Автор: Арутюнян Арман, 8 класс Научный руководитель: Вечерина Н.И. Москва 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Эмоции – это субъективные реакции (переживания), отражающие приятные и неприятные ощущения, отношения человека к другим людям, явлениям, процессу и результату.
Дружба в старших классах Мини исследование Автор: Шакаева Седа 11 гум. Руководитель: Улунян Е.Е.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
КОГДА ЛЮБОВЬ В ДЕФИЦИТЕ Не надо стремиться жить только ради детей – живите для себя и помните, воспитывая детей, вы реализуете свою потребность любить.
Организация ситуации успеха на уроке. «В борьбе добра со злом воспитание должно помочь добру застигнуть человека еще в детском возрасте и охранять его.
Проект подготовили ученики 11 класса: Вялова Яна, Шолудько Юлия, Тихтилова Марина.
Выполнила. Дорошкевич Е.П, уч-ца 10 кл,МБОУ СОШ с.Соколовка. ШНО «Новый век»
Диагностика социально психологического климата в классе, группе 1.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Презентация на тему: «Самосознание.» Подготовила студентка 2 курса Группы 310 БУ Глазырина А.Ю.
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Средняя общеобразовательная школа 574 с гимназическими классами Значение мимики и жестов в общении Автор проекта: Иванова Ирина, 4 класс Руководитель проекта:
Ученика 7 класса «А» школы 574 Козловского Ивана Научный руководитель: Вечерина Н. И. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Выполнила: Уланова Ксения, группа 2.2 Преподаватель: Пашков М. В., доцент СПбГУ, 2016.
Транксрипт:

Автор: Арутюнян Арман, 8 класс Научный руководитель: Вечерина Н.И. Москва 2011

Введение Глава 1. Теоретическая часть Понятие личностного смысла в теории А.Н.Леонтьева a.Определение личностного смысла b.Двойственность индивидуального сознания c.Достижение целей для индивида d.Цель и значение объекта в конкретных случаях 1.2. Понятие «значение» в теории А.Н.Леонтьева 1.3. Понятие «чувственная ткань» в теории А.Н.Леонтьева 1.4. Фундаментальные эмоции человека по К.Изарду Глава 2. Эмпирическая часть. 2.1.формирование схем исследования 2.2. Приложение 2.3. Общие выводы a. Негативные эмоции b. Положительные эмоции 3. Общие выводы 4. Список используемой литературы и приложение

Выявить особенности формирования личностного смысла к значимым повседневным вещам. 1. На основе анализа теоретических источников раскрыть понятия: личностный смысл, чувственная ткань, значение («означенность»). 2. Разработать материалы для эмпирического исследования. 3. Провести эмпирическое исследование, анализ полученных данных. Личностные смыслы. Метод анкетирования. Особенности формирования личностного смысла к значимым повседневным вещам. У каждого человека в его сознании сформирован личностный смысл к значимым повседневным вещам.

В последнее время я начал замечать, что испытываю некую привязанность к тем или иным вещам, окружающим меня. При виде этих предметов я вспоминаю прошлое, и возникают эмоции, которые сложно описать. Эти чувства бывают положительными, радостными, но иногда наводят тоску в зависимости от предмета. Когда подобное стало происходить слишком часто, мне захотелось с этим разобраться. Я начал спрашивать друзей и знакомых были ли у них похожие явления. И все согласились. Тогда я решил узнать об этом побольше и провести исследования на эту тему.

Личностный смысл субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого сознания.

Психология издавна описывала субъективность, пристрастность человеческого сознания. Ее проявления видели в избирательности внимания, в эмоциональной окрашенности представлений, в зависимости познавательных процессов от потребностей и влечений. В свое время Лейбниц выразил эту зависимость в известном афоризме: "... если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и нашим интересам, как нравственность, то мы бы также спорили против нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам Эвклида и Архимеда... "

Трудности заключались в психологическом объяснении пристрастности сознания. Явления сознания казались имеющими двойную детерминацию - внешнюю и внутреннюю. Соответственно, они трактовались как якобы принадлежащие к двум разным сферам психики: сфере познавательных процессов и сфере потребностей, аффективности. Проблема соотношения этих сфер решалась ли она в духе рационалистических концепций или в духе психологии глубинных переживаний - неизменно интерпретировалась с антропологической точки зрения, с точки зрения взаимодействия разных по своей природе факторов - сил. Однако действительная природа как бы двойственности явлений индивидуального сознания лежит не в их подчиненности этим независимым факторам.

