УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА» ГОУ НПО ПЛ 15 Заместитель директора по НМР Жарова И.И. выступление на курсах в ТОИУУ 24.10.2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Advertisements

Тесты по теме Социальное взаимодействие I Вариант. 1. Социальный статус - это: А. Степень признания достоинства личности. Б. Оценка обществом статуса личности.
Тесты по теме Социальное взаимодействие I Вариант. 1. Социальный статус - это: А. Степень признания достоинства личности. Б. Оценка обществом статуса личности.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная.
АУ ЧР НПО «Профессиональное училище 16» ФГОС третьего поколения.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Рабочая программа - учебно-методический документ учебного предмета Подобряева Н.Л., методист ГПСП технологии.
Транксрипт:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА» ГОУ НПО ПЛ 15 Заместитель директора по НМР Жарова И.И. выступление на курсах в ТОИУУ

Учебно-нормативная документация Положение об УМК дисциплины Стандарт ФГОС НПО Рабочая программа по дисциплине Перспективно-тематический план

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УМК ДИСЦИПЛИНЫ

ФГОС НПО по профессии Агент рекламный ОП.01. Деловая культура уметь: общаться с коллегами, руководством, деловыми партнерами и клиентами; пользоваться вербальными и невербальными средствами общения; применять основные правила и нормы поведенческого этикета; ПК 1.1. Осуществлять деятельность по поиску и привлечению клиентов. ПК 1.5. Вести переговоры с заказчиками. ПК 2.1. Контактировать с производителями рекламы по вопросам производства рекламного продукта. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. знать: основы эстетической и этической культур; основы психологии общения; основы делового имиджа; элементы речевого этикета и основные требования к речи; требования к ведению делового диалога по телефону

Рабочая программа по дисциплине

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Деловая культура 1.1.Область применения примерной программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессио­нальной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО, входящей в состав укрупненной группы профессий Гуманитарные науки по направлению Реклама и связи с общественностью: Агент рекламный.

1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - общаться с коллегами, руководством, деловыми партнерами и клиентами; - пользоваться вербальными и невербальными средствами общения; - применять основные правила и нормы поведенческого этикета.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: основы эстетической и этической культур; основы психологии и общения; основы делового имиджа; элементы речевого этикета и основные требования к речи; требования к ведению делового диалога по телефону.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины максимальной учебной нагрузки обучающегося 97 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов; самостоятельной работы обучающегося 27 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 97 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 70 в том числе: практические занятия 35 контрольные работы 4 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 27 в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа 23 выполнение рефератов 17 поиск информации в дополнительных литературных источниках 4 поиск информации в интернет-ресурсах 2 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Деловая культура

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1234 Раздел 1. Этика и эстетика 49 Тема 1.1. Введение Общие сведения о предмете Задачи предмета, его значение для овладения профессиональными навыками, работающих в сфере услуг. Общие понятия о культуре. Общее понятие об общении, сущность культуры общения. 21 Тема 1.2. Эстетическая культура Общие сведения об эстетике как науке Основные области эстетической деятельности человека. Общие понятия об эстетической культуре. Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности. Эстетическое воспитание Сущность эстетического воспитания, его значение. Понятие об эстетическом чувстве, идеале. Эстетическая оценка. Эстетическая потребность. Понятие об эстетическом вкусе, его проявление и значение 42

Наименован ие разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1234 Тема 1.3. Этическая культура Общие сведения об этике как науке Основные области эстетической деятельности человека. Общие понятия об этической культуре. Роль этической культуры в профессиональной деятельности. 42 Этикет Сравнительная характеристика этикета морали Сферы действия этикета. Понятие о служебном этикете: поведенческом, речевом. Общие правила поведенческого этикета. Правила поведения в общественных местах. Сервировка стола, правила поведения за столом. Подарки. Эстетика и этика подбора и оформления подарков. Интерьер рабочего помещения. Эстетика внешнего оформления рабочего места Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий по разделу 1 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Эстетическая культура Идеал Эстетический вкус Эстетика деловых отношений Эстетика рекламы Этическая культура 4

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1234 Тема 1.4. Этика и психология общения Общие понятия о науке психологии Психические свойства: темперамент, характер; их виды и особенности. Определения темперамента и ха­рактера человека по внешнему виду. Психические состояния человека : бодрость, усталость, удовлетворен­ность, активность и др.; их влияние на процесс общения. 122 Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности Зависимость профессиональных качеств от психологических свойств личности. Профессионально-значимые качества работающих в сфере услуг, их соотношение с психическими свойствами личности. Характеристика процесса делового (профессионального) общения с психологической точки зрения, контакт общения: зна­чение установления контакта в деловом общении. Влияние цвета на психологические эффекты организма Практические занятия 1. Определение типов темперамента и видов характера (психологический тест); 2. Волевой ли вы человек? (психологический тест); 3. Эмоциональная чувствительность (психологический тест); 4. Уровень владения невербальными компонента(психологический тест)ми в процессе делового общения (психологический тест); 5. Насколько вы конфликтны? (психологический тест). 10

