) ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПУТИ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ 19 - 20 января 2010 г., Хабаровск 21 - 22 января 2010 г., Южно-Сахалинск Современные модели.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД 2012 – 2015 гг. ПРОЕКТ.
Advertisements

ПУБЛИЧНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ «О бюджете городского округа Звездный городок Московской области на 2018 год и плановые 2019 и 2020 годы»
Современные технологии финансирования услуг в социальной сфере как инструменты повышения качества и результативности государственной и муниципальной социальной.
Отражение параметров дорожной карты в электронном мониторинге на сайтах и «Информика» Дошкольное образование.
Привлечение негосударственных и немуниципальных поставщиков к оказанию социальных услуг за счет бюджетных средств Фонд Институт экономики города Москва.
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
О результатах деятельности Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры в 2014 году Директор Департамента.
Привлечение НКО к оказанию услуг в социальной сфере за счет бюджетных средств: практические выгоды и проблемы Кирилл Чагин, консультант по социальной политике.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Главные цели и приоритеты политики на период до 2020 года.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ.
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений Региональный Фонд софинансирования социальных расходов.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
МЭСИ Ярославский филиал МЭСИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Погорелов В.В. аспирант Руководитель: Макарова М.В.
Снижение очередности в дошкольные образовательные организации в Забайкальском крае.
L/O/G/O Докладчик: Юрко Н.И. Педагогический совет
Министр образования и науки А.В. Дамдинов О развитии государственно- частного партнерства в сфере дошкольного образования.
Автор проекта Начальник департамента образования администрации города Перми, кандидат педагогических наук Гаджиева Людмила Анатольевна.
О работе Правительства Хабаровского края по выполнению Указов Президента РФ от 07 мая 2012 г. за 9 месяцев 2015 года.
Транксрипт:

) ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПУТИ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ января 2010 г., Хабаровск января 2010 г., Южно-Сахалинск Современные модели повышения доступности услуг в сфере дошкольного образования и содержания

) Институт экономики города БЫЧКОВ Дмитрий Геннадьевич, руководитель проекта, кандидат социологических наук Почтовый адрес: , Москва, ул. Тверская, 20/1 Телефон/факс: (495) , (495) Эл.почта: Интернет-сайт: Заказ изданий фонда:

) Доступность услуг по уходу за детьми и численность детского населения намного выше По «высокому» (благоприятному) и «среднему» прогнозу рост численности детей до 6 лет в ближайшие 10 лет будет намного выше, чем тот, который был в последнее время резко С середины 2020-х численность дошкольников начнет резко сокращаться Источник: Независимый институт социальной политики Институт демографии Высшей школы экономики ПРОБЛЕМА

) ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ учреждениями Охват дошкольными образовательными учреждениями детей в возрасте 1-6 лет Источник: Росстат 2009

) ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ И ТИП ПОСЕЛЕНИЯ: Хабаровский край МР – муниципальные районы; ГО – городские округа; ГП – городские поселения; СП – сельские поселения Источник: Росстат 2009

) ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ И ТИП ПОСЕЛЕНИЯ: Сахалинская область МР – муниципальные районы; ГО – городские округа; ГП – городские поселения; СП – сельские поселения Источник: Росстат 2009

) ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ И ТИП ПОСЕЛЕНИЯ Потребление услуг по уходу за детьми и их развитию домохозяйствами с детьми до 14 лет, %

) ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ И ТИП ПОСЕЛЕНИЯ Потребление услуг по уходу за детьми и их развитию домохозяйствами с детьми до 14 лет, %

) ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ И ВОЗРАСТ РЕБЕНКА Источник: Независимый институт социальной политики 2009 РИДМИЖ 2007 Потребляют услуги по уходу и развитию, предоставляемые образовательными организациями или профессионалами (преподавателями, нянями, тренерами) – 37% детей до 3-х лет Потребляют услуги по уходу и развитию, предоставляемые образовательными организациями или профессионалами (преподавателями, нянями, тренерами) – 81% домохозяйств, имеющих 2-х и более детей дошкольного возраста

) ДЕФИЦИТ МЕСТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОУ: подходы к решению Административный Рыночный Компенсационный

) ДЕФИЦИТ МЕСТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОУ: административный подход к решению Увеличение мощности сети муниципальных учреждений: –открытие новых ДОУ; –открытие дополнительных групп в действующих ДОУ; –открытие групп кратковременного пребывания в различных МУ; –организация «семейных детских садов» в МУ

