Лексические нормы. Практика. Классификация лексических ошибок (упражнения) 1. Непонимание значения слова 2. Лексическая сочетаемость 3. Употребление синонимов,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Я уяснил, что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном, Одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным?
Advertisements

Презентация Ученика 7 Б класса Школы 3 Барыкина Ивана.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем. Это одно из основных средств связи между.
Педагогика сотрудничества. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся Фаррахутдинова Г.С.
понимать ответственность гражданина за судьбу страны и свою судьбу, роль гражданина в формировании органов власти; осознать необходимость овладения политической.
Как логика помогает в жизни. Логика - наука о законах и формах мышления, методах познания и условиях определения истинности знаний и суждений 16 Команда.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Построение образовательного процесса на второй ступени школьного образования при реализации ФГОС.
Технологическая карта урока. Что значит быть готовым к уроку? Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
ПовторыНедавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется « Собачье сердце ». В этой книге интересно рассказывается о героях. Неудачный порядок словЕсть.
А 4-5. Грамматические нормы. Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского языка, ЗАТО п. Солнечный, 2011 По материалам сборника Единый государственный.
Урок -практикум. Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Слово – это.
Точность. Это качество делового письма должно избежать двусмысленного или неясного понимания изложенного. – Лаконичность. Деловые письма должны содержать.
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель. Трудно представить, сколько сил, труда, души,
а) Хорошая просторная квартира либо дом (1 жетон) б) Новый дорогой автомобиль (1 жетон)
Цена Приёмы при торгах. 6 приёмов при торге «Дутый список» «А оценщика вызывали?» «А почему столько стоит?» «Что может случиться?» «Маленькие ступеньки»
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Центр дополнительного образования детей» Барабинского района Новосибирской.
«Причины снижения успеваемости в 6 классе». Основная причина снижения успеваемости - трудности возникшие в усвоении знаний по отдельным предметам. Как.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Транксрипт:

Лексические нормы. Практика

Классификация лексических ошибок (упражнения) 1. Непонимание значения слова 2. Лексическая сочетаемость 3. Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов 1. Многословие 2. Лексическая неполнота высказывания 3. Употребление слов с ограниченной сферой распространения 4. Фразеологизмы, устойчивые сочетания, клише и штампы

Перепишите предложения, исправив ошибки и указав их причины 1. Подвижный состав нового выпуска был представлен на презентации железнодорожного транспорта. 2. Можно привести армады цифр, характеризующих экономику страны. 3. Трест, сооружающий новые мощности, систематически перевыполняет программу строительства. У нас самая дешевая стоимость транспортных услуг. 4. Утвержден план регулировки парков пассажирских вагонов для поездов международного сообщения. 5. Студенты на научной конференции ставили вопросы выступающим. 6. Докладчики часто оперируют примерами из реальной жизни.

Перепишите предложения, исправив ошибки и указав их причины 1. Партнер - это соучастник какого - либо действия, игры, события. 2. После долгих дебатов на совещании достигли альянса. 3. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. 4. Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 5. В деле повышения производства используются новые альтернативы. 6. Допущены дефекты при введении локомотива в эксплуатацию. 7. Среди пассажиров превалировали представители льготных категорий.

Расположите предложения в логической последовательности 1. Расчёты будут производиться в «цифровых деньгах». 2. В большинстве своём эксперты едины в том, что информационная и коммуникационная техника будет по-прежнему стремительно развиваться и к 2013 году проникнет в новые сферы нашей повседневной жизни. 3. С помощью домашних компьютеров можно будет не только рассылать электронную почту и совершать банковские операции в режиме online, но и делать покупки в «электронных супермаркетах», которые будут открыты круглые сутки. 4. Так, в «умных домах» компьютер будет самостоятельно управлять системами отопления, кондиционирования воздуха и освещения и следить за их исправным функционированием. 5. Почти все эксперты считают, что эта картина будущего станет реальностью ещё до 2010 года. 6. Мультимедиа и виртуальная реальность по-прежнему будут завоевывать квартиры и позволят «вживую» ездить в путешествия и смотреть спортивные состязания.

Объясните значение слов - паронимов и составьте с ними словосочетания Выборный - выборочный, жилищный - жилой, изготовить - приготовить, дипломат - дипломант - дипломник, стилевой - стилистический, одеть - надеть, экономна - экономика, усвоить - освоить, основание - обоснование, деловой деловитый, специальный - специализированный, новшество - новинка, регулируемый - регулирующий, подвижной - подвижный. Проверьте значения паронимов по толковым словарям.

