Для заместителей директоров школ. Профильное и предпрофильное обучение. Слайд 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О комплектовании профильных 10-х классов Из опыта работы СОШ 31 г.Якутска.
Advertisements

Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Организации предпрофильной подготовки девятиклассников (теория)
Основные этапы, аспекты и проблемы подготовки перехода на профильное обучение в старшей школе А.А. Пинский Рамочный доклад на семинаре ГУ-ВШЭ 9 июня 2004.
создание оптимальных условий для перехода на профильное обучение.
Суть и основные задачи реализации концепции профильного обучения в старшей школе А.А. Пинский Рамочный доклад.
Часы школьного компонента 1. Увеличение часов базового компонента -Курс окружающий мир 2 класс – по часу в неделю - Часы математики в 3а, в 4в кл. – по.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 8 г. Сочи учебный год.
Выполнила Гаврилова Татьяна Сергеевна школа 47 имени Д.С. Лихачева Санкт -Петербург 2005 год.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Педагогический совет Тема: «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки»
Уровневая и профильная дифференциация Различия в применении уровневой и профильной дифференциации; нормативная и концептуальная база профильного обучения;
Профильная школа. Проблемы и пути их решения.. Проблемы Перегрузка расписания в профильных и предпрофильных классах. Перегрузка расписания в профильных.
МОУ СОШ 29 г. Пятигорск. Цели профильного обучения.
ОРГАНІЗАЦІЯПРОФІЛЬНОГО НАВЧАННЯ І ДОПРОФИЛЬНОЇ ПІДГОТОВКИ В СИСТЕМІ ЗАГАЛЬНОЇ СЕРЕДНЬОЇ ОСВІТИ р.
Районный семинар руководителей ОУ МОУ – СОШ 4 г. Петровска Саратовской области 14 апреля 2009 г.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МОУ ГИМНАЗИЯ 8 8 г. Волгограда.
Нелинейное расписание, как средство индивидуальной траектории развития подростка.
Модель проведения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Транксрипт:

Для заместителей директоров школ. Профильное и предпрофильное обучение. Слайд 1

Информационное общество Внедрение информационных технологий в повседневную жизнь Увеличение объема и скорости передачи информации Постоянно изменяющаяся структура общества Высокая мобильность человека Уровень правовой культуры Рыночные отношения Демографическая ситуация Факторы, влияющие на профильное обучение. Слайд 2

Высокая мобильность Глубокое знание своего предмета и смежных дисциплин Умение выстраивать межпредметные связи Владение и применение новых педагогических технологий Толерантность в общении Знание основ современного общества Постоянное повышение уровня собственных знаний Основные качества современного учителя Слайд 3

Учет интересов и способностей учеников Дифференциация содержания образования Глубина изучаемых предметов Преемственность между основной школой и Вузами Развитие практических навыков для успешной социализации о обществе Основные задачи профильного обучения Слайд 4

Профильное обучение: квинтэссенция «Обеспечение реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся» Профильное обучение - средство индивидуализации обучения на старшей ступени школы Слайд 5

Индивидуализация обучения Снятие фронтальной классно-урочной системы деиндивидуализированного обучения Новая модель (парадигма) школы Институциональная трансформация Основа школы постиндустриального информационного общества Слайд 6

Чем НЕ ЯВЛЯЕТСЯ профильное обучение Профессиональным (производственным) обучением Мотивом закрытия лицеев и гимназий Элитным образованием для 5-10% детей Полным заменителем универсального (непрофильного) обучения Слайд 7

Работа с основными концептуальными документами Анализ педагогического потенциала школы - Педагогические кадры - Методическое обеспечение школы - Материально- техническое обеспечение Выстраивание модели внутришкольной профилизации Изучение образовательных запросов детей и родителей школы ( 8 класс) Анкетирование, собеседование Разработка основных направлений по предпрофильной подготовке Слайд 8

Психологическая помощь ученикам в ситуации «Сделай свой выбор» Информация о путях продолжения образования Ознакомление с профессиональными областями Профориентация и профпригодность Знакомство с рынком профессий Психология устройства на работу Работа с учителями, учениками и родителями Слайд 9

