Профилактика суицидальных намерений. Оказание помощи подростку с суицидальными намерениями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Advertisements

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Принятие человека таковым, каким он является.
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения школьников. Подготовила: педагог-психолог Агапова И.Ю.
Профилактика детских и подростковых суицидов Докладчик: социальный педагог Сальковская О.Ю.
Выполнила: Смирнова Татьяна, учащаяся 10 класса МОУ Судиславской СОШ Руководитель: Захарова Татьяна Александровна, социальный педагог.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г.о. Железнодорожный Московской области , Московская область,
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Профилактика суицидального поведения среди подростков.
Профилактика суицидального риска среди несовершеннолетних Семинар на тему:
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
КОГДА ЛЮБОВЬ В ДЕФИЦИТЕ Не надо стремиться жить только ради детей – живите для себя и помните, воспитывая детей, вы реализуете свою потребность любить.
Исследовательская работа: ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 1 – Петропавловская средняя общеобразовательная школа.
Профилактика суицида в подростковой среде Презентацию подготовила: педагог- психолог Рожкова Н.Л.
« Вызывающее поведение подростков: как реагировать?»
Профилактика суицида. Информацию подготовила педагог- психолог: Загородина Екатерина Сергеевна.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ.
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Транксрипт:

Профилактика суицидальных намерений. Оказание помощи подростку с суицидальными намерениями.

Причины суицидальных намерений могут быть разными : - Алкоголизм родителей - развод родителей - Потеря близкого - Безответное чувство влюбленности - Систематические унижения - Безразличие со стороны родителей, сверстников и пр.

эмоции и чувства При подобных ситуациях ребенок, как правило, испытывает одни и те же эмоции и чувства ( какая бы ситуация не была, чувства примерно одинаковы и накал переживаний одинаков – очень высокий ): - Боль - Вина - Разочарование - Одиночество - Страх - Стыд - и пр.

То есть, причины разные, но порождают они определенные ( отрицательные ) чувства. Любая причина приводит к острому психологическому переживанию, в котором много чувств.

ребенок хочет : Переживая подобные чувства, ребенок хочет : - Внимания - Поддержки - Понимания - Жалости - Любви - Помощи - Надежды - Изменений - Решения проблемы ( устранения причины ) - пр …

мотивы суицида : Отсюда выделяют следующие мотивы суицида : 1) призыв к помощи ( хочет помощи, поддержки, внимания и т. п.) 2) Протест ( протестует против невнимания, отсутствия любви, понимания и т. п.) 3) Избегание ( хочет уйти от проблем, избежать причин ) 4) Самонаказание ( особенно, если есть чувство вины ) 5) Отказ ( отказ от насилия, навязывания своих убеждений – как правило, при наличии « высокой, сверхценной » идеи, отказываюсь жить так, как хотят от меня другие )

Таким образом, любое суицидальное намерение сводится к 5- и мотивам. Изначально, у ребенка с суицидальными мыслями нет намерения уйти из жизни, у него есть желание убрать причину, изменить ситуацию. Поэтому, суицид является не проблемой, а способом решения проблемы. Поэтому важно переформулировать проблему в задачу, которую требуется решить.

Тема смерти для подростков важна. В этом возрасте не сформировано чувство невозвратности, для них – это двери, которые открываются в 2- х направлениях. То есть осознанного отношения к смерти у подростков нет, поэтому есть риск – они могут « заиграться ».

важно : Поэтому, важно : формировать осознанное отношение к смерти : ( просмотр фильмов с обязательным обсуждением под руководством взрослого, дискуссии при управлении со стороны взрослого ). Но, если у меня самого не сформировано отношение к смерти, нельзя обсуждать эту тему с подростками. Подобная тематика должна выбираться очень аккуратно. Важно знать : если у ребенка есть суицидальные намерения, любую беседу он будет переводить на тему смерти

важно в беседе выходить на чувства Если вы разговариваете с подростком с суицидальными намерениями, важно в беседе выходить на чувства, чтобы понять чего он хочет, то есть идет работа с эмоциональным состоянием ребенка. 30% суицидов подросткового возраста семейные. Семья для ребенка – это модель мира, и если она ужасна, то возникают суицидальные мысли. В подростковом возрасте причин для возникновения определенных чувств очень много, в возможности разобраться очень мало. Часто возникает тоннельное состояние – нет света впереди. Большой минус реальности : нет культуры обращаться за помощью в подобном состоянии.

