Новая Новая модель модель роста – роста – новая новая социальная социальная политика политика Перспектива развития образования в Серпуховском муниципальном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
Advertisements

Материалы к обсуждению. Подготовлены экспертно- аналитической группой Национального исследовательского университета ВШЭ.
ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
LOGO 2012 ЗАЧЕМ НУЖЕН ФГОС?. LOGO Результаты PISA Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной.
Государственная программа развития системы образования города Москвы на период годы Основные подходы и ключевые механизмы реализации.
В настоящее время по решению Правительства Москвы идет разработка 15 государственных программ развития ключевых социально- экономических сфер города Москвы.
Основные тренды современного образования. Новая школа Костромской области Лошакова Людмила Альбертовна, декан факультета образовательных инноваций ОГБОУ.
«Актуальные задачи современной модели образования»
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
Положительные и негативные тенденции развития образовательных учреждений РФ дошкольного, общего и дополнительного образования
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Цели и задачи государственной программы Цель программы: Усиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса и в повышение.
О стратегии развития ОУ Программа развития школы на г. «Создание инновационной образовательной среды для индивидуального развития и самоопределения.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Заведующая сектором дошкольного образования департамента образования и науки Наталья Валентиновна Гребёнкина, к.п.н. Департамент образования и науки Тюменской.
Наталья Викторовна Анохина, первый заместитель министра.
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года.
Транксрипт:

Новая Новая модель модель роста – роста – новая новая социальная социальная политика политика Перспектива развития образования в Серпуховском муниципальном районе на гг. Перспектива развития образования в Серпуховском муниципальном районе на гг.

По доступности среднего полного образования Россия входит в число мировых лидеров. Уровень знаний и умений наших школьников по ряду предметов выше уровня учащихся многих развитых стран, достаточно высок уровень теоретической подготовки учителей, началось активное обновление инфраструктуры общего образования.

Основные проблемы российского образования: недостаточный охват детей дошкольным образованием; высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ.

Причины обостряющихся проблем: ограниченное предложение услуг дошкольного образования; ограниченное предложение услуг дошкольного образования; ухудшение качества педагогического корпуса; ухудшение качества педагогического корпуса; рост межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования; рост межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования; стагнация системы дополнительного образования и воспитания стагнация системы дополнительного образования и воспитания сеть ОУ не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования – изменившимся запросам общества; сеть ОУ не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования – изменившимся запросам общества; механизм единовременного обновления содержания образования через введение новых стандартов не работает. механизм единовременного обновления содержания образования через введение новых стандартов не работает.

Институциональные реформы не завершены, при этом в системе образования накоплена «усталость» от постоянных изменений и новых инициатив, усиливается имитация реформ.

(СОКО), Проблема с ЕГЭ, который должен был стать частью национальной системы качества образования (СОКО), является примером частичного решения задач. Необходимо создание полноценной национальной СОКО, включающей разнообразные механизмы оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений.

Глобальные вызовы образованию завтрашнего дня: школа утратила монополию на образование и социализацию детей и не умеет опираться на изменившиеся механизмы взросления и семейного воспитания; система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей.

Цели нового этапа развития образования: обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка; усиление вклада образования в инновационное развитие России; ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической среды.

Чтобы решить острые проблемы сегодняшнего образования и ответить на вызовы завтрашнего дня, необходимо завершить начатые институциональные преобразования и не запускать новые.

Приоритетные образовательные результаты на период до 2020 года способность эффективно применять теоретические знания; высокий уровень развития технологических компетенций; формирование позитивных социальных установок; обеспечение базовой успешности КАЖДОГО школьника; предмет образовательной политики – вся сфера образования и социализации молодого поколения.

1. Состояние сферы образования и социализации детей 1.1. Достижения и заделы

Доступность образования Доля населения без образования / с начальным образованием – менее 2%; Доля лиц с основным общим образованием – 9%; Доля лиц, имеющих образование не ниже среднего профессионального – 47%; 1 место среди стран ОЭСР по доле населения, успешно завершившего обучение на всех уровнях

исследования качества математического и естественнонаучного образования исследования качества чтения - исследования качества математического и естественнонаучного образования - исследования качества чтения Качество образования

Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия международный проект - международный проект по изучению систем педагогического образования и оценки качества подготовки учителей начальной школы и учителей математики В 2008 году результаты российских студентов педвузов превышали средние международные показатели.