Психологическое сопровождение работы классных руководителей и психологов в профессиональном выборе учащихся Содержание работыХарактеристика методики 1. Диагностика способностей школьникаВыявляет способности ученика 2. Определение направленности личностиОпределяет направленность личности по трем аспектам: на себя, на дело или на общество 3. Опросник для определения творческих способностейОпределяет наличие творческих способностей и их развитие 4. Тест АмтхауераДиагностика направленности мышления. Выявляет преобладающий тип: математический, гуманитарный или пространственный образ мышления 5. Дифференциально-диагностический опросник КлимоваДиагностика профессиональной направленности личности. Определяет желательную сферу деятельности: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек- знаковая система, человек-искусство 6. Шкала поиска ощущений (М. Цукерман)Показывает, насколько ученик нуждается в новых эмоциональных ощущениях, насколько часто ему требуется смена деятельности 7. Карта интересов ГолмштокаВыявляет круг интересов учащихся и предлагает тематику и направленность будущей деятельности 8. Диагностика "Ваш творческий потенциал"Определяет творческий потенциал, способность к самостоятельности и творчеству 9. Методика Кейрси для оценки типа темперамента (с профориентационной направленностью) Определение типа темперамента и подбор соответствующих ему специальностей 10. Методика для определения интелектуальной лабильности Рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности 11. Школьный тест умственного развития (ШТУР)Выявляет уровень интеллектуального развития и определяет направленность умственных способностей 12. Методика определения типа личности и его профессиональной направленности. Тест Голланда Соотношение личностных качеств с профессионально-необходимыми качествами личности. 13. Методика определения уровня тревожности. Тест Шммишека Определяет уровень тревожности, т.е. страха перед чем-либо в процессе общения или деятельности 14. PROFIПредлагает перечень профессий, соответствующих ученику 15. Методика "Потребность в достижении"Насколько у ученика имеется потребность в достижении социальной значимости, личного благополучия. Слайд 10

Формирование плана и расписания курсов по выбору ( предметно-ориентационные, межпредметные, предпрофильной подготовки) Проведение профильной ориентации Работа в рамках муниципальной сети Предпрофильная подготовка (курсы по выбору, информационная работа, проф.консультирование) Предпрофильная подготовка Слайд 11

Мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору Анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля Контроль школьной документации Организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курса предпрофильной подготовки и будущего профиля Сопровождение предпрофильной подготовки Слайд 12

Мониторинг профессиональных интересов на начало и конец учебного года Слайд 13

Создание с другими ОУ муниципальной образовательной сети для реализации запросов на их базе - Взаимодействие с другими школами сети - Взаимодействие с ДОУ… - Психологическая служба Взаимодействие с другими образовательными учреждениями Слайд 14

«Положение о комплектовании 10-х классов» Утверждение профилей обучения, профильных предметов и элективных курсов Информационная работа с учащимися и родителями Утверждение состава приемной комиссии (классные руководители, учителя проф.предметов, руководители курсов) Зачисление на основании заявления о приеме и портфеля учебных достижений Прием по результатам итоговой аттестации и суммарного балла в личной карте достижений Право перехода в другой класс Слайд 15

Зачисление в профильные классы 9 классы Итоговая аттестация: 2 обязательных экзамена + 2 экзамена по выбору (по профильным предметам) Портфель учебных достижений, 10 проф. классы Слайд 16

Создание портфолио и рейтинг выпускников - Результат выпускных экзаменов - Индивидуальные достижения ( призовые места в олимпиадах и конкурсах всех уровней) - Итоги работы на курсах по выбору - Приоритетность профильных достижений Анализ итоговой аттестации Комплектование 10х классов Мониторинг результатов по предпрофильной подготовке Итоговая аттестация 9-классников Слайд 17

Положительные результаты предпрофильной подготовки Все составляющие программы способствуют выявлению интересов и склонностей учащихся, подготовке к осознанному выбору профиля Новая система комплектования профильных классов действительно объективна, справедлива и практически осуществима в условиях школы Введение Портфолио и построение образовательного рейтинга способствуют повышению уровня мотивации, активизирует деятельность учащихся, создаёт необходимый психологический настрой на анализ собственных результатов Слайд 18

Проблемы, выявленные при комплектовании профильных классов: «Погоня» за высоким рейтингом Несовпадение желаний ребёнка и пожеланий родителей в выборе профиля Поступление в профильный класс выпускников, не участвовавших в предпрофильной подготовке (переход из другой школы) Обострение противоречий желания и возможностей подростков Слайд 19

Разработка учебного плана Базовые курсы Профильные курсы Элективные курсы Подготовка обучения на основании Индивидуального Учебного Плана - Список обязательных учебных предметов и на выбор - Выбор: профильных, базовых, элективных курсов - Создание групп учеников Подготовка расписания Профильное обучение Слайд 20

Федеральный компонент государственного стандарта базовыйпрофильный Федеральный БУП базовыйэлективныйпрофильный БУП школы заявки учащихся, возможности школы Сеть – информационная карта профиль школы Слайд 21

Учебные предметы (образовательные области) Суммарное число учебных недельных часов в 10 и 11 классах (в скобках – число часов, в случае их равного распределения на10 и 11 классы) На базовом уровнеНа профильном уровне Математика6 (3)10 (5) Русский язык и литература6 (3)12 (6) Иностранный язык6 (3)10 (5) Обществознание6 (3)– Экономика–4 (2) Право–2 (2) Социология–2 (2) Политология–2 (2) Философия–2 (1) История4 (2)8 (4) Естествознание6 (3)– Физика–8 (4) Химия–4 (2) Биология–4 (2) География–2 (1) Информатика и ИКТ2 (1)8 (4) Технология (по отраслям)–8 (4) Физкультура6 (3) Искусство–2 (1) Примерное количество часов базового и профильного уровня Слайд 22