Подберите паронимическую пару, объясните разницу Путевой - ?, поступок - ?, опечатка - ?, представить - ?, ванна - ?, расчетный - ?, хозяйский - ?, опровергать - ?, невежа - ?, абонент - ?, доходный - ?, подозревать - ?, акционерный - ?.

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов Ι. 1. Отчет представляется в двух экземплярах. 2. Перед нами стал вопрос. 3.Планировка средств выполнения работ оказалась преждевременной. 4. В конце учебника предоставлен список рекомендательной литературы. 5. Земля надела землю снегом. 6. Скорые поезда укротили время прибытия пассажиров. 7. Студенты быстро освоили новый материал. 8. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов II. 1. Она пришла в (цветном, цветастом, цветистом) платье. 2. (Командированному, командировочному) пришлось долго ждать оформления (командированных, командировочных) удостоверений. 3. Главное для писателя - (духовный, душевный) мир человека. 4. (Исполнительная, исполнительская) власть на местах должна активизировать свою работу. 5. (Конструктивные, конструкторские) предложения улучшили качество трансформатора.

Выпишите в 3 колонки слова с различной степенью их сочетаемости: 1) сочетаются; 2) нарушены границы сочетаемости; 3) намеренное сочетание несочетающихся слов. Исправьте речевые ошибки 1. Необходимо повысить эффективность каждого рабочего за счет организации труда. 2. Недостаточно автомобилей для широкого охвата перевозок груза. 3. Живой труп на работе - человек бездейственный. 4. Выращена была особая порода казенной мебели. 5. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 6. Этот актер давно заслужил признание зрителей. 7. В лицее применяется индивидуальный подход с учетом способностей и интересов обучающихся. 8. В конце 90-х годов в стране сложилась ужасно сложная ситуация. 9. Многие были не в состоянии разрешить транспортные проблемы. 10. Большая половина лекции уже прошла. 11. Задача правительства - снизить инфляцию. 12. Деканаты делают сильный акцент на культмассовую работу. 13. Значительное число заданий было выполнено. 14. Отдых на море в летний период - обыкновенное чудо.

Определите лексически сочетаемые слова 1. Снизить (количество изделий, учебу, успеваемость, запросы, требования). 2. Проявить (заботу, желание, дисциплину, медлительность, уважение, грубость, порядок, равнодушие). 3. Момент (единый, один, единственный). 4. Истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, охотник, документ). 5. Теорема (обосновать, основать, утверждать, доказать). 6. Оказать (доверие, помощь, содействие, дружбу, невнимание, возражение). 7. Провести (совещание, организацию, курсовую работу, оценку, контроль, лекцию).

Как правильно? Иметь существенную роль ИЛИ иметь существенное значение? Оказать значение ИЛИ оказать влияние? Иметь значение ИЛИ играть значение? Играть значение ИЛИ играть роль? Произвел большое влияние ИЛИ оказал большое влияние?

Исправьте ошибки, связанные с неоправданным употреблением эмоционально окрашенной лексики в текстах делового стиля В Красноярском районе был проведен форум доярок. Строители обещали воздвигнуть здание в сентябре. Бригада вышла на новые рубежи. Труд - вот истинный оплот мастерства. Все рабочие фабрики являются поборниками технического прогресса. Бригадир так быстро мотался по стройке, что поймать его было невозможно. Хищения производились путем непосредственного изъятия продуктов из кладовки. У бригады есть возможность начать работу без раскачки. Кара за небрежность в работе постигнет любого нарушителя.

Подберите русские синонимы к следующим словам 1.Деликатный (человек), актуальный (вопрос), вибрационный (конвейер), комбинированный (вагон), тарифный (маршрут), коммерческий (груз), транзитный (пассажир), транспортные (средства), феноменальная (память), дезинфекционный (поезд); 2.Локомотив, реле, эксперт, ревизор, автоблокировка, территория, менталитет, диспетчер, инвестор, дилер, дистрибьютор, маркетинг, менеджер, импорт, патент, прайс-лист, сертификат, багаж, компост, броня.

