Формирование культуры речевого общения Казюлина Елена Владимировна, учитель русского языка, Пигузова Н., Урандина У., ученицы 7 класса © МОУ Трофимовская оош Даниловский район, 2009 год
Творческое название Слово – энергетическое оружие В борьбе идей позволительна резкость суждений, но недозволительна грубость выражений Г. В. Плеханов
Основополагающий вопрос Культура речи. Нужна ли она ? Проблемный вопрос Как создать положительную энергетику в школе?
Цели проекта Выяснить разные точки зрения учащихся школы на употребление нецензурных слов; Прививать навыки культуры речи; Способствовать созданию положительной энергетики школьного микроклимата.
Типология проекта: социальный, исследовательский Предметная область: русский язык Категория участников: 7 класс Длительность: среднесрочный
Аннотация Проект рассчитан на учеников 7 класса. Тема выбрана в связи с тем, что сформированность навыков культурного речевого общения у учащихся очень часто является недостаточной. Данный проект рассчитан на 1 месяц. В результате завершения проекта предусматривается проведение дискуссии по данной теме, создание словаря вежливых слов.
Этапы проекта Проектировочный: помощь в создании сценария проекта. Подготовительный: создание проблемной ситуации и глоссария. Практический : подбор материала. Контрольно-коррекционный: проверка материала. Заключительный: создание презентации.
Частные вопросыТемы исследований 1. Актуальна ли проблема употребления нецензурных слов в нашей школе? 1.1. Исследование «Как мы говорим» (глоссарий по теме, анкета, патруль «Кто создает в школе негативную энергетику?»)глоссарий анкетапатруль 2.Как научиться говорить вежливо? 2.1. Проведение дискуссии по теме «Слово тоже поступок. Больше положительных поступков!» 2.2. Выпуск «Словаря вежливых слов» (буклет)буклет 2.3. Выпуск стенгазеты «Известные писатели о русском языке»стенгазеты 2.4. Подбор стихов, пословиц, кроссвордов на тему «Ежели вы вежливы» (примеры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) )
Патруль «Кто создает в школе негативную энергетику» Начальные классы Афонин Станислав Кудрявцев Андрей Чугунов Алексей 5 класс Кабиров Раим Гурьянов Никита Ушанов Вячеслав 6 класс Козанков Александр Иванова Татьяна Кудрявцев Владимир 7 класс Емельянов Сергей Лисицин Максим Петровский Сергей Комаров Евгений Богомолов Илья 8 класс Смирнов Алексей Кочетков Александр 9 класс Козанков Валентин Лялин Анатолий Михайлов Александр
Анкета «Как мы говорим» (результаты)результаты 1.Используете ли вы в своей речи нецензурные выражения? Для ответивших «да» 2.Часто ли вы это делаете? 3.Произносите ли вы матерные слова при взрослых людях? 4.Почему вы используете в речи мат? Это модно Чтобы казаться более взрослым Чтобы не посчитали чужим в кругу друзей Выплеснуть эмоции Что-то другое
Результаты анкеты Общие результаты по школеОбщие Результаты по полу анкетируемых (девочки)полу Результаты по полу анкетируемых (мальчики)мальчики
Общие результаты по школе 1.Используете ли вы в своей речи нецензурные выражения? Да 15, нет 6. Для ответивших «да» 2.Часто ли вы это делаете? Да 2, иногда 8, нет 5 3.Произносите ли вы матерные слова при взрослых людях? Да 0, нет Почему вы используете в речи мат? Это модно 3 Чтобы казаться более взрослым 0 Чтобы не посчитали чужим в кругу друзей 2 Выплеснуть эмоции 3 Что-то другое 8
Результаты по полу анкетируемых (мальчики) 1.Используете ли вы в своей речи нецензурные выражения? Да 7, нет 4. Для ответивших «да» 2.Часто ли вы это делаете? Да 1, иногда 4, нет 2 3.Произносите ли вы матерные слова при взрослых людях? Да 0, нет 7. 4.Почему вы используете в речи мат? Это модно 1 Чтобы казаться более взрослым 0 Чтобы не посчитали чужим в кругу друзей 1 Выплеснуть эмоции 1 Что-то другое 4
Результаты по полу анкетируемых (девочки) 1.Используете ли вы в своей речи нецензурные выражения? Да 8, нет 2. Для ответивших «да» 2.Часто ли вы это делаете? Да 0, иногда 3, нет 5 3.Произносите ли вы матерные слова при взрослых людях? Да 0, нет 8. 4.Почему вы используете в речи мат? Это модно 3 Чтобы казаться более взрослым 0 Чтобы не посчитали чужим в кругу друзей 1 Выплеснуть эмоции 2 Что-то другое 4
глоссарий Толковый словарьТолковый Этимологический словарьЭтимологический
Толковый словарь Проект Социальный Сквернословие Негативный Гармоничный Микроклимат Энергетика
Этимологический словарь Брань Балбес Сволочь Стерва Подонок Кретин Лох Шваль
Шваль - Зимой 1812 года по снежному полю бродили одинокие, оборванные, голодные солдаты разбитой армии Наполеона. Кругом лежали трупы лошадей. Французы, показывая на них, кричали: «Шеваль!» (cheval - лошадь). Простые крестьяне, естественно, не знали, что это слово обозначает, но догадались, что, видимо, нечто ненужное, падаль. Так в простонародный язык вновь попало это иностранное слово. Так как крестьяне не всегда могли обеспечить "гуманитарную помощь" бывшим оккупантам, те нередко включали в свой рацион конину, в том числе и павшую. Однако русские, не видевшие в поедании лошадей особого рыцарства, окрестили жалких французиков словечком "шваль", в смысле "отрепье".