) ДЕФИЦИТ МЕСТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОУ: рыночный подход к решению Муниципальный заказа на дошкольные образовательные услуги Целевая потребительская субсидия (пособие) на дошкольные образовательные услуги (или услуги по присмотру и уходу)

) ДЕФИЦИТ МЕСТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОУ: компенсационный подход к решению Предоставление компенсации в виде денежной выплаты родителям, чьи дети стоят в очереди в ДОУ

) ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДХОДОВ: от чего зависит? известные неизвестные затратныемалозатратные

) ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДХОДОВ: затратные малозатратные Полностью незатратных механизмов решить проблему дефицита мест – не существует

) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД: особенности, «за» и «против» 1.Открытие новых ДОУ хорошо известен, применяется на практике единовременное предоставление услуг большому числу потребителей соответствующая современным требованиям инфраструктура высокие капитальные затраты не позволяет гибко и оперативно реагировать на изменения в спросе

) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД: особенности, «за» и «против» 2. Создание дополнительных групп путем увеличения площадей ДОУ хорошо известен, применяется на практике менее затратный, чем строительство нового здания возможная необходимость временного снижения существующего объема услуг в связи с проведением строительных работ

) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД: особенности, «за» и «против» 3. Открытие новых ДОУ на базе зданий, возвращенных в сеть хорошо известен, применяется на практике позволяет избежать значительных расходов на строительство нового детского сада не является относительно малозатратным: затраты на реконструкцию и ремонт; затраты на выкуп здания возможно ущемление интересов других клиентских групп населения МО не достаточно гибкий и оперативный в реагировании на изменения спроса

) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД: особенности, «за» и «против» Предоставление услуг ДО на базе арендованных зданий бывших ведомственных ДОУ менее известен, реже применяется на практике позволяет избежать крупных единовременных расходов; позволяет получить здания, которые приспособлены к предоставлению дошкольных образовательных услуг; период запуска может быть относительно небольшим. наличие зданий бывших ведомственных детских садов; зависимость от желания собственника здания сдать в аренду на приемлемых условиях; не достаточно гибкий и оперативный в реагировании на изменения спроса

) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД: особенности, «за» и «против» Создание дополнительных групп путем оптимизации площадей ДОУ известен, широко применяется на практике сравнительно небольшие затраты; гибкий и оперативный в реагировании на изменения спроса может вызвать ухудшение условий предоставления услуг и недовольство родителей; «уплотнение групп», которое ведет к нарушению действующих санитарных правил и норм;

) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД: особенности, «за» и «против» Открытие групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в муниципальных учреждениях Достаточно известен, применяется на практике Для детей предшкольного возраста для подготовки к обучению в школе группы могут организовываться как в ДОУ (например, в выходные дни), так и в других МОУ; «лучше, чем совсем ничего» не может обеспечить родителю (как правило, матери) возможности работать полный рабочий день; родители не будут забирать своих детей из очереди.

) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД: особенности, «за» и «против» Организация семейных детских садов на базе ДОУ мало известен, применяется на практике семейный детсад является структурным подразделением (филиалом) ДОУ; оказания услуги происходит на дому по месту проживания ребенка; воспитателем является родитель ребенка; образовательные услуги могут оказываться на базе самого ДОУ; работа семейным воспитателем засчитывается в трудовой стаж родителя позволяет решать проблему нехватки мест в детских садах, неся только текущие затраты; сложность контроля за деятельностью семейных воспитателей; проблемы соблюдения на дому санитарных правил и норм, относящихся к ДОУ;

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: особенности, «за» и «против» позволяет муниципалитету организовывать предоставление услуги, не тратясь на создание собственной инфраструктуры для оказания услуг, а расходуя средства только на само оказание услуг оперативность и гибкость в реагировании на изменения в спросе на услуг необходим функционирующий и развитый рынок услуг – наличие наряду с МУ поставщиков услуг если нет конкуренции и рынок услуг монополизирован, то МСУ сложнее будет «сбивать цену», так как может возникнуть сговор поставщиков

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: оценка эффективности деятельности МСУ Указ Президента Российской Федерации о 28 апреля 2008 г. 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»: «Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг»

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: муниципальный заказ Практика применения –г. Пермь –г. Стрежевой Томской области –Тюменская область –г. Липецк –г. Ярославль

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: муниципальный заказ особенности заказа (в отличие от сметного содержания учреждений) –покупка услуг –предмет заказа – ТЗ параметры ожидаемые результаты (положительные изменения у целевой группы) максимальная стоимость оказания услуг –договорная основа отношений –возможность развития рынка услуг –мониторинг поставки услуг и оценка результативности и эффективности

