Внеурочная деятельность с одаренными детьми по русскому языку и литературе (фрагмент презентации) «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Advertisements

Основные теоретические подходы к понятию одаренности детей Кондрашова Л. В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 8 г. Каменск - Шахтинского.
Работа с одаренными детьми в массовой школе.. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Педагогический совет 3 МКОУБутурлиновской ООШ 3 ( г.) Повестка дня : 1. Работа с одаренными детьми (докладчик Гайворонская Т.М., содокладчики.
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
СИСТЕМА РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ВЫСОКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Учителя высшей категории Тарасова Елена Алексеевна.
Создание целостной системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время 1.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. Развитие интеллектуального потенциала ребенка во многом зависит от школы. Работа с одаренными детьми требует глубокого.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
1 Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
«Система работы с одарёнными детьми» 05 марта 2009 г.
Учитель физики МОУ СОШ 6: Гребенюк Л.И г. Сделать работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - это одна.
Одаренные дети Особенности работы педагога с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми на уроках Учитель МОУ Межозерная СОШ Ярчевская Т. Н.
МОУ «Ихальская средняя общеобразовательная школа» Программа «Одарённые дети»
Транксрипт:

Внеурочная деятельность с одаренными детьми по русскому языку и литературе (фрагмент презентации) «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В. А. Сухомлинский. Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ 40 Панкова А.В.

Цель моей работы с одаренными детьми: - выявление доминирующих способностей у детей; - оказание помощи в выборе принципа рациональных путей их личностного развития и обучение навыкам социальной адаптации; - предупреждение развития одаренности по скрытому типу.

«Одаренный ребенок – это...» Под одаренными детьми нами понимаются дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Категории одаренных в умственном отношении детей: - дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях; - дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность); - дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Характерные черты одаренных детей ( модель одаренности Ж. Рензулли) Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: 1) интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); 2) креативность или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность); 3) настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу, познавательная и исследовательская активность).

Характерные черты одаренных детей Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоко уровне их развития дает нам качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.

Диагностика одаренности Цель диагностической работы: выявление интеллектуально и творчески одаренных учащихся для формирования групп по развитию личности и эмоционально- волевой сферы, предупреждение развития одаренности по скрытому типу.

Диагностика одаренности Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно. На первом этапе я выявляю одаренных детей, учитывая высокие показатели ребенка по русскому языку и литературе. Второй этап диагностический. На этом этапе провожу индивидуальную оценку возможностей ребенка: результаты олимпиад, уровень исследовательских и творческих работ (стихи собственного сочинения, проза и т.д.). Создается банк данных одаренных учащихся, персональные портфолио.

Диагностика одаренности В психологии принято различать общую и специальную одаренность. Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности (решение сложных олимпиадных заданий по русскому языку и литературе; участие в исследовательских конкурсах; сочинение стихов и прозы и т.д.). Проводить диагностическую работу учителю необходимо для выявления талантливых детей.

На диаграмме показана диагностика способностей учащихся ( 10 класс) Всего в классе: 18 учащихся

Одарённые дети и учебная деятельность В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что: - хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой; - способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам; - умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений; - погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания; - не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников; - постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения; - могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи»; - способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации; - урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми 1) Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы; 2) быть доброжелательным и чутким; 3) уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; 4) быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения; 5) быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами; 6) иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию.

Формы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время Урочная деятельность: 1) проектная деятельность; 2) нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления; 3) самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня); 4) работа в группе. Внеурочная деятельность: 1) предметные недели; 2) научно-практические конференции; 3) олимпиады по предмету; 4) участие в конкурсах исследовательских работ; 5) участие в конкурсе «Русский медвежонок»; 6) конкурсы рисунков; 7) музыкально-литературные гостиные.

Банк данных одаренных детей Достижения одаренных учащихся систематизируются и обобщаются. Ниже приведены результаты деятельности по русскому языку и литературе моих учеников.

Банк данных одаренных детей Участие учащихся школьных, городских и региональных олимпиадах и конкурсах по литературе и русскому языку Мероприятия (русский язык и литература) Школьная олимпиада Городские литературные чтения 246 Городской конкурс сочинений 222 Областной историко- литературный конкурс -5- Всероссийская олимпиада по русскому языку«Русский медвежонок» Исследовательские работы в рамках НОШ (проекты) --10

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся Цель моей работы: 1) Организовать такую работу с ребенком, которая не тормозит и не сдерживает, а обеспечивает наилучшие условия для развития детских способностей, раскрытия и реализации скрытых возможностей. 2) Помочь ребенку в дальнейшем развитии и закреплении склонностей и поддержке самостоятельности, смелости в отступлении от общепринятого шаблона, а также поиске нового способа решения.

Научное общество школьников Ученики (6-11 классы), серьезно интересующиеся литературой и русским языком, объединились в школьном научном обществе, которое проводится ежегодно на базе школы. Научное общество учащихся (НОУ) – это команда единомышленников, которые ставят перед собой общие цели и задачи в исследовательской деятельности по предмету.

Направления деятельности НОУ русского языка и литературы: 1) Составление портфолио учащихся. 2) Издание творческих работ, копилка стихов учащихся. 3) Участие в школьных, городских, всероссийских олимпиадах. 4) Участие в школьных, городских, всероссийских конференциях и конкурсах. 5) Информирование учащихся о дистанционных, заочных олимпиадах, конференциях и конкурсах.

Три главных составляющих подготовки и выполнения исследовательской работы: «Интересно» - тема работы должна вызывать интерес, потребность к поиску, творчеству, эксперименту. «Хочу» - выявляет личные цели и ценности. Желание решить поставленные задачи. «Могу» - использование своих возможностей и способностей, состояния здоровья. Высокий уровень самостоятельности.

Трудности при сопровождении учителем исследовательских работ: Проблемы (возникшие внезапно) в проведении эксперимента. Слабая материальная база. Недостаточная интеграция наук. Перегрузка учителя и ученика.