Формирование культуры речевого общения Казюлина Елена Владимировна, учитель русского языка, Пигузова Н., Урандина У., ученицы 7 класса © МОУ Трофимовская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СКАЖИ МНЕ, КАК ТЕБЯ ЗОВУТ… 5 «А» класс 5 «А» класс.
Advertisements

Театр - здесь искусства в едино сплелись. Театр - здесь мечта и реальность слились. Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь. И чудо рождается здесь. Владимир.
БОРЬБА РУСИ за НЕЗАВИСИСМОСТЬ в 13 ВЕКЕ Наумова Таисия Андреевна учитель истории Prezentacii.com.
«Искусство ведения спора» «Искусство ведения спора» Табакова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы.
Фокина Ольга Степановна, учитель биологии © ИРО ГОД © МОУ средняя общеобразовательная школа имени Н.А.Некрасова.
Графики вокруг нас Авторы: Короткова Ольга Модестовна- учитель математики, учитель математики, Ефремова Ольга Семёновна- Ефремова Ольга Семёновна- учитель.
Изготовление шашечной доски Морев Андрей Валентинович Учитель технологии, физкультуры, тренер по шашкам. © МОУ Горкинская ООШ, 2007 © ИРО ЯО, 2007.
Конфликтные ситуации АВТОР-Алтунина Ю.В.. Творческое название.
Сквернословие: «невинная привычка» или смертный грех ?
Автор:АлтунинаЮ.В. Школа-интернат6 г. Ярославль..
Классный час ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ Социальный педагог ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 5» г. Сосногорска Селиванова.
О терпеливый наш язык! Авторы: Мандрикова Лера, Яковлева Юля, ученицы 6 «А» класса. Руководитель: Галкина С.Е., учитель русского языка. МОУ Семибратовская.
Сокращение употребления бранных слов учащимися нашей школы.
«Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец.
Внеклассное мероприятие. Цели: Привитие любви к родному языку; Привитие любви к родному языку; воспитание бережного отношения к русскому слову; воспитание.
Алтунина Юлия Владимировна Школа-интернат6 © ГОУ ЯО ИРО, 2008.
Авторы: Соловьёва Г. А. – учитель начальных классов. Ширманова С. И. – учитель начальных классов. © ИРО, г. Ярославль, 2007 г. ©МОУ Бурмакинская СОШ 1,
Тема: Практические приложения подобия треугольников. Творческое название: Определение высоты предмета. Автор: Кискина Н.П. учитель математики МОУ «Талдинская.
О вреде сквернословия Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота,
Свой прежний блеск утратили цветы, Но сохранили душу красоты. У. Шекспир В мире растений Выполнили: МОУ сош им. Карла Маркса п. Кр. Профинтерн, Некрасовского.
Транксрипт:

Формирование культуры речевого общения Казюлина Елена Владимировна, учитель русского языка, Пигузова Н., Урандина У., ученицы 7 класса © МОУ Трофимовская оош Даниловский район, 2009 год

Творческое название Слово – энергетическое оружие В борьбе идей позволительна резкость суждений, но недозволительна грубость выражений Г. В. Плеханов

Основополагающий вопрос Культура речи. Нужна ли она ? Проблемный вопрос Как создать положительную энергетику в школе?

Цели проекта Выяснить разные точки зрения учащихся школы на употребление нецензурных слов; Прививать навыки культуры речи; Способствовать созданию положительной энергетики школьного микроклимата.

Типология проекта: социальный, исследовательский Предметная область: русский язык Категория участников: 7 класс Длительность: среднесрочный

Аннотация Проект рассчитан на учеников 7 класса. Тема выбрана в связи с тем, что сформированность навыков культурного речевого общения у учащихся очень часто является недостаточной. Данный проект рассчитан на 1 месяц. В результате завершения проекта предусматривается проведение дискуссии по данной теме, создание словаря вежливых слов.

Этапы проекта Проектировочный: помощь в создании сценария проекта. Подготовительный: создание проблемной ситуации и глоссария. Практический : подбор материала. Контрольно-коррекционный: проверка материала. Заключительный: создание презентации.

