(КИС) Лекция 2 (20011/12). 22.02.2013 3:21 2 Шрифт это набор символов определенного размера и рисунка (например, полужирный шрифт Arial размером 12 пунктов).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные правила оформления визуальной информации для детей Требования к шрифтовому оформлению Требования к изображениям.
Advertisements

Работа с текстом 1.Текстовые редакторы 2.Текстовые процессоры 3.Издательские системы 4.Программы просмотра документов.
Cегодня существует несколько тысяч различных компьютерных шрифтов. Все их можно разделить на четыре основные группы: шрифты с засечками, рубленые, каллиграфические.
После того, как текст ввели с клавиатуры и выполнили редактирование, с ним совершаются различные операции по его оформлению (приданию документу окончательного.
Форматирование текста. План: Понятие форматирования текста Основные действия при форматировании текста Работа со шрифтами.
Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Нумерованные и маркированные.
Основные понятия, связанные с текстом Тема 13. Теория.
ЧТО, ЗАЧЕМ И ДЛЯ ЧЕГО Текст и шрифт. Основные вопросы 1. Элементы шрифтов. Элементы шрифтов. 2. Виды шрифтов. Виды шрифтов. 3. Подбор шрифтов.
ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Тема урока:. Можете ли вы полностью ответить на следующие вопросы: Знаете ли вы, что такое текст? Из каких основных объектов он состоит? Работали ли вы.
Форматирование текста Специальные виды форматирования.
Печать документов Борисов В.А. Красноармейский филиал ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ» Красноармейск 2009 г.
Общие правила оформления презентации Учитель ИЗО, МХК Лебедь С.Г.
План-конспект урока информатики и икт (10 класс) по теме: Средства и способы форматирования символов в MS Word 2010
Кодирование текстовой информации Создание документов в текстовых редакторах Ввод и редактирование документа.
Обработка текстовой информации. Классификация шрифтов Растровые хранятся в виде набора пикселей, из которых состоят символы, плохо масштабируются (например,
Форматирование текста учитель информатики МОУ «СОШ 2 г.Ершова Саратовской области» Марина Валентина Николаевна.
ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Интерфейс текстового процессора Microsoft Word. С помощью ленты можно быстро находить необходимые команды (элементы управления: кнопки, раскрывающиеся.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Транксрипт:

(КИС) Лекция 2 (20011/12)

:21 2

Шрифт это набор символов определенного размера и рисунка (например, полужирный шрифт Arial размером 12 пунктов). Большую часть шрифтов возможно разделить на четыре группы: 1) шрифты с засечками, или антиква (serif), 2) шрифты без засечек, или гротески (sans serif), 3) декоративные (decorative) 4) рукописные (script) :21 3

На выбор размера шрифта влияют такие факторы, как читательская аудитория, вид и формат издания, тип элемента издания. Выбор кегля осуществляется в соответствии: - с квалификацией читателя; - с учетом типа, характера и назначения издания; - с учетом формата издания и длины строки; Так, в изданиях для детей используется более крупный кегль (свыше 11 пунктов), чем в литературе, рассчитанной на взрослого читателя (910 пунктов). Предпочтение мелкому кеглю отдают при оформлении справочных изданий, в которых важна компактность и прочтению за один прием подлежат небольшие фрагменты текста (словарные статьи) :21 4

Важно соблюдать соразмерность длины строки и кегля. В изданиях большого формата с очень длинными строками целесообразно увеличивать размер шрифта основного текста, чтобы обеспечить его удобочитаемость и сохранить пропорции. Пониженный кегль назначают элементам справочно-вспомогательного аппарата издания: сноскам, рубрикам оглавления и указателей, надписям в колонтитулах, содержимому таблиц и т.п :21 5

Тип издания и условия чтения Кегль шрифта, п.Длина строки, кв. (мм) Справочные72 –3 (34-51) 82 ½ - 4 (42.5 – 68) 93 ½ - 4 ½ (59.5 – 76.5) Художественные, научно – популярные и др., рассчитанные на беглое чтение 104 –5 ½ (68 –93.5) Учебные, научные и др., рассчитанные на медленное чтение с изучением 104 ½ - 7 ( ) Для детей среднего возраста (в том числе учебники для 3-го и 4 – го классов) 11 и125-7 ( ) Для детей младшего школьного возраста (в том числе учебники для 1-го и 2-го кл.) 14 и 166 ½ - 8 ½ (110.5 – 144.5) :21 6

