Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 1 Аннализа Саннио Аннализа Саннио Центр изучения деятельности,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Карагандинский государственный технический университет Лекция 4-1. Особенности задач оптимизации. «Разработка средств механизации для устройства «Разработка.
Advertisements


1 ТрадиционныйКомпетентностный Главная идея: знания приводят к личностному успеху. Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения.
«Обучение в сотрудничестве» (cooperative learning») как педагогическая технология при подготовке менеджеров и журналистов Камаева Т.П., Любимова М.В.,
Технология обучения была разработана и предложена для внедрения группой зарубежных исследователей в 1978 г. Сторонники этого «значимого для человека обучения»
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ ОБМАНЫ 1. Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Перспективы работы с одаренными и основные направления развития системы поиска, выявления, развития и поддержки одаренных Докладчик профессор Ф.Л. Ратнер.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
ELearnExpo 2005 Moskow May Системы поддержки совместного обучения для eLearning Михаил Николаевич Морозов Лаборатория систем мультимедиа.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
Кандидат технических наук, доцент Грекул Владимир Иванович Учебный курс Проектирование информационных систем Лекция 9.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Тема: ФОРМУЛЫ КОРНЕЙ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ Цели: повторить алгоритм решения полных квадратных уравнений, понятие и смысл дискриминанта; показать правила.
Типовые расчёты Растворы
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
И.Л. Кожемяко, преподаватель ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум»
Тренировочное тестирование-2008 Ответы к заданиям КИМ Часть I.
Транксрипт:

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 1 Аннализа Саннио Аннализа Саннио Центр изучения деятельности, развития и обучения (ЦИДРО) Университет г. Хельсинки Московский государственный психолого-педагогический университет октября 2009 г. Теория деятельности как основа для активных преобразований и интервенций

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 2 Примеры критических отзывов из последних публикаций западных исследователей о теории деятельности «Трехсторонняя репрезентация системы деятельности исключает индивидуальность, чувственный опыт, эмоции и вопросы этики и морали». (Roth, 2009) «Широко известная современная версия культурно-исторической теории деятельности, представленная в теоретическом и эмпирическом исследовании Yrjö Engeström, игнорирует различные аспекты диалектического мышления и, следовательно, ограничивает возможности развития социально-критического подхода к общественной практике и развитию человека» (Langemeyer & Roth, 2006, p. 21) «Проблематичное или ошибочное понимание работы А.Н. Леонтьева относительно понятия объекта (Kaptelinin, 2005) и понятия задачи» (Bedny & Karwowski, 2004).

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 3 Два утверждения, вытекающие из этих критических высказываний Первое утверждение: преобладание коллектива над личностью Второе утверждение: трехсторонняя модель искажает диалектическую основу теории деятельности

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 4 Анализ вклада современных исследований в теорию деятельности в перспективе непрерывного исторического развития

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 5 Теория деятельности имеет отличительную особенность развития, которая является неотъемлемой частью исторической ситуации, благодаря чему и существуют теоретики деятельности

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 6 Два основных этапа исторической ситуации Революция в России, которая привела в к встрече основателей теории деятельности Радикальное студенческое движение, благодаря которому была открыта теория деятельности, получившая свое развитие в Европе и других частях мира

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 7 Исторические корни Лаборатория психологии, возглавляемая Л.С. Выготским в Педагогическом институте г. Гомеля, где разрабатывалась инфраструктура для беспризорных детей и детей с особыми нуждами (Yaroshevsky, 1984) Исследование эмоций, проведенное А.Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым, которое позволило криминалистам разработать первую модель детектора лжи (Luria, 2005, pp ) Разработанные А.Р. Лурией новые методы нейропсихологического обследования пациентов с поражениями мозга и новые методы восстановления речи (Luria, 2005)

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 8 … Исторические корни Работа А.Н. Леонтьева с П.Я Гальпериным, А.В. Запорожцем и С.К. Рубинштейном по восстановлению утраченных двигательных функций у раненых солдат (Leontev & Zaporozhets, 1960) Деятельность А.И. Мещерякова по обучению и воспитанию детей с мультисенсорными нарушениями в школе-интернате г. Загорска (1979) Разработка В.В. Давыдовым широкомасштабных вмешательств развивающего обучения в общеобразовательной школе и новых подходов к преподаванию школьных предметов (1990) Внедрение Э.В. Ильенковым своего философского подхода в педагогическую практику школы-интерната, руководимого А.И. Мещеряковым (Levitin, 1982)

