 36,9%, составляя 3,7 несчастных случаев на занятых Но этот показатель все еще высок по сравнению со средним показателем в Евросоюзе (2 несчастных случая на занятых).

46 План развития сферы труда на 2011–2013 год (проект) (1) Цель – обеспечить исполнение целей и задач, установленных в Документе об основных установках политики защиты труда в последующие 3 года

47 План развития сферы защиты труда на 2011–2013 год (проект) (2) Цели и мероприятия 1. Улучшение планирования политики - Исследование Латвийской конфедерации работодателей «Условия труда и риски в сфере защиты труда в Латвии» (2013 год) - Презентация полученных результатов в Евросоюзе 2. Повышение механизма надзора и контроля за государственной политикой -Гос.инспекция труда каждый год проводит 6 тематических проверок (900 предприятий) -Введение электронных услуг и улучшение системы информации Гос.инспекции труда

48 План развития сферы защиты труда на 2011–2013 год (проект) (3) Цели и мероприятия (2) 3. Введение Превентивной культуры в обществе и на предприятиях 3.1. Информирование общества о вопросах защиты труда Ежегодно: - 4 семинара специалистам по вопросам защиты труда и 10 информативных материалов; -Видео, теле и радио передачи Латвийское объединение профсоюзов); -10 организованных семинаров 3.2. Интегрирование вопросов защиты труда в образовательные программы всех уровней -Модули обучения для профессиональных школ и обучение педагогов -Ежегодный конкурс для молодежи Profs -Кампания 2011 года для учеников начальных классов Надежный Todo

49 План развития сферы защиты труда на 2011–2013 год (проект) (4) Цели и мероприятия (3) 3.3. Развитие превентивной культуры, практическое обучение и инструктаж на предприятиях 3.4. Повышение квалификации и компетенции специалистов по вопросам труда

50 План развития сферы защиты труда на 2011–2013 год (проект) (5) Цели и мероприятия (4) 4. Обеспечение экономических стимулов и государственной поддержки предпринимателям 4.1. Снижение административных требований и улучшение законодательства 4.2. Введение экономических стимулов -Оценка возможности ввести дифференцированную ставку на страхование -Бесплатная оценка рисков природной среды 4.3. Поддержка работодателей в введении законодательных норм -Электронная система оценки рисков окружающей среды -Ежегодная актуализация информативных материалов -Разработка практических стандартов

51 План развития сферы защиты труда на 2011–2013 год (проект) (6) Цели и мероприятия (5) 4.4. Улучшение социального диалога 4.5. Введение адекватной и эффективной системы штрафов 4.6. Улучшение качества здоровья работающих 4.7.Улучшение нормативной системы регулирования политики

52 Политика в области незарегистрированной занятости

53 Незарегистрированная занятость (I) 29 января 2004 года Кабинет министров утвердил Документ об основных установках и мероприятиях по борьбе с нелегальной занятостью 2 ноября 2004 года Кабинет министров утвердил План мероприятий на год для повышения административной мощности Государственной инспекции труда, в связи с необходимостью понижения нелегальной занятости в стране 7 апреля 2010 года Кабинет министров утвердил План мероприятий по борьбе с незарегистрированной занятостью в годах 26 августа 2010 года Кабинет министров утвердил План мероприятий по борьбе с теневой экономикой и обеспечению справедливой конкуренции в годах

54 Незарегистрированная занятость (II) В План мероприятий на год для повышения административной мощности Государственной инспекции труда включены: Мероприятия разделены по 2 направлениям действия : 1) Улучшение административного потенциала и повышение эффективности механизма контроля за незарегистрированной занятостью: а) увеличение проверок в тех предприятиях, которые работают в секторах с повышенным риском незарегистрированной занятости (строительство, оптовая и розничная торговля, производство акцизных товаров, лесное хозяйство и лесозаготовки и др.) и усовершенствование методологии проверок; б) материальное стимулирование инспекторов; в) подготовка новых испекторов и повышение квалификации уже работающих; г) предоставление соответствующей рабочей среды и необходимого технического оборудования.

55 Незарегистрированная занятость (III) 2) Содействие правовой культуре, информирование и образование общества в вопросах негативных последствий, вызванных незарегистрированной занятостью: а) информационные кампании и проведение профилактических мер в сотрудничестве с организациями работодателей и профсоюзов; б) оформление трудовых отношений, в соответствии с требованиями нормативных актов (бесплатный анонимный телефон доверия); в) усовершенствование консультативной работы (бесплатные телефоны для консультаций, веб-сайт).

