Народные традиции 1
2
Цель: приобщение детей к ценностям и традициям русской народной культуры. Задачи: -развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность; -знакомить с традиционными и обрядовыми праздниками (Рождество, Колядки, Пасха); - знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций; - развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками; - воспитывать нравственные качества личности (уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе). 3
Предполагаемый результат: - Применение народных традиций в повседневной жизни детей. - Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов. - Приобщение родителей к использованию традиций русской народной культуры в семейном воспитании. 4
Предварительная работа: - подбор методической и художественной литературы; совершенствование развивающей среды дошкольного образовательного учреждения на основе традиций русской народной культуры; разработка программы нравственного воспитания детей на основе традиций русской народной культуры; творческое использование традиций русской народной культуры в разнообразных формах воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста; взаимодействие педагогов с родителями по вопросам нравственного воспитания ребёнка на основе традиций русской народной культуры. 5
Этапы работы над проектом: подбор материала о народных традициях; разучивание русских народных подвижных игр: «Зеркало», «Охотник и зайцы», «Липкие пеньки», «Красочки»; театрализованная деятельность (ролевые игры, постановка сказок); изготовление масок к играм; чтение русских народных сказок: «Лисичка- сестричка и Волк», «Никита Кожемяка», «Жадная старуха», «Царевна-лягушка», «Крошечка- Хаврошечка», и другие; сценарии совместной деятельности: «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Щедрый вечер, добрый вечер», «Светлое Христово воскресение»; 6 Подготовительный этап:
Подготовительный этап экскурсии в мини – музей детского сада «Русская изба» для знакомства с бытом русского народа, беседы на темы: «По одёжке встречают», «Добрые слова», «Знакомство», «История о пряниках», «Рождество и Святки», «Наши предки- славяне», «Хлебосольство», «Пасха Христова» и другие; приобщение детей к устному народному творчеству; приобщение детей к декоративно- прикладное искусство (хохлома – рисуем ягодки, гжель – выполняем рисунки в голубом и белом цвете); знакомство с народными инструментами (ложки, дудочка и другие). 7
8 Основной этап: проведение мероприятий по программе воспитания детей на основе традиций русской народной культуры; постановка сказки «Репка»; применение фольклора во всех видах деятельности; праздники: «Осенняя ярмарка», «Масленница», «Щедрый вечер, добрый вечер», «Светлое Христово воскресение»; взаимодействие с родителями в проведении праздников, в организации совместных выставок, обмен опытом семей в создании и сохранении народных традиций.
Заключительный этап: Создание в группе уголка отдыха «Русская изба». 9 Создание мультимедийной презентации по теме проекта «Народные традиции».
ПРОГРАММА «Воспитание детей на традициях русской народной педагогики» ЦЕЛИ: приобщение детей к ценностям и традициям русской народной культуры; развитие нравственных качеств личности (уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе; развитие познавательных интересов, любознательности, наблюдательности. 10
Блоки программы : 11
«Народные праздники и традиции» «Осень перемен восемь», «Подходи, честной народ! Ярмарка к себе зовет!», «Покров – первое зазимье», «Синичкины именины», «Здравствуй зимушка – зима», «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю», «Спиридон- солнцеворот», «Пришла коляда – открывай ворота», «Едет Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая», «Без блина не масленица, без пирога не именинник», «Прощай, Масленица», «Онисим-овчарник», «Идёт Матушка–весна по полям–лесам одна», «Благовещенье птиц на волю отпущенье», «Велик день Пасха», «Не бывать на Руси весны без Егория»,«Белая береза русская береза!», «Прощай, Весна! Здравствуй, Лето красное!». 12
«Быт и уклад жизни русских людей» Задачи: - научить детей различать и использовать предметы быта в соответствии с их назначением; - воспитывать желание быть радушным и гостеприимным, заботливым хозяином. 13 «Бабушкин сундук» - Обогащение словарного запаса детей: сарафан, кокошник, лапти, русский наряд. «Умей в гости звать, умей и угощать» - Рассказ о традициях гостеприимства на Руси. Беседа о том, как в семье встречают гостей, поддерживается ли традиция гостеприимства
«Народные промыслы и декоративно–прикладное искусство». - формирование представления об особенностях росписи русской народной игрушки; - воспитание эмоционально–эстетических чувств и умений видеть прекрасное в окружающей жизни. 14 «Знакомство с народной игрушкой – матрёшкой». « «Украсим фартук для Матрешки» (рисование), «Узор для платка матрёшки» (рисование). «Играй гармонь», - Знакомство детей с русскими музыкальными инструментами трещотка, дудочка, свистулька, деревянные ложки, балалайка.
«Русский народный фольклор» Мероприятия: «На печи лежим, сказки слушаем», «Играем в забытые детские игры», «Мы кормушку смастерили»,, « Веселье и труд рядом живут» «Вся семья вместе, так и душа на месте». «На печи лежим, сказки слушаем», «Играем в забытые детские игры», «Мы кормушку смастерили», «Веселье и труд рядом живут», «К худой голове своего ума не добавишь», «Вся семья вместе, так и душа на месте»,. 15 Задачи: - формирование интереса к устному народному творчеству; - развитие желания и интереса слушать сказки, рассматривать иллюстрации; - формирование нравственных представлений у детей через содержание сказок.
«Защитники земли русской» Мероприятия: «Нет на свете ничего краше, чем Родина наша»,- Беседа о родном крае, о малой родине. Воспитание патриотизма, любви к отчему дому. «Нет милее дружка, чем родимая матушка» «Родина мать, умей за нее постоять»,- На примерах легенд показать мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки и др. «Про отцов и дедов помнить от века завещано. Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся».. 16 Задачи: - воспитывать любовь к Родине, к родному краю, семье; - воспитывать чувство гордости за героические поступки соотечественников.
Спасибо за внимание! 17