Основные направления бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки с учетом положений указов Президента Российской Федерации 27 июля 2012 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годы». Министерство финансов Республики Алтай И.о. министра.
Advertisements

Минфин России Подходы к распределению резерва дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ Начальник Отдела организации.
Заместитель начальника Департамента общего образования по экономическим вопросам Штауб И. Б.
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективные финансово-экономические механизмы.
Министерство образования Ставропольского края " Основные направления совершенствования системы оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений.
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективные финансово-экономические механизмы.
Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава» г. Чебоксары 10 октября 2014 г. О планах мероприятий («дорожных картах») по развитию отраслей.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
Новации бюджетной политики в сфере здравоохранения 1. Переход с 2013 года преимущественно на одноканальное финансирование оказания медицинской помощи (внедрение.
Планы мероприятий «Дорожные карты» Окружной администрации города Якутска.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 села Бичевая « Эффективный контракт педагогических работников, направленного.
Гвоздева Ольга Николаевна, главный правовой инспектор труда обкома Профсоюза.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Повышение средней заработной платы отдельным категориям работников в соответствии с Указом Президента от (1) педагогические работники образовательных.
Целевые показатели, предусмотренные Указами Президента Российской Федерации от , от , от , и сложившаяся средняя.
Эффективный контракт Трудовой договор с работником Комплекс мероприятий, направленный в конечном счете на повышение качества и доступности медицинской.
Изменения в дошкольном образовании в рамках реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы Удмуртской Республики,
« Об изменении условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений образования Республики Коми с 1 апреля 2013 года»
1 Кульмач Е.Г. заместитель директора департамента образования и науки Костромской области О реализации государственной политики в сфере профессионального.
Транксрипт:

Основные направления бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки с учетом положений указов Президента Российской Федерации 27 июля 2012 года. Алашкевич Михаил Юрьевич. Минфин России

Тезисы Указов Президента по повышению оплаты труда Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»: «Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей: … увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года» Указ Президента от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»: «Правительству Российской Федерации обеспечить … увеличение к 2020 году числа высоко­ квалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников» … «Правительству Российской Федерации … принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев … повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций» Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в годах» «Теперь задача - … в самих учреждениях - обеспечить переход к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы Этапы перехода к "эффективному контракту" должны быть увязаны с конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности образования, науки, культуры, здравоохранения.».

Тезисы поручений Председателя Правительства Российской Федерации по повышению оплаты труда Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 18 мая 2012 г. ДМ-П «Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспорттуризм России, Минэкономразвития России Минфин России: Представить в Правительство Российской Федерации до 1 августа 2012 г. проект программы поэтапного совершенствования оплаты труда работников при оказании государственных (муниципальных) услуг.» Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 5 июля 2012г. ДМ-П «Минздрав России, Минкультуры России, Минобрнауки России: Разработайте дорожную карту изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения, увязанных с переходом на «эффективный контракт», и представьте в срок до 15 ноября 2012г. в Правительство Российской Федерации.».

Повышение средней заработной платы отдельным категориям работников соответствии с Указом Президента от г. 597 педагогические работники образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в регионе 2012 год педагогические работники дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе 2013 год преподаватели и мастера произв.обучения образ.учреждений начального и среднего профобразования до средней заработной платы в регионе 2018 год преподаватели образовательных учреждений высшего профобразования до 200 процентов от средней заработной платы в регионе 2018 год научные сотрудники до 200 процентов от средней заработной платы в регионе 2018 год работники учреждений культуры до средней заработной платы в регионе 2018 год социальные работники, в т.ч. соцработники мед.организаций до 100 процентов от средней заработной платы в регионе 2018 год младший мед.персонал (обесп.персонал), средний медицинский (фармацевтический) персонал (обесп.персонал) до 100 процентов от средней заработной платы в регионе 2018 год работники мед.организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медуслуги (обесп.предоставление медуслуг) до 200 процентов от средней заработной платы в регионе 2018 год