Что такое элективные курсы. Элективные курсы – это обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения Слайд 23

Особенности элективных курсов, рекомендованных МО РФ модульный принцип построения (включение ученика в тему курса с любого момента) индивидуальная траектория обучения внутри курса (расширение, углубление внутри курса) практическая направленность формирование у учащихся способности действовать самостоятельно проектная, исследовательская направленность отход от классно-урочной системы отсутствие экзамена Слайд 24

Виды элективных курсов БУП РФ: 1. «Надстройка» профильного курса в целях углубления. 2. «Надстройка» базового курса для сдачи ЕГЭ. 3. Курс для удовлетворения познавательных интересов. Примеры: Земляков А.Н. «Алгебра плюс: элементарная математика с точки зрения высшей математики» Стефанова Н.Л. и др. «Математический язык через призму естественного языка или язык математики» Стефанова Н.Л. и др. «Математика в архитектуре» Слайд 25

Элективные курсы Предметные – углубление профильного обучения ("Геометрическое моделирование окружающего мира", "Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики") Межпредметные – изучение смежных учебных предметов на профильном уровне ("Матстатистика", "История искусств") Подготовка к ЕГЭ Продвижение на рынке труда ("Делопроизводство", "Деловой английский язык") Внепредметные ("Основы рационального питания", "Подготовка автолюбителя") Предпрофильная подготовкаПрофильное обучение Ориентированные ПредметныеМежпредметные "+" - краткосрочность (8-34 часа) - вариативность (9-10 курсов) - разработка программ учителями - сетевое взаимодействие (сельские школы) - взаимодействие с ДОУ "-" - нет программ - учитель – единственный носитель информации - нет сетевого взаимодействия в городе Слайд 26

Организация работы элективных курсов. КлассыЭлективные группы Базовые группы по параллели Профильные группы по параллели Расписание занятий Учебный план школы на следующий год Индивидуальный учебный план ученика Общий набор учебных предметов Набор элективных курсов Слайд 27

Образовательные технологии Учебные практики Проектная деятельность Исследовательская деятельность школьников Проблемно-поисковая деятельность Творческие работы Дистанционное обучение Интерактивные технологии Модульная технология Информационные технологии Слайд 28

Элективные курсы – пространство детской самостоятельности, путь к осознанному выбору будущего. Слайд 29

9 кл. – предпрофильная подготовка Система профильного обучения кл. – профильное обучение Особенности привлечение ДОУ привлечение преподавателей ВУЗов и ССУЗов Виды Внутришкольная Сетевая Ресурсный центрКооперация Кустовая проблема – подвоз учащихся Слайд 30

Основные требуемые нововведения 1. Организация обучения (ИУП, гибкое формирование классов, учебных групп, сетевая организация обучения, обеспечение возможности смены профиля, элективные курсы 2. Новые образовательные технологии (ИКТ, дистант, проектный метод, исследования и др.) 3. Новое методическое обеспечение (учебники) 4. Портфолио ( + конкурсы, поступление в вузы - ?) 5. Новые элементы экономики старшей школы (оплата доп. деления классов на группы, платные услуги в системе профильного обучения, модели стимулирующих надбавок, новая система оплаты труда (?) и профильное обучение) 6. Массовое повышение квалификации 7. Новое пед. образование 8. Опосредованное взаимодействие с рынками труда (сетевой аспект) Слайд 31

Основные открытые проблемы Профильное обучение и ЕГЭ Стандарт 2-го поколения (+ учебники) Сетевое обучение Система оплаты труда педагогов Регионализация и муниципализация: рынки труда Слайд 32

Профильное обучение: Два основных компонента 1) Традиционный 2) Новый (индивидуализированный): новый БУП-2004, ИУП, сетевое обучение, персональное тьюторство, портфолио, элективы, групповое обучение и др. Слайд 33

4 основные модели (1) Поклассная профилизация (в многопрофильной школе) – примерные профили (2) Однопрофильная школа – примерные профили (3) Обучение по ИУП (4) Сетевое профильное обучение С 2005 г. - основной акцент эксперимента на моделях (3) и (4). Слайд 34

Контроль за документацией Мониторинг результатов профильной подготовки (на основании данных от учеников, учителей, родителей) Результаты вступительных экзаменов выпускников школы, их трудоустройство, профессиональный рост Подведение итогов Слайд 35

изучение теории, НПБ составление программ, планов организация УВП сопровождение: – информационное – научно-методическое – финансовое – материально-техническое отслеживание результатов коррекция Управление Слайд 36