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 9 Два фундаментальных эпистемологических принципа проведения вмешательств в рамках теории деятельности 1. Принцип двойной стимуляции Л.С. Выготского 2. Принцип перехода от абстрактного к конкретному К.Маркса, интерпретированный Э.В. Ильенковым и внедренный В.В. Давыдовым в практику проведения вмешательств

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 10 Принцип двойной стимуляции Л.С. Выготского: Механизм, с помощью которого люди могут намеренно вырваться из противоречивой ситуации, а также изменить свои обстоятельства или решить сложные задачи Первый стимул: сама задача Второй стимул: внешний артефакт, превращающий объект в определенный символ, который приобретает значимый смысл С помощью второго стимула субъект приобретает контроль над своими действиями и новое понимание исходных проблем задачи

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 11 Принцип Э.В. Ильенкова-В.В.Давыдова о переходе от абстрактного к конкретному Все мышление и обучение представляет собой извлечение смысла из некоторого первичного сенсорно-конкретного целого Эмпирические обобщения основаны на классификации характерных внешних признаков Теоретические обобщения основаны на практических преобразованиях, экспериментировании и изменении (игнорируемых в школе) Теоретические изменения позволяют обучающемуся человеку установить функциональную взаимосвязь между действительностью посредством наблюдения, также называемой зародышевой клеткой

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 12 Ответ на критику Учет двух эпистемологических принципов вмешательств Индивидуальность возникает скорее как достижение, а не как допущение Диалектика не является присущей трехсторонней модели; модель необходимо использовать в процессе перехода от абстрактного к конкретному

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 13 Три примера методик вмешательств, разработанных в рамках теории деятельности Пятое измерение, Лаборатория изменений, Семинар по деятельности

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 14 The 5D Пятое измерение (Cole, 1996) Деятельность, которая определяется работой в парах студентов старших курсов или работой с маленькими группами детей, а также большим разнообразием в использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также других артефактов Лабиринт, по которому дети пробираются, опираясь на правила, но, при этом, самостоятельно выбирая задачи обучения различной степени трудности Задачи обучения иллюстрируются на карточках, каждый ребенок может выбрать себе задачу по силам Поощряется общение детей в письменной форме с таинственной личностью, обычно именуемой Волшебником Основные прогнозируемые результаты: активное участие студентов в работе, горизонтальное социальное обучение, изменение обучающей среды

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki Лаборатория изменений Engeström 2007 Относительно независимая пилотная часть большой организации, управляемая деятельностным методом с целью осуществления значительных изменений Участники: практики и менеджеры, а также небольшая группа исследователей (допускается участие клиентов или пациентов) Сессии: от пяти до десяти последовательных сессий работы Лаборатории Изменений; проведение дополнительных сессий спустя несколько месяцев Прогнозируемые основные результаты: коллективная деятельность, разработка концепции и внедрение новых технологий

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 16 Лаборатория Изменений в средней школе Отражение картины происходящего Модель и представление Идеи и средства

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 17 Вмешательства как дискуссии профессионалов на основе совместных кросс-комментариев видеоматериалов, которые отображают повседневную деятельность Прогнозируемые основные результаты: индивидуальная деятельность, изменение рабочих действий, внедрение новых профессиональных действий Семинар по Деятельности (Clot, 1995)

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki Кросс-комментарии видеозаписи действия остановки поезда

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 19 Характеристики двух принциповПятое измерениеЛаборатория измененийСеминар по деятельности Conflictual problem tasks (1 st stimulus) Problem tasks, not necessarily conflictual Yes, in the mirror materialYes, in the video excerpts Use of auxiliary artifact (2 nd stimulus) Yes, with support from undergraduates Yes, with conceptual modelsYes, with feedback from colleagues Gained control and new understanding Yes, of the taskYes, of the activityYes, of key actions Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questionsYes, with why questionsYes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activityWith a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activityWith a strong emphasis on action Implementing the theoretically –mastered solution PossibleWith a strong focus on activityPossible Противоречивые проблемные задачи