Алгоритм подготовки «эффективного контракта» (дорожная карта) 1.Определение объема государственных (муниципальных) гарантий, основанных на стандартах оказания государственных (муниципальных) услуг, и учитывающих повышения производительности труда работников 2.Определение прогнозной численности занятых, необходимой для предоставления гарантированных по стандарту услуг (на основе оценки человеко-часов) 3.Расчет ФОТ, необходимого для оказания услуг сопоставление стоимости часа рабочего времени со средним значением по экономике региона учет всех видов деятельности организации (образование, наука и т.д.) включение «зарплатной» части в совокупную стоимость услуги 4.Подготовка типового контракта с руководителем организации (государственной и негосударственной) 5.Подготовка типового контракта с работником, включающего в стоимость труда социальный пакет (льготы, досрочная пенсия и т.д.) 6.Оплата не гарантированных услуг потребителем с возможностью оказания социальной помощи нуждающимся и грантов за выдающиеся успехи Не менее трети необходимых ресурсов необходимо изыскать за счет внутренних резервов при реорганизации неэффективных учреждений и программ Для ВУЗов и медучреждений треть необходимо обеспечить за счет внебюджетной и научной деятельности 5

В условиях открытого для негосударственных организаций рынка социальных услуг постановка вопроса о повышении зарплаты в бюджетной сфере приведет к вытеснению с рынка социальных услуг (образование, здравоохранение, культура, соцобслуживание) эффективных негосударственных организаций Более правильно говорить о стоимости государственных (муниципальных) услуг и создании инструментов, позволяющих повсеместно реализовать принцип «деньги следуют за потребителем» «Эффективный контракт» 6

Что такое «эффективный контракт»? эффективный труд конкурентная оплата по сравнению с другими сферами экономики – эффективный контакт в социальной сфере не должен делать неконкурентоспособными другие сферы экономики реальная (сопоставимая) оценка стоимости труда - должен ориентироваться на уровень оплаты, не превышающий средний по экономике, увеличение сверх должно сопровождаться повышенными требованиями по эффективности труда в соответствующих сферах, понятными потребителям услуг учитывает эффективную нагрузку (производительность) и исключает особые привилегии (статусы) отдельных учреждений включает в себя все виды социальных льгот работникам 7

Соотношение средних зарплат работников образования, здравоохранения, культуры и науки, для которых предусматривается выход на эффективный контракт, к средней зарплате в экономике Детские сады 53%58%64%69%75% 80% Общеобразовательные школы 91% 100% Колледжи, техникумы 75%80%86%89%92%94%97% 100% ВУЗы 111%100%117%133%150%167%183% 200% Врачи 119% 135%142%159%178% 200% Врачи учреждений МСЭ 90% 98%108%119%141%168% 200% Средний медицинский персонал 68% 77%80%90%95% 100% Младший медицинский персонал 30% 35%42%61%78% 100% Социальные работники 72% 74%77%80%86%93% 100% Научные работники (исследователи) 150%145% 157%168%183%191% 200% Работники культуры 47,3% 56,1%64,9%73,7%82,4%91,2% 100%

Средняя заработная плата по видам экономической деятельности (данные Росстата за апрель 2011 года)

Последствия избыточно опережающего наращивания нормативов затрат на оказание услуг эффективный контакт в социальной сфере может сделать неконкурентоспособными другие сферы экономики и привести к резкому дисбалансу рынка труда возрастание давления со стороны неохваченных проектом отраслей с требованием сопоставимого повышения оплаты труда (в т.ч. за счет увеличение господдержки – с/х, переработка, деревообработка) избыточное опережающее увеличение в первые годы финансирования без проведенной реформы отраслей будет в последующем оказывать сопротивление проведению эффективных преобразований 10

1.Применение повышенной индексации в отношении нормативов затрат на оказание гарантированных услуг только в части категорий работников, обозначенных в указах, для всех остальных работников сохранение обычного порядка индексации (с 1 октября на уровень инфляции) 2.Обеспечение завершающего увеличения оплаты труда с января года, обозначенного в указе для соответствующей категории работников 3.Применение при расчетах в годах среднего значения заработной платы в целом по РФ, обеспечение досчета до региональной специфики в течение годов 4.Обеспечение выхода на заданное соотношение по заработной плате за счет всех источников доходов и выполнение всех должностных обязанностей работниками (при полной занятости), а также проведения оптимизации неэффективных мероприятий и программ и, включая «зачет» в «эффективный контракт» всех предоставляемых работнику льгот и гарантий Принципы, учитываемые Минфином РФ при оценке расходов для перехода на «эффективный контракт» 11

Дополнительные ассигнования федерального бюджета для реализации указов Президента РФ в части задач перехода на «эффективный контракт» Всего 40,472,9116,6229,9 1 Образование29,148,372,3149,7 2 Здравоохранение7,19,816,433,3 3Наука0,98,317,126,3 4Культура2,75,28,616,5 5Соцполитика0,61,32,24,1

1.Уточнение состава конституционно-гарантированных государственных услуг на функциональную услугу (образование, лечение и т.д.) и сопутствующую (содержание, питание и т.д.) с переводом второй на принцип оплаты за счет потребителя 2.Монетизация через зарплату льгот работникам учреждений (оплата жилья и коммунальных услуг в сельской местности, выплаты на книгоиздательскую продукцию, досрочный выход на пенсию, предоставление жилья в собственность и т.д.) 3.Установление нормативной доли ФОТ основного персонала в общем ФОТ 4.Оптимизация и укрупнение учреждений 5.Сокращение нормативов бюджетного приема в ВУЗы, изменение соотношения преподавателей и студентов, развитие прикладного бакалавриата Возможные направления по оптимизации затрат при переходе на «эффективный контракт» 13

Таблица разногласий по расчетам дополнительной потребности в ассигнованиях федерального бюджета на повышение заработной платы ВопросПозиция Минфина России Позиция ФОИВ Используемые параметры средней заработной платы (региональные различия) До 2017 года использовать расчет средней заработной платы по экономике Российской Федерации, в году произвести корректировку с целью доведения до параметров, установленных Указом Президента Российской Федерации от Используется расчет по средней заработной плате субъектов Российской Федерации Источники увеличенияПо всем отраслям за счет оптимизации и повышения эффективности деятельности учреждений – 1/3 По здравоохранению и ВПО за счет доходов, полученных от научной и иных внебюджетных видов деятельности – 1/3 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от , повышение заработной платы должно осуществляться с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (без пропорционального увеличения внебюджетных) с учетом оптимизации численности работников: ВПО – 38% Врачи – 20%, СМП + 28%, ММП – без изменений Культура – 10%

Таблица разногласий по расчетам дополнительной потребности в ассигнованиях федерального бюджета на повышение заработной платы по отдельным разделам ВопросПозиция Минфина России Позиция Минздрава России Механизм передачи медицинских учреждений федерального уровня в систему обязательного медицинского страхования C 2013 года 100% учреждений, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, и 50% учреждений, оказывающих стационарную медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи). С 2015 года 100% учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь Постепенный переход учреждений в систему ОМС: - амбулаторная помощь 10 % в 2013 г. до 60 % к 2018 году - стационарная помощь 5 % с 2013 г. до 60 % к 2018 году Численность работников учреждений культуры, включаемых в расчет дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях В расчет включаются только работники культуры федеральных учреждений культуры В расчет включаются все работники федеральных учреждений культуры

Поручения в отношении повышения средней заработной платы профессорско-преподавательского состава федеральных учреждений ВПО Перечень поручений от ВП-П8-1018, данных Председателем Правительства Российской Федерации по итогам встречи с ректорами высших учебных заведений 14 февраля 2012 года 14 февраля 2012 года «Прошу с участием заинтересованных ФОИВ и организаций представить предложения по увеличению с 1 сентября 2012г. заработной платы профессорско-преподавательского состава федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования до уровня не ниже средней по экономике региона» Программная статья «Строительство справедливости. Социальная политика для России» «Начиная с 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов - до размера средней зарплаты по региону. В течение же гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике. При этом повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением студентов и выпускников. С каждым годом доля таких лучших профессионалов будет расти. Выделяя достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим необходимое обновление кадров высшей школы.» Указ от г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики Указ от г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики » «Правительству Российской Федерации: а) обеспечить….. повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе»