Существует набор конкретных размеров шрифта, которые стали нарицательными: бриллиант, например, или итальянская газета. Имена и размеры шрифта необходимо знать именно из-за их традиционности. Приведем перечень этих имен и размеров: бриллиант (3 пункта), диамант (4 пункта), перл (5 пунктов), нонпарель (6 пунктов), миньон (7 пунктов), петит (8 пунктов), боргес (9 пунктов), корпус (10 пунктов), цицеро (12 пунктов), миттель (14 пунктов), терция (16 пунктов), парангон, или двойной боргес (18 пунктов), текст (20 пунктов) :21 7

8

9 Шрифты входят в комплект системы Windows, разрабатываются производителями приложений и поставляются вместе с ними. Существуют 2 принципиально различных типа шрифта: растровые и векторные. Наиболее популярны шрифты корпорации Adobe Systems, разработавшей стандарт Type1, и Microsoft Corp., создавшей формат TrueType. Оба стандарта имеют свои достоинства, что и привело к их параллельному существованию.

:2110 Прежде чем говорить о работе со шрифтами, необходимо дать основные определения. Все шрифты можно разделить на четыре группы: 1. шрифты с засечками ( антиква - serif ); 2. шрифты без засечек ( гротески - sans serif ); 3. декоративные ( decorative ); 4. рукописные ( script ). Основные элементы буквы

:2111 Засечки это поперечные элементы на концах штрихов буквы. Шрифты с засечками еще называют антиквенными, поскольку такие элементы букв впервые применили древние римляне. Величина засечек по отношению к основному штриху буквы может варьироваться.

:21 12 Шрифты с засечками имеют небольшие поперечные линии на концах штрихов и имеют переход от толстой линии к тонкой.

:21 13 В этой категории можно выделить еще несколько групп: Старый стиль – имитирует письмо клинообразным пером, а потому поперечные засечки располагаются под углом и переход от толстой линии к тонкой имеет среднюю выразительность, нажим диагональный. Эти шрифты неброские, а потому они идеальны для набора длинного текста, т.к. в этом случае ничто не будет мешать чтению.

:21 14 Современный стиль (модерн). Шрифты, как и дизайн в целом, попадают под влияние культурных изменений и общих модных тенденций. В 1700-х годах общее развитие технологии привело к появлению новой группы шрифтов. Они больше не подражали рукописной манере. Засечки в этом шрифте очень тонкие и не имеют наклона, нажим вертикальный. Внешний вид современных шрифтов отличается элегантностью.

:21 15 Египетский стиль или Claderon. Эти шрифты были созданы для рекламных целей, т.к. издалека они смотрятся гораздо выразительнее, чем современные шрифты. Они отличаются большей толщиной и слабым или полностью отсутствующим переходом от толстого штриха к тонкому. Они также прекрасно подходят для набора длинных текстов, но выглядят темнее, чем шрифты старого стиля.

:21 16 Рубленные шрифты не имеют засечек и единообразны по толщине. Эта группа шрифтов (особенно шрифты большой толщины) прекрасно помогает создавать работы, приковывающие внимание.

:21 17 В шрифтах без засечек отсутствуют завершающие элементы на концах штрихов. Такие шрифты еще называют рублеными. Рубленые шрифты

:21 18 Рукописные шрифты имитируют текст написанный вручную ручкой, пером, кисточкой и т.п. В этой категории так же можно выделить подкатегории: Шрифты с соединительными штрихами Шрифты без соединительных штрихов Имитирующие ручной почерк Напоминающие традиционные каллиграфические стили

:21 19 Рукописные шрифты

:21 20 Рукописные шрифты в основном используются для декоративных целей. Сейчас все шире распространяются персональные рукописные шрифты. Некоторые фирмы (FontShop (Германия), «ПараГраф» (Россия), Signature Software (США) и другие) предлагают свои услуги по созданию таких шрифтов. Вы заполняете бланк, на котором пишете отдельные буквы и целые фразы. Затем эти изображения сканируются, вводятся в компьютер и с использованием профессиональных шрифтовых программ преобразуются в компьютерный шрифт. Процесс этот достаточно дорогой и трудоемкий.

:21 21 В эту категорию можно условно отнести все остальные шрифты. Они совершенно не подходят для длинных текстов, но в них есть своя прелесть. Они красивы и забавны, с ними интересно работать и можно достичь множества выразительных декоративных эффектов. С другой стороны именно их броскость значительно ограничивает диапазон их применения.

