Системно-деятельностный подход при формировании естественнонаучной грамотности учащихся в преподавании физики Лазарева М.А., учитель физики ГОУ СОШ 2008
ПЕРЕХОД ОТ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ К СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМУ ПОДХОДУ Данный подход позволяет использовать фрагменты методик уже существующие как самостоятельные и инновационные, осуществлять интеграцию школьных дисциплин естественнонаучного цикла Системы Системный подход Деятельность
Причины возникновения данной системы Желание объединить знания полученные на уроках естественнонаучного цикла (физике, химии, биологии и географии) Введение ЕГЭ и ГИА по физике Информатизация общества Развитие образовательной системы и появление новых технологий
Воспитательные задачи – научить: Любить знания и стремиться к ним Думать и анализировать Слушать и быть услышанным Не только смотреть, но и видеть Иметь собственное мнение
Новые задачи: Повышение уровня компетентности учащихся Владение информационным пространством и выделение из общего потока достоверной информации Воспитание конкурентоспособности учащихся
Новые цели: Способствовать формированию умений планировать и организовывать собственную учебную деятельность Способствовать формированию навыков получения необходимой информации Способствовать формированию навыков самообразования Повышение уровня компетентности учащихся Владение информационным пространством и выделение из общего потока достоверной информации Воспитание конкурентоспособности учащихся Способствовать формированию умения работать в коллективе
Формирование умений планировать и организовывать собственную учебную деятельность Организация и планирование своей деятельности на уроке при помощи технологических карт или при проведении лабораторной работы Частичное планирование своей деятельности на уроке или внеурочной деятельности Самостоятельное планирование эксперимента (проектная или исследовательская деятельность, в том числе демонстрационные опыты и лабораторные работы )
Тема урока: « Закон сохранения импульса» Цель урока: Обобщение темы «Закон сохранения импульса» заданияЗадание ОтветБалл 1Повторяем понятия импульс силы, импульс тела, формулируем закон сохранения импульса. ( устный ответ – 1 балл) 2.Решаем качественные задачи. (Правильное решение – 1 балл) 2.1Почему при выстреле приклад винтовки надо плотно прижимать к плечу? 2.2Почему станину артиллерийского орудия изготавливают тяжёлой? 2.3Мальчик прыгает с нагруженной баржи на берег. Почему движение баржи в сторону, противоположную прыжку, незаметно? 3Решаем задачи. (Правильное решение – 1 балл) 3.1 Сила 7 Н действует на тело в течение 2 с. Найдите импульс силы. Чему равно изменение импульса тела. 3.2Рассчитайте импульс автомобиля массой 500 кг, движущегося со скоростью 72 км/ч. 3.3На платформу массой 150 кг и движущуюся со скоростью 2 м/с сверху насыпали 100 кг щебёнки. Какой стала скорость платформы со щебёнкой?( 2 балла) 4Решение практической задачи. ( взаимодействие тележек разной массы) (Обсуждение хода решения и решение – максимум по 2 балла) 5 Эксперимент. Шарики разной массы подвешены на нитях. Один из них поднимаем на некоторую высоту и отпускаем. Будут ли они подниматься после удара на одинаковую высоту или нет и почему? ( 1 – 2 балла) 6Итоговый балл Оценка за урок: 10 баллов и выше – «5», 8,9 баллов - «4» Вывод:
Формирование навыков получения необходимой информации Чтение графиков и получение из них прямых или косвенных данных Проектная деятельность, презентации, индивидуальные задания Чтение таблиц, анализ существующей в них информации
Формирование навыков самообразования Дифференцированные задания Планы индивидуального развития Подготовка к олипиадам Подготовка к ЕГЭ или ГИА Проектная и исследовательская деятельность
Повышение уровня компетентности учащихся знания способы деятельности умения навыки
Владение информационным пространством Выделение из общего потока достоверной информации Использование для поиска и анализа информации собственные знания
Воспитание конкурентоспособности Умение публично выступать Принимать решения Самостоятельно работать Выстраивать последовательность наиболее значимых действий Быстро реагировать в нестандартной ситуации Организовывать свою деятельность
Использование мультимедийного оборудование, программных и технических средств ИТ и новые возможности Сочетание словесных и наглядных методов преподавания Активизация методов контроля Сочетание традиционных демонстраций и интерактивных моделей
Новое развитие проблемно – эвристического метода познания Решение качественных задач Решение задач на стыке предметов Выделять главные определяющие признаки явлений Применение знаний в новой ситуации
Прикладной аспект знаний по физике Экономический Экологический аспект Воспитание грамотного потребителя Знания для защиты здоровья человека
Интегрирование предметов естественнонаучного цикла Обобщение знаний полученных на других уроках – химии, биологии, географии, опираясь на физические законы Проведение уроков, затрагивающих экологические проблемы Использование и создание тестовых заданий и заданий с развёрнутым ответом, требующие знаний по нескольким предметам естественнонаучного цикла
Обобщение знаний по предметам естественнонаучного цикла Тема урока : «Влажность воздуха» Погода и климат планеты Гроза Терморегуляция и влажность воздуха Облака Формирование циклонических образований Выступление по «Терморегуляции и влажности воздуха» Ивановой Ирины,10Б класс
Результаты Сравнительная диаграмма результатов сдачи ЕГЭ по физике в 2009 году
Результаты ЕГЭ в 2010 году