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 20 Characteristics of the 2 principles Fifth DimensionChange LaboratoryClinic of Activity Противоречивые проблемные задачи(первый стимул) lПроблемные задачи, не обязательно противоречивые Да, в виде отражающего материала Да, в присутсвии видеоэкспертов Использование дополнительного артефакта(2-й стимул) Да, с помощью студентов старших курсов Да, с помощью концептуальных моделей Да, на основе обратной связи с коллегами Достижения контроля и нового понимания Да, достижения контроля и нового понимания задачи Да, посредством деятельностиДа, посредством основных дейсвий Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questions Yes, with why questions Yes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activity With a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activity With a strong emphasis on action Implementing the theoretically – mastered solution PossibleWith a strong focus on activity Possible

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 21 Characteristics of the 2 principles Fifth DimensionChange LaboratoryClinic of Activity Conflictual problem tasks (1 st stimulus) Problem tasks, not necessarily conflictual Yes, in the mirror material Yes, in the video excerpts Use of auxiliary artifact (2 nd stimulus) Yes, with support from undergraduates Yes, with conceptual models Yes, with feedback from colleagues Gained control and new understanding Yes, of the taskYes, of the activityYes, of key actions Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questions Yes, with why questions Yes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activity With a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activity With a strong emphasis on action Implementing the theoretically – mastered solution PossibleWith a strong focus on activity Possible

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 22 Characteristics of the 2 principles Fifth DimensionChange LaboratoryClinic of Activity Conflictual problem tasks (1 st stimulus) Problem tasks, not necessarily conflictual Yes, in the mirror material Yes, in the video excerpts Use of auxiliary artifact (2 nd stimulus) Yes, with support from undergraduates Yes, with conceptual models Yes, with feedback from colleagues Gained control and new understanding Yes, of the taskYes, of the activityYes, of key actions Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questions Yes, with why questions Yes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activity With a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activity With a strong emphasis on action Implementing the theoretically – mastered solution PossibleWith a strong focus on activity Possible

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 23 Characteristics of the 2 principles Fifth DimensionChange LaboratoryClinic of Activity Conflictual problem tasks (1 st stimulus) Problem tasks, not necessarily conflictual Yes, in the mirror material Yes, in the video excerpts Use of auxiliary artifact (2 nd stimulus) Yes, with support from undergraduates Yes, with conceptual models Yes, with feedback from colleagues Gained control and new understanding Yes, of the taskYes, of the activityYes, of key actions Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questions Yes, with why questions Yes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activity With a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activity With a strong emphasis on action Implementing the theoretically – mastered solution PossibleWith a strong focus on activity Possible

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 24 Characteristics of the 2 principles Fifth DimensionChange LaboratoryClinic of Activity Conflictual problem tasks (1 st stimulus) Problem tasks, not necessarily conflictual Yes, in the mirror material Yes, in the video excerpts Use of auxiliary artifact (2 nd stimulus) Yes, with support from undergraduates Yes, with conceptual models Yes, with feedback from colleagues Gained control and new understanding Yes, of the taskYes, of the activityYes, of key actions Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questions Yes, with why questions Yes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activity With a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activity With a strong emphasis on action Implementing the theoretically – mastered solution PossibleWith a strong focus on activity Possible

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 25 Characteristics of the 2 principles Fifth DimensionChange LaboratoryClinic of Activity Conflictual problem tasks (1 st stimulus) Problem tasks, not necessarily conflictual Yes, in the mirror material Yes, in the video excerpts Use of auxiliary artifact (2 nd stimulus) Yes, with support from undergraduates Yes, with conceptual models Yes, with feedback from colleagues Gained control and new understanding Yes, of the taskYes, of the activityYes, of key actions Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questions Yes, with why questions Yes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activity With a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activity With a strong emphasis on action Implementing the theoretically – mastered solution PossibleWith a strong focus on activity Possible

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 26 Characteristics of the 2 principles Fifth DimensionChange LaboratoryClinic of Activity Conflictual problem tasks (1 st stimulus) Problem tasks, not necessarily conflictual Yes, in the mirror material Yes, in the video excerpts Use of auxiliary artifact (2 nd stimulus) Yes, with support from undergraduates Yes, with conceptual models Yes, with feedback from colleagues Gained control and new understanding Yes, of the taskYes, of the activityYes, of key actions Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questions Yes, with why questions Yes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activity With a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activity With a strong emphasis on action Implementing the theoretically – mastered solution PossibleWith a strong focus on activity Possible