Сегодня в России решена базовая проблема доступности образования. По отдельным направлениям существуют очаги высокого качества образования. Вместе с тем ряд слабых сегментов сферы образования и социализации создают риск снижения качества и конкурентоспособности российского образования.

1.2. Сегодняшние вызовы: обостряющиеся проблемы и негативные тенденции

Недостаточная доступность услуг дошкольного образования 60% Охват детей в возрасте 1 – 6 лет - 60% показатель в показатель в 1991 год – 63% 2005 год – 58% 2011 год – 59,8%

2%. Необходимо найти оптимальный баланс привлечения инвестиций и строительство традиционных дошкольных учреждений: стимулировать развитие вариативных форм, негосударственного сектора и государственно-частного партнерства. В настоящее время доля негосударственных организаций, предоставляющих услуги дошкольного образования, - не более 2%.

Ухудшение качества педагогического корпуса Доля учителей пенсионного возраста за 2002 – 2010 гг. 1118% выросла с 11 до 18% Доля педагогов Доля педагогов до 30 лет – 13% до 30 лет – 13%

При значительной доле учителей пенсионного возраста и крайне медленном обновлении кадрового состава педагогических работников вложения в повышение их квалификации не могут быть эффективными. Существующая модель подготовки избыточного количества будущих учителей в спец. ВУЗах не позволяет преодолеть двойной негативный отбор и не обеспечивает профессиональную компетентность учителя, соответствующую современным требованиям.

«Учитель, которого может которого может заменить заменить компьютер, компьютер, заслуживает заслуживает этого» этого» Б.Скиннер

Межрегиональная и межмуниципальная дифференциация В регионах РФ различие по: расходам в год на одного учащегося до 2,7 раз уровню заработной платы до 6,5 раз доле обучающихся в современных условиях от 2,6% до 88%

Дифференциация на уровне школ – от 5% до 25%. Школы, демонстрирующие низкие учебные результаты по регионам – от 5% до 25%. – 9%. Школы повышенного уровня (лицеи, гимназии и пр.) – 9%. Рассматриваемый тренд – один из наиболее опасных в современном образовании, он ведет к разрушению образа общедоступной качественной школы. Рассматриваемый тренд – один из наиболее опасных в современном образовании, он ведет к разрушению образа общедоступной качественной школы.

Стагнация внешкольного образования и воспитания Международные исследования последних 40 лет свидетельствуют, что поддержка всех видов образования вне школы критически важна для психологического и социального развития детей, для их образовательных достижений.

Россия – одна из немногих стран, где обеспечивается государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей; в России дети, находящиеся в неблагоприятном экономическом и социальном положении, как правило, не получают доступа к возможностям дополнительного образования, а значит имеют меньше шансов на успехи в школе; фактически в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования посещали всего 24% школьников

Число библиотек сократилось с учреждений до 3 926; Число библиотек сократилось с учреждений до 3 926; Число детских оздоровительных учреждений в стране уменьшилось на Число детских оздоровительных учреждений в стране уменьшилось на 5 000; 5 000; Практически перестали существовать детские и молодежные общественные организации Практически перестали существовать детские и молодежные общественные организации

(алкоголизма, употребления наркотиков, экстремизма). Сохранение создавшейся ситуации является риском сдвига ценностей и усиления негативных явлений в подростковой среде (алкоголизма, употребления наркотиков, экстремизма).

Незавершенность институциональных реформ Незавершенными остаются: создание эффективных механизмов финансирования программ дистанционного и сетевого образования; возможность и порядок финансирования оказания ОУ не образовательных услуг населению (спортивных, культурных); механизмы регулирования порядка оказания ОУ платных услуг и благотворительных взносов родителей; создание механизмов участия общественности и формирования образовательной политики и управлении на всех уровнях; обеспечение прозрачности деятельности ОУ и органов управления для учащихся, их родителей и общественности; снижение бюрократической нагрузки на школу и переход к электронному документообороту.

