Современные технологии разработки учебных материалов Андреев Виктор Николаевич, к. психол.н., доцент факультета психологии СПбГУ 19 декабря 2005 года Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рубец Елена, Менеджер по развитию направления электронного обучения
Advertisements

«Совершенствование системы обучения рабочих кадров в Региональных учебных центрах ТНК-ВР» Элеонора Агеева, ТНК-ВР.
Модульная программа тренингов развития деловых навыков СОДЕРЖАНИЕ О Компании Преимущества модульной программы тренингов Тематика модулей Краткое содержание.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Организация обучения на курсах ИИТО ЮНЕСКО Троян Галина Михайловна К.ф.-м.-н., доцент, Руководитель образовательной программы ИИТО ЮНЕСКО.
КОНСАЛТИНГ РОСТА Управленческий, стратегический, маркетинговый консалтинг Маркетинговое консультирование Организационный консалтинг Стратегический консалтинг.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Организация конструкторско-технологической подготовки производства" Приоритетное направление.
ООО «Асстрал». Адаптация персонала Адаптация происходит от лат. adaptatio- приспособление, это процесс приспособления сотрудника к изменяющимся условиям.
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Разработка продукта» НОУ «Региональный институт передовых технологий и бизнеса» НОУ «РИПТиБ» ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА.
Концепция обучения руководителей мировой опыт и уникальные авторские технологии Колосова Мария Руководитель Центра Профессиональных Технологий Управления.
Методология PMI для управления проектами.. 2 Состояние рынка разработки Web-сайтов Почему так мало?
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
11 ноября 2005 г. Создание системы непрерывного обучения1 Хлынина Мария Менеджер по обучению и развитию персонала ООО «СИМПЛЕКС»
Рубец Елена, Менеджер по развитию направления электронного обучения
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ МАОК Преподаватель: Грабовский А.Е.
Завражный Дмитрий Руководитель Центра базы знаний и ДО Внедрение инструментов управления знаниями в ОАО «РусГидро»: Система Дистанционного Обучения и библиотека.
АВТОМАТИЗАЦИИ ОЦЕНКИ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА Комплексная система WEBTUTOR.
Основы организации труда Введение в курс. Занятие первое г.
Автоматизированная информационная система «Управление образовательным учреждением» на базе «1С:Предприятие 8 » Модуль «Планирование учебного процесса.
Транксрипт:

Современные технологии разработки учебных материалов Андреев Виктор Николаевич, к. психол.н., доцент факультета психологии СПбГУ 19 декабря 2005 года Москва. Семинар RusCHI 8 (23)

2 Принципы разработки Независимость процесса разработки и структуры учебного курса от изучаемой предметной области Технология промышленного производства образовательного продукта в отличии от индивидуально - кустарного Влияние организационных целей на структуру курса и методы обучения

3 Почему процесс разработки курса может не зависеть от содержания Если использовать типовую структуру дистанционного курса Определить цели обучения с использованием классификации Блюма Проводить отбор учебного материала на основе целей и формализованных требований

4 Типовая структура учебного курса Мотивационный блок подготовки учащихся к обучению Текстовый учебный материал Мультимедийный блок (презентация, анимация, видео, симуляция) Упражнения и практические задания Задания для самопроверки Контрольные задания по окончании фрагментов курса (тесты)

5 Иерархическое строение и структура курса Мотивационный блок Контрольный блок Занятие мин Микротема мин Текст 2-3 мин Модуль 2-3 часа Упражнение мин Образ 2-3 мин

6 Виды учебных целей ЗнанияСмыслПрименениеАнализСинтезОценка ВызубритьОбъяснитьПрименитьСравнитьСоздатьОценить Факты, сведения Назначение (функция) УменияМеханизмыАртефактаПо критериям Blooms originally taxonomy (1956)

7 Методы обучения для различных целей обучения

8 Требования к учебным материалам Соответствие целям обучения Объем текста в кадре, слайде Стиль изложения Использование терминов Включение мультимедиа Соответствие содержания описательных материалов, практических заданий и тестов

9 Технологичность разработки курса Выполнения работ согласно жизненному циклу разработки Распределение ответственности между заказчиком и исполнителем Командная работа с разделением ролей Участие в подготовке и проверке учебных материалов нескольких экспертов – носителей знаний

10 Жизненный цикл процесса разработки учебного курса Постановка целей обучения Создание программы обучения Выбор методов обучения Анализ проблем Оценка необходимости обучения Анализ работ сотрудника Требования к проведению обучения Отбор или создание материалов Загрузка и сборка частей курса Формальное тестирование Апробация курса Определение процедур контроля