:21 22 Декоративные шрифты используют для придания публикации необычности, индивидуальности. Эти шрифты в основном применяют для броских заголовков. Не стоит выбирать декоративные шрифты для основного текста.

:21 23 Декоративные шрифты незаменимы при оформлении заголовков, художественных текстовых блоков. Осторожное и дозированное применение этих шрифтов придаст особую броскость и яркость вашей страничке. А здесь вы найдете уроки по установке скачанных шрифтов, а так же ссылки на шрифты, поддерживающие кириллицу:

:2124 Все варианты шрифтового начертания, отличающиеся различной насыщенностью, наклоном, пропорциями, стилем, составляют шрифтовую гарнитуру.

:2125 Некоторые гарнитуры располагают несколькими начертаниями, что позволяет достигать в одном документе заметного шрифтового контраста без изменения гарнитуры. нормальное курсив полужирное полужирное курсив выворотное нормальное курсив полужирное полужирное курсив выворотное

:21 26

Для объемного текста (книга) не рекомендуется применять в основном тексте шрифт без засечек: он годен лишь для заголовков. А вот малые площади основного текста можно набрать и шрифтом без засечек (в газете или короткой журнальной статье). Шрифт с засечками легко и комфортно читать. Психологическое объяснение такому предпочтению читателя есть: засечки, «хвостики» соседних символов, почти касаясь друг друга, составляют как бы единую перетекающую цепочку, по которой скользит глаз, и ему это удобно. Брусковые же, рубленые символы воспринимаются каждый в отдельности, и это доставляет глазу дополнительное напряжение :21 27

Для каждого шрифта существует несколько вариантов начертания: нормальное (plain, normal), курсивное (italic), жирное (bold) и жирное курсивное (bold italic). Хотя на самом деле жирное и жирное курсивное это в большинстве своем полужирное и полужирное курсивное. Жирные шрифты в большинстве остались в сфере высокой печати, где различаются полужирное и жирное начертания. курсивное Различные варианты начертания некоторого шрифта всех возможных размеров (кеглей) объединяются в одно шрифтовое семейство, или гарнитуру. Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях. Полный комплект гарнитуры содержит шрифты всех начертаний и кеглей, а в каждом кегле – русский и латинский алфавиты прописных и строчных букв, а также относящиеся к ним знаки :21 28

Наиболее часто используются следующие гарнитуры: Литературная – для набора всех видов изданий, кроме букварей, энциклопедий, а также малоформатных, нормативных, периодических и литературно – художественных изданий; Обыкновенная новая – для набора всех видов книжно – журнальных изданий, кроме учебников для начальной и средней школы до 9 – го класса, карманных и нормативных изданий; Банниковская и Академическая – для набора литературно – художественных, научных, учебных и научно – популярных изданий по гуманитарным областям знаний; :21 29

Школьная – для набора учебников начальной и средней школы, изданий для детей, художественной и научно – популярной литературы, нормативных изданий и массовых иллюстрированных журналов; Балтика и Таймс – для набора художественной и научно – популярной литературы; Журнальная и Новая газетная – для набора журналов, производственно – инструктивных, художественных и официально – ведомственных изданий; Журнальная рубленая – для набора иллюстрированных и научно – популярных изданий; Букварная – для набора букварей и изданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста; Бажановская – для титульного набора, а также для набора литературно –художественных изданий и изданий по искусству :21 30

Times New Roman Plain Times New Roman Italic Times New Roman Bold Times New Roman Bold Italic Это далеко не все возможные начертания, однако приведенные здесь обязательно присутствуют во всех гарнитурах. Существует и множество другого рода начертаний шрифта. Кроме того, шрифт может быть изначально сконденсированным (есть примеры гарнитур ImpactCond, Compact, и не только), широким, нормальным и пр. по ширине, т. е. по горизонтальному размеру знака :21 31

Близки Таймсу по начертанию шрифты с засечками Академия (много вариантов) и Петербург (тоже), но они не совпадают с Таймсом по кеглю. Шрифты без засечек типа Arial, Pragmatica и пр. также не совпадают по размерам ни между собой, ни с Таймсом. Правда, все зависит еще и от того, на какого читателя сориентирована книга: если это юношеский роман, то можно смело применять стандарт 11-й размер шрифта. Для книги стихов вполне подойдет 10-й кегль. Стихи в собрании сочинений можно набирать 11-м или даже 12-м: когда стихотворений и поэм много, чтение мелкого шрифта утомительно. Выбор 12-го для тоненькой книжечки стихов это ошибочный выбор. Впрочем, при вёрстке такой специфической книжки, как поэтическая, желательно заручиться мнением самого поэта (если он жив) и следовать его собственным пожеланиям :21 32

