10 февраля 2011 г. Инвестиции в человеческий капитал: эффект культурной преемственности vs эффекта дохода Для конференции «Сабуровские чтения – 2011» Ястребов Гордей Александрович мл. научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
10 февраля 2011 г. Характер культурного потребления представителей малообеспеченных групп населения в зависимости от образования родителей (в %) Доля Малообеспеченные, образование респондента и хотя бы одного из родителей выше незак. высшего Все малообеспе- ченные Вся выборка посещающих музеи, выставки68,827,835,4 посещающих библиотеки56,027,529,4 посещающих театры, концерты классической, джазовой музыки 65,630,938,6 регулярно читающих научную, художественную литературу 88,061,165,5 посещающих занятия для получения дополнительного образования 20,08,112,3 владеющих персональным компьютером 49,627,236,8 Численность выборки (N)
10 февраля 2011 г. Гипотезы исследования H1Выбор в пользу качественного образования детей в значительной степени связан с культурным и образовательным статусом предшествующих поколений, причем для значительной части населения этот эффект «вытесняет» эффект материального положения Н2Характер культурного потребления в российских семьях (интенсивность инвестирования в их собственный культурный и человеческий капитал) в большей мере зависит от образовательного статуса их членов, чем от уровня материального положения семей
10 февраля 2011 г. Общий вид модели Для проверки трех гипотез используется вероятностная модель следующего вида: P = f (INC R, EDU R, EDU P ) где: INC R – фактический доход на члена семьи респондента в месяц EDU R = 1, если респондент и/или его партнер(ша) имеют законченное высшее образование EDU P = 1, если хотя бы один из родителей респондента имеет законченное высшее образование
10 февраля 2011 г. Зависимые переменные Н1EDU C = 1, если старший ребенок в семье имеет или получает высшее образование, а также, если дети респондента обучаются в лицее/гимназии или школе с углубленным изучением отдельных предметов; Н2 CUL = 1, если респондент не менее одного раза в год посещает музеи, театры и т.д.;
10 февраля 2011 г. Модель 1 P (EDU C = 1 | INC, EDU R, EDU P ) Показатели качества модели: Cox & Snells R 2 = 0,130; Nagelkerkes R 2 = 0,176; Hosmer & Lemoshows χ 2 = 11,080 (0,197); % корректно объясняемых моделью наблюдений – 67,8% ПеременныеBS.E.WaldDfSig.Exp(B) INC,000 29,0911,0001,000 EDU R 1,058,13660,6531,0002,881 EDU P,432,1676,6731,0101,541 Константа-1,498,125144,1651,000,223
10 февраля 2011 г. Графики функции шансов на получение качественного образования в зависимости от экономического и социокультурного статуса родительской семьи 0 0,2 0,4 0,6 0, доход на члена семьи (руб.) вероятность получения качественного образования EDUR=1, EDUP=1EDUR=1, EDUP=0EDUR=0, EDUP=0 INC > руб. 4,5% выборки
10 февраля 2011 г. Модель 2 P (CUL = 1 | INC, EDU R, EDU P ) Показатели качества модели: Cox & Snells R 2 = 0,205; Nagelkerkes R 2 = 0,274; Hosmer & Lemoshows χ 2 = 10,118 (0,257); % корректно объясняемых моделью наблюдений – 71,2% ПеременныеBS.E.WaldDfSig.Exp(B) INC,000 39,6141,0001,000 EDU R 1,407,118143,3361,0004,083 EDU P,726,14126,3101,0002,066 Константа-1,382,109159,5511,000,251
10 февраля 2011 г. Интенсивность культурного потребления (CUL) в зависимости от экономического и социокультурного статуса родительской семьи 0 0,2 0,4 0,6 0, доход на члена семьи (руб.) интенсивность (вероятность) посещения музеев, театров и т.д. EDUR=1, EDUP=1EDUR=1, EDUP=0EDUR=0, EDUP=0 INC > руб. 3,7% выборки
Резюме Стрежневым элементом образовательных стратегий современных российских семей является ориентация на воспроизводство образовательного статуса родителей у детей вне зависимости от уровня их материальной обеспеченности Характер культурного потребления в значительной степени детерминирован уровнем образования, что проявляется в соответствующем смещении структуры этого потребления в сторону культурно- информационных продуктов и услуг в мало и среднеобеспеченных семьях 10 февраля 2011 г.
Актуальные вопросы Не является ли сохранение специфических стереотипов препятствием для модернизации системы образования? Отказ от преемственности в стратегиях накопления культурного капитала – необходимое условие эффективных социально-экономических преобразований в России? Создает ли массовая ориентация на получение высшего образования дополнительную нагрузку на экономику, стимулируя развитие образовательной системы независимо от реальных потребностей? 10 февраля 2011 г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 10 февраля 2011 г.