Учет средней заработной платы в субъектах РФ при расчете ассигнований на повышение оплаты труда Почему не корректно считать по средней по региону на первом этапе: 1.Указы Президента РФ от 7 мая 2012г. не устанавливают в годах точного соотношения по годам со средней заработной платой по экономике региона 2.Нет точного прогноза средней зарплаты по регионам 3.Не известно территориальное размещение учреждений, подлежащих оптимизации 4.Не проверяемы в настоящее время данные по территориальному отнесению филиалов учреждений 5.Распределение общих объемов ассигнований по конкретным учреждениям регулируется профильным ФОИВом с учетом регионального удорожания (удешевления) стоимости услуги

год2014 год2015 год2016 год2017 год2018 год Образование13,823,232,037,848,260,8 Здравоохранение 1,1 2,2 3,64,9 6,3 8,0 Культура 0,81,72,63,95,26,7 Итого 15,727,138,246,659,775,5 Возможная экономия в связи с изменением подхода для расчета дополнительных расходов на повышение заработной платы работников федеральных учреждений образования, здравоохранения, культуры

Динамика средних зарплат работников образования, здравоохранения, культуры и науки, для которых предусматривается выход на эффективный контракт, тыс.рублей/мес Средняя зарплата по экономике, тыс.рублей/месяц 26,429,633,136,840,945,350,055,160,4 Детские сады 15,418,822,927,432,736,240,044,148,3 Общеобразовательные школы 26,429,633,136,840,945,350,055,160,4 Колледжи, техникумы 21,125,529,433,738,644,050,055,160,4 ВУЗы 26,434,544,155,268,283,1100,0110,2120,8 Врачи 31,535,244,852,364,980,6100,0110,2120,8 Врачи учреждений МСЭ 23,629,035,743,857,676,1100,0110,2120,8 Средний медицинский персонал 18,020,126,831,336,843,050,055,160,4 Младший медицинский персонал 7,79,610,912,720,430,650,055,160,4 Социальные работники 19,021,925,529,435,242,150,055,160,4 Научные работники (исследователи) 38,342,952,061,874,886,5100,0110,2120,8 Работники культуры 12,516,621,527,133,941,750,055,160,4

Динамика темпов роста средней заработной платы по категориям работников

Динамика темпов роста средней заработной платы по категориям работников, % к предыдущему году Справочно: Средняя зарплата по экономике 111,4112,0111,8111,2 110,8110,4110,2109,7 Индекс инфляции 105,3105,5105,0 104,9104,8104,7104,4104,2 Дошкольные образовательные учреждения 123,9122,6121,4119,9119,3110,8110,4110,2109,7 Общеобразовательные школы 122,8112,0111,8111,2 110,8110,4110,2109,7 Учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования 120,0120,5115,5114,7114,5114,0113,6110,2109,7 Учреждения высшего профессионального образования 101,1130,8127,8125,1123,5121,8120,4110,2109,7 Врачи 111,4125,0113,0117,0124,0 125,0110,2109,7 Врачи учреждений МСЭ 106,0122,6123,2122,6131,7132,1131,4110,2109,7 Средний медицинский персонал 111,4125,0113,0117,0 116,0110,2109,7 Младший медицинский персонал 111,4125,0113,0117,0160,0150,0160,0110,2109,7 Социальные работники 106,0115,0116,3115,6119,5119,8118,7110,2109,7 Научные работники (исследователи) 106,8111,4120,8119,2120,7115,7115,9110,2109,7 Работники культуры 100,0133,3129,0126,0125,0123,0122,0110,2109,7