Правило, касающееся размеров шрифта, используемых для вспомогательных целей, предполагает уменьшение кегля на два размера. Если текст набран кеглем 12, то текстовые сноски набираются кеглем 10 (и 9, и 8), но читатель привык читать сноску, набранную петитом (8-й кегль). Интерлиньяж в тексте сноски должен иметь значение по крайней мере «Авто», т. е. быть соответствующим меньшему кеглю сноски, и не повторять интерлиньяжа основного текста, однако желательно, чтобы он был кратным основному. Кегль табличного текста должен быть меньше основного текста на те же два пункта: если текст набран 12-м кеглем, то табличный текст должен быть набран 10-м. На два пункта меньший это самый оптимальный кегль для текста таблиц :21 33

Индекс (верхний или нижний) должен быть, как правило, набран 6-м кеглем, независимо от того, каков размер шрифта основного текста. Правила предлагают распространять это условие и на индексы в заголовках, однако мы считаем допустимым увеличение кегля индекса в заголовке до приемлемого размера, но опять же не старше 10-го (в зависимости от кегля заголовка). Что касается индекса сноски, он должен быть набран тем же кеглем 6, что и индекс основного текста. То есть индекс с номером сноски заведомо должен быть мельче, чем сам текст сноски. Сноска печатается с теми же абзацными отступами, что и основной текст. Интерлиньяж текста сносок допустимо уменьшать по сравнению с автоинтерлиньяжем. Но зато часто используется увеличенный межабзацный отступ: таким образом сноска от сноски хорошо отделяется, и улучшаются условия чтения сносок :21 34

:21 35

Текстовую информацию, содержащуюся в документе, можно классифицировать следующим образом: заголовки, основной текст, дополнительный текст (примечания, сноски и т.п.), справочные элементы (указатели, тезаурусы ( Теза́урус (от греч. θησαυρός сокровище) в современной лингвистике особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. ), оглавление, подрисуночные подписи). Один из способов показать читателю эту структуру назначить каждому виду текста особое шрифтовое оформление. Основной текст может быть набран как рубленым шрифтом, так и шрифтом с засечками. Считается, что шрифт с засечками воспринимается легче. Кроме того, в рубленых шрифтах курсив маловыразителен, а ведь это одно из самых распространенных средств выделения ключевых слов и фрагментов текста :21 36

В любом случае, выбирая шрифт для основного текста документа, соблюдайте следующие правила: Рисунок шрифта не должен быть вычурным, если этого не требует оформление документа (шрифт сложного рисунка уместен в поздравлениях, приглашениях и подобных текстах небольшого объема). Основной текст документа должен иметь нормальное начертание. Курсив и полужирное начертание это средства выделения слов и фрагментов текста, их не принято назначать документу в целом. Шрифт должен иметь умеренную контрастность (контрастным называют шрифт с разной толщиной основных и дополнительных штрихов). Для восприятия одинаково труден как шрифт с резкой контрастностью (соединительные штрихи очень тонкие по сравнению с основными), так и монотонный, лишенный контрастности, шрифт. Между строчными и прописными буквами шрифта должен быть заметный контраст :21 37

Необходимо следить за тем, чтобы на протяжении всего документа основной текст имел одинаковые гарнитуру, кегль и размер. Для заголовков можно задать гарнитуру, отличную от той, которая установлена для основного текста. Довольно распространена следующая комбинация: основной текст набирается шрифтом с засечками, а заголовки рубленым шрифтом. Заголовки имеют более крупный кегль, чем основной текст, и выделяются курсивом или полужирным начертанием. Дополнительному тексту, как и заголовкам, принято присваивать гарнитуру или начертание иные, чем у основного текста. Кроме того, для него, как правило, устанавливается пониженный кегль. Выбранный для выделения шрифт обязательно оцените с точки зрения контрастности. Достаточно ли он заметен в публикации? Не будет ли он доминировать в документе и отвлекать читателя? :21 38

Шрифт важный элемент оформления издания, а его выбор ответственная задача. Одним из главных критериев в оценке шрифта является его удобочитаемость. Не следует злоупотреблять шрифтами со сложным рисунком. Простота рисунка, умеренная контрастность и небольшие засечки позволят сделать шрифт удобным для восприятия. Кстати, шрифты с такими параметрами наиболее точно воспроизводятся при печати в типографии :21 39