Для общей теории индивидуального сознания главное состоит в том, что деятельность конкретных индивидов всегда остается "втиснутой" в наличные формы проявления этих объективных противоположностей, которые находят свое косвенное феноменальное выражение в их сознании, в его особом внутреннем движении. Для субъекта осознание и достижение им конкретных целей, овладение средствами и операциями действия - способ утверждения его жизни, удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей, опредмеченных и трансформированных в мотивах его деятельности. Желания или страсти "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением. При определенных условиях несовпадение смыслов и значений в индивидуальном сознании может приобретать характер нестоящей чуждости между ними, даже их противопоставленности.

У человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность. Значения и являются вторым важнейшим « моментом » человеческого сознания. Сознание не возникает без существования языка. Значения преломляют мир в сознании человека. Хотя носителем значений является язык, но язык не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди познают и изменяют объективную реальность. Иначе говоря, в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрываемых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, то есть в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же « не психологичны », как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними.

Даже поверхностный анализ сознания открывает очень сложное его строение. Прежде всего самоочевидно, что картина мира, в которой человек может дать себе отчет, которая является ему, включает в качестве своего неизбежного момента чувственные впечатления, чувственные образы, чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности актуально воспринимаемых или всплываемых в памяти, относимых к будущему или даже только воображаемых. Сразу же отметим, что чувственная ткань необходимый, но не решающий « момент » (или образующая) сознания. Это видно из того, что чувственная ткань может серьезно меняться, не затрагивая, однако, главного картины мира.

Сознание человека с нормальным восприятием цвета вряд ли имеет какие-либо существенные отличия от сознания человека с полным выпадением цветного зрения, т.е. человека, видящего мир как черно-белую фотографию. Можно вообще лишить человека зрения, и тогда чувственная ткань сознания будет соткана из осязательных, слуховых и различных других видов ощущений. Однако, несмотря на резкое отличие восприятия слепого человека по своему чувственному составу от восприятия человека с нормальным зрением, сознание слепого равноценно сознанию зрячего. Даже в немногочисленных случаях слепоглухоты сознание при определенных условиях может достигать высоких степеней развития, несмотря на крайне скудную чувственную ткань. При этом важно понять, что если « обрезать », « снять » эти чувственные компоненты, то сознание вообще невозможно, так как чувственный состав сознания важную функцию отображения реальной картины мира, которую ничем нельзя заменить. выполняет одну кажущуюся тривиальной, но чрезвычайно важную функцию отображения реальной картины мира, которую ничем нельзя заменить.

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательномотивационный процесс. К. Изард постулирует пять основных тезисов: 1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес; 2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания; 3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека; 4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние; 5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

Для проведения эмпирического исследования я составил 2 анкеты под названием «Особенности формирования личностного смыла к повседневным вещам» и с помощью них провел свое экспериментальное исследование. В эксперименте участвовали 11-е и 9-е классы одной из школ г. Москвы. Участники выборки должны были ответить на все вопросы анкеты и пройти тест Ряховского на общительность. После этого я провел анализ полученных данных.