11 Список ролей команды разработчиков дистанционного курса Педагогический дизайнер (менеджер проекта) Преподаватели, авторы курса (1-2 человека) Эксперты, носители знаний (2-3 человека) Методист по мультимедийному контенту Художественный дизайнер (художник, аудио или видеооператор) Методист по практическим заданиям Методист – тестолог Верстальщик курса Литературный редактор

12 Организация работы с носителями знаний Возмездное участие, компенсация усилий и затрат авторов и экспертов Взаимное рецензирование учебных материалов Разделение труда по подготовке учебных и контрольных материалов Участие в тестировании учебного курса и экспертной оценке

13 Организационные цели и учебные цели курса Входное обучениеАдаптация нового работника на рабочем месте Знание корпоративных норм, правил. Создание установок. Обучение новому инструменту Переобучение при установке нового устройства (программы) Умение выполнять работу на новом инструменте Обучение производству нового продукта Запуск нового продукта, проекта, перестройка бизнес процессов Формирование новых навыков работы, освоение новых задач Компенсирующее обучение Повышение производительности труда, снижение ошибок Автоматизация навыков правильной работы Профессиональное развитие Усложнение выполняемых задач Формирование умений в новых условиях, среде

14 Зачем надо определять структуру учебного курса для каждой цели Формирование представление о структуре курса до начала его проектирования Оценка наличия соответствующих учебных материалов (текстов, рисунков, тестов) Получение предварительной оценки затрат на разработку каждого вида материалов в учетом их пропорции в структуре курса Сокращение времени на обсуждение программы курса

15 Пример входного обучения Ежегодно компания IBM принимает на работу более пяти тысяч новых сотрудников. Каждый из них должен пройти пятидневное обучение, в процессе которого он получает знания об истории компании, о корпоративной культуре и стратегии. Этот курс, обязательный для всех новых людей, состоит из стандартных лекций и повторяется из года в год.

16 Входное обучение

17 Пример обучения новому инструменту Крупнейший банк Норвегии Den norske Bank в 2002 году завершил переход на новое программное обеспечение, автоматизирующее новую идеологию кредитования, применяемую в банке. Необходимо было обучить новой системе более 1,000 сотрудников банка. Результатом проведенного исследования стал вывод о том, что традиционное аудиторное обучение не может быть выполнено в установленные сроки ни собственными силами, ни с привлечением сторонних консультантов. Единственным выходом было внедрение системы дистанционного обучения.

18 Обучение новому инструменту

19 Пример обучения производству нового продукта Компания CISCO для того, чтобы оставаться лидером в своей области необходимо было следовать динамике развития рынка. При выпуске нового продукта надо было рассказать о нем всем менеджерам по продажам, как тем, кто предлагает услуги компании в магазинах, так и тем, кто делает специальные презентации корпоративным клиентам.

20 Обучение новому продукту

21 Необходимость компенсирующего обучения Есть срывы сроков в работе подразделения или отдельных работников. Растет число ошибок в обработке документов. Увеличивается объем коммуникаций между подразделениями. Возрастает число жалоб от клиентов

22 Компенсирующее обучение

23 Примеры обучения в целях профессионального роста Как и большинство компаний, работающих в области медицины в США, Tenet Health System сталкивается с проблемами подбора, обучения и удержания квалифицированных медицинских сестер. Одним из способов решения этой кадровой проблемы является развитие карьеры и переобучения на медицинских сестер младшего офисного персонала больниц. Например, клерк, принимающий звонки в больнице может изъявить желание стать медицинской сестрой. Для того чтобы оценить его готовность к обучению и переходу на новую работу, он/она получает доступ к библиотеке вводных материалов по работе медицинской сестры ("введение в профессию"). В случае заинтересованности и успешного освоения материала, сотруднику предоставляется доступ к следующему уровню обучения.

24 Обучение в целях профессионального роста

25 Успех в разработке образовательного продукта Типизация структуры учебных курсов, сокращение влияние содержания обучения на процесс разработки Стандартизации промышленного процесса разработки дистанционного курса, учет всех этапов, привлечение или создание команды Учет организационных целей при создании типовых структур курсов для них, оценка эффективности и затрат до начала разработки

26 Структура компетенций Знания Компетентность Навыки Целевая аудитория Факты Концепции Принципы Процедуры

27 Спасибо за внимание! Вопросы… Андреев Виктор Николаевич Телефон: