Москва, 2010 г. Итоги работы в 2009 году и задачи на 2010 год И.Ю. Артемьев, к заседанию Коллегии ФАС России ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 8-9 июля 2010 г. Российско-Американский Семинар по вопросу применения антимонопольного законодательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА И.Ю.
Advertisements

Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг в 2009 году Федеральная антимонопольная служба Москва, 2010 г.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Доклад на коллегию министерства финансов Ставропольского края об изменениях действующего федерального законодательства Министерство финансов Ставропольского.
Кемерово, февраль 2013 г. Итоги деятельности Кемеровского УФАС России за 2012 год. Задачи и первые результаты 2013 года УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Реформа системы государственного и муниципального заказа. Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Статистика дел Федеральной антимонопольной службы 2002 – 2004 гг. Материалы к Коллегии ФАС России, Москва, 24 мая 2005 г.
Основные итоги работы 2011 года. Задачи на 2012 год УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2009 г. Правовое поле и полномочия ФАС России.
Транксрипт:

Москва, 2010 г. Итоги работы в 2009 году и задачи на 2010 год И.Ю. Артемьев, к заседанию Коллегии ФАС России ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

2 Решение ключевых задач 2009 года Решена основная задача – активизация работы по всем направлениям антимонопольного контроля. Общее количество возбужденных в 2009 году антимонопольными органами дел составило 9665, что в 1,5 раза больше, чем в 2008 году, и в 3 раза больше, чем в 2005 году.

3 Решение ключевых задач 2009 года Приоритетное направление работы ФАС России в 2009 году – выявление картелей 2009 год – рост в 1,34 раза Возбуждено дел по статье 11

4 Решение ключевых задач 2009 года Приоритетное направление работы ФАС России в 2009 году – пресечение антиконкурентных действий органов власти (рост в 1,7 раза за 2009 год) Возбуждено дел против органов власти

5 Всего: 2008 год – 7988 постановлений 2009 год постановлений Рост количества постановлений - в 1,45 раза (в 1,3 раза – за нарушение антимонопольного законодательства). Решение ключевых задач 2009 года Приоритетное направление работы ФАС России в 2009 году – привлечение нарушителей к административной ответственности (1) постановления о штрафах за нарушение антимонопольного законодательства

год – наложено административных штрафов на сумму 13 млрд. 316 млн. 882 тыс. руб год – наложено административных штрафов на сумму 28 млрд. 929 млн. 362 тыс. руб. Рост в 2,2 раза за период 2008 – 2009 гг. Решение ключевых задач 2009 года Приоритетное направление работы ФАС России в 2009 году – привлечение нарушителей к административной ответственности (2)

7 нарушителей статьи 10: 2008 год - 49% от числа выявленных; 2009 год – 66% от числа выявленных; нарушителей статьи 11: 2008 год - 1,5 нарушителей в расчете на одно выявленное антиконкурентное соглашение; 2009 год – 1,65 нарушителей в расчете на одно выявленное антиконкурентное соглашение. Решение ключевых задач 2009 года Приоритетное направление работы ФАС России в 2009 году – неотвратимость наказания за нарушение антимонопольного законодательства Привлечено к административной ответственности

8 Впервые переданы на рассмотрение судов материалы 3 дел, по которым предлагается применить дисквалификацию в качестве административного наказания: –2 дела в Еврейском УФАС России; –1 дело в Нижегородском УФАС России. Решение ключевых задач 2009 года Новые практики (1)

9 Впервые переданы в правоохранительные органы материалы 6 дел для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в соответствии с новой редакцией ст. 178 УК РФ: –3 дела в Еврейском УФАС России; –2 дела в Ханты-Мансийском УФАС России; –1 дело в Воронежском УФАС России. Решение ключевых задач 2009 года Новые практики (2)

10 Ростовское – 6 случаев; Санкт-Петербургское – 5 случаев; Алтайское краевое – 2 случая; Иркутское – 2 случая; Липецкое – 2 случая; Ханты - Мансийское – 2 случая; Бурятское, Калининградское, Пермское, Свердловское, Татарстанское, Тывинское, Тюменское, Хабаровское, Челябинское, Якутское – по 1 случаю. Решение ключевых задач 2009 года Новые практики (3) Некоторым территориальным управления удалось выявить факты сговора на торгах:

