Всероссийская конференция «Зеленые технологии - путь решения проблем изменения климата и сохранения окружающей среды» г. Москва, 8-9 ноября 2012 года Председатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Advertisements

Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Охрана окружающей среды Агентство РК по статистике Астана, 2009.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Экологический менеджмент. Экологический менеджмент – современная система управления природопользованием и охраной природных ресурсов. Эта система: -направлена.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
ЭНЕРГОТЕХАТОМ Концепция безопасности АЭС год.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Внедрение Системы Эколого- экономического Учета (СЭЭУ) Питер Харпер Председатель Комитет экспертов ООН по эколого-экономическому учету Семинар высокого.
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Транксрипт:

Всероссийская конференция «Зеленые технологии - путь решения проблем изменения климата и сохранения окружающей среды» г. Москва, 8-9 ноября 2012 года Председатель Правления Международной экологической общественной организации «ГРИНЛАЙТ», президент Неправительственного экологического Фонда им В.И.Вернадского, почетный член ПАСЕ, д.т.н., профессор, член-корр. РАН В.А.ГРАЧЕВ Исполнительный директор Международной экологической общественной организации «ГРИНЛАЙТ» О.В.ПЛЯМИНА

2 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утверждены Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым «28» апреля 2012 года.

3 Реализация государственной политики в области экологического развития осуществляется на основании принципов, которые условно можно подразделить на следующие группы Обеспечение прав граждан и интересов обществаОхрана окружающей среды Экологическая безопасность экономической и иной деятельности Ответственность за состояние окружающей средыРазвитие международного сотрудничества

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду Обеспечение прав граждан и интересов общества 4

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде Экологическая безопасность экономической и иной деятельности на соответствующих территориях:

ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях Ответственность за состояние окружающей среды

Взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в природоохранной сфере, учет и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

9

10 Основы государственной политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации ) ПЛАН действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждается Правительством Российской Федерации) Целевые показатели решения основных задач государственной политики в области экологического развития, количественные значения по их достижению определяются: основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации концепциями долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды федеральными и региональными программами в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Финансирование реализации государственной политики в области экологического развития осуществляется за счёт средств федерального бюджета за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за счёт средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации Планы реализации государственной политики в области экологического развития в регионах России Планы реализации государственной политики в области экологического развития по отраслям экономики 11

Комплекс мер по обеспечению экологической безопасности и реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, по достижению целевых отражающих снижение негативного воздействия на окружающую среду показателей, реализация которых обеспечивает решение основных задач государственной политики на период до 2030 года Индикатор окружающей среды (экологический индикатор) - параметр или значение, описывающее состояние окружающей среды и его воздействие на человека, экосистемы и материалы, нагрузки на природную среду, движущие силы и ответное реагирование, управляющее этой системой. (Словарь Европейского агентства по окружающей среде) Индикатор окружающей среды (экологический индикатор) - параметр или значение, описывающее состояние окружающей среды и его воздействие на человека, экосистемы и материалы, нагрузки на природную среду, движущие силы и ответное реагирование, управляющее этой системой. (Словарь Европейского агентства по окружающей среде) Цель введения любых индикаторов и индексов - оценка ситуации (состояния, обстановки) и ее изменения по каким-то направлениям исследований, в том числе в экологическом аспекте, на основании которой для системы поддержки принятия решений должен быть дан прогноз возможного развития событий и разработаны рекомендации по обеспечению устойчивого развития. 12

чувствитель- ность и надежность способность к агрегативности простота интерпретации научная обоснованность представитель- ность (отражение существенных характеристик) доступность для проверки и использования отражение изменений в окружающей среде 13

ГОСТ Р ИСО «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования» оценивание экологической эффективности (ОЭЭ) - внутренний процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства достоверной и подтверждаемой текущей проверкой информацией, позволяющей определить, соответствует ли экологическая эффективность организации совокупности критериев, заданных руководством организации. показатель экологической эффективности (environmental performance indicator) (ПЭЭ) показатель эффективности управления (management performance indicator) (ПЭУ): показатель экологической эффективности обеспечивающий информацию об усилиях руководства, предпринимаемых с целью воздействия на экологическую эффективность организации показатель эффективности функционирования (operational performance indicator) (ПЭФ): показатель экологической эффективности, обеспечивающий информацию об экологической эффективности функционирования организации 14

внедрения и эффективности различных программ управления окружающей средой действий руководства, влияющих на экологическую эффективность организации и, возможно, состояние окружающей среды особо важных усилий для успеха управления окружающей средой организации способности управления окружающей средой организации, включая гибкость реагирования на изменения условий, связанных с конкретными целями, эффективной координацией, или способности решать проблемы соответствия законодательным и нормативным требованиям, соответствия другим требованиям, которым должна удовлетворять организация финансовых затрат и выгод ПЭУ могут быть использованы для отслеживания: 15

ПЭФ охватывают: входные материальные потоки (например, обработанные, восстановленные, повторно используемые или исходные сырьевые материалы, природные ресурсы), энергию и услуги обеспечение поставок для функционирования организации проектирование, монтаж, функционирование (включая аварийные ситуации и отклонения в работе) и техническое обслуживание сооружений и оборудования организации выходные потоки: продукцию (например, основную продукцию, полуфабрикаты, восстановленные и повторно используемые материалы), услуги, отходы (твердые, жидкие, опасные, безопасные, пригодные к восстановлению, повторному использованию), выбросы/сбросы (выбросы в атмосферу, сбросы в воду или на землю, шум, вибрации, тепло, радиация, свет), являющиеся результатом функционирования организации 16