:21 40

:21 41 В настоящее время шрифты сохраняются в виде файлов. Они содержат информацию, которая запрашивается приложениями при отображении документов на экране или печати на бумаге. Каждый шрифт содержит набор из 256 символов. Для допечатной подготовки используются 3 (4) типа шрифтов: 1. Adobe Type1 2. Adobe Туре3 3. True Type 4. (Open Type)

:21 42 В идеале при подготовке издания необходимо использовать единый стандарт, который определил бы все свойства и параметры шрифтов. Но на сегодняшний день существует 3 (4) различных стандарта. Какой выбрать? Это один из наиболее часто задаваемых вопросов. На современных компьютерах преобладают два формата цифровых векторных шрифтов: Type 1 фирмы Adobe (часто эти шрифты называются PostScript-шрифтами) и TrueType фирмы Microsoft.

:21 43 Формат Adobe Type 1 Font Format был создан фирмой Adobe Systems Inc в 1985 году. Он полностью совместим с языком описания страниц PostScript, выпущенным в том же году, и поддерживается всеми PostScript-устройствами. Знаки в шрифтах Type 1 описываются с помощью кривых Безье, что позволяет более точно, чем в TrueType, передавать их форму на печати. Поскольку формат Type 1 основан на языке PostScript, он совместим с программами Adobe, не конвертируется при печати на PostScript- устройствах, в результате чего появляется меньше ошибок.

:21 44 Шрифты Type 1 могут быть резидентными и могут находиться в ПЗУ принтера, что повышает скорость печати. Для работы со шрифтами типа Type 1 была необходима утилита Adobe Type Manager (ATM). Эта утилита разработана фирмой Adobe в конце 80-х годов для ликвидации «зазубренности» шрифтов на экране и при печати на матричных принтерах. Сейчас эта утилита доработана и включает функции сглаживания, подстановки, возможности организации шрифтов в соответствии с вашими требованиями. Она обеспечивает связь между двумя компонентами шрифтов (экранными и шрифтами принтера) типа Type 1. Считывая данные из файла шрифта принтера, ATM определяет тип и вид символа, отображаемого на мониторе, делая этот шрифт на экране максимально гладким.

:21 45 Шрифты Type 1 состоят из двух файлов: экранного шрифта и шрифта принтера. Экранные шрифты содержат информацию об отображаемых на экране символах. Шрифты принтера содержат масштабируемые, векторные значения, которые передаются в устройства вывода PostScript высокого разрешения. Подобное представление шрифта позволяет отображать символы разных размеров более гладкими.

:21 46 Формат TrueType был разработан фирмами Microsoft и Apple и отличается от Type 1 своим «программируемым» методом разметки. Для построения шрифтовых знаков в TrueType применяются квадратичные сплайны. Квадратичные сплайны рисуются на экране быстрее, чем кривые Безье, применяемые для построения знаков в PostScript-шрифтах, однако при печати дают менее точные кривые, чем кривые Безье. В результате шрифты TrueType обычно уступают по качеству аналогичным шрифтам в PostScript-формате.

:21 47 Шрифты TrueType состоят из одного файла, используемого и для вывода на экран, и для печати. Они спроектированы таким образом, чтобы одинаково четко выводиться на экран и печать при любом кегле. При печати шрифтов TrueType на обычных принтерах информация, используемая компьютером, передается непосредственно на принтер. При печати шрифтов TrueType на принтере PostScript драйвер принтера обычно преобразует их в PostScript-совместимые шрифты. Такое преобразование может привести к некоторой потере информации шрифта или к его небольшому изменению. Использование шрифтов типа TrueType проще (например, не требовалось устанавливать специальные программы) для пользователя, сами шрифты более распространены и стоят дешевле Type 1.

:21 48 Большинство свободно распространяемых шрифтов, особенно загружаемых из Интернета, являются шрифтами типа TrueType. Некоторые из них выглядят эффектно. Если вам придется использовать эти шрифты, то всегда помните о непредсказуемости результатов вывода документа на бумагу. ВНИМАНИЕ Многие шрифты этого формата, присутствующие на рынке, получены в результате переделки или автоматического преобразования существующих PostScript-шрифтов. В таких шрифтах слабо реализованы возможности кернинга, они могут неправильно выводиться на экран и на печать.

