Профессиональное образование : цели, проблемы, перспективы Сергеева М. Н., заместитель руководителя службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Advertisements

Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
Изменения в деятельности методической службы в связи с внедрением нового поколения стандартов профессионального образования. Вавилова Л.Н., ГОУ «КРИРПО»
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Альчиханова А. С., заместитель директора МАОУ « Лингвистическая гимназия 3 г. Улан - Удэ » 2011.
Калачева Наталья Александровна Директор КГБОУ СПО Технический колледж.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Школьная площадка МБОУ Марининской СОШ 16 «Преемственность между предпрофильной подготовкой и профильным обучением»
Проблемы и пути решения реализации профессиональных модулей ФГОС – 3 поколения в системе НПО Виноградова Эльмира Ринатовна преподаватель специальных дисциплин.
Проект «Совершенствование системы подготовки рабочих кадров и специалистов» РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Профориентация Заместитель председателя Комитета по образованию Жолован Степан Васильевич.
Опыт трехстороннего взаимодействия ГОУ СПО «КИТ», ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК», НОУ «РЦПП «ЕВРАЗ-Сибирь» по реализации дуального обучения Корнеев Е.П., председатель.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ к плану-проспекту курсовых мероприятий Кафедра профессионального образования.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Транксрипт:

Профессиональное образование : цели, проблемы, перспективы Сергеева М. Н., заместитель руководителя службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области

Нормативная правовая база, определяющие основные направления модернизации профессионального образования : 1. Программа модернизации Российского образования до 2010 года. 2. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. 3. Концепция долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2020 года.

Основные цели профессионального образования : подготовка квалифицированных специалистов, конкурентно способных на рынке труда, компетентных, ответственных, профессионально мобильных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту ; подготовка выпускника к многофункциональной производственной деятельности ; удовлетворение потребностей личности в получении образования ; выполнение рынка современных условий труда

Основные задачи профессионального образования : формирование способности личности к активной деятельности, к труду во всех его формах, и в том числе к творческому профессиональному труду ; ( профессиональное становление ); развитие профессиональных потребностей, формирование готовности к обучению и переобучению в течении всего периода трудовой деятельности ; развитие творческой активности обучающихся.

Профессиональная компетентность базовые ( ключевые ) компетенции профильно - специализированные компетенции

Базовые ( ключевые ) компетентности, которыми должен овладеть каждый специалист независимо от профиля своей деятельности : 1. Умение и способности заниматься самообразованием. 2. Информационно - компьютерная компетентность. 3. Креативная компетентность ( способность к творческому мышлению, предвидению, умение ставить и решать нестандартные задачи ). 4. Коммуникативная компетентность ( внимательное отношение и интерес к людям, способность устанавливать поддерживать нормальное взаимоотношение с людьми, понимать психологическое состояние собеседника и адекватно реагировать на него, умение слушать, составлять деловые письма ).

Профильно - специализированные компетенции включают : 1. ЗУН 2. Особенности профессионального мышления и сознания 3. Структура профессионального опыта 4. Особенности принятия решений в профессиональной деятельности 5. Выработку стратегии и тактики профессиональной деятельности в тех или иных профессиональных ситуациях

Современные рыночные требования к профессиональной компетентности Профессиональные качества специалиста ( профессиональные знания, функциональные знания, умение руководить ) Личностные качества : гибкость энергичность, настойчивость, самообладание, индивидуальность, активность, уравновешенность, независимость, обязательность, пунктуальность. Способности в области управления : способность понимать других уровень общих знаний, способность к восприятию новых идей, к быстрым решениям, готовность выслушать другое мнение,

Основные направления оценки качества профессионального образования в ходе проведения контрольно - надзорных процедур 1. Управленческая деятельность 2. Кадровый потенциал 3. Образовательный процесс 4. Качество профессиональной подготовки 5. Воспитательная деятельность ОУ 6. Система контроля качества профессионального обучения 7. Методическая работа 8. Инновационная деятельность 9. Материально - техническое и информационное обеспечение

Положительные тенденции профессионального образования : образовательные учреждения приводят нормативно - правовую базу в соответствие с действующим законодательством ; 97% профессиональных учреждений прошли процедуру лицензирования образовательной деятельности ; своевременно выполняются рекомендации, данные в ходе проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации ; 93% ОУ областных профессиональных ОУ прошли процедуру государственной аккредитации.

Основные проблемы и перспективы : пути решения проблем Основные общие проблемы профессионального образования в условиях развивающейся рыночной экономики Основные проблемы, выявленные в ходе контрольно-надзорной деятельности учреждений профессионального образования Необходимые меры Отсутствие гарантии трудоустройства выпускника по специальности По профильным специальностям и профессиям в ОУ часто прослеживается нехватка кадров: ОУ не может обеспечить все заявки, поступающие от работодателей; Выпускники по специальностям и профессиям, которые не являются профильными для образовательного учреждения, остаются не востребованными на рынке труда. Формирование и развитие профессиональной мобильности (необходимо расширить дополнительные востребованные рынком труда специальности и профессии, совершенствовать содержание и методы обучения)

