Проблемно и проектно - ориентированное обучение Основы управления проектами. Методология и инструментарий Казанская Ольга Васильевна, к. т. н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление образовательными проектами Модуль 1. Основы управления проектами Казанская Ольга Васильевна, к.т.н., доцент Новосибирский государственный.
Advertisements

Проектная деятельность в управленческой деятельности МБОУ лицей 9 г.Сальска Матюшкина Р.В., заместитель директора по УВР.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
1.3. Проект, его элементы и характеристики. Объективные предпосылки возникновения методов УП 1.Ускорение научно- технического прогресса на примере инновационных.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ - ПОНЯТИЯ И ПРОЦЕССЫ Либерзон В.И.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ - ПОНЯТИЯ И ПРОЦЕССЫ Либерзон В.И.
Алексей Полковников, Президент Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ», Представитель России IPMA Основные тренды развития проектного управления в России.
Особенности реализации программы повышения квалификации «Развитие малого бизнеса» в российских образовательных учреждениях в рамках Государственного плана.
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
Финансово-экономическое обеспечение реализации ФГОС ОО: общие вопросы.
L/O/G/O Докладчик: Юрко Н.И. Педагогический совет
Что такое проект. Определение проекта Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. Проект.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ Губанова Е.В., зав. кафедрой управления образованием, к.п.н., доцент
1 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ CALS и CASE ТЕХНОЛОГИЙ (Курсовая работа) «Проектирование интегрированных.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
МОДЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Гончарова Елена Юрьевна, заместитель начальника управления.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Транксрипт:

Проблемно и проектно - ориентированное обучение Основы управления проектами. Методология и инструментарий Казанская Ольга Васильевна, к. т. н., доцент Новосибирский государственный технический университет 2012 ноябрь

Работы по управлению проектами в общем образовании 1. Новиков Д. А. Теория управления образовательными процессами. М.: Ин - т проблем управл. РАН, с. 2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект. М., Борытко Н. М., Соловцова И. А. Управление образовательными системами / Уч - к для педагогич. вузов. Волгоград, Белоусова Н. В. Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития ОУ. Диссерт. на соискание уч. степ. к. п. н. ( – общая педагогика, история педагогики и образования ). М.,

Примеры проектов в общем образовании 1. Матвеева И. А. Проект по теме " Модель « портфолио - процесса » как системная оценка качества образования 2. ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ Г. САРАТОВА В ГГ. 3. Пилотный проект по развитию общего образования в городе Москве … 3

Виды проектов в образовании 1. Проект – как способ обучения - курсовые, дипломные проекты - проектное обучение ( проблемно - и проектно - ориентированное обучение ) - сетевые проекты 2. Проект – как способ организации работ по реализации поставленных целей ( способ управления ) 4 © Казанская О.В.

Проект и его характеристики Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов Основные свойства, присущие проекту : временный характер уникальность результатов « этапность » и пошаговость ( последовательность выполнения ) 5

Основные свойства проекта Временный характер проекта - четкое начало и четкое завершение ( конечность периода выполнения ) - период выполнения может быть кратким или длительным - результаты выполнения проекта отнюдь не временные ! Причины и следствия временного характера проекта : - временный характер условий выполнения проекта ( политическая, экономическая ситуация, рыночная коньюнктура и др.) - ограниченные сроки деятельности команды проекта 6 © Казанская О.В.

Основы управления проектами Проект и его свойства Проектная и оперативная деятельность : общее и отличия Управление проектами ( определение, треугольник проекта, основной принцип ) Менеджер проекта Управление через проекты УП (Project management) в мире : история и современность Цели и критерии успешности проекта Классификация проектов 7 © Казанская О.В.

Основные свойства проекта Уникальность результатов Примеры из разных отраслей : - строительство - торговый бизнес - ИКТ - бизнес - административное управление ( муниципальное, …) - образование - международные некоммерческие проекты - event-management 8 «Этапность» и пошаговость – развитие по этапам и протекание по шагам © Казанская О.В.

Проекты и обычная оперативная деятельность : общее - ПроектыОперативная деятельность Общие черты: ограничение на ресурсы выполняются людьми планируются, исполняются и управляются 9 © Казанская О.В.