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: муниципальный заказ Формирование задания

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: муниципальный заказ Стоимость услуг: размер родительской платы ДОУ ЗАКАЗ

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: муниципальный заказ Период оказания услуг –Бюджет: однолетний / трехлетний –Продолжительность оказания услуг Период, на который за РБС закреплены средства Объем заказа –размер очереди в ДОУ; –финансовые возможности заказчика – МО; – возможности поставщиков оказать требуемый объем услуг

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: муниципальный заказ Дизайн муниципального заказа –Размер лота: 1 лот = 100% очереди 1 лот = 1 группа (15-20 детей) 1 лот = 1 ребенок –Стоимость лота: Стоимость контракта на 1 ребенка = средние затраты бюджета на обслуживание 1 ребенка в ДОУ

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: целевые потребительские субсидии –почти неизвестен –практика применения: г. Арзамас Нижегородской области –финансовые средства бюджета направляются непосредственно потребителям: «деньги следуют за потребителем» –целевой характер субсидии

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: целевые потребительские субсидии Форма субсидии: –перевод средств субсидии на специальный банковский счет потребителя в виде условно-начисленных единиц –ваучер (сертификат, талон) установленного денежного номинала

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: целевые потребительские субсидии Преимущества ЦПС –Баланс целевого назначения субсидии и свободы потребительского выбора гражданина –Возможность контроля качества работы поставщиков со стороны распорядителя бюджетных средств –Расходование бюджетных средств только по факту оказания услуги потребителю –Развитие конкуренции между поставщиками и увеличение числа поставщиков –Прозрачность расходования бюджетных средств и снижение коррупционных рисков

) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: целевые потребительские субсидии Варианты применения ЦПС –услуги по присмотру и уходу за детьми младшего дошкольного возраста –услуги по присмотру и уходу + образовательные услуги для детей старшего школьного возраста

) КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ПОДХОД: особенности известен, применяется на практике денежныеденежные пособия родителям нецелеваякомпенсация = нецелевая потребительская субсидия применение: –Красноярский край –Самарская область –Костромская область –Ярославская область –Кемеровская область –Иркутская область –г. Пермь и Пермский край –Чукотский АО –Чувашская республика –Ханты-Мансийский АО –…

) КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ПОДХОД: цели и возможности РБС Кто будет иметь право на пособие и на каких условиях? –Уменьшение очереди как таковой ИЛИ снижение социальной напряженности среди «очередников»? –Предоставление пособия на каждого ребенка, не посещающего ДОУ, или только на «очередников»? –Будет ли иметь право на пособие семья, которая забирает ребенка из ДОУ? –Получатель пособия (родитель) может потратить деньги на все, что угодно? –До какого возраста выплачивать пособие?

) КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ПОДХОД: цели и возможности РБС Размер пособия –финансовые возможности РБС –справедливый размер пособия Сокращение расходов: –сужение категории(й) получателей –снижение размера пособия всем получателям

) КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ПОДХОД: «+» и «-» –даже «надёжные» родители могут потратить полученные деньги не на образование и воспитание ребенка –компенсация может никак не улучшать, а даже ухудшать значение «президентского» показателя: «Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг»

) ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕМУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ПОСТАВЩИКОВ Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, собирающихся заниматься оказанием услуг в сфере дошкольного образования Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, собирающихся заниматься оказанием услуг в сфере дошкольного образования Концессия

) ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕМУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ПОСТАВЩИКОВ: концессия Орган МСУ (концедент) передает заинтересованному лицу (концессионеру) право эксплуатации объекта, находящегося в муниципальной собственности, а концессионер берет на себя обязательства вложить средства в реконструкцию и ремонт данного объекта, использовать этот объект по назначению, указанному концедентом (оказывать на его базе услуги дошкольникам) и регулярно выплачивать концеденту концессионную плату.

) ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕМУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ПОСТАВЩИКОВ: концессия ФЗ «О концессионных соглашениях» дает возможность для бизнеса заметно сократить свои издержки по получению в распоряжение необходимого объекта инфраструктуры, а органу МСУ - получить дополнительного поставщика услуг право эксплуатации предоставляется на очень длительный срок (до нескольких десятков лет) концессионная плата устанавливается в размере, несравнимо меньшем арендной платы за данное имущество право собственности остается за МО выбор концессионера производится через конкурс