Частные вопросыТемы исследований 1. Актуальна ли проблема употребления нецензурных слов в нашей школе? 1.1. Исследование «Как мы говорим» (глоссарий по теме, анкета, патруль «Кто создает в школе негативную энергетику?»)глоссарий анкетапатруль 2.Как научиться говорить вежливо? 2.1. Проведение дискуссии по теме «Слово тоже поступок. Больше положительных поступков!» 2.2. Выпуск «Словаря вежливых слов» (буклет)буклет 2.3. Выпуск стенгазеты «Известные писатели о русском языке»стенгазеты 2.4. Подбор стихов, пословиц, кроссвордов на тему «Ежели вы вежливы» (примеры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) )

Патруль «Кто создает в школе негативную энергетику» Начальные классы Афонин Станислав Кудрявцев Андрей Чугунов Алексей 5 класс Кабиров Раим Гурьянов Никита Ушанов Вячеслав 6 класс Козанков Александр Иванова Татьяна Кудрявцев Владимир 7 класс Емельянов Сергей Лисицин Максим Петровский Сергей Комаров Евгений Богомолов Илья 8 класс Смирнов Алексей Кочетков Александр 9 класс Козанков Валентин Лялин Анатолий Михайлов Александр

Анкета «Как мы говорим» (результаты)результаты 1.Используете ли вы в своей речи нецензурные выражения? Для ответивших «да» 2.Часто ли вы это делаете? 3.Произносите ли вы матерные слова при взрослых людях? 4.Почему вы используете в речи мат? Это модно Чтобы казаться более взрослым Чтобы не посчитали чужим в кругу друзей Выплеснуть эмоции Что-то другое

Результаты анкеты Общие результаты по школеОбщие Результаты по полу анкетируемых (девочки)полу Результаты по полу анкетируемых (мальчики)мальчики

Общие результаты по школе 1.Используете ли вы в своей речи нецензурные выражения? Да 15, нет 6. Для ответивших «да» 2.Часто ли вы это делаете? Да 2, иногда 8, нет 5 3.Произносите ли вы матерные слова при взрослых людях? Да 0, нет Почему вы используете в речи мат? Это модно 3 Чтобы казаться более взрослым 0 Чтобы не посчитали чужим в кругу друзей 2 Выплеснуть эмоции 3 Что-то другое 8

Результаты по полу анкетируемых (мальчики) 1.Используете ли вы в своей речи нецензурные выражения? Да 7, нет 4. Для ответивших «да» 2.Часто ли вы это делаете? Да 1, иногда 4, нет 2 3.Произносите ли вы матерные слова при взрослых людях? Да 0, нет 7. 4.Почему вы используете в речи мат? Это модно 1 Чтобы казаться более взрослым 0 Чтобы не посчитали чужим в кругу друзей 1 Выплеснуть эмоции 1 Что-то другое 4

Результаты по полу анкетируемых (девочки) 1.Используете ли вы в своей речи нецензурные выражения? Да 8, нет 2. Для ответивших «да» 2.Часто ли вы это делаете? Да 0, иногда 3, нет 5 3.Произносите ли вы матерные слова при взрослых людях? Да 0, нет 8. 4.Почему вы используете в речи мат? Это модно 3 Чтобы казаться более взрослым 0 Чтобы не посчитали чужим в кругу друзей 1 Выплеснуть эмоции 2 Что-то другое 4

глоссарий Толковый словарьТолковый Этимологический словарьЭтимологический

Толковый словарь Проект Социальный Сквернословие Негативный Гармоничный Микроклимат Энергетика

Этимологический словарь Брань Балбес Сволочь Стерва Подонок Кретин Лох Шваль

Шваль - Зимой 1812 года по снежному полю бродили одинокие, оборванные, голодные солдаты разбитой армии Наполеона. Кругом лежали трупы лошадей. Французы, показывая на них, кричали: «Шеваль!» (cheval - лошадь). Простые крестьяне, естественно, не знали, что это слово обозначает, но догадались, что, видимо, нечто ненужное, падаль. Так в простонародный язык вновь попало это иностранное слово. Так как крестьяне не всегда могли обеспечить "гуманитарную помощь" бывшим оккупантам, те нередко включали в свой рацион конину, в том числе и павшую. Однако русские, не видевшие в поедании лошадей особого рыцарства, окрестили жалких французиков словечком "шваль", в смысле "отрепье".

