Технология разработки муниципальных стратегий. Целеполагание Главная цель деятельности органов местного самоуправления - повышение качества жизни населения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное социально- экономическое развитие (часть 2)
Advertisements

1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Семинар «Формирование планов развития муниципальных образований и актуальные вопросы повышения эффективности бюджетных расходов», мая 2010 года.
Государственный контракт от года 03.Р Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Об исполнении требования раздела 1 Стандарта: утверждение Инвестиционной стратегии Красноярского края обсуждение проекта технического задания на разработку.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Регламент Публичный доклад ОУ – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности, основных результатах и проблемах его функционирования.
Апробация и внедрение технологии публичных докладов о состоянии системы образования на региональном, муниципальном, окружном и школьном уровнях Н.П. Лыжина,
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принцип прозрачности (открытости) Принцип единства.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ- ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИЖЕВСК2013 ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Географический.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Транксрипт:

Технология разработки муниципальных стратегий

Целеполагание Главная цель деятельности органов местного самоуправления - повышение качества жизни населения на территории муниципального образования - одинакова для всех в рамках законодательно установленных полномочий Пути достижения главной цели, соответственно, стратегические цели, приоритеты и направления развития в различных территориях будут отличаться.

Технология разработки Прежде всего, необходимо определить техническое задание исполнителю Установить требования к результатам работ, формату и качеству документов стратегического планирования

Общие требования к выполнению работ исполнителем Учет в Стратегии основных положений, заложенных в стратегии региона и требований к муниципальным стратегиям Обеспечение тесной взаимосвязи отдельных блоков Стратегии, их внутренней непротиворечивости, согласованности Обеспечение соответствия аналитических исследований и методических разработок лучшей практике подготовки муниципальных стратегий в МО РФ Тесное взаимодействие разработчика и администрации муниципального образования, а также других представителей МО (общественность, предприятия и организации) Проведение в ходе проведения работ консультационных и образовательных мероприятий для представителей МО

Этапы выполнения 1.Организация процесса разработки Стратегии 2.Анализ социально-экономического положения МО 3.Формирование концепции социально- экономического развития МО 4.Разработка целевых программ и проектов, системы мониторинга социально- экономического положения МО и оценки хода реализации Стратегии 5.Формирование проекта Стратегии, обсуждение и утверждение Стратегии

1. Организация процесса разработки Стратегии 1.1. Нормативно-правовое обеспечение: – Подготовка проекта распоряжения главы администрации района о порядке работы над Стратегией, формировании рабочей группы – Подготовка проекта регламента деятельности рабочей группы по разработке Стратегии, создающейся из представителей районной администрации и администраций поселений, депутатов районного и поселенческих собраний депутатов, органов государственной власти (по согласованию), других представителей района

1. Организация процесса разработки Стратегии 1.2. Организация общественной кампании, сопровождающей разработку Стратегии, проведение образовательных мероприятий – подготовка публикаций в местных СМИ; проведение круглых столов, публичных выступлений и интервью; – проведение семинара для членов рабочей группы по проблематике планирования муниципального социально-экономического развития; – подготовка и распространение методических материалов среди членов рабочей группы и привлекаемых экспертов.

1. Организация процесса разработки Стратегии Результаты этапа «политическая» поддержка нормативно-правовое обеспечение рабочая группа сформирована и обучена создано благоприятное общественное мнение

2. Анализ социально-экономического положения МО 2.1. Сбор и обработка информации о социально- экономическом положении муниципального района: – сбор и изучение нормативных документов, аналитических материалов; – сбор и анализ статистической информации, расчет индикаторов, характеризующих основные социально- экономические процессы; – проведение целевых опросов населения, руководителей предприятий, организаций, местных и региональных СМИ, предпринимателей; проведение интервью, работа в фокус-группах, СВОТ-анализ.