Проекты и обычная оперативная деятельность отличия : - ПроектыОперативная деятельность Временный характерПродолжающийся и повторяющийся во времени процесс Задача проекта – достижение его цели Задача – обеспечение нормального течения функционирования системы (бизнес и др.) Временные командыЗакрепленный персонал, постоянные подразделения Необязательная сертификация Обязательная сертификация юридических лиц Способ организации деятельности: пошаговые планирование и отчетность Зачастую «рутинная работа», оплата не зависит от результатов Большое количество рисковБолее стабильная внешняя среда 10 © Казанская О.В.

ЗАДАНИЕ 1 на тему : « Основные свойства проектов, отличия от оперативной деятельности » - Спланировать проект из области управления образованием, дать ему название ______________________________ (Название проекта Описать предназначение (миссию) проекта (во имя какой благой цели …) ______________________________ (Предназначение проекта) Сформулировать цель проекта и его задачи ______________________________ (Цель проекта) ______________________________ (Задачи проекта) Обозначить временный характер проекта _______________________________ (срок исполнения проекта, «видимый» результат к окончанию проекта ) © Казанская О.В.

ЗАДАНИЕ 1 на тему : « Основные свойства проектов, отличия от оперативной деятельности » ( Продолжение ) Показать, как учитывается ограниченность во времени работы команды (временный характер команды)_____________________________ (Способ формирования команды) Показать, как учитывается обязательность (или необязательность) сертификации деятельности в рамках проекта_____________________________ (Что должно быть сертифицировано) Показать пошаговый характер управле- ния выполнением проекта (планирование и контроль выполнения его этапов)_____________________________ (Схема управления проектом) Указать на возможные риски при выполнении проекта _____________________________ ______ (Основные риски) 12 © Казанская О.В.

Профессиональные ассоциации специалистов в области управления проектами 13 - Ассоциация управления проектами (Project Management Institute - PMI): членов из 120 стран, отделения в 60 странах на всех континентах, штаб-квартира PMI находится в США - International Project Management Association (IPMA) - это содружество европейских национальных ассоциаций управления проектами, штаб-квартира - в Швейцарии. - В России (наряду с отделениями PMI в Москве, Санкт Петербурге и Красноярске) имеется и Российская ассоциация управления проектами - СОВНЕТ Президент СОВНЕТ – Владимир Воропаев © Казанская О.В.

Управление проектами : история Новейшее время ( с середины ХХ века ) / М. Л. Разу /: « в современном постиндустриальном мире УП становится основной управленческой методологией » « современный товар – это не серийное производство, а целый ряд товаров - проектов, обладающих уникальностью и терминальностью …» 14 © Казанская О.В.

Управление проектами : история Новейшее время ( с середины ХХ века ) / М. Л. Разу /: тенденция изменения организационно - институциональной структуры общества ( инициативы организационные изменения инициативы …): возникновение сетевых сообществ ( ассоциации, холдинги, содружества ) « современное государственное управление должно представлять собой управление совокупностью программ и проектов » 15 © Казанская О.В.

Управление проектами Социальные проекты ОБСУЖДЕНИЕ Что есть социальный проект ? Проекты в образовании – социальные ? Примеры не социальных проектов в образовании … 16 © Казанская О.В.

Управление через проекты Задачи внепроектной деятельности - учет труда - хозяйственная деятельность - … Проектная деятельность понеде- льник втор- ник … пят- ница Задача 1 _ час... _ час Задача 2 _ час... _ час …... _ час 17

Критерии успешности проекта Цель ( с учетом интересов заказчика ? без учета ?) Срок Ресурсы Удовлетворенность заказчика ( повторное обращение заказчика ) 18 © Казанская О.В.

Цели проекта и критерии успешности достижения поставленных целей проекта Цели проекта : - конечные результаты проекта - выбранные пути достижения этих результатов Критерии успешности достижения поставленных целей ( оценки различных вариантов исполнения проекта ) Основные : - сроки - стоимость Ограничения ( при рассмотрении и оценке различных вариантов ) Основные : - степень выполнения запланированных целей - качество - ресурсы 19 © Казанская О.В.

Управление проектами – что это ? - это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к операциям проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проектуProject management is the application of knowledge, skills, tools and techniques to project activities to project requirements (Project Management Institute, PMI) Треугольник управления проектом!! Содержание - Качество - Время - Стоимость Основной принцип проектного подхода – повысить эффективность использования ресурсов 20 © Казанская О.В.