Проявления суицидальных мыслей : - Нетипичное поведение - Снижение интереса к жизни - Снижение успеваемости - Мимолетные реплики - Раздаривание - Рисунки в тетради - Пр.

Задача взрослых : 1) Вовремя обратить внимание 2) Учить детей обращаться за помощью 3) Учить рассматривать любую возникшую проблему как задачу, имеющую несколько способов решения, а не только уход из жизни

З стадии перехода от внутренних форм к внешним : 1) Пассивное размышление 2) Суицидальные замыслы ( свои мысли проговаривают, в разговорах выводят на тему смерти ) – присутствие амбивалетности, идет процесс взвешивания : « за » и « против » 3) Суицидальные намерения – обдумывают, как это можно сделать, разрабатывают план с деталями

В подростковом возрасте, как правило, суициду предшествует депрессивное состояние. В точке входа в депрессию есть причина для суицида ( как правило, не одна ), много отрицательных эмоций, от этих чувств наступает обессиливание, апатия. Постепенно проходя другие точки депрессии ( в это время взвешивается все « за и против », идет обдумывание, но нет сил ), возникает точка выхода из нее ( в это время собралось много аргументов « за », мало – « против », принимается решение о смерти ) и на выходе из депрессии появляются силы и исполняется решение.

Важно : Помочь подростку может любой человек ( необязательно специалист ) в любой точке депрессивного состояния. В точке выхода из депрессии,- перенаправив энергию с решения уйти их жизни на решение изменить ситуацию. Что мешает взрослым принять участие в жизни ребенка : - Собственное отношение к смерти - Чувство страха - Ответственность - Мифы о суициде

Мифы : 1) Только психически неполноценный человек совершает суицид 2) Только слабый ( сильный ) может это сделать 3) Об этом не надо говорить, если мы будем говорить о суициде, то подростки непременно захотят его совершить 4) Если ребенок об этом проговаривает, то он этого не сделает 5) Прием алкоголя снижает риск суицида 6) Любой суицид можно предотвратить

В суициде нет виноватых, суицид – это не поступок, это процесс, в котором участвует много людей, много причин. 7 ступеней помощи в работе с суицидентом : 1) Установление контакта ( я готов принять тебя вместе со всеми суицидальными мыслями, не переделывать, дать понять, что он вам нужен ). Желание быть с ним рядом должно быть искренним : не готовы, не помогайте. Уделить внимания столько, сколько нужно

2) Этап активного слушания ( если человек молчит, просто помолчать рядом с ним ) 3) Восстановление социальных контактов ( кто еще может ему помочь ) 4) Разговор о том, что произошло, работа с семьей как с ресурсной базой 5) Планирование ближайшего будущего ( планирование на каждые 15 минут – он должен осознавать план своей жизни, проговаривание своих опасений : «… дай мне слово, что до завтрашнего дня ты этого не сделаешь ». В дальнейшем планирование каждые 1-2 часа

6) Метакоммуникации – какой опыт он вынес из этой ситуации, если будет еще такая ситуация, что ты будешь делать – формирование осознанного подхода, профилактика попытки 7) Сведение к минимуму нашей роли как помощника ( передача ответственности за его жизнь в его руки ) Мысль о суициде возникает, когда ситуацию вынести невозможно. Самый опасный возраст лет

Телефоны учреждений, оказывающих помощь в кризисных ситуациях «Теплый Дом»: (бесплатно) «Психолог Плюс»: (бесплатно) Центр «Берег»: , (бесплатно) Центр «Белая Зебра»: Телефон доверия «Психолог Плюс»: , Телефон Доверия «Теплый Дом»: Телефон доверия Республиканской Психиатри- ческой Больницы: , Телефон доверия при МВД: ,