Педагог-психолог: Казина К.А. Москва 2012 год Психологические особенности индивидуального развития творческих способностей детей Департамент образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Баранова Екатерина Анатольевна Педагог дополнительного образования Центр « Потенциал »
Advertisements

СПОСОБНОСТИ. Шчаслiвы той, хто знайшоў сваю справу; няхай ён не шукае iншага шчасця. У яго ёсць справа i мэта жыцця... Карлейль.
Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии.
План: 1.Понятие о способности. 2.Способности и деятельность. 3.Формирование способностей. 4.Развитие природных задатков. 5.Ти п ы способностей: учебные,
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «ТЕРЕМОК»
Способности План: Понятие о способности. Способности и деятельность. Формирование способностей. Развитие природных задатков. Типы способностей: учебные,
Департамент образования города Москвы Южное окружное управление образования города Москвы Психологическая служба ЮАО Центр развития ребенка детский сад.
ОДАРЕННОСТЬ Федорова Ч. П. ОГБОУ СПО БПК им. Д. Банзарова ОДАРЕННОСТЬ Федорова Ч. П. ОГБОУ СПО БПК им. Д. Банзарова.
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов : интеллектуальная.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Развитие потенциальных способностей на уроке Заместитель директора по УВР МОУ школы 14 г. Яровое Дьяконова Г.Н.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
«ОДАРЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ,ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
1 Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В.
Сущностные характеристики совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования Баталова Т.Н. Старший.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.
Транксрипт:

Педагог-психолог: Казина К.А. Москва 2012 год Психологические особенности индивидуального развития творческих способностей детей Департамент образования города Москвы Южное окружное управление образования города Москвы Психологическая служба ЮАО Центр развития ребенка детский сад 1754 Стажировочная площадка «Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс нации Одаренные дети. Поддержка детской инициативы»

Понятие способности 1.Способности свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. 2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. 3. Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Теплов Борис Михайлович ( )

«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». Понятие способности

Природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Классификация способностей

специальные высшие интеллектуальные способности общие Классификация способностей

Теоретические Классификация способностей

Творческие Классификация способностей

Предметно- деятельностные, или предметно-познавательные Способности к общению, взаимодействию с людьми Классификация способностей

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью

Приобретенные (социальные) Врожденные (природные) Врожденные (природные)

А.Анастази: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды». Психологические особенности индивидуальных различий Анастази (Anastasi) Анна (род. 1908, Нью–Йорк) американский психолог.

1.Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. 2.Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства. 3.Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности. 4.Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания. 5.Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания. Условия и предпосылки развития социальных способностей

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ Первичный этап - от рождения до 67 лет Созревание необходимых органических структур и формированием на их основе нужных функциональных органов. Первичный этап - от рождения до 67 лет Созревание необходимых органических структур и формированием на их основе нужных функциональных органов. Третий этап - складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность Второй этап- становление задатков небиологического плана

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ Первичный этап - от рождения до 67 лет Созревание необходимых органических структур и формированием на их основе нужных функциональных органов.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей

творческий характер деятельности; оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация; положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость

Диагностика способностей

Общими психологическими правилами, касающиеся свободы, развития и творчества детей 1.Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили; 2.Ребенку нравится творить самому, а не быть средством достижения чьих-то целей; 3. Ребенок самое деятельное существо в мире. Задача воспитателя включать его в развиваю­щую и воспитательную деятельность 4.Нет ребенка, у которого не было бы любимо­го занятия. Найдите его 5.Ребенку важно, чтобы его успех был замечен 6.Влияйте на мотивацию деятельности и поступков ребенка. 7.Когда это необходимо, не отказывайте ребенку в ласке. Помните: Ваши руки обладают магической силой! 8.Не бойтесь конфликтовать с ребенком, но конфликтуйте конструктивно. 9.Привлекайте детей в принятию решений, учитывайте их мнения. 10.Поощряйте самостоятельность суждений, активность, учитывайте личностные качества детей. 11.Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой, побуждением к действию. 12.Рассматривайте ребенка как равноправного партнера в общении, т. к. вы от него можете узнать много интересного. 13.Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой. 14.Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни 15.Умейте слушать и слышать ребенка. 16.Уважайте ребенка, проявляйте готовность поблагодарить его за что-то хорошее, а при необходимости не забудьте извиниться перед ним. 17.Подходите к ребенку с положительным прогнозом 18.Не забывайте своих обещаний, как в наказании, так и в поощрении.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопросы психологии С Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., (Теория способностей: 7296.) 3.Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., (Понятия способности и одаренности: 312. Индивидуальные различия в способностях: Прогнозирование развития способностей: 5968.) 4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., (Возрастное развитие способностей: Способности и личность: ) 5. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. М., (Что такое одаренность: Интеллект и развитие способностей: Воспитание способностей: ) 6.Одаренные дети. М., (Понятие одаренности: Психологическая характеристика одаренных детей, их сильные и слабые стороны: 4367, ) 7.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. М., (Способности: ) Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. I. М., (Способности и одаренность: 1541.) II 8.Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., (Биологическое и социальное в способностях: Формирование способностей: 6695.) 9.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., (Способности: ) 10.Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М., (Математические способности: Структура математических способностей школьников: ) 11.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., (Определение способностей: 59.) 12. Левитов Н.Д. Психология характера. М., (Характер и способности: 6986.) 392

Спасибо за внимание