2.1. Сбор и обработка информации о социально- экономическом положении МО 1.Внешний контекст: Место и роль города в регионе, стране и округе; Социально-экономическое развитие в сравнении сопоставимыми МО 2. Уровень жизни населения и социальная стабильность: Демография Миграция Кадровый потенциал Уровень жизни Безопасность Экология

2.1. Сбор и обработка информации о социально- экономическом положении МО 3. Экономика Структура экономики Динамика развития Предпринимательство Промышленность Строительство Сфера услуг Инвестиции Внешнеэкономическая деятельность 4. Пространственное развитие Перспективы застройки Основные фонды Инженерная инфраструктура Транспортная инфраструктура

Социологические обследования Формы проведения обследований анкетирование телефонные опросы Интервью Аудитория население (по случайной выборке) лидеры местного бизнеса, руководители предприятий местная «элита» (представители местной исполнительной и законодательной власти, влиятельные политики, бизнесмены, журналисты)

2. Анализ социально-экономического положения МО 2.2. Подготовка прогноза социально- экономического развития района на долгосрочную и среднесрочную перспективу – выбор методологии прогнозирования; – проведение расчетов инерционного развития основных показателей социально- экономического развития района на период до 2020 года

2. Анализ социально-экономического положения МО 2.3. Анализ практики муниципального управления – анализ нормативной базы на предмет соответствия действующему законодательству и полномочиям органов местного самоуправления; – функциональный анализ действующей в администрации района системы управления, анализ используемых управленческих технологий; – анализ системы контроля и информационного обеспечения системы управления; – прозрачность управления – наличие мониторинга и оценки результативности и эффективности затрат муниципального бюджета и использования муниципального имущества – отраслевые индикаторы

2. Анализ социально-экономического положения МО 2.4.Подготовка аналитического отчета, содержащего описание: – современной социально-экономической ситуации в районе – основных проблем: экономических, социальных, экологических – сравнительных конкурентных преимуществ района

2. Анализ социально-экономического положения МО Результат этапа аналитический отчет, примерный объем до 100 стр., ориентированный прежде всего на оценку ситуации и выявление возможностей и проблем социально- экономического развития района.

3. Формирование концепции социально- экономического развития МО Концепция – небольшой документ, «миниконституция», в котором: Определены стратегические ориентиры - каких измеримых показателей хотим достичь Проанализированы варианты (сценарии) того, как этого достичь Сделан выбор в пользу одного из вариантов, сформулирован главный лозунг - стратегическое «видение будущего» МО Обозначены стратегические направления развития МО

3. Формирование концепции социально- экономического развития МО 3.1. Разработка стратегических ориентиров социально-экономического развития района (чего достичь?) – определение общих ориентиров развития до 2020 года (примерные оценки значений целевых параметров)

3. Формирование концепции социально- экономического развития МО 3.2. Определение стратегических направлений социально-экономического развития района (как достичь?) – разработка возможных сценариев развития МО в соответствие с прогнозом значений целевых параметров; – выбор наиболее вероятного/желаемого сценария развития до 2020 года; – разработка стратегических направлений социально- экономического развития в соответствие с наиболее вероятным сценарием.

Сценарии развития пишутся по-разному Пессимистический Оптимистический Инерционный Пассивно-пессимистический Пассивно-оптимистический Активный С учетом внешней среды С учетом активности местного сообщества Содержательные сценарии Варианты изменения функции

Сценарии развития города Омска до 2020 г. Сценарий 1 - Инерционно-эволюционное развитие города Сценарий 2 - Развитие города как промышленного центра Сценарий 3 - Трансформация города в современный многофункциональный центр

Рост доли производства стройматериалов Остается городом «второго эшелона»: Риск постепенной потери инвестиционной привлекательности Сценарий 1 Инерционно-эволюционный Рост доли пищевой промышленности Сохраняется доминирование промышленности

Модернизация традиционных производств Сценарий 2 Развитие города как промышленного центра Риск зависимости от конъюнктуры ограниченного числа рынков Риск ухудшения экологии Риск дефицита услуг Ввод новых мощностей Рост и укрепление тяжелой промышленности

Новый импульс к развитию Сценарий 3 Современный многофункциональный центр Освоение Левобережной части центра Развитие рынка услуг Развитие транспортно- логистической функции Создание НПЦ в агропроме Снижение доли тяжелой промышленности в пользу легкой и пищевой

Цели, задачи, направления стратегического развития Содержательно «раскрывается» лозунг Определяются направления через наиболее существенные проекты, мероприятия Задаются наиболее важные показатели, сроки – ориентир для текущего планирования

Главный лозунг Стратегии Главный лозунг Программы должен: быть кратким, понятным любому и запоминающимся быть позитивным и бодрым быть направленным в близкое (но не слишком) будущее и описывать его опираться на общеизвестные положительные качества города и выглядеть осуществимым быть достаточно расплывчатым, чтобы каждый гражданин мог вписать в него собственное видение перспектив региона быть «долгоиграющим» и потому не должен ставить сроков исполнения

