БИБЛИОТЕЧНЫЙ ГУМАНИЗМ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ А.В. СОКОЛОВ
Теоретическое введение 1. Историко-культурологическое: Гуманизм это идейно-культурное движение эпохи Возрождения. 2. Обыденное: Гуманизм это отношение к людям, которое характеризуется чуткостью, уважением, справедливостью, отзывчивостью, заботой, любовью, состраданием. 3. Философско-антропологическое, соответствующее теории гуманизма (гуманистике): Гуманизм мировоззренческая система универсалий духовной культуры.
Эталонная формула Гуманизм = { А + В + С + D + Е } A рационалистическая универсалия B универсалия свободы С эстетическая универсалия D аксиологическая (ценностно- целевая) универсалия Е этическая универсалия
Российская реальность 1. Риск дегуманизации 2. Кризис российской книжности: 1. Дисфункция чтения 2. Сокращение книжного рынка 3. Свертывание библиотечных сетей 4. Депопуляция библиотечной профессии 5. Оскудение научной мысли
Политика построения информационного общества Долгосрочная целевая программа Информационное общество ( ) доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму в общем объеме фондов общедоступных библиотек должна составлять 50% к 2015 году и не менее 75% к 2020 году; доля библиотечных фондов, внесенных в электронный каталог, в общем объеме фондов общедоступных библиотек должна составлять 100% к 2015 году. Стоимость млрд. руб
Библиотечный гуманизм = { А б + В б + С б + D б + Е б } А б - гуманистические ресурсы В б - свободный доступ С б - эстетическая универсалия D б - культуроцентризм Е б - этическая универсалия
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ГУМАНИЗМ Такая система профессиональной библиотечной деятельности, когда библиотека представляет собой рационально и эстетически обоснованный социально-культурный центр гуманистической книжности со свободным доступом к его документным фондам локальных и удаленных пользователей и диалоговым субъект- субъектным общением читателей и сотрудников библиотеки
ВЫВОД 1 Для устойчивого развития человечества в XXI веке необходимо неразрывное сочетание гуманизации (цель) и информатизации (средство). Вследствие неразрывности этого сочетания, грядущее информационное общество не может не быть гуманистическим, а гуманистическое общество следует мыслить как информационное. Информатизацию (компьютеризацию, интернетизацию) нужно рассматривать не в качестве самоцели, а в качестве вспомогательного средства гуманизации библиотечно-библиографического социального института в условиях глобальной техногенной цивилизации.
ВЫВОД 2 Библиотечно-библиографический социальный институт будет нужен грядущему информационному обществу в той мере, в какой он возьмет на себя выполнение гуманистической миссии. Поэтому библиотечное сообщество должно признать приоритетной гуманистическую миссию, а не информационную функцию.
ВЫВОД 3 Библиотековедению и библиографоведению нужно уяснить суть гуманистической миссии библиотек в информационном обществе и разработать гуманитарные технологии библиотечного дела, в частности, использование Интернета как гуманистического ресурса. Важнейшими задачами являются: гуманизация библиотечной школы, которая перестала быть библиотечной, гуманизация библиотековедения и библиографоведения, которые исключили понятие «гуманизм» из своего лексикона, наконец, гуманизация библиотечного управления и библиотечного права.