Основные проблемы и пути решения проблем Основные общие проблемы профессионального образования в условиях развивающейся рыночной экономики Основные проблемы, выявленные в ходе контрольно-надзорной деятельности учреждений профессионального образования Пути решения проблем Несоответствие структуры подготовки потребностям рынка и государственного сектора экономики образовательные учреждения не анализирует потребительский спрос: реализуются непрофильные программы для ОУ. между ОУ существует дублирование в подготовке трудовых кадров, особенно по профессиям или специальностям которыми рынок труда перенасыщен. недостаточная профориентационная работа с общеобразовательными учреждениями (организация предпрофильной подготовки в ООУ) Анализ рынка труда, реализация востребованных профессиональных программ по профессиям и специальностям

Основные проблемы, перспективы : и пути решения проблем Основные общие проблемы профессионального образования в условиях развивающейся рыночной экономики Основные проблемы, выявленные в ходе контрольно- надзорной деятельности учреждений профессионального образования Пути решения проблем Несоответствие формы и содержания деятельности учреждений профессионального образования новым целям и задачам ФГОС В ОУ слабо используются или совсем не используются современные образовательные технологии. Основными методами обучения остаются устное изложение материала преподавателем с использованием наглядных средств и самостоятельная работа студентов с учебной литературой, в результате знания у обучающихся поверхностные Модульный подход к обучению, базирующийся на компетенциях Формирование общих (универсальных) и профессиональных компетенций(предметно – специализированных) Внедрение новых образовательных технологий (информационно- компьютерные, деятельностные, проблемные модульно-концентрированные и т.д)

Основные проблемы и пути решения проблем Основные общие проблемы профессионального образования в условиях развивающейся рыночной экономики Основные проблемы, выявленные в ходе контрольно-надзорной деятельности учреждений профессионального образования Пути решения проблем Ориентированность образовательного процесса на теоретическую подготовку Слабые практические навыки по профессии или специальности недостаточное использование преподавателями в работе методов и форм практического характера; сложности в оформлении договорных документов между ОУ и предприятиями, являющимися базами практик недостаточно обоснованный, нереалистичный выбор форм практико- направленного обучения. Обеспечение системности практико-направленного обучения Совершенствование форм социального партнерства Заключение трехсторонних договоров: предприятие, ОУ, обучающийся.

Основные проблемы и пути решения проблем Основные общие проблемы профессионального образования в условиях развивающейся рыночной экономики Основные проблемы, выявленные в ходе контрольно- надзорной деятельности учреждений профессионального образования Пути решения проблем Качество подготовки специалистов не удовлетворяет потребителей современного рынка труда Низкая успеваемость и качество подготовки выпускников по общеобразовательным дисциплинам как в образовательных учреждениях НПО, так и СПО; В образовательных учреждениях СПО низкая успеваемость и качество подготовки выпускников по блокам ОГСЭ, ЕН и математических дисциплин; Не выполняется практическая часть по предметам образовательной области «Естествознание». Создание системы управления качеством образования на уровне, внедрение систематического мониторинга качества образовательного процесса Соблюдение преемственности по ступеням обучения и между уровнями образования

Основные проблемы и пути решения проблем Основные общие проблемы профессионального образования в условиях развивающейся рыночной экономики Основные проблемы, выявленные в ходе контрольно- надзорной деятельности учреждений профессионального образования Пути решения проблем Недостаточная структурная и функциональная перестройка образовательного процесса в учреждениях профобразования, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья (выпускники специальных коррекционных школ и школ-интернатов) Не уделяется должное внимание обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не всегда учитываются их личностные особенности при организации учебно- воспитательного процесса, что приводит к серьезным трудностям при освоении профессии или специальности выпускниками из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья присваиваются квалификационные разряды, не предусмотренные для данной категории обучающихся Лицензирование профессиональных образовательных программ для подготовки рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья Необходим отбор содержания, методов и средств,технологий подготовки к трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, учет их уровня развития, профессиональных потребностей и возможностей.

Основные проблемы и пути решения проблем Основные общие проблемы профессионального образования в условиях развивающейся рыночной экономики Основные проблемы, выявленные в ходе контрольно- надзорной деятельности учреждений профессионального образования Пути решения проблем Уровень педагогических кадров не соответствует установленным требованиям Образовательными учреждениями не уделяется должного внимание курсам повышения квалификации по профилю преподаваемых дисциплин как преподавателей, так и мастеров производственного обучения. Базовое образование преподавателей не соответствует преподаваемым дисциплинам. Не проводится анализ и мониторинг потребностей образовательного учреждения в специалистах той или иной квалификации Изменение требований к повышению квалификации и профессиональной переподготовке, внедрение современных форм повышения квалификации, пересмотр отношений к методической работе (формирование профессиональной компетентности педагога)

Основные проблемы и пути решения проблем Основные общие проблемы профессионального образования в условиях развивающейся рыночной экономики Основные проблемы, выявленные в ходе контрольно- надзорной деятельности учреждений профессионального образования Пути решения проблем материально-техническая и информационная база учреждения база учреждений не соответствует современным требованиям. По профильным профессиям или специальностям материально-техническая база в основном устаревшая: в ОУ отсутствует современное оборудование, необходимое для получения практических навыков по профессии или специальности. Библиотечный фонд не укомплектован в соответствии с установленными требованиями. В образовательном процессе используется устаревшая литература Модернизация материально-технической базы

Для решения выявленных проблем, необходимо в каждом образовательном учреждении совершенствовать систему менеджмента качества образования

Ожидаемые результаты Подготовка квалифицированных специалистов, конкурентно способных на рынке труда, компетентных, ответственных, профессионально мобильных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту.

Спасибо за внимание !