:2149 Поэтому если вы используете шрифты TrueType, то выясните их происхождение. Сделать это несложно: откройте окно просмотра шрифта (выполните двойной щелчок мышью на файле). Если данные о фирме- производителе шрифта отсутствуют или имеется надпись Converted from (Преобразован из...), то такой шрифт лучше не использовать.

:21 50 Можно безбоязненно использовать шрифт, если указаны фирма- производитель и версия шрифта. Фирма Microsoft адаптировала шрифты TrueType. Теперь этот стандарт сочетает в себе множество свойств и возможностей шрифтов Type1.

:21 51 СОВЕТ В настоящее время формат используемого шрифта не столь критичен, и все- таки, шрифты Type 1 более предсказуемы и надежны в использовании. По возможности старайтесь их и использовать. Определить, к какому формату принадлежит шрифт, можно следующим образом: стандартный для Adobe шрифт Type 1 обозначается прописной буквой А, шрифты типа True Type значком в виде двойной буквы Т.

:2152

:21 53 OpenType - новая шрифтовая технология, совместно разработанная компаниями Adobe и Microsoft. Спецификации были опубликованы в 1997 году, первые шрифты были выпущены в 2000 году. Шрифты OpenType напоминают шрифты TrueType, но могут содержать шрифтовые данные любого из двух форматов: как PostScript, так и TrueType. Соответственно, они объединяют две конкурирующие технологии.

Вот некоторые достоинства OpenType: OpenType поддерживает Unicode: шрифты могут содержать свыше символов, включая все западные символы, а также не-западные (например японские или китайские) символы. Шрифты OpenType могут эффективно сжиматься. Меньший размер файла шрифта облегчает его внедрение в другие файлы. Это полезно для PDF-файлов и для веб-страниц. Техника сжатия зависит от типа шрифта OpenType :21 54

Улучшенная типографика: шрифты OpenType могут включать широкий набор глифов, включая лигатуры, дроби, исторические символы (числа старого стиля, капительные символы) и другие. Они допускают автоматическую замену определенных символов на них :21 55 Шрифты OpenType

:21 56 Шрифты OpenType могут содержать несколько вариантов оптических размеров шрифта внутри одного семейстав шрифтов, при этом шрифты разного размера основываются на разных наборах векторных контуров, для улучшенного отображения на экране и повышенной читабельности символов малого размера. Улучшенный кернинг: символы с однотипной формой (например, левый край символов c, e, d) могут кернинговаться идентично. Это уменьшает размер таблицы кернинга и расширяет число кернинговых пар. Шрифты OpenType

:21 57 Шрифты OpenType, содержащие контуры в формате TrueType, используют то же расширение.TTF, что и шрифты TrueType. PostScript OpenType шрифты используют расширение.OTF. Ниже показана иконка, которая используется для шрифтов OpenType под Windows.

:21 58 Шрифты OpenType создавались платформенно- независимыми. Шрифты могут копироваться между системами Windows и Macintosh. Чтобы достичь этого, шрифты OpenType не используют ветвь ресурсов на платформе Macintosh.

:21 59 С точки зрения PostScript, PDF или Distiller, OpenType не существует. Любое приложение, создавая PostScript или PDF, преобразует шрифты OpenType в шрифты Type 1 или TrueType на лету. Поэтому вы не сможете увидеть шрифты OpenType в отчетах PitStop или ему подобных программ. Шрифты OpenType, содержащие векторы TrueType могут неверно печататься на старых выводных устройствах PostScript level1.

Папка "Шрифты" в Windows 7 изменила свой вид - теперь шрифты в ней сгруппированы в семейства, а на каждой пиктограмме отображается начертание соответствующего шрифта, что, по-видимому, в большинстве случаев избавит пользователя от необходимости пользоваться дополнительными программами для просмотра шрифтов: :21 60

В Windows 7 базовая поддержка вывода текста и шрифтов в GDI продолжает оставаться основой, обеспечивающей совместимость приложений. Построенная на основе современной инфраструктуры DirectX, Windows 7 улучшает качество отображения текста с помощью доступного для разработчиков DirectWrite API. Это новая подсистема API, которая вскоре получит широкое распространение в приложениях от Microsoft и сторонних разработчиков, а также в самой Windows. ************************************************* :21 61