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1234 Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Черты характера Психологическая характеристика типов темперамента Виды способностей Характер и воля Волевые качеств Эмоции и чувства 11 Контрольная работа 2 Раздел 2. Культура общения в профессиональной среде 48 Тема 2.1. Профессиональная коммуникация Коммуникация Коммуникация и ее особенности. Содержание и сущность речевого общения. Невербальные средства обще­ния. Жесты, назначение жестов, логика жестов. Улыбка в официальном общении. Взгляды. Техника контак­ тов. Стили общения 42 Этикет деловых отношений Нормы общения; приветствия, знакомства. Общий стиль отношений в коллективе. Стиль обращения к кол­легам. Субординация в деловых отношениях. Конфликты деловом общении. Культура межличностных конфликтов.

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1234 Тема 2.2. Имидж делового человека Основные составляющие имиджа Понятие « имидж ». Основные составляющие имиджа: внешний облик, манеры поведения, речь, умение общаться с людьми. Составляющие внешнего облика человека. Требования к внешнему облику с учетом специфики профессиональной деятельности. 52 Речевой этикет Основные функции. Особенности. Этикетные формулы. Компоненты техники речи. Основные требования к речи. Деловой диалог по телефону Этикет в деловом диалоге по телефону. Правила дозванивания до абонента, правила приветствия, пред­ставления, извинения, выражения благодарности и т.д. Общие требования к деловому телефонному диало­гу. Требования к содержанию телефонных разговоров; основные элементы диалога. Требования к частным разговорам по телефону в деловой обстановке Практические занятия 1. Имидж делового человека; 2. Речевой этикет; 3. Профессиональное поведение работника; 4. Коммуникативные и организаторские способности(психологический тест); 5. Деловой телефонный диалог; 6. Частные разговоры в деловой обстановке; 7. Приятно ли с вами общаться? (психологический тест); 8. Коммуникабельны ли вы?; 9. Умеете ли вы слушать?;(психологический тест); 10. Умеете ли вы излагать свои мысли? (психологический тест). 25

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1234 Выполнение домашних заданий по разделу Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Виды конфликтов и их исходы Секреты общения в поисках работы Аргументы и их влияние на эффективность общения Язык телодвижений Речевой этикет Культура общения в коллективе Имидж делового человека 12 Контрольная работа 2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Деловая культура». Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся (25 мест); рабочее место преподавателя (1 место); комплект учебно-наглядных пособий: схемы, таблицы. Технические средства обучения: -компьютер с лицензионным программным обеспечением (10 компьютеров); -мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: -Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования; Учебн. пособие для сред. проф. образования - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», с. Дополнительные источники: -Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.: Финансы и статистика, Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М.: Дело, Браим И. Культура делового общения. - Минск: ИП Экоперспектива,2006. Морозов А.В. Деловая психология. - СПб.: Союз, ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ Министерство образования и науки РФ gov.ruwww.mon Российский образовательный портал Департамент образования Тверской области Тверской областной институт усовершенствования учителей Единая коллекция ЦОР Коллекция ЦОР Оренбургской области Коллекция ЦОР Ярославской области Коллекция ЦОР Ленинградской области - Коллекция ЦОР Ивановской области - Коллекция ЦОР Москвы -

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и исследований. Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета, которую проводит комиссия. В состав комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе. Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).

Результаты обученияФормы и методы контроля и оценки результатов обучения Знать: - основы эстетической и этической культур; - основы психологии общения Уметь: - применять основные правила и нормы поведенческого этикета; - пользоваться вербальными и невербальными средствами общения - оценка устного опроса; - оценка результатов тестирования; - оценка результатов контрольной работы; - оценка за внеаудиторную самостоятельную работу (по выбору: сообщение, доклад, реферат, презентация) - оценка на практических занятиях на основе психологических тестов и за защиту практических работ по темам: 1. «Определение типов темперамента и видов характера» (2 ч.); 2. «Волевой ли вы человек?» (2 ч.); 3. «Эмоциональная чувствительность» (2 ч.); 4. «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения» (2 ч.); 5. «Насколько вы конфликтны?» (2 ч

Результаты обученияФормы и методы контроля и оценки результатов обучения Знать: - основы делового имиджа; - элементы речевого этикета и основные требования к речи; - требования к ведению диалога по телефону Уметь: -общаться с коллегами, руководством, деловыми партнерами и клиентами - оценка устного опроса; - оценка результатов тестирования; - оценка результатов контрольной работы; - оценка за внеаудиторную самостоятельную работу (по выбору: сообщение, доклад, реферат, презентация) оценка на практических занятиях на основе психологических тестов и за защиту практических работ по темам: 1. «Имидж делового человека» (3 ч.); 2. «Речевой этикет» (3 ч.); 3. «Профессиональное поведение работника» (3 ч.); 4.«Коммуникативные и организаторские способности» (3 ч.); 5. «Деловой телефонный диалог» (3 ч.); 6. «Частные разговоры в деловой обстановке» (2 ч.); 7. «Приятно ли с вами общаться?» (2 ч.); 8. «Коммуникабельны ли вы?» (2 ч.); 9. «Умеете ли вы слушать?» (2 ч.); 10. «Умеете ли вы излагать свои мысли?» (2 ч.). Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица) На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине. Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 90 ÷ 100 5отлично 80 ÷ 89 4хорошо 70 ÷ 79 3удовлетворительно