Лох - Это весьма популярное ныне словечко [лох "> два века назад было в ходу только у жителей русского севера и называли им не людей, а… рыбу. Наверное, многие слышали, как мужественно и упорно идет к месту нереста знаменитый лосось (или так его еще называют семга). Поднимаясь против течения, он преодолевает даже крутые каменистые пороги. Понятно, что добравшись и отнерестившись рыба теряет последние силы (как говорили "облоховивается") и израненная буквально сносится вниз по течению. А там ее, естественно, ждут хитрые рыбаки и берут, как говорится, голыми руками.

Проект - Разработанный план сооружения, устройства чего-либо. Предварительный текст какого- либо документа. Замысел, план.

Социальный - Общественный, относящийся к жизни людей, их отношениям в обществе.

Сквернословие - Речь, наполненная скверными, непристойными словами. (С. И. Ожегов) Скверна, мерзость, мертвечина, гадость, все гнусное, противное, отвратительное, грязь и гниль, тление, нравственное растление, все богопротивное( В. И. Даль)

Негативный - Кто-то или что-то, вызывающее отрицательные эмоции

Гармоничный - Благозвучный, стройный по звучанию; Исполненный гармонии, стройности в сочетании чего-либо.

Микроклимат - Особенности климата в нижнем приземном слое воздуха, обусловленные особенностями местности; Обстановка, взаимоотношения людей в небольшом коллективе, в семье.

Энергетика - Характер присущей человеку жизненной энергии, отражающейся в поведении, душевном состоянии, отношениях с другими людьми.

Брань - Полторы тысячи лет назад гунны принесли на Русь искусство выплавлять железо. Тогда и возникло слово «бронь» - доспехи. От него образовалось слово «брань» - сражение. Возникло и слово «брань» для обозначения выражений, которые употреблялись на поле брани. Они служили вызовом, выражением презрения к противнику. Употреблять их в повседневной жизни считалось грехом. Этих слов было мало, в основном они заимствованные. (в современном разговорном языке существует около 5 тысяч ругательств)

Балбес - Образовалось оно из двух слов: Баал и бес. Баал (Ваал) – это древнее языческое божество, которое изображалось с голово быка и телом человека. Христианство боролось с этим образом, превратив его в дьявола с рогами. Близкими по значению словами являются слова балда, болван, дьявол, Воланд)

Сволочь - «Сволочати» - по-древнерусски то же самое, что и «сволакивать». Поэтому сволочью первоначально называли всяческий мусор, который сгребали в кучу. Это значение (среди прочих) сохранено и у Даля: «Сволочь - все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни». Со временем этим словом стали определять ЛЮБУЮ толпу, собравшуюся в одном месте. И уж потом им стали именовать всяческий презренный люд - алкашей, воришек, бродяг и прочие асоциальные элементы.

Подонок - «подонками» называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком. А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово «подонки» перешло на них. Возможно также, что немалую роль сыграло здесь и выражение «подонки общества», то есть, люди опустившиеся, находящиеся «на дне».

Стерва - каждый, открывший словарь Даля, может прочесть, что под стервой подразумевается« дохлая, палая скотина", то есть, проще говоря падаль, гниющее мясо.

Кретин - Если бы мы перенеслись где-то веков на пять-шесть назад в горный район французских Альп и обратились к тамошним жителям: "Привет, кретины!", никто бы вас в пропасть за это не скинул. А чего обижаться на местном диалекте слово cretin вполне благопристойное и переводится как… христианин" (от искаженного франц. chretien). Так было до тех пор, пока не стали замечать, что среди альпийских кретинов частенько встречаются люди умственно отсталые с характерным зобом на шее. Позже выяснилось, что в горной местности в воде частенько наблюдается недостаток йода, в результате чего нарушается деятельность щитовидной железы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Когда врачи стали описывать это заболевание, то решили не изобретать ничего нового, и воспользовались диалектным словом "кретин", чрезвычайно редко употреблявшимся. Так альпийские "христиане" стали "слабоумными".

Состав УМК Визитка проекта Дидактические материалы Примеры работ учащихся Информационные ресурсы

Курушина Т. А. Русский язык. Интеллектуальный марафон. – Волгоград: Учитель, с. Ожегов С. Н. Толковый словарь.