:21 62

Брусковый, рубленый шрифт для больших объемов текста, как уже говорилось, утомителен. Особенно не годен он для поэтической строки. В газетной вёрстке шрифты с засечками и рубленые шрифты часто используются на одной полосе, но в разных материалах. Таким способом каждому из материалов придается отдельный характер. Но в последнее время эта практика прекращается, ибо используются другие варианты отделить одно от другого разное число колонок, подложки серые или цветные, обрамление и пр. Всякий раз и всякое издание решает эти вопросы индивидуально. И все же существуют некоторые законы, по которым должна строиться полоса. Что касается разных гарнитур, то неприемлемо на одной полосе иметь больше двух шрифтов разных начертаний :21 63

Для заголовков избирается не только более жирный шрифт, чем шрифт основного текста, но и желательно другой тип шрифта: если текст набран шрифтом с засечками, то заголовок смотрится лучше, если он рубленый или декоративный. И наоборот. Вообще для издания, особенно если это книга, возможен подбор шрифтов таким образом, чтобы кроме гарнитуры основного шрифта присутствовал бы шрифт другого типа для таблиц, шрифт третьего типа для заголовков, но в крайнем случае шрифт четвертого типа для подзаголовков. Подзаголовки всех разрядов лучше набирать одной и той же гарнитурой, а исключение может составить только гарнитура самого старшего заголовка и, возможно, титулов. Следовательно, для книги достаточно трех-четырех разновидностей гарнитур шрифта. Допустимо отдельно использовать для колонтитулов пятую гарнитуру. В газете и журнале свободы больше, но тоже надо опасаться перебора. То же касается электронной странички, распространяемой через Интернет :21 64

Часто используют так называемую выворотку: к примеру, в рубриках, выполненных тем же шрифтом, но белого цвета и на черном фоне. Увлекаться же цветными выворотками при полноцветной печати надо очень осторожно. Выворотка получается безупречной, если исполнена жирными символами, и лучше, если это шрифт без засечек, потому что белые засечки на черном фоне часто теряются, что сразу же портит впечатление от полосы.выворотку :21 65

В газетном материале правилами допускается применение дефиса вместо тире, но делать этого не надо: подобный материал создает впечатление, что газета набиралась в очень старой верстальной программе. Все современные издательские системы давно используют правила автозамены в тех случаях, когда верстальщику достался текст, набранный еще средствами MS-DOS или в прежних версиях Word'a. А средства самого Word'a сейчас таковы, что все замены дефисов или нетипографских кавычек на типографские («ёлочки») и пр. делаются в Microsoft Word только автоматически. Старая российская традиция использование «ёлочек» (« »), а не простых кавычек (" "), и она сложилась давно. Простые кавычки в российской полиграфии тоже существуют они используются в тексте, который уже закавычен «ёлочками», если этот текст содержит еще слова или выражения, требующие кавычек. Простой пример: Он ответил: «Я был в "Макдональдсе"» :21 66

Серая подложка под шрифт должна быть плотной не менее чем на 40 %, иначе при печати может местами «проваливаться». Текст-выворотка используется часто, но лишь для очень небольших пластов материала, а при серой подложке возможен для плотности серого не менее 60 %, иначе неизбежны слабопропечатанные участки. Ни в коем случае невозможен текст-выворотка обычного размера шрифта для детских изданий: лишь цветная на цветном фоне и лишь для заголовков, если в этом есть крайняя необходимость, связанная только с принципами оформления издания художником (или решением дизайнера). Закон заполнения полосы тот же, что и для заполнения поля чертежа: 75 % (принцип ЕСКД Единой системы конструкторской документации). Если заполненность плотнее, то полоса смотрится перенасыщенной, если меньше, то пустой. Понятие «воздуха» в макетировании и вёрстке очень важно :21 67

:21 68

Особое внимание следует уделять пробелам между словами. Этот интервал должен быть таким, чтобы слова не сливались и чтобы строка в то же время не казалась "жидкой". Современные программы верстки обладают мощными средствами регулирования величины пробелов между словами и символами средствами трекинга и кернинга. Трекинг оказывает существенное влияние на плотность текста. При уменьшении значения трекинга плотность текста увеличивается, вследствие чего на той же площади можно разместить больший объем текста (полоса становится более темной). В результате увеличения значения трекинга плотность текста уменьшается, а полоса осветляется.трекингакернинга За счет трекинга можно реализовать такой прием шрифтового выделения, как разрядка. Хотя разрядка по силе выделения идентична курсиву, ее используют редко, так как она не подходит для выделения больших фрагментов текста его восприятие затрудняется :21 69

