Море - часть Мирового океана, более или менее обособленная сушей или возвышенностями подводного рельефа. Во многих мифах море - источник возникновения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Александр Сергеевич Пушкин «К морю» Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село.
Advertisements

Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней.
Александр Сергеевич Пушкин «Пушкин в Гурзуфе» …И сети разорвав, где бился я в плену, Для сердца новую вкушаю тишину. В уединении мой своенравный.
Картины природы в лирике Пушкина, изображенные поэтом с глубокой ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека, являются.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
ЧИТАЯ ТЮТЧЕВСКИЕ СТРОКИ. СтихотворениеКак хорошо ты, о море ночное… Как хорошо ты, о море ночное,– Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии,
Интегрированный урок словесности. Подготовила Устимова Наталия Вячеславовна.
Интегрированный урок развития речи в 9 классе. Сочинение по произведению Клода Дебюсси «Море». Выполнили: Бойко Анна Ивановна, учитель русского языка и.
Образ моря в лирике Пушкина и Цветаевой План: 1.Введение 2.Схема 3.Образ моря в лирике Цветаевой 4.Образ моря в лирике Пушкина 5.Заключение.
Синяя вода Н.А.Римский – Корсаков Вот пошел он к синему морю; Видит, - море слегка разыгралось Вот пошел он к синему морю, Помутилося синее море. Вот.
Акулич Автор: ученик 9 кл. Акулич В.Н. Орешенская ООШ Красноярский кр., Манский р. Семенкова Л.С. Руководитель: Семенкова Л.С. Море.
Александр Сергеевич Пушкин в изобразительном искусстве.
9 класс русский язык Подготовка к сочинению «Две картины»
Интегрированный урок по курсу «Мировая художественная культура», 5 класс. Тема: «Отражение окружающего мира в формах, красках. звуках» «Слышишь, море говорит.
Как В.А. Жуковскому удалось создать романтический образ моря? Авторы презентации: учащиеся 9а класса МОУ «СОШ 4 г.Соль-Илецка» МОУ «СОШ 4 г.Соль-Илецка»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ». Выполнена учителем русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» НАСЫРОВОЙ Э.С. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Море Море Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное.
Стихотворения русских поэтов о природе Бродягина Ольга Семёновна, учитель МОУ Улётовская СОШ.
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Автор: Сомова Светлана Рудольфовна, учитель литературы и русского языка высшей категории. МОУ «Гимназия 83» города Ижевска.
Транксрипт:

Море - часть Мирового океана, более или менее обособленная сушей или возвышенностями подводного рельефа. Во многих мифах море - источник возникновения жизни, Великая Мать. Море символизирует хаос, бесформенность, бесконечное движение. В мифологии азиатских народов земля образуется в результате сгущения воды от вращения ее копьем или железной палицей. В средние века человеческая фантазия населяла моря чудовищами, заколдованными островами, таинственными кораблями с мертвецами (легенды о «Летучем Голландце»). Море символизирует также жизнь, которую следует пересечь. В исламе оно означает бесконечную божественную мудрость.

Есть в море какая-то особая тайна, притягивающая к себе иначе, чем вода, скажем, реки или озера. И эта тайна морской стихии издавна привлекала взоры поэтов и художников. Воспевали ее И. Гете, Г. Гейне, Дж. Байрон, П. Шелли, Дж. Ките, В. Гюго, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Гумилев, К. Бальмонт и другие. Море манило их изменчивостью и динамичностью своего облика. Тихое, прозрачное в штиль, бушующее в шторм, таинственно мерцающее лунной ночью, слепящее блеском своей синей глади в ясный день все эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе.

В художественной литературе прежде всего подчеркивается беспредельность, огромность, таинственность моря и его глубин. «И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С. Пушкина («К морю»). Море предстает как живой собесед­ник, к которому обращается поэт, не случайно стихотворение написано в жанре послания. Поэта прельщает в море свободная сти­ хия, гордая и своенравная. В стихотворении противопоставлены свобода и оковы, морская стихия и «скучный, неподвижный брег». На фоне моря возникают образы Наполеона и Байрона. Море у Пушкина перерастает в океан, необъятный и мощный.

Ф.И. Тютчев изображает море ночное во всем блеске его и движении. Простор, гром, грохот, сверкание несущихся волн со­здают картину огромного, словно живого, наделенного душой моря. Поэт передает его состояние, динамику изменений с помо­щью глаголов движения. При этом на первый план выдвигаются звуковые и осязательные признаки пейзажа. Так Тютчев изобра­жает картину моря, наполненную тайной мироздания.

А.С.Пушкин «К морю» К МОРЮ Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей. Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брегНе удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал... я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я... Могучей страстью очарован, О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы... Одна скала, гробница славы... Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

Прощание с морем связано с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку в Михайловское. В Одессе написана первоначальная редакция, в Михайловском строфы о Наполеоне и о Байроне. Центральная по значению тринадцатая строфа не могла появиться в печати при жизни Пушкина. В 1825 г. она была напечатана в следующем виде:тринадцатая строфа Мир опустел... Не удалось навек оставить // Мне скучный, неподвижный брег Пушкин замышлял бегство из Одессы морем в Европу. Могучей страстью очарован имеется в виду чувство к гр. Елизавете Ксаверьевне Воронцовой ( ). Одна скала, гробница славы остров св. Елены, где с 1815 г. находился в заключении Наполеон и где он умер в 1821 г. Другой от нас умчался гений... // Исчез, оплаканный свободой Байрон умер 7/19 апреля 1824 г. в Греции, куда он приехал летом 1823 г. для участия в национально-освободительной борьбе греков. Где капля блага, там на страже // Уж просвещенье иль тиран. Сближение просвещенья и тирании как отрицательных явлений отражает свойственное романтикам представление о губительности цивилизации для морали, для блага человека.

Ф. И. Тютчев Как хорошо ты, о море ночное, - Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно... На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движение, грохот и гром... Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою – О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою...

Вопросы и задания 1. Чем отличаются разговоры поэтов с морем в стихотворениях А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева? 2. Чем притягательно море для Пушкина? 3. Почему в элегии «К морю» упоминается Наполеон? Как связана морская стихия с судьбой императора Франции? 4. О каком «другом гении», другом «властителе дум» идет речь в стихотворении Пушкина?

5. Сравните образ моря в стихотворении «К морю» с образом моря в «Сказке о рыбаке и рыбке». Что символизирует морская стихия у Пушкина? 6. Выделите эпитеты, метафоры, сравнения, характеризующие море в стихотворении Тютчева. 7. Сравните две пейзажные зарисовки моря у К. М. Станюковича. Используя эти тексты, объясните, почему морской пейзаж является динамическим и открытым пространством? 8. Пронаблюдайте, в чем состоит отличие изображения морского пейзажа в поэзии и прозе?

Как в сказке море отзывается на жадность старухи? Помутилось Неспокойно Почернело На море черная буря