ФЗ Исчерпывающие требования к оформлению заявок, перечень документов, определяющих правоспособность участника при подаче заявок 93-ФЗ Новая процедура для открытых аукционов в электронной форме 164-ФЗ Страхование ответственности исключено как вид обеспечения контракта при проведении электронных аукционов (дано право заказчику исключить страхование при обычных торгах). Новый вид обеспечения контракта – поручительство. 160-ФЗ Административная ответственность за нарушения законодательства о размещении заказов снижена, введены новые составы. 273-ФЗ Обязательность проведения открытых аукционов в электронной форме для всех заказчиков Распоряжение 1996-Р Установлен перечень товаров, работ и услуг, при размещении заказов на которые федеральные заказчики с 1 января 2010 обязаны проводить электронные аукционы Постановление 722 Установлен единый порядок оценки заявок на участие в конкурсе Решение ключевых задач 2009 года Развитие законодательства о госзакупках

12 Активное внедрение электронных аукционов Решение ключевых задач 2009 года Ограничение электронных площадок: 5 площадок; Бесплатное участие для всех, кроме победителя; Размещение информации в едином формате, с универсальной системой поиска; Административная ответственность электронных площадок. Регистрация на электронных площадках: В электронном виде; Единая система получения электронной цифровой подписи; Каждая ЭЦП действует на всех площадках; Исчерпывающий перечень оснований для отказа в аккредитации.

13 Решение ключевых задач 2009 года Подача заявок Принцип анонимности участия (раскрытие информации об участнике только после аукциона) «Бинарная» система рассмотрения заявок (участник может просто согласиться с требованиями заказчика, а не описывать полностью весь товар, работу или услугу) Проведение аукциона Короткий аукцион до 3 млн. руб.- 7 дней Шаг аукциона установлен в размере от 0.5-1% Заключение контракта В электронном виде Передача контракта при уклонении победителя до последнего участника Исключено страхование как вид обеспечения контракта. Активное внедрение электронных аукционов

14 Главный механизм реализации закона – возможность защиты предпринимателями своих прав всего за 5 рабочих дней! Обоснованными признаются более 50% жалоб. В 2009 году в судах выиграно 95% дел по госзакупкам. (в ЦА ФАС России) Решение ключевых задач 2009 года Контроль размещения госзаказов

15 Экономия бюджетных средств за счет процедур размещения госзаказа Ежегодное сокращение расходов бюджетных средств, млрд.руб. (за исключением муниципалитетов) Всего за три года экономия по всем бюджетам - более 500 млрд.руб. По результатам опроса – 74% предпринимателей поддерживают заложенную в 94- ФЗ новую экономическую идеологию. При общей сумме размещения госзаказа в стране более 4 трлн. руб., предполагаемая экономия при реализации II этапа реформы – не менее 1 трлн. рублей ежегодно (34 млрд. долл.США). Решение ключевых задач 2009 года

16 Постоянное представительство России при ЕС (справка) г.Брюссель, исх Сравнивая законодательство ЕС в сфере госзакупок с российскими подходами по законодательному регулированию в данной области, можно отметить, что директивами ЕС преследуются, в целом, те же цели, что и Федеральным законом от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ и обеспечивается весьма либеральный и прозрачный режим осуществления госзакупок. Обе законодательные системы предусматривают все необходимые механизмы, позволяющие размещать государственные и муниципальные заказы в электронной форме. Кроме того, российское законодательство имеет ряд уникальных преимуществ по сравнению с законодательством ЕС в плане перспектив развития площадок электронных торгов за счет отсутствия процедур предквалификациии участников, а также обеспечивает более высокий уровень антикоррупционной защиты. Решение ключевых задач 2009 года Система размещения госзаказов – оценка МИД России

заявления, 687 дел, 365 предписаний, 354 постановления о наложении штрафа на сумму рублей. Отменено 19 постановлений (5,37% принятых), 20 решений (3,8% принятых). Решение ключевых задач 2009 года Пресечение недобросовестной конкуренции

указаний на нарушение, 2765 заявлений, 4480 дел, 3003 предписания, 4034 постановления о наложении штрафа на сумму рублей. Отменено 96 постановлений (2,4% принятых), 19 решений (0,48% принятых). Решение ключевых задач 2009 года Контроль соблюдения рекламного законодательства

19 Достижение в 2009 году высоких количественных показателей, характеризующих деятельность антимонопольных органов, сопровождалось ухудшением ряда важных показателей качества работы. Решение ключевых задач 2009 года Предварительные расчеты показывают, что некоторые показатели доклада ФАС России о результатах и основных направлениях деятельности на период 2008 – 2015 не достигнуты

20 Решение ключевых задач 2009 года Доля исполненных постановлений о применении мер административной ответственности снизилась с 77% в 2008 году до 68% в 2009 году. Доля исполненных предписаний по фактам монополистической деятельности от числа выданных снизилась с 71,7% в 2008 году до 64,1% в 2009 году. Доля отмененных судом решений от числа обжалованных в суд решений по фактам недобросовестной конкуренции возросла с 14,7% в 2008 году до 15,3% в 2009 году. Доля исполненных субъектами естественных монополий предписаний от числа выданных снизилась с 83,6% в 2008 году до 75,1% в 2009 году. Сократилась доля устраненных нарушений антимонопольного законодательства от числа выявленных с 83,3% в 2008 году до 74,9% в 2009 году.