Рис Изменение трекинга :21 70

Средства кернинга позволяют отрегулировать интервал внутри отдельных пар литер с целью повышения удобочитаемости текста. Дело в том, что пробелы в некоторых парах литер (в первую очередь это касается круглых букв и букв с наклоненными штрихами) кажутся увеличенными. Примерами могут служить пары "Уа" и "То". Кернинг удобное средство повышения разборчивости белого текста на черном фоне :21 71 Применение кернинга при размещении белого текста на черном фоне

Начала абзацев должны быть четко выражены. Обозначить начало нового абзаца можно двумя способами: задать для первой строки отступ или выступ. Широкое распространение получил первый способ. Величина отступа первой строки абзаца зависит от ширины полосы набора и, соответственно, от длины строк текста. Если строки короткие, хорошо заметен отступ, равный кеглю шрифта. При средней длине строк это значение увеличивают в полтора раза, а для очень длинных строк его удваивают. Выступ первой строки также позволяет легко идентифицировать начало абзаца, однако этот способ не экономичен. Ведь для того чтобы получить такой выступ, необходимо задать для абзаца отступ слева, который по величине превышает выступ первой строки. В результате значительная часть площади, отведенной для текста, остается незанятой. В некоторых изданиях встречаются комбинации абзацев, в которых первые строки оформлены по-разному. Например, начальный абзац каждого раздела не имеет отступа, ведь он расположен сразу после заголовка и найти его начало не составляет труда, а для остальных абзацев задан отступ первой строки. Отсутствие абзацных отступов или выступов затрудняет чтение :21 72

Интерлиньяж должен быть одинаковым во всей публикации. Не рекомендуется прибегать к изменению интервалов между строками для выделения абзаца. Для этой цели можно воспользоваться таким приемом, как увеличение отбивки до и после абзаца. Следует учитывать, что величина интерлиньяжа оказывает большое влияние на удобочитаемость текста. При небольшом интерлиньяже строки размешаются вплотную друг к другу, что затрудняет восприятие текста. Увеличение интерлиньяжа, как правило, улучшает внешний облик страницы. Интерлиньяж обычно увеличивают при использовании рубленых шрифтов. Однако здесь главное не переусердствовать: чрезмерное увеличение интерлиньяжа приводит к тому, что читателю становится труднее отыскивать начало следующей строки. При выборе величины интерлиньяжа следует ориентироваться на длину строки текста. Более длинная строка требует большей величины интерлиньяжа :21 73

Рис Применение отбивки :21 74

:21 75

Кернинг (Kerning) – Сдвиг соседних букв слова ближе друг к другу, чтобы ликвидировать слишком большие расстояния между ними. Может выполняться вручную или автоматически. Чаще всею применяется для корректировки заголовков, где используются гарнитуры высокого кегля, в результате чего образуются изрядные промежутки между буквами типа У и Л или Г и Т. Кернинг (Kerning) Кернинговые пары – Специальная таблица, куда занесены все буквенные пары, для которых кернинг проводится автоматически. Эту таблицу можно вызвать, если вы хотите изменить кернинг в печатном издании. Трекинг– Под трекингом понимают операцию, позволяющую разряжать или сжимать слова текста за счет изменения расстояния между литерами Трекинг :21 76

Кернинг это ситуация, когда не только отсутствует межсимвольный интервал, но и часто имеет отрицательное значение. Эстетика издания настоятельно потребовала от издателей и типографов учитывать некоторые шрифтовые особенности, а одной из важнейших является как раз кернинг. Существуют символы, у которых, как у буквы У, свободен правый нижний угол. У Т он еще свободнее, а у Г, например, самый свободный. Почти то же у Р, Ф. Закон зрительного восприятия говорит о том, что если после таких знаков стоит строчный знак с отсутствием заполнения левого верхнего угла (к примеру, буква л), хо буква, особенно прописная, визуально отрывается от слова, записанного строчными. Соответственно межсимвольный интервал здесь вовсе не нужен. При определенных обстоятельствах варьируют кернингом, задавая его значения. Как PageMaker, QuarkXPress, так и программа InDesign или Publisher задают автоматический кернинг, в который совсем не требуется ручного вмешательства. Хотя такое вмешательство и предусмотрено: в отдельных важных случаях ради каких-то целей можно варьировать значения кернинга. Кернинг, в отличие от трекинга, не может по умолчанию существовать непрерывно по всему тексту и касается только пар знаков. Поэтому он и называется кернингом пар :21 77

Рис Пример наличия и отсутствия кернинга :21 78