С 1995 года в гимназии действует «Правовой комитет». В 2004 году на его базе был создан Центр гражданского образования «Школа лектора». Руководителями и организаторами данного проекта выступили: директор гимназии Шульга Н.Г., заместитель директора по ВР Осинина Л.Г.
Воспитание толерантности является одной из главных задач деятельности Центра гражданского образования «Школа лектора». В «Школе лектора» на протяжении нескольких лет обучающиеся : изучали специальные законы и правила лекторского мастерства, знакомились с актуальными проблемами современного общества, молодежи и правами подростков, осваивали навыки работы с научно-обществоведческой литературой, посещали лекторские группы, готовили публичные выступлении. На занятиях использовались новые технологии, в том числе РКМЧП, дебаты. Итогом работы Школы явился гимназический «Конкурс лектора».
Образовательная программа ЦГО гимназии 6 «Школа лектора» Авторы программы: Осинина Лариса Григорьевна, зам.директора по ВР, высшая категория, «Отличник народного просвещения» Брынза Наталья Ионовна, психолог, высшая категория, «Почетный учитель»
развитие навыков самостоятельной работы с литературой. участие в просветительской деятельности. формирование навыков работы в лекторской группе школы. освоение принципов работы школьных управляющих.
ЗАДАЧИ программы: представление интересов и защита прав учащихся гимназии; поддержка и развитие инициативы учащихся в жизни гимназии, формирование умений и навыков лидерского поведения; овладение основами технологии РКМЧП; развитие навыков публичного выступления, обучение школьных управляющих.
Педагогический состав ЦГО Шульга Н.Г. – директор гимназии, Осинина Л.Г. – зам. директора по ВР, Тартынова Н.В. – зам. директора по УВР, Реутова О.И. – учитель химии, Брынза Н.И. – психолог, Кайер Е.В. – учитель обществознания.
Ожидаемые результаты реализации Программы Учащиеся должны: 1. понимать цели и принципы работы школьных управляющих, возможности, которые предоставляет работа в качестве школьного управляющего и пути их эффективного использования; 2. уметь представлять интересы ученического сообщества и эффективно работать в совете в интересах школы, сообщества и собственного развития; 3. уметь информировать ученическое сообщество о работе совета, формировать вокруг себя команду учащихся-единомышленников и помощников; 4. владеть приемами самопознания, самосовершенствования, самопрезентации; 5. владеть навыками публичного выступления, составления лекций.
Характеристика системы отслеживания и оценивания результатов обучения по Программе Формой итоговой аттестации слушателей ЦГО «Школа лектора» является «Конкурс лекторов». По итогам работы в ЦГО школьники получают : удостоверения, сертификаты, грамоты за активное участие в работе Центра и конкурса.
Обеспечение программы Нормативное: Положение о деятельности ЦГО «Школа лектора», Приказы директора о создании «Школы лектора», распределении обязанностей, Методические рекомендации ОГУ «РЦРО», Учебно – методическое: Учебники, справочники, специальная литература, периодическая печать, Материально – техническое: Технические средства – ноутбуки, мультимедиапроекторы, стенды, экран, телевизор, видео- и DVD-проигрыватели, ксерокс, Финансовое: Оплата преподавателям Центра из внебюджета и ставок дополнительного образования
Были изучены документы – Конституции РФ, Франции, США, Декларация прав человека, Конвенция прав ребенка и другие материалы. В результате нами были разработаны следующие темы: В гг.: «Правовая обеспеченность природоохранной деятельности» (Базаркин Е., 9 класс); «Молодежь и рынок труда» (Камалетдинова Ю., 11 класс); «Молодежная субкультура» (Паутов П., 11 класс); «Молодежь как социальная группа» (Коломиец А, 11 класс); «Проблемы молодой семьи» (Кулешова В., Харченко А., 11 класс); «Место Декларации в контексте международных правовых документов» (Салихова Е., 9 класс). В гг.: «Демократия в России – традиции и современные тенденции», «Российская демократия в контексте современной истории», «Демократические правовые гарантии в России и странах Запада», «Права женщин в демократическом государстве», «Права ребенка в демократическом государстве».
