Методы обучения. Автор: Ересько Т.Н. руководитель МО начальных классов МОУ «СОШ 62»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы и средства обучения.
Advertisements

Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М.
План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Лекционные вопросы 1. Предмет и задача методики преподавания 2. Основные методы преподавания 3. Педагогический процесс Тема 1. Методика преподавания управленческих.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ.. Классификация методов обучения географии Методы обучения необходимы для того, чтобы обеспечить усвоение всех компонентов содержания.
Классификация и структура типов уроков теоретического обучения и методов обучения.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Классификация методов обучения: Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод Проблемный метод Частично-поисковый метод Исследовательский метод.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Наглядный, словесный, практический методы. Проблемные методы. Развивающий характер обучения. Специфика методов и приемов музыкального воспитания и обучения.
Транксрипт:

Методы обучения. Автор: Ересько Т.Н. руководитель МО начальных классов МОУ «СОШ 62»

Методы обучения. Процесс обучения основывается на методической системе, компонентами которой являются цели, содержание, методы, средства, формы обучения. Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей. Самая распространенная классификация методов С.И.Петровс Кого и Е.Я.Голанта – по источнику передачи и характеру восприя тия информации: словесные, наглядные, практические. Однако эти классификации не отражают приёмов обучения и потребнос тей ученика.

Для формирования любых понятий должен учитываться характер познавательной деятельности учащихся. А процесс обучения любому предмету должен базироваться на потребностях учащихся. Наиболее удачной явилась классификация методов обучения М.Н.Скаткина и И.Я. Лернера – в соответствии с характером познавательной деятельности уч-ся по усвоению содержания образования. В ней выделены 5 методов: 1.Объяснительно-иллюстративный. Основное его назначение состоит в передаче учебной информации (готовых знаний) обучаемым. При этом методе преподаватель сообщает информацию, а обучаемые её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. 2. Репродуктивный. Организация деятельности обучаемых по воспроизведению и применению усвоенной информации осуществляется этим методом. В рамках этого метода решаются типовые задачи, выполняются лабораторные работы и т. п.

Структура объяснительно – иллюстративного метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя БЕСЕДА РАЗЪЯСНИТЬ ФОРМУЛИРОВКА ФАКТОВ Метод обучения ДОБИТЬСЯ ВОСПИЯТИЯ СООБЩЕНИЕ объяснительно- ДОБИТЬСЯПОНИМАНИЯ ОБЪЯСНЕНИЕ иллюстративный ПОКАЗ ДЕЙСТВИЯ Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности Приемы учения Потребности ученика Просмотр информации Уровень познавательной Овладеть способом Прочтение информации деятельности уч-ся применения по образцу Прослушивание инфор- репродуктивный Запомнить материал ции (воспроизведение) Понять материал Участие в восприятии информации

Структура репродуктивного метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя Устный опрос ранее изученного Подобрать упражнения на материала запоминание информации Упражнения на запоминание Умение учащихся перевести рассмотренного материала в разряд навыка Игра Цель урока: усвоение готовых знаний Приемы учения Потребности ученика Решение заданий по Уровень познавательной Много раз воспроизвести образцу деятельности уч-ся знания Повторение репродуктивный Запомнить информацию, информации (воспроизведение) необходимую для решения упражнений

3.Метод проблемного изложения. Этот метод призван делать обучаемых свидетелями научного поиска в процессе объяснения им сути учебной информации. Здесь преподаватель не просто излагает содержание учебной информации, а ставит проблему, раскрывает систему доказательств, показывает логический путь разрешения проблемы и решает её. Проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение, воспитывает определенный тип мышления, развивает творческое мышление.