Основные задачи менеджера проекта : определение требований и установка четких и достижимых целей определение « траектории » выполнения проекта в условиях противоречащих требований по качеству, содержанию, времени и стоимости коррекция характеристик, планов, отдельных задач 21 Менеджер проекта – лицо, ответственное за достижение целей проекта © Казанская О.В.

Классификация проектов Часто используемые признаки классификации : Вид деятельности, исходная ситуация, содержание ( строительные, ИКТ – проекты, …) Значимость проекта для общества ( федеральный уровень, …) Кто инициирует проекты, источники финансирования ( федеральные. региональные, внутривузовские, международные, …) Сложность проекта ( крупные, мелкие ) Степень повторяемости ( например, « пилотные » проекты ) Способ формирования команды проекта ( конкурсный отбор, поручение, инициативные проекты ) 22 © Казанская О.В.

Виды проектов по типу деятельности 23 Бизнес-проекты Инвестиционные проекты Информационные проекты Некоммерческие проекты (международные, федеральные, региональные, …) – в образовании, в здравоохранении, … © Казанская О.В.

ЗАДАНИЕ 2 на тему : « Классификация проектов, виды проектов » Сравнить проекты из области управления образованием _________________ (Название проекта) ________________ (Название проекта) Вид деятельности проекта Управление образованием ________________ (Вид деятельности проекта) Описать значимость проекта _________________ (значимость проекта) _________________ (значимость проекта) Инициатор проекта __________________ (Инициатор проекта) __________________ (Инициатор проекта) Обозначить степень сложности проекта ___________________ (степень сложности) ___________________ (степень сложности) Описать уникальность и возможную повторяемость проекта ___________________ Описать принцип формирования команды ___________________ (степень сложности) ___________________ (степень сложности) 24 © Казанская О.В.

Цели проекта и критерии успешности достижения поставленных целей ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО проекта - ОБСУЖДЕНИЕ Цели образовательного проекта : - конечные результаты проекта ? - выбранные пути достижения этих результатов ? 25 © Казанская О.В.

Цели проекта и критерии успешности достижения поставленных целей ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО проекта - ОБСУЖДЕНИЕ Что есть критерии успешности проектов в области образования ? Основные критерии : … Каковы ограничения проекта в области образования ( при рассмотрении и оценке различных вариантов ) ? Основные ограничения : … 26 © Казанская О.В.

Цели проекта и критерии успешности достижения поставленных целей ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО проекта - ОБСУЖДЕНИЕ Что есть критерии успешности проектов в области образования ? Примеры в документах министерства О и Н : 1. Паспорт государственной программы " Образование и развитие инновационной экономики : внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы " ( проект ), control=15&id=9424&catalogid=18 27 © Казанская О.В.

Ожидаемые конечные результаты реализации госпрограммы и показатели социально - экономической эффективности : повышение доли граждан, удовлетворенных полученным базовым образованием через год после его завершения ( по результатам социологических исследований, в соответствии с методологией оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ ) с 40 до 60 процентов появление нескольких ведущих российских вузов в международных рейтингах на местах не ниже 500 повышение доли средств, привлеченных через НИР и НИОКР в структуре доходов вузов, с 5 до 20 процентов 28

Ожидаемые конечные результаты реализации госпрограммы и показатели социально - экономической эффективности : повышение доли выпускников вузов, получивших международное ( общеевропейское ) приложение к диплому о высшем профессиональном образовании, с 2 до 20 процентов повышение доли выпускников образовательных учреждений всех уровней образования, проходящих итоговую аттестацию во внешних независимых аттестационных центрах, с 20 до 50 процентов 29

Ожидаемые конечные результаты реализации госпрограммы и показатели социально - экономической эффективности : создание не менее 60 центров сертификации квалификаций во всех федеральных округах доля образовательных организаций и программ, прошедших аккредитацию в международных ассоциациях – не менее 1,5 процентов 30

Список источников 31 Управление проектом. Основы проектного управления: учебник, под ред.М.Л.Разу. – М. : Кнорус, – 768 с. Управление проектами: Учебное пособие для вузов (под ред. Мазура И.И.) Изд. 2-4-е. М.: Омега-Л, – 664 с. Руководство PM BOK, PMI, 2004 Владимир Либерзон. Электронные публикации © Казанская О.В.