21 Привлечение к административной ответственности в 2009 году сопровождалось ухудшением качественных показателей: -доли исполненных постановлений о штрафе от числа выданных (в том числе с учетом отменных судом); -доли уплаченных штрафов от числа наложенных (как с учетом оборотных штрафов, так и без их учета). У ряда территориальных управлений ФАС России доля исполненных постановлений об административном штрафе за нарушение антимонопольного законодательства от числа выданных в 2009 году (с учетом отменных судом) ниже 30%: Калининградское, Ленинградское областное, Магаданское, Новгородское, Приморское, Санкт-Петербургское. Решение ключевых задач 2009 года

22 Снизилась доля отмененных судом постановлений об административной ответственности (от количества обжалованных) с 42,3% в 2008 году до 41,4% в 2009 году. Снизилась доля отменных судом решений по фактам антиконкурентных действий органов власти с 22,9% до 14,2%. Решение ключевых задач 2009 года В то же время, показатели, характеризующие эффективность защиты решений в суде, улучшились почти по всем направлениям деятельности: В целом по всем видам обжалованных в суд актов антимонопольных органов – доля решений, отмененных судом, от общего количества обжалованных в суд решений антимонопольных органов, сократилась с 18,6% до 15,5% в 2009 году.

23 Улучшение качества судебной работы, дальнейшее снижение удельного веса проигранных дел; Активизация работы по взысканию штрафов, усиление взаимодействия со службой судебных приставов и федеральным казначейством; Усиление контроля за исполнением предписаний; Особое внимание сложным и актуальным делам, требующим высокой квалификации в доказывании. Задачи 2010 года Основная задача 2010 года – достижение высоких качественных показателей в работе:

24 Задачи 2010 года Вводится дифференциация дел по различным категориям (распространяется на решения по делам и предписания), предпочтение отдается сложным и значимым делам с точки зрения защиты конкуренции. Снижается вес показателя нагрузки при определении рейтинга управления по конкретному показателю (оценочно –с 50% до 30%), соответственно, возрастает до 70% вес показателя эффективности (доля исполненных предписаний, взысканных штрафов, выигранных судебных дел по всем направлениям). Для достижения высоких качественных показателей в работе антимонопольных органов будет изменена система оценки:

25 Задачи 2010 года Предлагаемые коэффициенты «ценности» отдельных категорий дел при расчете рейтинга – Статья 10 установление, поддержание монопольной цены товара 1,5 изъятие товара из обращения 1,4 навязывание невыгодных условий договора 1,3 необоснованное сокращение или прекращение производства 1,4 необоснованный отказ от заключения договора 1 необоснованное установление различных цен на один товар 1 установление необоснованно высокой/низкой цены финансовой услуги1,5 создание дискриминационных условий 1,4 создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка 1,4 нарушение порядка ценообразования 1 иные действия (бездействия) 1

26 Задачи 2010 года Предлагаемые коэффициенты «ценности» отдельных категорий дел при расчете рейтинга – Статья 11 установление или поддержание цен, скидок, надбавок, наценок2,4 повышение, снижение или поддержание цен на торгах3 раздел товарного рынка2,4 необоснованный отказ от заключения договоров1,8 навязывание невыгодных условий договора1,8 необоснованное установление различных цен на один товар1,8 необоснованное сокращение или прекращение производства товара1,8 создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка1,8 установление условий членства в проф. и иных объединениях1,8 координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов1,8 иные соглашения или согласованные действия1,8

27 Задачи 2010 года Предлагаемые коэффициенты «ценности» отдельных категорий дел при расчете рейтинга – Статья 14 распространение ложных, неточных или искаженных сведений 1 введение потребителей в заблуждение 1 некорректное сравнение 1 продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности 1,1 незаконное получение, использование, разглашение информации, охраняемой законом 1 недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации 1,1 иные действия 1

28 Задачи 2010 года Предлагаемые коэффициенты «ценности» отдельных категорий дел при расчете рейтинга – Статья 15 ограничение на создание новых хозсубъектов, установление запретов на отдельные виды деятельности 1,4 необоснованное препятствование деятельности хозсубъектов 1 установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров 1,5 указания о приоритетной поставке товаров, заключении договоров 1 установление ограничений в выборе продавцов 1 наделение властных органов полномочиями, влекущими ограничение конкуренции 1,4 совмещение функций органов власти с функциями хозсубъекта 1,4 наделение хозсубъектов властными функциями 1,4