Примеры лозунгов Екатеринбург - «Качество жизни, инновации, сервис, партнерство» Алексин Тульской области – «Алексин – кузница, житница и здравница Тульского края» Архангельск – город возрождения и формирования арктического движения XXIвека, столица русского севера Урюпинск – «Столица российской провинции»

Пример: Александровск-Сахалинский ЛОЗУНГ Александровск-Сахалинский – культурный центр Сахалинской области и форпост России на Сахалине НАПРАВЛЕНИЯ Развитие культурного и духовного потенциала; Создание качественной жилой среды; Формирование благоприятного социального климата; Формирование благоприятного хозяйственного климата.

Пример: Александровск-Сахалинский НАПРАВЛЕНИЕ Развитие культурного и духовного потенциала МЕРОПРИЯТИЯ Инвентаризация объектов историко-культурного и природного наследия района с целью введения в научно-экспозиционный оборот; Реставрация существующих культурно-исторических памятников с «окультуриванием» пространства вокруг них; Поиск (при широком участии населения) и введение в культурный обиход новых «брэндов», символов города и района; Разработка туристических маршрутов по территории района и сервисов под идеологию приема туристов (проект «Творческой летней школы»; Создание ресурсного центра, ориентированного на обслуживание туристов и пр.

3. Формирование концепции социально- экономического развития МО 3.3. Подготовка концепции развития района – подготовка проекта концепции и представление его в рабочую группу; – обсуждение проекта концепции на общественных слушаниях; – доработка проекта концепции по итогам общественных слушаний.

3. Формирование концепции социально- экономического развития МО Результат этапа Концепция, объемом до 20 страниц, в которой проанализированы варианты развития и сделан выбор в пользу одного из них, обозначены стратегические направления развития района.

4. Разработка целевых программ, проектов, системы мониторинга оценки хода реализации Стратегии 4.1. Разработка целевых программ и проектов – подготовка целевых программ и проектов; – балансировка целевых программ и проектов по срокам, ресурсам, показателям выполнения; – сведение отраслевых программ и проектов в единый текст; – обсуждение подготовленного текста в рабочей группе и подразделениях администрации; доработка программ и проектов с учетом результатов обсуждения.

4. Разработка целевых программ, проектов, системы мониторинга оценки хода реализации Стратегии 4.2. Разработка системы мониторинга социально- экономического положения МО и оценки хода реализации Стратегии – разработка системы показателей мониторинга социально- экономического положения МО и оценки хода реализации Стратегии; – разработка процедур мониторинга социально-экономического положения МО и оценки хода реализации Стратегии; – подготовка общего раздела по мониторингу и оценке для включения в Стратегию; – обсуждение раздела в рабочей группе и подразделениях администрации МО; доработка раздела с учетом результатов обсуждения.

Мониторинг реализации стратегии Важно: Четкая систематизация целей, задач, мероприятий, проектов Выбор индикаторов – немногочисленных, адекватных, информативных, измеримых обеспеченных статистикой Пример: Программа комплексного социально-экономического развития Ангарского муниципального образования на период до 2017года

Направление: «Улучшение социального климата» Целевые программы по отраслям и направлениям Образование – 3 программы Здравоохранение – 3 программы Физкультура и спорт – 6 программ Культура – 4 программы Активная миграционная политика Социальная защита населения – 3 программы Молодежная политика – 1 программа

Социальная инфраструктура - ключевые инвестиционные проекты (пример) Название проекта Срок реализации Стоимость млн. руб. Завершение строительства школы в 7-м «А» микрорайоне Строительство новой школы в районах новостроек Строительство нового детского дошкольного учреждения в районах новостроек Создание поликлинического отделения в п. Мегет Строительство перинатального центра Строительство диагностического центра Строительство Дома культуры на 150 мест в с. Одинск

Направление: «Улучшение социального климата» Индикаторы Образование Число вариативных групп Доля детей, занимающихся во вторую смену Средняя наполняемость классов Число вариативных групп Здравоохранение Уровень младенческой смертности, на 1000 родившихся Общая заболеваемость, на населения Уровень заболеваемости детей, число заболевших на детей

