Проблемно и проектно - ориентированное обучение Основы управления проектами. Методология и инструментарий Казанская Ольга Васильевна, к. т. н., доцент Новосибирский государственный технический университет 2012 ноябрь
Работы по управлению проектами в общем образовании 1. Новиков Д. А. Теория управления образовательными процессами. М.: Ин - т проблем управл. РАН, с. 2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект. М., Борытко Н. М., Соловцова И. А. Управление образовательными системами / Уч - к для педагогич. вузов. Волгоград, Белоусова Н. В. Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития ОУ. Диссерт. на соискание уч. степ. к. п. н. ( – общая педагогика, история педагогики и образования ). М.,
Примеры проектов в общем образовании 1. Матвеева И. А. Проект по теме " Модель « портфолио - процесса » как системная оценка качества образования 2. ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ Г. САРАТОВА В ГГ. 3. Пилотный проект по развитию общего образования в городе Москве … 3
Виды проектов в образовании 1. Проект – как способ обучения - курсовые, дипломные проекты - проектное обучение ( проблемно - и проектно - ориентированное обучение ) - сетевые проекты 2. Проект – как способ организации работ по реализации поставленных целей ( способ управления ) 4 © Казанская О.В.
Проект и его характеристики Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов Основные свойства, присущие проекту : временный характер уникальность результатов « этапность » и пошаговость ( последовательность выполнения ) 5
Основные свойства проекта Временный характер проекта - четкое начало и четкое завершение ( конечность периода выполнения ) - период выполнения может быть кратким или длительным - результаты выполнения проекта отнюдь не временные ! Причины и следствия временного характера проекта : - временный характер условий выполнения проекта ( политическая, экономическая ситуация, рыночная коньюнктура и др.) - ограниченные сроки деятельности команды проекта 6 © Казанская О.В.
Основы управления проектами Проект и его свойства Проектная и оперативная деятельность : общее и отличия Управление проектами ( определение, треугольник проекта, основной принцип ) Менеджер проекта Управление через проекты УП (Project management) в мире : история и современность Цели и критерии успешности проекта Классификация проектов 7 © Казанская О.В.
Основные свойства проекта Уникальность результатов Примеры из разных отраслей : - строительство - торговый бизнес - ИКТ - бизнес - административное управление ( муниципальное, …) - образование - международные некоммерческие проекты - event-management 8 «Этапность» и пошаговость – развитие по этапам и протекание по шагам © Казанская О.В.
Проекты и обычная оперативная деятельность : общее - ПроектыОперативная деятельность Общие черты: ограничение на ресурсы выполняются людьми планируются, исполняются и управляются 9 © Казанская О.В.
Проекты и обычная оперативная деятельность отличия : - ПроектыОперативная деятельность Временный характерПродолжающийся и повторяющийся во времени процесс Задача проекта – достижение его цели Задача – обеспечение нормального течения функционирования системы (бизнес и др.) Временные командыЗакрепленный персонал, постоянные подразделения Необязательная сертификация Обязательная сертификация юридических лиц Способ организации деятельности: пошаговые планирование и отчетность Зачастую «рутинная работа», оплата не зависит от результатов Большое количество рисковБолее стабильная внешняя среда 10 © Казанская О.В.
ЗАДАНИЕ 1 на тему : « Основные свойства проектов, отличия от оперативной деятельности » - Спланировать проект из области управления образованием, дать ему название ______________________________ (Название проекта Описать предназначение (миссию) проекта (во имя какой благой цели …) ______________________________ (Предназначение проекта) Сформулировать цель проекта и его задачи ______________________________ (Цель проекта) ______________________________ (Задачи проекта) Обозначить временный характер проекта _______________________________ (срок исполнения проекта, «видимый» результат к окончанию проекта ) © Казанская О.В.
ЗАДАНИЕ 1 на тему : « Основные свойства проектов, отличия от оперативной деятельности » ( Продолжение ) Показать, как учитывается ограниченность во времени работы команды (временный характер команды)_____________________________ (Способ формирования команды) Показать, как учитывается обязательность (или необязательность) сертификации деятельности в рамках проекта_____________________________ (Что должно быть сертифицировано) Показать пошаговый характер управле- ния выполнением проекта (планирование и контроль выполнения его этапов)_____________________________ (Схема управления проектом) Указать на возможные риски при выполнении проекта _____________________________ ______ (Основные риски) 12 © Казанская О.В.
Профессиональные ассоциации специалистов в области управления проектами 13 - Ассоциация управления проектами (Project Management Institute - PMI): членов из 120 стран, отделения в 60 странах на всех континентах, штаб-квартира PMI находится в США - International Project Management Association (IPMA) - это содружество европейских национальных ассоциаций управления проектами, штаб-квартира - в Швейцарии. - В России (наряду с отделениями PMI в Москве, Санкт Петербурге и Красноярске) имеется и Российская ассоциация управления проектами - СОВНЕТ Президент СОВНЕТ – Владимир Воропаев © Казанская О.В.
Управление проектами : история Новейшее время ( с середины ХХ века ) / М. Л. Разу /: « в современном постиндустриальном мире УП становится основной управленческой методологией » « современный товар – это не серийное производство, а целый ряд товаров - проектов, обладающих уникальностью и терминальностью …» 14 © Казанская О.В.
Управление проектами : история Новейшее время ( с середины ХХ века ) / М. Л. Разу /: тенденция изменения организационно - институциональной структуры общества ( инициативы организационные изменения инициативы …): возникновение сетевых сообществ ( ассоциации, холдинги, содружества ) « современное государственное управление должно представлять собой управление совокупностью программ и проектов » 15 © Казанская О.В.