Качество и содержание образования, ЕГЭ Серьезные искажения в практику реализации ЕГЭ внесло использование его результатов в качестве главного и единственного критерия для оценки работы учителей, школ, муниципалитетов и регионов. Аналогичные проблемы возникают и с федеральным государственным стандартом. Незавершенность институциональных механизмов обновления содержания образования приводит к риску отставания школьной учебной программы от меняющихся современных требований. Российская школа перестает соответствовать запросам значительной части населения.

1.3. Глобальные вызовы: риски архаичности и снижения конкурентоспособности

Долгосрочная стратегия не может строиться лишь на решении проблем сегодняшнего дня. Она должна ориентироваться на вызовы завтрашнего дня, встающие перед всеми развитыми странами, на тенденции, которые будут определять глобальную конкурентоспособность России в будущем. Без ориентации на эти тренды мы можем и не заметить, как хорошая система образования станет архаичной.

Кризис традиционной модели детства создание специальных курсов по повышению родительской компетентности; привлечение родителей к управлению школами, участию в обновлении образовательного процесса; распространение модели «школа полного дня».

Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию Основой массового характера формального образования в XX веке была скудость каналов распространения знаний. Это поддерживало престиж школы и учителя. В ситуации появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира школа утрачивает монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения.

Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов Современное общество сталкивается с фрагментацией культуры, происходит отказ от признания «великих образцов» и ориентация на множественность культурных практик и эталонов. Это приводит к дезориентации молодого поколения, к разрушению межпоколенного культурного пространства. Для школы это создает серьезную проблему разработки критериев для отбора содержания образования.

Становление нового технологического уклада Высокотехнологическая экономика требует от образования повышения ценности креативности, индивидуальности, применения знаний, преодоления подходов, ориентированных на подражание, копирование и послушание.

Оценивает: Оценивает: 1. читательскую компетентность 2. математическую грамотность 3. естественнонаучную грамотность 4. способность учащихся применять в личностно и социально значимых ситуациях полученные знания и умения

По всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира.

Почему в России так мало детей добиваются высоких результатов по РISA?

2. Сценарии развития и предлагаемые меры

Цели нового этапа модернизации образования обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка; усиление вклада образования в инновационное развитие России и ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической средой

2.1. Реставрационный сценарий будет остановлен процесс институциональных преобразований (новая система оплаты труда, закон 83-ФЗ); будет ликвидирован ЕГЭ; будет существенно ограничена вариативность учебников и образовательных программ; в стандартах будет детально прописан перечень обязательных предметов и содержание учебного материала по каждому из них; на старшей ступени школы произойдет отказ от профильного обучения и индивидуальных учебных планов в пользу унифицированного для всех содержания образования; будут ликвидированы гимназии и лицеи, все учреждения возвращены к типовым штатам и ориентированы на выполнение единой общеобразовательной программы.

Факты и цифры В 2008 году зарегистрирован 31 млрд. поисковых запросов в Google, а в 2006 их было только 2б7 млн. Ежегодно мир производит больше информации, чем все человечество произвело за 5 тысяч лет своего существования. Чтобы достичь 50-миллионной аудитории радио потребовалось 38 лет, телевидению – 13, Интернету – 4, Ipod – 2. К 2013 году компьютеры станут умнее конкретных людей, а к 2050 – умнее всего человечества. 10 самых популярных рабочих мест в 2010 году еще не существовали в 2004 году. Каждый четвертый житель планеты работает на своем месте меньше года а каждый второй – меньше 5 лет.

Мы готовим людей к профессиям, которые еще не появились и которые потребуют информационных ресурсов пока нам недоступных, для решения проблем, еще никем не поставленных.

Нельзя не менять систему образования в ситуации, когда среда изменилась до неузнаваемости. Мировой опыт свидетельствует, что не остается стран, которые сохраняют свои образовательные системы в неизменности.