17

…… Области 18 МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕГИОНЫ Края Республики РИО+ 20 Большая 20 Большая 8 …….. Организации и предприятия Холдинги ОТРАСЛИ Металлургическая отрасль Нефтегазовая отрасль Атомная отрасль

РИО (3-14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро) РИО (3-14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро) Декларация по окружающей среде и развитию Повестка дня на XXI век РИО+10 (26 августа - 4 сентября 2002 года, Йоханнесбург, Южная Африка) РИО+10 (26 августа - 4 сентября 2002 года, Йоханнесбург, Южная Африка) Резолюции (1-4) Резолюции (1-4) Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию РИО+20 (20-22 июня 2012 года, Рио-де-Жанейро) РИО+20 (20-22 июня 2012 года, Рио-де-Жанейро) Резолюция План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию

20 Обеспечение возобновления политических обязательств в области устойчивого развития, оценить достигнутые результаты и сохраняющиеся пробелы в осуществлении решений крупных встреч на высшем уровне по устойчивому развитию, и решения новых и возникающих проблем ЦЕЛЬ Основные темы зеленая экономика в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты институциональные рамки устойчивого развития Резолюция Планируемые результаты Новая парадигма устойчивого развития ЭкологияЭкономика Социаль- ные вопросы

21 Ref Vladimir Grachev Ref Vladimir Grachev Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского имеет специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН Реализация решения РИО+20 будет связана с работой Фонда и ГРИНЛАЙТ в ООН и ПАСЕ Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского имеет специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН Реализация решения РИО+20 будет связана с работой Фонда и ГРИНЛАЙТ в ООН и ПАСЕ

держится на трех китах 22 Устойчивое развитие Ресурсы Прибавочная стоимость Экологическая эффективность вариантов развития Глобальная экология Социальная стабильность ТрудТворчество Энер- гетика Промыш ленность Образова- ние Социальная ответствен- ность Культура Мир и согласие в обществе Экономика и ее эффективность Экология и ее эффективность Социальная сфера и ее эффективность Другие отрасли экономики

23 Экологическая эффективность (характеристики экологичности) – измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролем организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях. Для оценивания экологической эффективности разработан специальный стандарт ГОСТ Р ИСО Оценивание экологической эффективности (ОЭЭ) - внутренний процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства достоверной и подтверждаемой текущей проверкой информацией, позволяющей определить, соответствует ли экологическая эффективность организации совокупности критериев, заданных руководством организации.

24 Для способов производства энергии можно предложить следующие показатели: Количество выделяющихся парниковых газов во всем цикле создания и функционирования способа производства энергии; Выброс вредных веществ в атмосферу; Сброс вредных веществ в водные источники; Образование отходов; Выделение радиоактивных веществ в окружающую среду; Отчуждение земельных ресурсов; Мощность тепловых сбросов и изменение теплового баланса окружающей среды; Перспективность развития с точки зрения наличия ресурсов; Риск для людей.

25 п/п Показатель Способы производства электроэнергии Уголь Газ, нефть Гидроэнерг ия СолнцеВетер Ядерная энергия Количество выделяющихся парниковых газов 107,20,10,70,30,1 Выброс вредных веществ в атмосферу 104,30,15 Сброс вредных веществ в водные источники 50,40,1 Образование отходов 101,70,133 Отчуждение земельных ресурсов 0,1 103,350,1 Выделение радиоактивных веществ в окружающую среду 100,40,1 10 Мощность тепловых сбросов 550,1555 Перспективность развития, с точки зрения наличия ресурсов 0,15555 Риск для людей 100,30,9*2,90,20,5 СКП Суммарный комплексный показатель 65,226,416,522,118,916,1 ПЭЭ Относительный комплексный показатель экологической эффективности. Доля в % от наилучшего 1,00 24,7 % 2,47 61 % 3,95 97,5 % 2,95 72,8 % 3,45 85,2 % 4, %

26 Принятые Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года определили не только основные задачи государственной политики в области экологического развития, но и механизмы для их решения. Основным условием реализации Основ является принятие основных нормативных правовых актов, в первую очередь Плана действий по реализации настоящих Основ, который до сих пор не утвержден Правительством Российской Федерации. Эффективность реализации государственной политики в области экологического развития: -оценивается в соответствии с целевыми показателями, количественные значения по достижению которых должны определяться в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, в федеральных и региональных программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; -зависит от экологических индикаторов, использование которых способствует выявлению конкретных целей политики устойчивого развития в количественной форме, разработке стратегий для развития на перспективу и прогнозированию эффекта от принимаемых решений. 12

Для практической реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации необходима для каждой отрасли экономики страны разработка комплексных планов с учетом индикаторов экологической эффективности. Положительным примером реализации экологической политики с использованием индикаторов экологической эффективности является атомная отрасль, отвечающая самым высоким международным стандартам в области экологической безопасности, что в свою очередь способствует развитию атомной энергетики и промышленности в интересах России. Отсутствие четко определенной государственной экологической политики и реальных механизмов ее реализации не позволило добиться обеспечения во всех регионах Российской Федерации благоприятного качества окружающей среды. Основной задачей Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций, бизнес-сообщества и граждан должна стать практическая реализация стратегической цели и задач, поставленных в Основах, и предотвращение превращения Основ в декларативный документ, который останется пылиться на полках министерств и ведомств

28