В гг.: «Психология формирования вредных привычек и работа с ними», «Русско-немецкий диалог на томской земле», «Правовая ответственность несовершеннолетних граждан (административное, уголовное право)», «Это страшное слово - ЕГЭ», «Ушел курить - навсегда», «Все будет – Кока-Кола» и другие
г. Слушатели «Школы лектора»:
г. Слушатели «Школы лектора»:
г. Преподаватели «Школы лектора»: Мастер-класс. Публичное выступление: навыки
Р азвитие К ритического М ышления через Ч тение и П исьмо
Цели технологии: развивать социальные навыки у учащихся, социализация личности; работа с текстами, изучение текстов. «Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело!» /Ушинский/
Философию технологии составляют ценности открытого общества: уважение и понимание точки зрения каждого члена социальной группы, если оно не противоречит общечеловеческим ценностям. Технологическую основу составляет модель: вызов, осмысление, рефлексия. Методическую основу занятий составляют приемы активизации мышления и работы с литературой. Активно используются групповые и индивидуальные формы работы. В ходе занятий проводятся мастер-классы в форме тренинга.
Очень важной частью технологии РКМЧП являются ДЕБАТЫ. Дебаты – это прежде всего общение, умение управлять общением, создавая нужный тонус настроения и эмоциональной насыщенности. Очень важным является умение не столько хорошо говорить и доказывать, сколько хорошо слушать и понимать, уметь управлять своими эмоциями, быть объективным, коммуникабельным.
1. «Лидерство редкий дар, удел избранных », 2. «Учитель всегда прав», 3. «Нападение Германии на СССР в 1941 году было внезапным», 4. «Аграрная реформа П.А. Столыпина была неудачной», 5. «Выступление декабристов было обречено на поражение», и др.
Направления работы Центра «Школа лектора» Формирование ответственного отношения к своему здоровью (12 часов) Приемы РКМЧП для создания лекции (2 часа) Русско-немецкий диалог на томской земля (12 часов) Дискуссионные вопросы истории (18 часов) Школьник в Управляющем совете (16 часов) Подготовка школьных управляющих (23 часа)
гг. – все слушатели школы активно участвовали в самоуправлении гимназии – Прудникова Анастасия стала Президентом Демократической республики в гимназии 6 и совместно со спикером Парламента Юдиной Ксенией участвовала в составлении проекта «Создание музыкально-технического центра в гимназии 6», который получил от Думы г.Томска первый приз и премию в 30 тыс.рублей. Орлова Мария составила проект «Местное самоуправление гимназии 6» и стала Премьер- министром Демократической республики гимназии. Прудникова А. и Орлова М. заняли 2-е место в городской олимпиаде по обществознанию.
гг. – Президентом Демократической республики гимназии 6 становится Маренкова Евгения, председателем парламента – Ковнир Александр – слушатели ЦГО «Школа лектора». Представители Управляющего совета гимназии получают в Центре «Школа лектора» хорошую помощь в развитии коммуникативного общения, учатся выступать перед аудиторией, толерантности. Два слушателя Центра являются членами Детско-Юношеского парламента.
гг. – слушатели Школы лектора Базаркин Евгений, Салихова Екатерина и Халецкая Ирина заняли 1-е место в программе «Юные дарования Томска». Они же приняли участие в ежегодной конференции в Академлицее, получили дипломы. По итогам конференции «Традиции и инновации гражданского воспитания» слушатели Школы опубликовали 7 статей в сборнике конференции. В марте 2007г. слушатели Школы выступили на конференции «Гражданин – это я» с тремя докладами.
2008г. – выступление на областном конкурсе «Моя профессиональная карьера», участники получили дипломы за 1-2 место за вуступление на темы «Профессия моей мечты», «Однажды – на всю жизнь» и др. Ежегодно слушатели Центра выстпают на научно- практической конференции «Здоровье – полезный выбор» гг. – 1-е и 2-е места. В 2009 году ученица гимназии Крафт Роза выступила в городе Дрездене в Русском центре по темам «Язык – как средство поликультурного общения» и «Немцы на томской земле». В 2010 году делегация из Германии (г.Дрезден) посетили гимназию и учащиеся нашего Центра выступили на международном семинаре.
Руководитель и слушатели Центра «Школа лектора» ежегодно делятся своим опытом с другими центрами гражданского образования, участвуют в Форуме «Россия – это мы»: В 2008 году на Форуме была представлена презентация о работе Центра. В 2009 году консультанты-учащиеся Центра организовали интерактивное занятие «Как подготовить лекцию». В 2010 году – провели дебаты «Лидеры играют решающую роль в обществе» За активную работу на Форумах слушателями и руководителем Центра были получены грамоты и сертификаты. Два слушателя Центра (Маренкова Е. и Ковнир А.) получили звание «Общественного эксперта».
1. Помощь подросткам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. 2. Формирование мотивов самоактуализации, мотивации достижения успеха, саморазвитие. 3. Поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознания, достижения личной идентичности), развитие социальной компетентности. 4. Формирование активной социальной позиции.
Спасибо за внимание! Осинина Л.Г. Зам. Директора по ВР «Гимназии 6», Организатор Центра «Школа лектора»