2.2. Стабилизационный сценарий нормативно закрепляются социальные обязательства гос- ва в сфере услуг по образованию и социализации; обеспечивается «эффективный контракт» с педагогическими работниками; вводятся прозрачные правила зачисления детей в ОУ; проводится оптимизация существующей системы проверок и отчетности ОУ; стимулируется развитие вариативных форм дошкольного образования; закрепляется возможность открытия отдельных групп дошкольного образования в кач-ве самостоятельных организаций; реализуются модели сетевого взаимодействия ОУ и организаций социально-культурной сферы; реализуются национальные проекты и программы, направленные на решение острых проблем доступности образования.

Стабилизационный сценарий не предлагает специально организованных действий для ответа на вызовы, встающие перед системами образования развитых стран. Необходимо продолжение модернизации.

2.3. Модернизационный сценарий Новый этап развития школьного образования должен быть ориентирован на достижение нового качества человеческого капитала России, создание системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения.

Показатели успешной реализации модернизационного сценария снижение доли выпускников основной школы, не достигших базового уровня функциональной грамотности; сокращение отставания наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; достижение российскими школьниками результатов, позволяющих войти в группу лидеров по показателям исследования PISA; повышение качества подготовки абитуриентов; снижение проявлений асоциального поведения молодежи.

Для достижения указанных результатов необходимо: создание современной национальной системы оценки качества образования; обеспечение равенства доступа к качественному образованию; большая гибкость и вариативность организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе образования; обновление содержания образования; обновление состава и компетенций управленческих и педагогических кадров

Ограничением модернизационного сценария является то, что он преимущественно опирается на систему формального («школьного») образования, увеличивая ее «нагрузку» и не использует потенциал неформального («внешкольного») образования.

2.4. Инновационный сценарий Инновационный сценарий опирается на заинтересованность семей в развитии потенциала детей и предусматривает стимулирование их активности и инвестиций в сферу неформального образования и социализации.

Почему может быть выбран: образование – лишь часть социума; его главная миссия – социализация молодежи; эта миссия недостижима. Если мы работаем в отрыве от широкого социального контекста и не создаем социальных партнерств.

Основные направления: Новые образовательные результаты, включая эффективную социализацию Возрождение широкой системы дополнительного образования Создание социальных сетей, направленных на создание комплексной системы поддержки ребенка Развитие детской индустрии

Рекомендуемые меры: Муниципальная политика, направленная на развитие инфраструктуры социализации и досуга детей и подростков по месту жительства; новые социокультурные среды для социализации и развития детей и подростков. Федеральная программа поддержки медийно-социальных проектов, решающих задачи формирования социальных установок подрастающего поколения (Интернет, кино, ТВ). Новый уровень индивидуализации образования: нормативно закрепляются механизмы реализации индивидуальных образовательных траекторий в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования. Переход от содержания ведомственных учреждений и организаций образования, культуры и спорта к формированию территориальных сетей образования и социализации. Законодательно оформляется новый тип учреждения - интегрированное социальное учреждение, оказывающее многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения и здравоохранения.

Ограничением инновационного сценария является неразвитость инфраструктуры и архаичность культуры современного внешкольного образования и услуг по социализации, барьеры межведомственной и межсекторной интеграции. Его достоинством является опора на растущие новые ресурсы, на интерес и энергетику не только школ, но существенно более широкого сообщества.

Представляется, что в условиях ресурсных и политических ограничений реалистичным и оптимальным является сочетание стабилизационного и модернизационного сценариев с включением отдельных мер инновационного сценария.

Представленный пакет первоочередных мер в среднесрочной перспективе должен обеспечить повышение конкурентоспособности России и развитие ее человеческого потенциала, однако совершенно очевидно, что реализация этих мер будет создавать условия для более интересного, полного и позитивного взросления уже сегодняшнего поколения школьников. Это может стать дополнительным залогом успешности и необратимости преобразований.

Кто никогда не совершал ошибок, никогда не делал ничего нового Альберт ЭйнштейнКто никогда не совершал ошибок, никогда не делал ничего нового Альберт Эйнштейн