56 Незарегистрированная занятость (IV) В План на год включены 25 мероприятий Ответственные за осуществление Плана – Минблаг, Мин.финансов, Мин.юстиции и другие гос.учреждения Мероприятия разделены по 4 направлениям действия: 1) повышение эффективности механизма контроля за незарегистрированной занятостью (регистрация работника до начала работы в Службе государственных доходов; улучшение сотрудничества между Государственной инспекцией труда и Службой государственных доходов, введение в некоторых секторах удостоверений для работников); 2) уменьшение уровня нечестной рыночной конкуренции (более тесное сотрудничество между отраслевыми ассоциациями и службами надзора; изменения в системе госзакупок); 3) пересмотр политики в области наложения штрафов за правонарушения и незарегистрированную занятость; 4) информирование и образование общества в отношении негативных последствий, вызванных незарегистрированной занятостью.

57 Незарегистрированная занятость (V) 26 августа 2010 года Кабинет министров утвердил План мероприятий по борьбе с теневой экономикой и обеспечению справедливой конкуренции в годах Мероприятия разделены по 8 направлениям действия: 1) Фискальные меры; 2) Сокращение административного бремени; 3) Поддержка порядочним предпринимателям и способствование переходу на легальную экономическую деятельность; 4) Повышение административного потенциала контролирующих институций; 5) Разработка нормативных актов; 6) Политика взысканий; 7) Работа с обществом; 8) Снижение теневой экономики в строительстве, розничной торговле, металло- обработке, сельском хозяйстве, рыболовстве, лесном хозяйстве, в отраслеи лотерей и азартных игр, в транспортном секторе.

58 Незарегистрированная занятость (VI) Ответственные за осуществление Плана – Мин.финансов, Министерство экономики, Минблаг, Мин.юстиции и другие гос.учреждения. Задачи Минблага: 1)Разработка среднесрочной концепции минимальной зарлаты труда на ближайшие годы; 2) Продление периода, в течение которого работодатель несет ответственность за неуплаченные налоги в случае незарегистрированнщй занятости.

59 Политика занятости и активная политика рынка труда в Латвии

60 Политика занятости Латвии Опирается на стратегические документы развития Евросоюза в году: Документ об основных установках для экономических политик стран – участниц Евросоюза Стратегия Европейского союза 2020 Латвийская программа реформ на год – национальный документ планирования политики Является частью экономической политики государства Процесс оценки и долгосрочного планирования политики опирается на документы Евросоюза Предыдущий документ планирования политики: Лиссабонская программа на год Страны-члены Евросоюза создают национальные документы планирования политики для введения общих указаний Евросоюза Раз в год осуществляется оценка достигнутого прогресса (цели политики устанавливаются в документах политики и включают, например, достижение определенного уровня занятости и др.)

61 Стратегия Европейского союза 2020 (на год) (I) Анализ ситуации в отрасли - проблемы: Необходимо обеспечение стабильности и надежности финансовой системы Влияние глобализационных процессов и конкурентоспособность на международной арене Демографические изменения Изменения климата, защита окружающей среды и эффективное использование ресурсов Научный прогресс и введение инноваций Конкурентоспособность рабочей силы Будущие рабочие места и навыки Социальная защита

62 Стратегия Европейского союза 2020 (на год) (II) Результативные показатели стратегии: ES-27Латвия ФактЦельФактЦель Уровень занятости (20–64 лет), % 70,0> 75,075, Вложения в научную сферу и сферу развития (% от ВВП) 1,930,61,5-2,0 Высшее образование (ieпропорция людей в возрасте 30ь34 лет) 31,140,027,0 34, ,0 Пропорция учеников, бросивших школу (18ь24 года, %) 14,9< 10,015,513,4-13,0 Пропорция людей, подверженных риску бедности (%) 17,0 par 20 milj.26,021,0 Энергоэффективность (затраты энергии к ВВП) 169 Увеличить энергоэффективн ость на 20%

63 Латвийская национальная программа реформ (II) Главные задачи для достижения экономического роста и высокой занятости: Снижение слишком высокого бюджетного дефицита; Обеспечение хорошо функционирующего и стабильного финансового сектора; Обеспечение сбалансированного развития народного хозяйства, развивая торговые отрасли и повышая продуктивность; Снижение рисков структурной безработицы, обеспечивая лучшее соответствие навыков и знаний запросам рынка труда; Улучшение предпринимательской деятельности, эффективное использование средств структурных фондов Евросоюза, доступ предприятий к финансированию и поддержка продуктивных отраслевых инвестиций.