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Учебник Учебное пособие Электронный учебник Учебные презентации Технологические карты уроков (планы уроков) Инструкционные карты для проведения практических, лабораторных работ Раздаточный материал

Учебник предназначен для изучения предмета "Деловая культура и психология общения" и является частью учебно- методического комплекта по профессии "Секретарь", "Парикмахер", "Портной", "Повар- кондитер", "Агент". Изложены общие вопросы этики и культуры делового общения, раскрыты психологические стороны деловых контактов. Рассмотрено проявление индивидуальных особенностей личности при деловом общении. Приведены сведения о типах конфликтов, способах выхода из них и правила поведения в конфликтных ситуациях.

УЧЕБНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Виды конфликтов Имидж делового человека DRESS-CODE Общение как взаимодействие

Тема урока: Основные понятия и виды конфликтов Знай, мой друг, вражде и дружбе цену. И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный Изливать покуда не спеши. Р. Гамзатов.

Проблема урока Возможно ли существование общества без конфликтов? Всегда ли конфликт зло?

Понятие и сущность конфликта КОНФЛИКТ – Это спор, столкновение сторон за владение чем-то таким, что одинаково ценится обеими сторонами

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства 2-х или нескольких участников, каждый из которых имеет свои средства, цели и способы решения проблемы. Инцидент -это практические действия участников конфликтной ситуации, направленные на обязательное овладение объектом спорного вопроса Объект конфликта- это предмет, событие, проблема, цель, действие, которое вызывает к жизни конфликтную ситуацию.

Конфликт = Участники конфликта + Объект конфликта + Конфликтная ситуация + Инцидент.

2. Виды конфликтов По степени остроты противоречий По степени вовлечённости людей в конфликт По проблемно – деятельностном у признаку

3. Разрешение конфликта Разрешение конфликта - процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, устранение причины конфликтной ситуации.

Способы разрешения конфликта Компромисс Переговоры Посредничество Применение силы Арбитраж

4. Стратегия и тактика в конфликтной ситуации 1. Соперничество (Акула) 2. Приспособление (Плюшевый медведь) 3. Компромисс (Лиса) 4. Избегание (Черепаха) 5. Сотрудничество (Сова)

Домашнее задание 1.Параграф 9, ответить на вопросы. 2.Составить памятку «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с друзьями, родителями

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Приложение 6. ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ в различных ситуациях Ситуация или вариант встречи сотрудников Должен быть первым при: приветствиирукопожатиипредставлении Мужчина Женщина Старший по возрасту Младший по возрасту Старший по должности Младший по должности Проходящий мимо группы Стоящий в группе Входящий в комнату Находящийся в комнате Обгоняющий идущего Руководитель делегации, входящий в комнату Руководитель делегации, находящийся в комнате

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации по проведению практических, лабораторных работ Методические, учебные пособия Материалы частных методик, разработанные преподавателем, мастером производственного обучения

КОНТРОЛЬ Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Конкретные формы внеаудиторной СР могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом: подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям; изучение учебных пособий; изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и практические занятия; выполнение контрольных работ; написание тематических докладов, рефератов на проблемные темы; конспектирование; участие обучающихся в составлении тестов; выполнение исследовательских и творческих заданий; написание дипломной работы; составление библиографии по заданной теме; создание наглядных пособий по изучаемым темам; самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов»; занятия в архиве, музее, библиографическом отделе библиотеки и др.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (СР) ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций. При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории целесообразно контролировать усвоение материала основной массой обучающихся путем проведения опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса обучающихся в форме игры «Что? Где? Когда?» и т.д. На практических и семинарских занятиях использование различных форм СР позволяет сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части обучающихся в группе.

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем они могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать варианты СР: 1. Давать определенное количество заданий для самостоятельного выполнения, равных по трудности, а оценку ставить за количество выполненных за определенное время заданий. 2. Выдавать задания разной трудности и оценку ставить за трудность выполненного задания.

Формы СР должны отличаться для обучающихся разных курсов. Обучающиеся младших курсов необходимо научить работать с учебниками, источниками, писать конспекты, позднее – оформлять рефераты, а затем и дипломные работы. Интересной формой СР для практических занятий на старших курсах являются «деловые игры». Тематика игры может быть связана с конкретными профессиональными ситуациями или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры – в имитационных условиях дать обучающемуся возможность научиться разрабатывать и принимать решения.

ПОРТФОЛИО

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