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 27 Characteristics of the 2 principles Fifth DimensionChange LaboratoryClinic of Activity Conflictual problem tasks (1 st stimulus) Problem tasks, not necessarily conflictual Yes, in the mirror material Yes, in the video excerpts Use of auxiliary artifact (2 nd stimulus) Yes, with support from undergraduates Yes, with conceptual models Yes, with feedback from colleagues Gained control and new understanding Yes, of the taskYes, of the activityYes, of key actions Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questions Yes, with why questions Yes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activity With a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activity With a strong emphasis on action Implementing the theoretically – mastered solution PossibleWith a strong focus on activity Possible

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 28 Characteristics of the 2 principles Fifth DimensionChange LaboratoryClinic of Activity Conflictual problem tasks (1 st stimulus) Problem tasks, not necessarily conflictual Yes, in the mirror material Yes, in the video excerpts Use of auxiliary artifact (2 nd stimulus) Yes, with support from undergraduates Yes, with conceptual models Yes, with feedback from colleagues Gained control and new understanding Yes, of the taskYes, of the activityYes, of key actions Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questions Yes, with why questions Yes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activity With a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activity With a strong emphasis on action Implementing the theoretically – mastered solution PossibleWith a strong focus on activity Possible

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 29 Characteristics of the 2 principles Fifth DimensionChange LaboratoryClinic of Activity Conflictual problem tasks (1 st stimulus) Problem tasks, not necessarily conflictual Yes, in the mirror material Yes, in the video excerpts Use of auxiliary artifact (2 nd stimulus) Yes, with support from undergraduates Yes, with conceptual models Yes, with feedback from colleagues Gained control and new understanding Yes, of the taskYes, of the activityYes, of key actions Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questions Yes, with why questions Yes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activity With a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activity With a strong emphasis on action Implementing the theoretically – mastered solution PossibleWith a strong focus on activity Possible

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 30 Characteristics of the 2 principles Fifth DimensionChange LaboratoryClinic of Activity Conflictual problem tasks (1 st stimulus) Problem tasks, not necessarily conflictual Yes, in the mirror material Yes, in the video excerpts Use of auxiliary artifact (2 nd stimulus) Yes, with support from undergraduates Yes, with conceptual models Yes, with feedback from colleagues Gained control and new understanding Yes, of the taskYes, of the activityYes, of key actions Experimentation with(in) a problematic situation Yes, with what if questions Yes, with why questions Yes, with what if questions Identification and modeling of germ cell Occasional, mainly at the level of action With a strong focus on activity With a strong emphasis on action Testing the germ cellPossibleWith a strong focus on activity With a strong emphasis on action Implementing the theoretically – mastered solution PossibleWith a strong focus on activity Possible

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 31 Характеристики двух принципов Пятое измерениеЛаборатория изменений по деятельности Решение противоречивых проблемных задач(первый стимул) lПроблемные задачи, не обязательно противоречивые Да, в виде отражающего материала Да, с помощью видеоэкспертов Использование дополнительного артефакта(второ й стимул) Да, с помощью студентов старших курсов Да, с помощью концептуальных моделей Да, на основе обратной связи с коллегами Достижение контроля и нового понимания Да,задачиДа, деятельностиДа, основных действий Экспериментиро вание с проблемной ситуацией, (внутри ситуации) Да, с помощью вопросов «А что, если…?» Да, с помощью вопросов «Почему?» Да, с помощью вопросов «А что, если….?» Определение и моделирование зародышевой клетки Редко, в основном на уровне действия С четкой направленность ю на действие С выраженным акцентированием действия Тестирование зародышевой клетки ВозможноС четкой направленность ю на действие С выраженным акцентированием действия Внедрение решения,провере нного теоретически ВозможноС четкой направленность ю на действие Возможно

Center for Research on Activity, Development and Learning CRADLE University of Helsinki 32 Программа будущей работы и дискуссий Открытие новых перспектив дальнейшего изучения теории деятельности путем анализа результатов работы Лаборатории изменений, Семинара по деятельности, Пятого измерения и, возможно, других методик, использующих принципы двойной стимуляции и перехода от абстрактного к конкретному