Структура метода проблемного изложения Приемы преподавания Задачи учителя Постановка проблемы Метод обучения Организация адекватных Создание проблемной проблемного действий учеников ситуации изложения Разрешение проблемной ситуации (поиск) Анализ полученного решения Цель урока: обучение уч-ся элементам творческой деятельности Приемы учения Потребности ученика Выполнение логических операций Сравнивать Воспроизведение знаний и способов Анализировать деятельности Выделять главное Рассказ Уровень познавательной Осмысление учебного материала деятельности уч-ся Составление плана частично-поисковый Восприятие информации (понимание)

4. Частично-поисковый (эвристический). Частично – поисковый метод позволяет приблизить обучаемых к самостоятельному разрешению проблем. Реализация его дает возможность учить обучаемых выполнению отдельных этапов исследования. Здесь учитель сам формулирует задание. Дает им логику и методику поиска на всех этапах решения, но само решение на отдельных этапах обучаемые выполняют самостоятельно.

Структура частично- поискового метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя Эвристическая беседа Метод обучения Проблемный подход в Самостоятельная работа частично-поисковый сообщении материала с элементами исследования (информационно- Игра эвристический) Цель урока: обучение уч-ся элементам творческой деятельности Приемы учения Потребности ученика Самостоятельные обобщения Уровень познавате- Стремление к выявлению смысла Решение познавательных льной деятельности изучаемого содержания задач частично-поисковый Познание связей между Составление плана самостоя- (понимание и явлениями тельной работы перенос) Овладение способами примене- Участие в эвристической беседе ния знаний в измененных условиях Частичный мыслительный эксперимент

Исследовательский метод Исследовательский метод предполагает полное сближение учебной познавательной деятельности обучаемых с деятельностью научной. В этом случае учитель только формулирует задание для учащихся и напоминает им о методах научной работы, а собственно исследование ученики проводят самостоятельно.

Структура исследовательского метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя Сопоставление с новыми фактами Метод обучения Минимум информационных Консультации исследовательский функций Анализ Оценка Максимум управленческой Эксперимент деятельности Анализ известных фактов Управление исследовательской деятельностью Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности Приемы учения Потребности ученика Осознание учебной проблемы Уровень познавательной Стремление применить знания Самостоятельное выдвижение деятельности уч-ся Потребности в процессе сам. гипотезы по решению исследовательский работы разрешить уч.проблему Соотнесение полученных результатов с предположением Обобщение по проблеме в целом

Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала: -объяснительно – иллюстративный метод информирует о новых элементах знаний данной науки, темы; - репродуктивный метод формирует навыки отношений, между элементами знаний; - проблемный метод ориентирует на осознанное усвое- ние, воспитывает определённый тип мышления; - проблемный, эвристический, исследовательский методы развивают творческие способности. Порядок применения методов может меняться. Сочетания методов зависят от контингента учащихся, от их подготовки, наличия у них знаний и умений из опорных тем, уровня умственного развития, от целей и задач урока и от самого учителя, его эрудиции.

Каждый метод можно представить состоящим из совокупности методических приёмов. Приём – это частное выражение метода. Это система действий, которая служит для решения учебных задач. Универсальные приёмы: Для преподавания это: сообщение, описание, объяснение, инструктаж(требование, указание), постановка вопроса, зада- ния, демонстрация (опыта), показ наглядного объекта и т.д. Для учения это: слушание, заучивание, восприятие, наблю- дение, чтение, письмо, решение, размышление вслух, объяс- нение, рисование, выполнение упражнений, задавание воп- росов, практическое действие, конструирование, разделение, соединение и т.д.

При выборе методов обучения следует учитывать специфику используемых для их реализации средств обучения. Их делят на 2 группы: Первая группа – это те, которые позволяют улучшать функционирование канала прямой связи в учебном процессе. Эти средств могут способствовать улучшению наглядности в обучении, повышению доступ- ности учебной информации, могут помочь более точно и полно информировать обучаемого об изучаемом предмете или явлении, расширить возможности по созданию новых и совершенствованию традиционных способов и приёмов учебной работы. Вторая группа – это те, которые принципиально могут позволить улучшить как функционирование канала прямой связи, так и канала обратной связи в учебном процессе. Это означает, что эти средства могут ещё помочь усилить контроль и самоконтроль за ходом и результатами процесса учебной информации.

Спасибо!