Лох - Это весьма популярное ныне словечко [лох "> два века назад было в ходу только у жителей русского севера и называли им не людей, а… рыбу. Наверное, многие слышали, как мужественно и упорно идет к месту нереста знаменитый лосось (или так его еще называют семга). Поднимаясь против течения, он преодолевает даже крутые каменистые пороги. Понятно, что добравшись и отнерестившись рыба теряет последние силы (как говорили "облоховивается") и израненная буквально сносится вниз по течению. А там ее, естественно, ждут хитрые рыбаки и берут, как говорится, голыми руками.
Проект - Разработанный план сооружения, устройства чего-либо. Предварительный текст какого- либо документа. Замысел, план.
Социальный - Общественный, относящийся к жизни людей, их отношениям в обществе.
Сквернословие - Речь, наполненная скверными, непристойными словами. (С. И. Ожегов) Скверна, мерзость, мертвечина, гадость, все гнусное, противное, отвратительное, грязь и гниль, тление, нравственное растление, все богопротивное( В. И. Даль)
Негативный - Кто-то или что-то, вызывающее отрицательные эмоции
Гармоничный - Благозвучный, стройный по звучанию; Исполненный гармонии, стройности в сочетании чего-либо.
Микроклимат - Особенности климата в нижнем приземном слое воздуха, обусловленные особенностями местности; Обстановка, взаимоотношения людей в небольшом коллективе, в семье.
Энергетика - Характер присущей человеку жизненной энергии, отражающейся в поведении, душевном состоянии, отношениях с другими людьми.
Брань - Полторы тысячи лет назад гунны принесли на Русь искусство выплавлять железо. Тогда и возникло слово «бронь» - доспехи. От него образовалось слово «брань» - сражение. Возникло и слово «брань» для обозначения выражений, которые употреблялись на поле брани. Они служили вызовом, выражением презрения к противнику. Употреблять их в повседневной жизни считалось грехом. Этих слов было мало, в основном они заимствованные. (в современном разговорном языке существует около 5 тысяч ругательств)
Балбес - Образовалось оно из двух слов: Баал и бес. Баал (Ваал) – это древнее языческое божество, которое изображалось с голово быка и телом человека. Христианство боролось с этим образом, превратив его в дьявола с рогами. Близкими по значению словами являются слова балда, болван, дьявол, Воланд)
Сволочь - «Сволочати» - по-древнерусски то же самое, что и «сволакивать». Поэтому сволочью первоначально называли всяческий мусор, который сгребали в кучу. Это значение (среди прочих) сохранено и у Даля: «Сволочь - все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни». Со временем этим словом стали определять ЛЮБУЮ толпу, собравшуюся в одном месте. И уж потом им стали именовать всяческий презренный люд - алкашей, воришек, бродяг и прочие асоциальные элементы.
Подонок - «подонками» называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком. А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово «подонки» перешло на них. Возможно также, что немалую роль сыграло здесь и выражение «подонки общества», то есть, люди опустившиеся, находящиеся «на дне».
Стерва - каждый, открывший словарь Даля, может прочесть, что под стервой подразумевается« дохлая, палая скотина", то есть, проще говоря падаль, гниющее мясо.
Кретин - Если бы мы перенеслись где-то веков на пять-шесть назад в горный район французских Альп и обратились к тамошним жителям: "Привет, кретины!", никто бы вас в пропасть за это не скинул. А чего обижаться на местном диалекте слово cretin вполне благопристойное и переводится как… христианин" (от искаженного франц. chretien). Так было до тех пор, пока не стали замечать, что среди альпийских кретинов частенько встречаются люди умственно отсталые с характерным зобом на шее. Позже выяснилось, что в горной местности в воде частенько наблюдается недостаток йода, в результате чего нарушается деятельность щитовидной железы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Когда врачи стали описывать это заболевание, то решили не изобретать ничего нового, и воспользовались диалектным словом "кретин", чрезвычайно редко употреблявшимся. Так альпийские "христиане" стали "слабоумными".
Состав УМК Визитка проекта Дидактические материалы Примеры работ учащихся Информационные ресурсы
Курушина Т. А. Русский язык. Интеллектуальный марафон. – Волгоград: Учитель, с. Ожегов С. Н. Толковый словарь.