УНИВЕРСИТЕТ «УКРАИНА» : ОТ ИНТЕГРАЦИИ ДО ИНКЛЮЗИИ Кольченко Е.О., к.т.н., доцент, ст.н.сотр Открытый международный университет развития человека «Украина»
Ратификация Украиной в декабре 2009 года Конвенции о правах инвалидов поставила перед ВУЗами ряд задач, которые касаются обеспечения открытости и доступности образования, устранения любых проявлений дискриминации, создание равных возможностей для получения качественного образования, внедрения инклюзивного обучения на всех уровнях
Образование является одним из наиболее важных факторов социальной интеграции и экономической независимости людей с инвалидностью
Образование должно охватывать все этапы жизни человека: от дошкольного образования через профессиональную подготовку до высшего образования, и в идеале продолжаться в течение всей жизни План действий Совета Европы по содействию правам и полному участию инвалидов в обществе на 2006–2015 годы
Инклюзия – это новая философия образования, в основе которой лежит идея вовлечения любого человека в учебный процесс в безбаръерной образовательной среде, в которой созданы необходимые комфортные условия
Министерство образования и науки Украины в октябре 2010 года утвердило Концепцию развития инклюзивного образования
Однако, положения Концепции касаются, в основном, среднего образования и не учитывают специфики высшей школы
Положительный опыт в области разработки и внедрения элементов инклюзивного образования в высшей школе накоплен в Открытом международном университете развития человека Украина (г. Киев)
Первые выпускники-магистры: июнь, 2004
Университет Украина был создан в 1998 году как высшее учебное заведение нового интегрированного типа и одним из первых в Украине начал решать важнейшую государственную задачу – предоставление равных возможностей для получения высшего образования людям с инвалидностью, детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей
Динамика контингента студентов с инвалидностью Университета «Украина»: 1998 год –74 студента, 1999 год – 114 студентов, 2000 год – 1200 студентов гг - от 1900 до 2100 студентов. 2011г. – среди 35 тысяч студентов интегрировано 1650 студентов с инвалидностью, что составляет 4,7% от общей численности студентов в целом по университету
В базовой структуре университета в г.Киеве обучаются более 8 тысяч студентов, среди которых 635 студентов с инвалидностью (7,5% от общего количества студентов)
Университет Украина сегодня – это разветвлённая сеть региональных подразделений, включающая 13 институтов, 3 филиала, 9 колледжей
Для обеспечения равного доступа к образованию в университете последовательно реализуется концепция создания свободного архитектурно-образовательно– коммуникационного пространства, в котором студенты с инвалидностью могут беспрепятственно передвигаться, учиться и общаться
С целью компенсации функциональных ограничений и преодоления низкого уровня знаний, полученных в школе, а также предоставления студентам необходимой помощи и поддержки, в Университете Украина была разработана и внедряется система сопровождения обучения студентов с инвалидностью
Наша гордость – первые выпускники университета
Основой получения высшего образования являются государственные образовательные стандарты, обязательные для всех студентов, независимо от состояния их здоровья. Только при таком подходе к образованию людей с инвалидностью они, как профессионалы, в будущем могуть быть конкурентоспособными на рынке труда
Особенностью инклюзивного обучения студентов с инвалидностью является то, что, воспринимая их как равных, к ним предъявляют такие же требования, как и к другим студентам
В основе инклюзивного образования лежит новая идеология, которая исключает какую-либо дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для людей, которые имеют особые образовательные потребности
Компенсировать функциональные ограничения студентов, которые влияют на качество обучения, и обеспечить необходимую поддержку можно только путем организации сопровождения их обучения
Сопровождение обучения – это система мероприятий, которые обеспечивают образовательную безбаръерность университета, то есть позволяют решить или хотя бы минимизировать проблемы студентов с инвалидностью в процессе обучения
Выпускник университета Юрий Титов, поэт, член Союза писателей Украины
Сопровождение обучения студентов с инвалидностью осуществляется по таким направлениям: техническое педагогическое психологическое медико-реабилитационное физкультурно-спортивное социальное профессиональная адаптация и реабилитация
Специализированное техническое сопровождение компенсирует функциональные ограничения студентов и обеспечивает принцип равной доступности учебного процесса предусматривает обеспечение студентов адаптивными техническими средствами и специальными технологиями обучения
Тьюторская поддержка студентов в компьютерном классе
Педагогическое сопровождение обучения Предусматривает: преподавание учебного материала студентам с инвалидностью в максимально удобной для них форме внедрение современных педагогических технологий обучения обеспечение учебно-методическими материалами в доступной форме
Студентки з проблемами слуха, победители конкурса научных работ, осваивают кулинарные технологии