Управление проектами Социальные проекты ОБСУЖДЕНИЕ Что есть социальный проект ? Проекты в образовании – социальные ? Примеры не социальных проектов в образовании … 16 © Казанская О.В.
Управление через проекты Задачи внепроектной деятельности - учет труда - хозяйственная деятельность - … Проектная деятельность понеде- льник втор- ник … пят- ница Задача 1 _ час... _ час Задача 2 _ час... _ час …... _ час 17
Критерии успешности проекта Цель ( с учетом интересов заказчика ? без учета ?) Срок Ресурсы Удовлетворенность заказчика ( повторное обращение заказчика ) 18 © Казанская О.В.
Цели проекта и критерии успешности достижения поставленных целей проекта Цели проекта : - конечные результаты проекта - выбранные пути достижения этих результатов Критерии успешности достижения поставленных целей ( оценки различных вариантов исполнения проекта ) Основные : - сроки - стоимость Ограничения ( при рассмотрении и оценке различных вариантов ) Основные : - степень выполнения запланированных целей - качество - ресурсы 19 © Казанская О.В.
Управление проектами – что это ? - это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к операциям проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проектуProject management is the application of knowledge, skills, tools and techniques to project activities to project requirements (Project Management Institute, PMI) Треугольник управления проектом!! Содержание - Качество - Время - Стоимость Основной принцип проектного подхода – повысить эффективность использования ресурсов 20 © Казанская О.В.
Основные задачи менеджера проекта : определение требований и установка четких и достижимых целей определение « траектории » выполнения проекта в условиях противоречащих требований по качеству, содержанию, времени и стоимости коррекция характеристик, планов, отдельных задач 21 Менеджер проекта – лицо, ответственное за достижение целей проекта © Казанская О.В.
Классификация проектов Часто используемые признаки классификации : Вид деятельности, исходная ситуация, содержание ( строительные, ИКТ – проекты, …) Значимость проекта для общества ( федеральный уровень, …) Кто инициирует проекты, источники финансирования ( федеральные. региональные, внутривузовские, международные, …) Сложность проекта ( крупные, мелкие ) Степень повторяемости ( например, « пилотные » проекты ) Способ формирования команды проекта ( конкурсный отбор, поручение, инициативные проекты ) 22 © Казанская О.В.
Виды проектов по типу деятельности 23 Бизнес-проекты Инвестиционные проекты Информационные проекты Некоммерческие проекты (международные, федеральные, региональные, …) – в образовании, в здравоохранении, … © Казанская О.В.
ЗАДАНИЕ 2 на тему : « Классификация проектов, виды проектов » Сравнить проекты из области управления образованием _________________ (Название проекта) ________________ (Название проекта) Вид деятельности проекта Управление образованием ________________ (Вид деятельности проекта) Описать значимость проекта _________________ (значимость проекта) _________________ (значимость проекта) Инициатор проекта __________________ (Инициатор проекта) __________________ (Инициатор проекта) Обозначить степень сложности проекта ___________________ (степень сложности) ___________________ (степень сложности) Описать уникальность и возможную повторяемость проекта ___________________ Описать принцип формирования команды ___________________ (степень сложности) ___________________ (степень сложности) 24 © Казанская О.В.
Цели проекта и критерии успешности достижения поставленных целей ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО проекта - ОБСУЖДЕНИЕ Цели образовательного проекта : - конечные результаты проекта ? - выбранные пути достижения этих результатов ? 25 © Казанская О.В.
Цели проекта и критерии успешности достижения поставленных целей ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО проекта - ОБСУЖДЕНИЕ Что есть критерии успешности проектов в области образования ? Основные критерии : … Каковы ограничения проекта в области образования ( при рассмотрении и оценке различных вариантов ) ? Основные ограничения : … 26 © Казанская О.В.
Цели проекта и критерии успешности достижения поставленных целей ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО проекта - ОБСУЖДЕНИЕ Что есть критерии успешности проектов в области образования ? Примеры в документах министерства О и Н : 1. Паспорт государственной программы " Образование и развитие инновационной экономики : внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы " ( проект ), control=15&id=9424&catalogid=18 27 © Казанская О.В.
Ожидаемые конечные результаты реализации госпрограммы и показатели социально - экономической эффективности : повышение доли граждан, удовлетворенных полученным базовым образованием через год после его завершения ( по результатам социологических исследований, в соответствии с методологией оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ ) с 40 до 60 процентов появление нескольких ведущих российских вузов в международных рейтингах на местах не ниже 500 повышение доли средств, привлеченных через НИР и НИОКР в структуре доходов вузов, с 5 до 20 процентов 28
Ожидаемые конечные результаты реализации госпрограммы и показатели социально - экономической эффективности : повышение доли выпускников вузов, получивших международное ( общеевропейское ) приложение к диплому о высшем профессиональном образовании, с 2 до 20 процентов повышение доли выпускников образовательных учреждений всех уровней образования, проходящих итоговую аттестацию во внешних независимых аттестационных центрах, с 20 до 50 процентов 29
Ожидаемые конечные результаты реализации госпрограммы и показатели социально - экономической эффективности : создание не менее 60 центров сертификации квалификаций во всех федеральных округах доля образовательных организаций и программ, прошедших аккредитацию в международных ассоциациях – не менее 1,5 процентов 30
Список источников 31 Управление проектом. Основы проектного управления: учебник, под ред.М.Л.Разу. – М. : Кнорус, – 768 с. Управление проектами: Учебное пособие для вузов (под ред. Мазура И.И.) Изд. 2-4-е. М.: Омега-Л, – 664 с. Руководство PM BOK, PMI, 2004 Владимир Либерзон. Электронные публикации © Казанская О.В.