29 Задачи 2010 года Предлагаемые коэффициенты «ценности» отдельных категорий дел при расчете рейтинга – Статья 16 повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) 1,8 необоснованное установление различных цен на один товар 1,8 раздел товарного рынка 1,8 ограничение доступа на рынок, выхода с рынка 1,8 Статьи 17, 17.1, 18 – 1 Статьи – 1 Прочие статьи – 1

30 Однозначное определение запрещенных per se соглашений и согласованных действий; Установление фиксированного административного штрафа за злоупотребление доминирующим положением, не связанное с ограничением конкуренции; Исключение уголовной ответственности за согласованные действия; Задачи 2010 года В марте 2010 года в Правительство РФ должен быть внесен проект поправок в антимонопольное законодательство, направленных на:

31 Определение особенностей выявления запрещенных соглашений на торгах, а также специфики расчета соответствующего административного штрафа; Уточнение понятия запрещенной координации экономической деятельности; Исключение уведомительного контроля за соглашениями финансовых организаций; Определение порядка освобождения от ответственности за антиконкурентные соглашения; Определение порядка предоставления отсрочки и рассрочки уплаты в бюджет дохода, полученного в результате монополистической деятельности; Определение отдельных процессуальных особенностей возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Задачи 2010 года

32 Постановление Высшего Арбитражного Суда 30 от 30 июня 2008 года позволило улучшить качество судебной работы антимонопольных органов. Подготовлены и переданы на рассмотрение в ВАС РФ новые предложения по закреплению лучшей судебной практики в акте высшего органа судебной власти. Задачи 2010 года Усиление взаимодействия с судейским сообществом

33 Выполнение Программы развития конкуренции в Российской Федерации и плана мероприятий по её реализации, завершение разработки региональных программ развития конкуренции и обеспечение их исполнения. Задачи 2010 года

34 Сокращение нагрузки, связанной с проведением ТО ФАС России анализа и мониторинга стратегически и социально значимых товарных рынков, перераспределение ресурсов в пользу судебной работы и работы по привлечению к административной ответственности – пересмотр перечня рынков, подлежащих мониторингу и периодическому изучению. Задачи 2010 года

35 Разработка совместно с МВД России порядка взаимодействия антимонопольных и правоохранительных органов в целях выявления картельных соглашений. Задачи 2010 года

36 Продолжение реформы системы госзаказа Кроме того, планируется: Обязательное раскрытие информации в сети Интернет о торгах госкорпораций и естественных монополий; Короткая судебная процедура расторжения контракта; Единый федеральный сайт и реестр контрактов; Плата за подачу необоснованных жалоб; Регламентация определения начальной цены контракта. Ключевые направления: Повышение качества госконтрактов (фин.обеспечения); Переход на электронные аукционы; Создание мотивации у заказчика получать экономию. Задачи 2010 года

37 Внесение предложений по введению в России международного принципа исчерпания прав (изменения в Гражданский кодекс) для усиления конкуренции, в т.ч. между поставщиками товаров с одним товарным знаком; Усиление борьбы с предпринимателями, незаконно использующими Олимпийскую символику; Подготовка изменений в законодательство о рекламе –запрет использования слов в превосходной степени («первый», «лучший» и т.п.); Разрешение проблемы разного уровня звука рекламы и прерываемой ею телепередачи (возможно путём изменения закона «О рекламе»); Наработка практики применения норм о запрете передвижных рекламных конструкций. Задачи 2010 года Контроль рекламы и пресечение недобросовестной конкуренции

38 Проведение в мае 2010 года в Москве Всемирного рекламного конгресса; Участие в интеграционных процессах на пространстве СНГ; Проведение в июне 2010 года расширенного заседания Коллегии ФАС России в Суздале с приглашением представителей антимонопольных органов стран – членов СНГ, антимонопольных органов иных стран, представителей международных организаций и интеграционных образований. Задачи 2010 года

39 Регламентация и регулярное осуществление методического обеспечения деятельности антимонопольных органов; Подготовка плана оказания методической помощи с учетом предложений ТО ФАС России. Задачи 2010 года

40 Основание - Постановление Правительства РФ 1132 от 30 декабря 2009 года (вступило в силу 19 января 2010 г.) Начало функционирования федерального сайта – февраль- март 2010 года, общероссийского сайта – январь 2011 г. Следующий стратегический шаг - перевод торгов в электронную форму. Запуск общероссийского сайта TORGI.GOV.RU Сайт предназначен для размещения информации о торгах на право пользования/владения федеральным имуществом. Задачи 2010 года

41 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!