64 Латвийская национальная программа реформ (III) Запланированные мероприятия для снижения риска наступления структурной безработицы: Улучшение активных мероприятий занятости, обеспечение перехода от кризисных мер к долгосрочным мерам поддержки безработных и других лиц (введение системы купонов в обучении, повышение эффективности мер сувсидированной занятости, реализация мер поддержки молодежи и новой предпринимательской деятельности) Возвращение на рынок труда экономически неактивных граждан и клиентов социальной помощи, поддержка региональной мобильности Повышение эффективности работы службы занятости (система мониторинга предоставляемых услуг, оценка влияния активных мероприятий занятости, разработка методик работы с отдельными группами клиентов, повышение эффективности услуг по поиску равоты и карьерным консультациям) Улучшение системы образования в течение жизни (эластичные программы профессионального образования, систематизация национальных квалификаций, признание знаний и навыков, полученных неформальным путем и др.)

65 Латвийская национальная программа реформ (IV) Запланированные мероприятия для достижения уровня занятости в размере 73-75% в 2020 году: Снижение риска структурной безработицы Улучшение применения нормативного регулирования в области трудовых отношений и защиты труда, снижение незарегистрированной занятости и дискриминации на рынке труда, чтобы обеспечить создание рабочих мест высокого качества (принцип флексикьюрити, консультирование работодателей и работников, повышение административной мощности Госинспекции труда) Стимулирование предпринимательской деятельности и самозанятости Структурные изменения в системе профессионального образования (модернизация технической базы, повышение квалификации учителей, оптимизация деятельности) Модернизация системы высшего образования (система финансирования, введение системы оценки качества, улучшение содержания программ образования) Улучшение предпринимательской среды Структурные изменения на рынках товаров и услуг

66 Другие документы планирования политики занятости и активной политики рынка труда Стратегия сетeвой социальной защиты включает описание и сроки действия мер, направленных на снижение последствий экономического и финансового кризиса (программа рабочей практики в муниципальных учреждениях, увеличение срока выплаты пособий по безработице и порядок выплаты социальных пособий) Информативные отчеты о проведении мероприятий активной политики рынка труда, о краткосрочном прогнозировании и програм обучения безработных и лиц, подверженных риску безработицы Цель – информировать общество, руководство страной, международные организации о ситуации в данной области и необходимых изменениях по улучшению положения

67 Реализация активной политики рынка труда, использованные индикаторы для оценки эффективности политики, отчёты и документирование результатов.

68 Функции ГАЗ Положение Кабинета министров о деятельности ГАЗ: разрабатывает краткосрочное прогнозирование рынка труда (в том числе опрос работодателей), регистрирует и ведет учет безработных и ищущих работу, организует сотрудничество и взаимный обмен информацией между ГАЗ и работодателями, а также ведет учет свободных вакансий, о которых заявляют работодатели, информирует о заявленных работодателями свободных вакансиях, а также о правах и обязанностях безработных и ищущих работу, информирует общественность о ситуации на рынке труда и безработице, обеспечивает выполнение функций, делегированных для освоения средств Европейского социального фонда, организует диалог безработных, ищущих работу и работодателей, в целях снижения уровня безработицы, организует и осуществляет установленные в Законе о поддержке безработных и ищущих работу активные мероприятия занятости и превентивные мероприятия по сокращению безработицы, собирает информацию, которая необходима для консультаций по вопросам карьеры и информацию о возможностях дальнейшего образования, разрабатывает новые и совершенствует существующие методы профориентации, а также предлагает помощь в ее осуществлении, лицензирует и контролирует коммерческие компании, которые предоставляют услуги по трудоустройству (кроме услуг по комплектированию команды корабля).

