Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка модели шестилетней начальной школы г. Руководитель эксперимента доктор педагогических наук Яков Семенович Турбовской Департамент Образования.
Advertisements

Первый раз - в пятый класс! Служба психолого-педагогического сопровождения Лицей 130.
Педагог психолог, канд. пс.наук ГОУ СОШ 1929 Хлестова Е.Д.
Социальная адаптация (лат. adaptatio –приспособление) – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для неё.
Сопровождение учащихся при переходе в 5 класс средней школы.
Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.. Цель: активизация внутренних резервов младших подростков, способствующая успешному освоению нового социального.
Родительское собрание « Особенности школьной адаптации пятиклассников : чем мы можем помочь »
Адаптация пятиклассников Подготовил:классный руководитель 5 А класса Костенкова И.Н.
ПЯТИКЛАССНИКИ – «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ». Серьёзные и несерьёзные проблемы адаптации организма.
Психологическая деятельность осуществляется по организационно- содержательной модели «Консультант» Работа с учащимися Работа с родителями Сотрудничество.
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.
Что такое адаптация? Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Адаптация - приспособление организма к условиям среды.
Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов 2007 – 2008 учебный год.
ГБОУ СОШ 1224 с углубленным изучением английского языка «Школьная социально- психологическая служба» Повышение качества психолого- педагогического сопровождения.
Формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода. Проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено. Наметить.
Векторы деятельности классного руководителя по созданию благоприятных условий во время адаптации пятиклассников к новой учебной ситуации.
Создание модели работы педагога- психолога с учащимися 9-х классов в условиях психологического сопровождения ГИА Презентацию подготовила педагог-психолог.
Наши дети переходят в 5 класс. Изменение условий обучения Много разных учителей (и их надо запомнить) Непривычное расписание (новый режим) Много новых.
Адаптация Первый период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить; Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли,
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-х классов в условиях перехода на ФГОС ООО Педагог-психолог Кузьмина.
Транксрипт:

Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа»

Основные проблемы, возникающие в период адаптации пятиклассников Много новых учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; Непривычное расписание (новый режим); Новый классный руководитель; Новые дети в классе; В средней школе мы снова – маленькие, а в начальной были уже большими; Проблемы взросления (подросткового периода) пятиклассник

Задачи психологической службы: Сопровождение и отслеживание основных психологических показателей у детей младшего и среднего школьного возрастов; Создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований, установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями); Повышение уровня психологической готовности детей к новой ситуации обучения; Формирование предпосылок познавательной, коммуникативной, когнитивной сферы для преодоления сложностей.

Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к средней школе Психологическая диагностика Консультативная работа с педагогами и родителями Профилактическая работа Коррекционно-развивающая работа Аналитическая работа

Психологическая диагностика Направлена на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Исследование характера тревожности учащихся (Тест школьной тревожности Филлипса); Исследование уровня учебной мотивации; Изучение социального статуса учащихся (Шкала приемлемости); Субъективное отношение к обучению в среднем звене (Анкета «Незаконченные предложения»);

Консультативная работа с педагогами и родителями Организация семинаров, для классных руководителей и учителей - предметников (знакомство с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им); Организация родительских собраний (знакомство с психологическими особенностями детей этого возраста, с проблемами, которые могут возникнуть в начале обучения и какую помощь могут оказать родители).

Профилактическая работа Осуществляется психологом через тренинговые занятия направлена на оказание психолого-педагогической поддержки каждому пятикласснику в период адаптации в среднем звене. Программы: «Новичок в средней школе»; «Первый раз в пятый класс!»

Коррекционно-развивающая работа Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Занятия индивидуальные или в микрогруппах.

Аналитическая работа Направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы. Анализ факторов, влияющих негативно или позитивно на адаптацию детей.

Динамика показателей диагностического обследования пятиклассников школы 845 Всего в обследовании приняло участие около 175 пятиклассников

Сравнительные показатели диагностики школьной тревожности учащихся 5-х классов

Наиболее высоки показатели по следующим факторам тревожности: страх самовыражения страх ситуации проверки знаний проблемы и страхи в отношениях с учителями страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Сравнительные показатели социального благополучия учащихся 5-х классов

Сравнительные показатели субъективного отношения к обучению в среднем звене учащихся 5-х классов

Диагностическая работа, проведенная педагогом-психологом в четвертом классе ( уч.г.)

Хочется ли тебе перейти 5 класс? Почему?

Что ты ожидаешь от себя в 5 классе? Хочешь ли ты изменить что-либо в себе?

Что ты ожидаешь от учителей в 5 классе?

Что ты ожидаешь от родителей?

Что тебя пугает, чего боишься, что плохого ждешь от 5 класса?

Что хорошего ждешь от 5 класса?

Диагностическая работа, проведенная педагогом-психологом в пятом классе ( уч.г.)

В школе мне больше всего нравится

В школе мне больше всего не нравится

Я больше всего люблю уроки

Я больше всего не люблю уроки

Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий

Мои учителя часто говорят, что я…

Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я…

В пятом классе учиться стало

Выводы и рекомендации: Таким образом, мы видим, что ситуация адаптации пятиклассников в среднем звене в той или иной мере вызывает повышенную тревожность. Поэтому очень важно проводить профилактическую работу. Учителя-предметники, работающие в пятом классе «переключаются», т.е. настраиваются на возрастные особенности пятиклассников, вспоминают методы работы с ними (посещают уроки четвертого класса, проводят совместные уроки); Вырабатываются, последовательные и устойчивые требования, объясняют ребятам, почему они необходимы, Знакомим родителей с программой и требованиями по предмету; рассказываем об основных проблемах, возникающих в период адаптации в среднем звене. Проводим мероприятия (тренинговые занятия, классные часы) с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации, поддерживаем и развиваем в детях интерес к знаниям, помогаем им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.