Прочитайте предложения, выбрав из скобок одно из синонимичных слов В новом оборудовании, прибывшем на фабрику, разбирались (вместе - совместно - сообща). 2. Поражение команды - (итог- результат- плод) тактических (ошибок - промахов- недочетов - просчетов). 3. В институте (кончилась - завершилась- закончилась- окончилась) научная конференция. 4. Надеемся, что к концу года уровень производства начнет (расти- увеличиваться- подниматься- повышаться- усиливаться- возрастать). 5. Свободные экономические зоны могут содействовать (реализации-осуществлению- выполнению) стратегических планов России.

Определите различия в следующих синонимах 1. Человек по улице (идет, бредет, плетется, шагает, вышагивает, мчится, летит). 2. Удачный, успешный, счастливый, благополучный. 3. Пассажир с вагонной подножки (спрыгнул, соскочил, слез, сполз). 4. Есть- кушать- уплетать. 5. Глаза- очи- гляделки- моргалки- глазища. 6. Сотрудник -коллега- деляга- труженик- соучастник- единомышленник.

Подберите к устаревшим словам современные синонимы Перст, уста, долонь, брать, глаголет, льзя, брадобрей, зрачный, чело, ланиты, лепота, сей, надобно. Слова: щеки, говорит, губы, лоб, можно, видный, парикмахер, палец, битва, ладонь, красота, необходимо, этот.

Найдите речевые ошибки, связанные с неверным употреблением синонимов 1. Помимо подписи документы часто удостоверяют приложением печати. 2. Вышеперечисленный металл требуется для изготовления нестандартного оборудования. 3. Прошу разъяснить, за счет каких средств выплачивается денежное содержание лицам, зачисленным в аспирантуру. 4. Отмеченные признаки гетерогенны. 5. Завод просит в кратчайшие сроки прислать правомочную комиссию, чтобы решить конфликт на месте. 6. Ему очень печально, но в то же время интересно читать эту книгу 7. Я уже давно не кушаю в этой столовой. 8. Я мыслю, что сдам экзамены. 9. Станция может с большим эффектом снабжать энергией железную дорогу.

Распределите синонимы, соединив их со словами в скобках 1. Фальшивый, искусственный (документ, кожа). 2. Повысить, усилить (внимание, интерес). 3. Истинный, настоящий, подлинный, заправский (друг, человек, документ, охотник). 4. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие). 5. Обнаружить, открыть (закон, закономерность). 6. Долгий, продолжительный, длинный (путь, сборы, кредит, воздействие, период). 7. Осведомлен, извещен, информирован (диспетчер, истец, студент).

Установите, какое значение имеет прилагательное простой в следующих предложениях. Замените его антонимами, синонимами. I.1.Это простая задача. 2. В нашей семье принято есть простую пишу. 3. Ребенок рисует простым карандашом. 4. Купи одну простую тетрадь. 5. Профессор очень простой человек. II. 1. Дайте три простых конверта. 2. Детям лучше носить простые колготки. 3. Осталась одна простая сезонка. 4. На улице грязно, надень простые туфли. 5. Стремление сохранить мир понятно всем простым людям.

Подберите антонимы к словам и словосочетанием Получить, разрешить, адресат, получатель, присутствовать, удовлетворить просьбу, положительно, удовлетворительный ответ, письмо-запрос, ответственность, низкие цены, прямая речь, здоровый, продать. Для справок: отправить, отказать, большой, адресант, отсутствовать, неудовлетворительный ответ, отказать в просьбе, отрицательно, письмо-ответ, безответственность, высокие цены, косвенная речь, купить.

Определите, с чем связаны речевые ошибки 1. Уровень жизни в последнее время не только не повышается, но постоянно уменьшается. 2. Иванов исключен из училища из-за отсутствия наличия признаков старания. 3. На девочке было рваное платье и большие маленькие ботинки. 4. Можем перейти на зимнее время и в летних сандалиях. 5. Почему наши богатые такие бедные? 6. Жаль, что близкие бывают недалекими.

Определите роль антонимов в поэтических текстах. 1. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. 2. Мне все равно, друзья ль вы мне, враги ли И вам я мил иль ненавистен вам, Но знаю: вы томились и любили. Вы душу предавали тайным снам. 3. Люблю я пышное природы увяданье Убогая роскошь наряда. 5. И в памяти взрослое детство Военной дорогой идет.