69 Главные документы планирования политики Стратегия развития ГАЗ на год Ежегодный план деятельности (задач, мероприятий, проектов) Договор об управлении, заключенный с Минблаг В данный момент разрабатывается Стратегия развития ГАЗ на год

70 Стратегия развития ГАЗ Разработана на год 6 основных направлений деятельности: обеспечить предоставление услуг и учавствовать в разработке государственной политики в области занятости и снижении безработицы создать эффективную систему управления развивать и совершенствовать ИТ инфраструктуру и базу данных создать эффективную систему коммуникаций с обществом и клиентами ГАЗ улучшить качество и расширить спектр услуг, ориентированных на работодателей обеспечить эффективное управление ресурсами Европейского Социального Фонда Опираясь на Стратегию, разрабатывается ежегодный План деятельности ГАЗ Ежегодный отчет перед Минблаг о проделанной работе и достигнутым целям

71 Договор об управлении, заключенный с Минблаг Заключен между министром Минблаг и директором ГАЗ Оговариваются задачи, планируемые результаты и результативные показатели Права и обязанности директора ГАЗ Источники финансирования Перечень публичных платных услуг Возможные риски по невыполнению поставленных задач Критерии оценки деятельности ГАЗ Порадок оценки деятельности ГАЗ (квартальные, полугодия, ежегодные) Порядок предоставления информации и отчетов Порадок поправок Договора Порядок материального стимулирования работников и их ответственности Срок действия договора

72 Приложения к договору об управлении 1. Ежегодные количественные и качественные показатели деятельности 2. Ежегодный бюджет ГАЗ 3. Ежегодный План деятельности ГАЗ 4. Предоставляемые отчеты, планы и другая информация

73 Главные количественные и качественные показатели деятельности ГАЗ Подразделяются по бюджетным программам и подпрограммам: Для мероприятий активной политики рынка труда: планируемое количество заново вовлеченных в мероприятие, количество продолжающих участие с прошлого года (отчеты – фактическое количество вовлеченных), количество решивших проблемы безработицы в течение 6 месяцев после завершения участия в мероприятии Другие показатели: пропорция вовлеченных в активные и превентивные мероприятия рынка труда в течение 6 месяцев после получения статуса безработного или искателя работы (от среднего количества зарегистрированных безработных, или от общего количества участников в мероприятиях, если речь идет о конкретном мероприятии), пропорция индивидуальных и групповых консультаций по вопросам карьеры (50/50)

74 Предоставляемые ГАЗ отчеты, планы и другая информация Ежемесячный отчет о ситуации с безработицей в стране (кол-во безработных, отчет о целевых группах, вовлеченные в мероприятия занятости, свободные вакансии, портрет безработного, статистика базы ЕУРЕС) Отчет о предоставлении карьерных консультаций Прогноз об увеличении и уменьшении занятых в определенных профессиях Квартальный отчет о вакансиях на рынке труда Ежемесячный подробный отчет о безработных (пол, возраст, участие в мероприятиях занятости) Ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные финансовые отчеты

75 Статистическая система ГАЗ Предоставляет информацию о: Количестве зарегистрированных безработных и уровне безработицы в стране, регистрации свободных вакансий на рынке труда Количестве зарегистрированных безработных и ищущих работу (поток по месяцам – зарегистрировшиеся, потерявшие статус, вернувшиеся на работу, среднее количество посещений в месяц) Классификация безработных по гендерной принадлежности, возрасту, уровню образования, принадлежности к групам социального риска Вовлеченности в мероприятия активной политики занятости Количестве безработных по определенным профессиям и секторам экономики, количестве доступных вакантных мест по профессиям и секторам экономики Статистику ЕУРЕС – проявленный интерес о работе за рубежом Финансовая статистика (стоимость мероприятий, бюджет проектов фондов ЕС и т.д.)

76 Ежегодная оценка деятельности ГАЗ Оценивается достижение установленных в Договоре об управлении результативных показателей деятельности; Оценивается степень освоения присвоенных средств государственного бюджета (по бюджетным программам и подпрограммам) Оценивается достижение целей и результаты проектов структурных фондов Европейского союза и степень освоения средств ЕС Результаты проведенных аудитов, проверок и ревизий Результаты опроса клиентов ГАЗ о предоставленных услугах Проведенные мероприятия по информированию общественности Мероприятия по повышению качества предоставляемых услуг Поданные Минблаг предложения по улучшению политики занятости и активной политики рынка труда Выполнение задач, поставленных в процессе предыдущей оценки деятельности ГАЗ Выставляется оценка: Консультативным советом и Министерством благосостояния (очень хорошо/хорошо/удовлетворительно/плохо) Минблаг дает рекомендации для постановки задач и ставит задачи для выполнения на следующий год

77 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!