СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. План: I. I. Понятие о содержании образования. II. II. Исторический характер содержания образования. III. III. Учебные планы. IV.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
Advertisements

Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Положение о рабочей программе. Общие положения Образовательная программа - это нормативно- правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме,
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Педагогическая профессия Общая характеристика педагогической профессии. Требования к учителю. Структура труда учителя.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический.
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
ВИДЫ ПРОГРАММ: 1.Примерные программы; 2. Авторские программы 3. Рабочие программы.
Рабочая программа - учебно-методический документ учебного предмета Подобряева Н.Л., методист ГПСП технологии.
Транксрипт:

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

План: I. I. Понятие о содержании образования. II. II. Исторический характер содержания образования. III. III. Учебные планы. IV. IV. Учебные программы. V. V. Учебники.

I. Понятие о содержании образования Образование (в широком смысле) это практическое владение определенным запасом общественно-полезных знаний. Образование (в широком смысле) это практическое владение определенным запасом общественно-полезных знаний. В основе образования лежат объективные потребности развития общества. Образование обеспечивает наиболее эффективное вхождение человека в общество. В основе образования лежат объективные потребности развития общества. Образование обеспечивает наиболее эффективное вхождение человека в общество. Ступени образования: Ступени образования: начальное образование среднее образование высшее образование Характер образования: Характер образования: общее образование (в школе) политехническое образование профессиональное образование Специфика образования: Специфика образования: медицинское образование техническое образование и т.д.

Образование в школе является обязательным для всех. Оно должно обеспечить либо дальнейшее образование, либо приобретение той или иной специальности. Преемственность образования. Образование, которое дается в школе, должно сформировать научное мировоззрение и умение приобретать знания самостоятельно из разных источников и разным путем (непрерывное образование и самообразование). Под содержанием школьного образования понимают знания, умения, навыки, которыми овладевают учащиеся в ходе изучения различных предметов. Учебный предмет – специально обработанная система знаний по одной из наук, имеющей соответствующее название. Каждый предмет несет в себе определенную сумму знаний, формирует специфические умения и навыки.

Содержание образования школьников должно обеспечить политехническую подготовку, которая начинается уже в начальной школе. Ее цель в том, чтобы на базе научных знаний дать понимание основ современного производства, выработать умения и навыки работы с определенными орудиями труда, воспитать любовь и интерес к трудовой деятельности, к современной науке и технике. Большое значение имеет развитие технического мышления учащихся. Детей практически и теоретически знакомят с техникой и технологией производства, используя для этого практические и лабораторные работы, просмотры документальных и научно - популярных фильмов, экскурсии и трудовую деятельность на предприятии. Учащимся раскрываются специфика и значение некоторых профессий, идет начало работы по профориентации учащихся.

II. Исторический характер содержания образования В связи с общим прогрессом развития науки, техники и культуры растет объем человеческих знаний о мире и изменяется его содержание. Содержание образования постоянно усложняется и расширяется. Существует постоянная проблема: Существует постоянная проблема: «Что жe нужно отобрать из всего многообразия, чтобы дать в школе?» - На протяжении веков содержание образования менялось в связи с потребностями общества в подготовке людей к жизни. Содержание образования меняется, отсюда меняется перечень предметов: появляются новые, меняются программы, создаются новые учебники. Это непрерывный процесс. + * создание разных типов школ (лицеи, гимназии, авторские школы); - * не продуманы программы обучения (носят спонтанный характер); * гуманитарного образования много, технического мало; * гуманитарного образования много, технического мало; * те же учителя, уровень профессионализма... * те же учителя, уровень профессионализма... * сложность контроля за качеством образования. * сложность контроля за качеством образования.

III. Учебные планы Содержание образования определяется: учебным планом, учебной программой, учебниками. Учебный план Это государственный документ, в котором утверждаются количество и название учебных предметов, последовательность их изучения по классам, нормы учебного времени (в часах/неделю) на все учебные предметы и на каждый предмет в отдельности, и на факультативные занятия.

ПРЕДМЕТЫ/ КЛАССЫ 123 … Русский язык …_____ 2. Литература ___ ____… Математика661 6 … 55/4 Всего: … 98/7 ………………… 20. Факультативы ___ ____…44

IV. Учебная программа Учебная программа представляет собой государственный документ, в котором устанавливается объем знаний и их содержание, умений и навыков по отдельным предметам, определяется последовательность их изучения. Учебные программы пишутся по каждому предмету отдельно (для начальных классов учебные программы издаются отдельной книгой, существуют программы для 1-4 и 1-3). * Титульный лист (обложка): здесь указывается, для каких классов программа, перечень предметов, кто утвердил, издательство, год.

Программа начинается объяснительной запиской, в которой раскрываются значение учебной дисциплины, ее место в системе других предметов и рекомендации по методике преподавания. В основной части материал распределен по годам обучения и по темам, указывается количество часов. В программе даны рекомендации по проверке и оценке знаний учащихся и их критерии. Там, где необходимо, указанно проведение лабораторных работ и экскурсий, даются списки литературы для учителя по предметам и т.д.

V. Учебники Содержание образования раскрывается в учебниках. Учебники дают характеристику учебного предмета в соответствии с программой. Требования к учебнику: Доступное изложение учебного материала Доступное изложение учебного материала Ведущая роль теоретических пожеланий Ведущая роль теоретических пожеланий Удачный подбор фактов, примеров, иллюстраций и т.д. Удачный подбор фактов, примеров, иллюстраций и т.д. Интересные упражнения, задания, практические работы Интересные упражнения, задания, практические работы Связь учебного материала с жизнью и опытом детей Связь учебного материала с жизнью и опытом детей Хорошее оформление Хорошее оформление Твердый переплет Твердый переплет

Кроме учебников используются различные учебные пособия. К ним относятся: сборники задач и упражнений, хрестоматии, тетради с печатной основой, справочники, контурные карты, атласы, словари. «Закон об образовании» требует установления стандарта образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений. Стандарт образования представляет собой содержательное ядро образования, включающее в себя материал для достижения цели образования.

На основе этого документа будут создаваться вариативные программы и учебники для разных учебных заведений (общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением различных предметов, гимназий, колледжей, различных авторский школ, училищ). В этих программах в соответствии с конкретной целью данного учебного заведения содержание обучения, по сравнению со стандартом, может быть расширено, углублено, но не может быть сокращено. Стандарт образования отражает оптимальный минимум содержания образования.

Основные положения «Закона об образовании» В законе РФ «Об образовании» содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будут реализованы идеи развития образования в России. Положения обращены: к обществу к обществу к самой системе образования к самой системе образования к личности к личностиОбеспечивают: «внешние» социально-педагогические условия развития системы образования + «внутренние» собственно педагогические условия полноценной жизнедеятельности систем образования.

Внутренние условия: гуманистический характер образования гуманистический характер образования свободное развитие личности свободное развитие личности общедоступность образования общедоступность образования бесплатность общего образования бесплатность общего образования светский характер образования в государственных школах светский характер образования в государственных школах получение образования на родном языке получение образования на родном языке преемственность образовательных программ преемственность образовательных программ