Устраните двусмысленность, связанную с употреблением омонимов и многозначных слов. 1. Врач обошел седьмую палату. 2. Студенты прослушали важное сообщение. 3. Редактор просмотрел эти строки. 4. Проблемам словообразования посвящена настоящая статья. 5. Билет годен только для помывки одного лица (объявление в бане). 6. Играя, он забывал об очках. 7. Мальчики шагали за гранатами. 8. «Чудо-йогурт» всем полезен, всем хорош. 9. Она такая лиса.

Составьте словосочетания или предложения со следующими омонимами Среда, горка, свет, кондуктор, башмак, мотив, проспект, сорок, вина, акция, бумагодержатель.

Найдите в тексте омонимы и объясните их значение I. Минные поля безвластия. Тем временем высшие чины МВД и Минобороны изо всех сил продолжают делать хорошие мины при плохой игре. Жаль только, что эта их плохая игра оборачивается минами, на которых подрываются вверенные им солдатики - не игрушечные, а реальные молодые мальчишки. II. - Откуда идешь так поздно? - спросил его царь. - Из «депа», Ваше императорское величество! - громогласно ответил юнкер. - Дурак! Разве «депо» склоняется? - крикнул царь. - Все склоняется перед вашим императорским величеством! – еще громче гаркнул юнкер. Этот ответ понравился царю. Он вообще любил, когда перед ним склонялись. (С.Н. Сергиев- Ценский. Севастопольская страда).

Назовите вид многословия и определите допустимые в языке словосочетания В конечном итоге, ошибочное заблуждение, вечерняя серенада, информационное сообщение, коллега по профессии, внутренний интерьер, завещать в наследство, в зимний период времени, огромная махина, ошибочное заблуждение, прейскурант цен, для проформы, травматические повреждения, отступать назад, в июне месяце, впервые познакомиться, будущие перспективы, смелый риск, первое боевое крещение, памятный сувенир, демобилизация из армии, хронометраж времени, народный фольклор, свободная вакансия, прогрессировать вперед, странный парадокс, научные монографии, моя автобиография, железнодорожники с железной дороги

Исправьте речевые ошибки. Назовите вид многословия 1. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 2. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. 3. Татьяна, это самое, была, это самое, как бы любимой героиней Пушкина. 4. В библиотеке вуза наблюдается нехватка учебной литературы. 5. В Государственной Думе при решении жилищно-коммунальных проблем был полный кворум. 6. Успехи в экономике привели к заметному прогрессу и в других областях. 7. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. 8. Ударение в русском языке, ну, разноместное, значит, ну, оно подвижное. 9. Необходимо осуществить внедрение новых рацпредложений в работу инженерно-технического персонала. 11. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

Восстановите неполноту высказывания в следующих предложениях 1. Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике. 2. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете. 3. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 4. Необходимо повысить эффективность. 5. Кто за билетами? 6. В основе романа лежит типичная дворянская семья. 7. На лекциях студенты хорошо ведут.

Замените просторечные слова и словосочетания литературными Вагоновожатый, туфель, манатки, расценок, теперича, чё, алё, ехай, лягте, богатей, аккурат по расписанию, сработанный проект, бронь, строгий препод, дембеля, умаяться, смотаться, зачётка, рельса, очи.

Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы A).Устаревшая лексика (архаизмы, историзмы) - 1. Современное развитие общества позволило заменить паровозы электровозами. 2. Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке. 3. Истинно российским сувениром являются деревянные ложки с хохломской росписью и плетёные лапти. 4. Посему есть предложение поддержать ручное искусство, где так много духовной лепоты.

Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы Б).Сниженная лексика (просторечия, разговорные слова, речевые неологизмы, социальные жаргонизмы) - 1. Студенты, имеющие задолженности в зачётную неделю, не допускаются к сессии. 2. Я постоянно думаю об успешном заканчивании вуза. 3. У этного парня квартира - отпад. В ней мы и тусуемся. 4. К выборам "яблочники" собираются подойти с "отработанной экономической и политической идеологией".

Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы B).Диалектизмы, профессионализмы, иноязычные слова: 1. На Пасху всю ночь пекём сочни - калиточки зовутся, кислы - кислые шаночки. 2. Диктор прокомментировал выступление президента. 3. Изменён регламент работы компьютеров. 4. Путевое реле постоянного тока имеет дефекты.

Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы Г).Канцеляризмы: 1. Убедившись в правильности исполнения документа, следует завизировать его. 2. Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной (из работ абитуриентов). 3. После вышеописанного происшествия петух Горлач находился в припадке и пришёл в себя только после того, как его облили водой (из работ абитуриентов). 4. Из книги К.Чуковского "Живой, как жизнь"; "...не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте« (пародия на канцеляризмы).

Определить вид речевой ошибки, связанной с употреблением лексики ограниченной сферы. Сделайте правку предложений 1. Необходимо принять меры для обеспечения экономии электроэнергии. 2. Работу на практике студенты начинали с первыми кочетами. 3. Косы были у девок, горбуши называлися. 4. Амортизационные отчисления надобно производить ежемесячно. 5. Столярку нужно хранить в специально подготовленном помещении. 6. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 7. Сколь это ни странно, у нас нет контактов с этим институтом. 8. Мозговали долго и, наконец, нашли решение. 9. Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления. 10. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.

Отметьте случаи неправильного употребления фразеологизмов. Устраните ошибки 1. Кадровый вопрос должен быть поставлен во главу развития предприятия. 2. Умение смотреть прямо в глаза фактов с опытом, с уверенностью в своих силах. 3. Хорошо, когда на их пути постигает удача. 4. Каждый элемент несёт определённую функцию. 5. Нельзя всех мерить под одну гребёнку. 6. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от устава. 7. Книга оказала большую пользу студентам. 8. Лица, не выполняющие решений производственных совещаний, нередко выводятся на чистую воду и подвержены резкой критике в газете. 9. Приехавшим корреспондентам пришлось восстанавливать событие с третьих рук. 10. Он полслова на лету схватывает.

Выпишите сочетания, которые являются устойчивыми Поставить на ноги, белая бумага, из рук вон, светлая голова, золотые серьги, золотые руки, железная дорога, железная рука, повестка дня, встреча без галстуков, держать в курсе, втирать очки, лесной орех, прямой угол, командировочное удостоверение, локомотивное депо.

Сопоставьте свободные и устойчивые словосочетания, определите разницу в значениях 1. Первое время после перенесенной болезни девочка не могла ходить, и приходилось носить её на руках. - Певец пользовался огромным успехом, публика носила его на руках. 2. От большого физического напряжения у спортсмена заболела правая рука.- Руководитель лаборатории предложил провести эксперимент своему сотруднику, который был его правой рукой в научных делах. 3. Неожиданно начался отлив, и корабль сел на мель.- Непредвиденных расходов оказалось так много, что я чуть не сел на мель.

Замените выделенные слова фразеологизмами в соответствии со смыслом 1. Чтобы стать настоящим учителем, нужно действительно любить школу, быть преданным ей безгранично. 2. Без Художественного театра Чехов не создал бы «Вишневого сада» - своего последнего значительного произведения. З. Не пойму, почему я не ответил на этот вопрос, ведь я же знал его очень хорошо. 4. С мальчиком надо поговорить серьезно, в последнее время он совсем никого не слушается. 5. Они сразу же понравились друг другу. 6. Это совершенно одинаковые люди, они очень похожи друг друга. 7. Способный ученик решил задачу моментально.

Назовите первоначальные фразеологизмы, по аналогии с которыми даны заголовки газетных статей 1. Валюта строить и жить помогает. 2. Велика Россия, а жить негде. 3. В Минфин со своим уставом. 4. О бедном солдате замолвите слово. 5. Смело, товарищи, в лапу. 6. Большому рублю большое плавание.

Выделите речевые штампы и клише 1. Этот праздник оставил неизгладимый след в душах людей. 2. Обмен опытом полезем при работе с наставниками. 3. В праздники телезрители у голубого экрана. 4. Город на Неве отметил своё 300-летие. 5. За выдающиеся заслуги в медицине в День Медика люди в белых халатах чествовать своих героев. 6. Япония - страна восходящего солнца. 7. Квартальный отчёт составляется работниками бухгалтерии. 8. Старые методы руководства неэффективны. 9. Открытие нашло горячий отклик в сердцах горожан. 10. Передовые технологии способствуют повышению эффективности труда.

Назовите речевые клише, выражающие: - приветствие (утром, днём, вечером); -прощание; -извинение; -поздравление; -благодарность.

Литература