Направление: «Улучшение социального климата» Индикаторы Физкультура и спорт Охват детей и подростков массовым спортом, %, Обеспеченность спортивными сооружениями в расчете на человек в % от норматива Культура Посещаемость кинотеатров Посещаемость библиотек

Оценка реализации стратегии или программы Почти никогда не делается Важно: Анализ факторов выполнения или невыполнения и его качества Создание системы обратной связи Опыт ИЭГ: Саратов, Бор

Пример: «Муниципальная программа финансово- экономического развития города Саратова» Ключевые направления: 1.Формирование системы планирования социально-экономического развития города 2.Повышение эффективности расходов местного бюджета 3.Обеспечение устойчивости и роста эффективности функционирования ЖКХ 4.Улучшение транспортного обслуживания и снижение дотационности муниципальных пассажирских транспортных предприятий 5.Введение новой системы землепользования на принципах правового зонирования, стимулирование рынка земли и недвижимости 6.Развитие системы жилищной ипотеки 7.Конкурсное финансирование социальных программ и адресная социальная помощь 8.Создание механизмов финансирования экологической политики

Пример: Оценка «Муниципальной программы финансово- экономического развития города Саратова» В 2002 г. специалистами ИЭГ и мэрии Саратова проведена оценка реализации программы с формализацией индикаторов, объяснением причин успеха или неудач Методы – работа с документами, экспертные опросы Общая реализация – около 60% Эффект от 20% мероприятий признан высоким и от 20% - средним Основными положительными факторами признаны – совершенствование процесса планирования, улучшение процедур, усиление контроля, привлечение общественных структур Основными отрицательными факторами признаны – недостаточность финансирования, барьеры нормативной базы регионального и федерального уровня, бюрократическое сопротивление на местах

4. Разработка целевых программ, проектов, системы мониторинга оценки хода реализации Стратегии Результат этапа Отчет с набором целевых программ и проектов, соответствующий современным требованиям к данным документам. В программах содержится набор мероприятий, которые в среднесрочной перспективе необходимо выполнить в русле стратегических направлений, с указанием конкретных управленческих решений, нормативных документов, необходимых для разработки и принятия, инвестиционных проектов, возможными источниками ресурсов, графиком реализации. Объем зависит от количества программ (обычно 5-10) и их насыщения мероприятиями.

5. Формирование проекта Стратегии, обсуждение и утверждение Стратегии 5.1. Формирование проекта Стратегии – сведение концепции, программ и проектов в единый текст Стратегии; – подготовка презентационных материалов - краткой версии Стратегии, презентации, раздаточных материалов

5. Формирование проекта Стратегии, обсуждение и утверждение Стратегии 5.2. Обсуждение проекта Стратегии, доработка с учетом замечаний – обсуждение проекта Стратегии в рабочей группе; – обсуждение проекта Стратегии в администрациях района и поселений, общественные обсуждения; – доработка проекта Стратегии с учетом замечаний и предложений.

5. Формирование проекта Стратегии, обсуждение и утверждение Стратегии 5.3. Принятие Стратегии районным Собранием депутатов. – заседание Собрания депутатов, защита Стратегии.

5. Формирование проекта Стратегии, обсуждение и утверждение Стратегии Результат этапа Готовый проект Стратегии Утверждение Стратегии

Примерный календарный план выполнения работ Наименование этапов работыСроки выполнения 1.Организация процесса разработки Стратегии1-й месяц 2.Анализ социально-экономического положения1-3-й месяцы 3.Формирование концепции социально- экономического развития 3-й месяц 4.Разработка целевых программ и проектов, системы мониторинга и оценки хода реализации Стратегии 2-5-й месяцы 5.Формирование проекта Стратегии, обсуждение и утверждение Стратегии. 6-7-й месяцы

Примерный календарный план выполнения работ Месяцы Организация 2.Анализ 3. Концепция 4.Программы и проекты, система мониторинга и оценки 5.Проект, обсуждение и утверждение

Межмуниципальные стратегии Шелеховский район, Иркутская область (около 60 тыс. чел.) В ходе разработки стратегии района произошла административная перестройка – из района образованы 7 новых МО (2 городских и 4 сельских поселения плюс сам район) Совещание глав муниципалитетов приняло решение принять единую межмуниципальную стратегию развития со статусом межмуниципального оглашения