Преподаватели с инвалидностью являются достойным примером профессионализма и активности для студентов
Центр самостоятельной работы студентов с инвалидностью оборудован учебными местами для студентов с проблемами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата создана постоянно пополняемая специализированная учебная библиотека предоставляется компьютерная и офисная техника для освоения учебных материалов организован доступ к Интернету
Функции Центра самостоятельной работы: обучение работе на компьютере и офисной технике предоставление доступа к офисному и адаптивному техническому оборудованию для сканирования учебной литературы и ее перевода в электронный вид создание условий для выполнения самостоятельных практических заданий предоставление доступа к медиатеке предоставление помощи в преодолении трудностей, возникающих во время учебы предоставление информации о современных технологиях и технических средствах обучения студентов с инвалидностью
Занятия в Центре самостоятельной работы студентам нравятся
Медиатека (альтернативная библиотека ) собрание учебной и художественной литературы, учебников, пособий, конспектов лекций, справочников, методического и иллюстративного материала, которые представлены в форме, адаптированной к потребностям студентов с разными нозологиями а даптированная литература может быть предоставлена студентам в печатном виде, на CD -дисках или дискетах, на аудио-носителях
Обсуждение оборудования для универсального учебного места студента с инвалидностью Освоение компьютерных технологий студентами с проблемами зрения
Психологическое сопровождение исследование психологических особенностей каждого студента укрепление и сохранение его психологического здоровья оказание необходимой помощи при адаптации в инклюзивную образовательную среду содействие личностному развитию
Социальное сопровождение Направлено на: обеспечение социализации студентов, в частности их социально-бытовой, социально-культурной и социально- трудовой адаптации преодоление социальной изоляции содействие сохранению и повышению социального статуса привлечение ко всем сферам общественной жизни
Участницы фестиваля творчества Сияние надежд
На фестивале объединяются зрелость и юность
Вручение Гран-При за наивысшие творческие достижения от народного депутата В.М. Сушкевича Награждение победителя в номинации Фотографическая
Медико-реабилитационное сопровождение направлено на поддержку, сохранение и восстановление физического здоровья студентов: срочная медицинская помощь консультативно-профилактическая работа реабилитационно-восстановительная поддержка
Каждый студент может посетить реабилитационный центр в удобное для него время
Физкультурно-спортивное сопровождение привлечение студентов к активным занятиям физической культурой, соответствующими видами спорта, к участию в соревнованиях разного уровня и паралимпийском движении укрепление мотивации к здоровому способу жизни улучшение психофизического состояния повышение интеллектуальной трудоспособности
Университетом основаны Всеукраинские спортивные игры студентов с инвалидностью
Игры проводятся в Национальному Центре паралимпийского и дефлимпийского спорта, г. Євпатория.
Игры организованы на высоком уровне и приобретают все большую популярность
Профессиональная адаптация и реабилитация получение рабочей специальности в рамках профессиональной подготовки привлечение к работе в студенческих учебно-научно-производственных подразделениях, студенческом научном обществе, научных кружках участие в научных конкурсах прохождение производственной практики обучение в Центре развития каръеры и предпринимательства оказание помощи в трудоустройстве
Потрясающие изделия студентов-дизайнеров
По инициативе университета ежегодно проводятся: Международная научно-практическая конференция Актуальные проблемы обучения и воспитания людей в интегрированной образовательной среде (с 2000 года) Всеукраинская студенческая научная конференция Молодежь: образование, наука, духовность (с 2004 года) Всеукраинский конкурс научных работ студентов с инвалидностью (с 2004 года) Всеукраинский фестиваль творчества студентов с инвалидностью Сияние надежд (с 2004 года) Всеукраинские спортивные игры студентов с инвалидностью (с 2004 года) Поход-восхождение интегрированных групп на гору Говерла (с 2003 года) Издается совместный международный журнал «Социальное благополучие: междисциплинарный подход» (с 2011 года)
Основные научно-методические публикации университета по вопросам инклюзивного обучения учебно-методическое пособие с грифом МОН Сопровождение обучения студентов с особыми потребностями в интегрированной образовательной среде Методическое пособие для преподавателей интегрированных групп Обеспечение равных возможностей для студентов с инвалидностью Сборник Трудоустройство выпускников с инвалидностью: аспект прав человека Методическое пособие для абитуриентов и студентов Образование людей с инвалидностью: возможности и особенности обучения Сборник научных трудов Актуальные проблемы обучения и воспитания людей с особыми потребностями (выходит ежегодно) Тезисы докладов Международной научно-практической конференции Актуальные проблемы обучения и воспитания людей в интегрированной образовательной среде
Спасибо за внимание!