Пол, возр. Вопрос 1 Анкета 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопросы 5,6 Вопрос 1 Анкета 2 вопрос 2 Вопрос 3 Вопросы 4,5 М,16Не помнюсчастье Они устарели -Нет;13б. Картонные фишки, сотки Удовольствие веселье Да, уже не интересно Бесполезны; насколько помню М,16 Первая поездка за рулем мужество Да, более серьезно Для будущего времени это очень важно -;12б. Картонные фишки, сотки Азарт, весельедаНисколько;- М,16 Да, компьютер Восторг, привязанность, расслабленность НетОчень полезен Красивый дизайн;7 Медаль Хорошие воспоминания Нет Бесполезны; плоский круг из дешевого метала, с одной стороны звезда, с другой какое-то зеркало, медаль за второе место М,16 Цепь, браслет НикакихНетКак украшение Во всех деталях, 5б. Кассета Детство, безмятежность, любопытность Нет Все время слушал; расплывчато М,16ДаРадостьНетПолезны Не могу описать; 6 Медаль, новогодняя игрушка, картонные фишки, олимпийский мишка НостальгиюНет Довольно полезны; очень точно М,16ДаРадостьНетДостаточноНе могу;4 Модель советского автомобиля ЗабаваДа Очень полезна; не очень точно М,17ВозможноЗависит от самих вещей, ситуаций Наверное не изменилос ь Не помнюНе помню; 0б. Радио, золотая статуэтка – кубок, модель автомобиля – много машинок, картонные фишки – сотки. Не знаюНе изменилос ь Не особо полезны Не смогу.

Пол, возр. Вопрос 1 Анкета 1 Вопрос 2Вопрос 3Вопрос 4Вопросы 5,6 Вопрос 1 Анкета 2 вопрос 2Вопрос 3Вопросы 4,5 М,17Не помню----;10 Радио, модель советского автомобиля, новогодняя игрушка, картонные фишки ЛюбопытствоДаПолезны; точно М,17Были Терпение, радость Нет, не изменилось Помогали выбраться из сложной ситуации Очень точно ;13 Модель советского автомобиля, картонные фишки, олимпийский мишка Гордость за свою страну и ностальгию о прошлом Не изменилось Очень полезны; Очень точно, потому что это любимые воспоминания из детства М,17Да Интерес и радость Нет Очень полезныОчень классные;9Картонные фишки Хорошие воспоминания детства Нет Очень полезны, довольно точно М,17Их многоРазныеК некоторым Смотря от ситуации Не могу описать;14 Портмоне, кассета, новогодняя игрушка, картонные фишки. Разные чувстваСмотря к каким Смотря какие; Смотря какие М,16Да В зависимости от ситуации, были разные чувства Да, сейчас те события мне безразличны --;13 Кассета, модель советского автомобиля, новогодняя игрушка, картонные фишки Раньше привлекали внимание, сейчас безразличны Да. Изменилось. Чем старше становлюсь, тем меньше интересуюсь этим Предмет детства были очень важны;- М,17Да Разнообразн ые Не особо Максимально, даже критично конструктивно На 99% точности;7 Модель советского автомобиля Отрицание, недоверие, отвращение… Да, ухудшилось Разрушают Землю эти дьявольские машины; часто снятся в кошмарах М,17Были, Коломенский парк Раньше он вызывал чувство беззаботног о детства ИзменилосьПоднимает настроение Памятники архитектуры, тропинки, обрывы, живописный овраг, москва- река, храм Вознесения;15 Кассета, медаль, новогодняя игрушка Кассета - чувство молодсти, медаль – гордость, игрушка - детство НетБесполезные, но дорогие сердцу;точно до мелчайших деталей.

Ж,16Да, ситуацииРаньше плохие Нет не измени лось Немного были полезны -;9 Новогодняя игрушка, картонные фишки Радость, симпатия, воспоминани я о детстве Нет Не знаю, наверное не очень полезны, но вызывали радость; игрушка – мишка, красивый и мягкий, фишки с разными красивыми рисунками Ж,15 Да, ситуация и вещи. Сложные отношения с новым коллективом, фотография дорого человека Ситуация вызывала раньше зависимость, сейчас работа над собой, а фотография раньше боль, утрату, сейчас – спокойствие, уважение и забота о близких Да, кардина льно. Начала понимат ь, что все, что не делаетс я все к лучшем у. Полезны для себя и души От ситуаций с новым коллективом остались только эмоции, скорбь, отчаяние, тревога, страх. Фотографию храню в рамке со мной и братом;15 Олимпийски й мишка Благодарность, уважение(всег да) Не могу сказать на счет пользы, но приятно получить такого в подарок Каждый день его вижу. Добрый, мирный, победа, участие, радость, гордость Ж,16Да, были Спокойная совесть Нет Не особо полезны, просто приятные воспоминани я -;13 Кассета, новогодняя игрушка Смущение, радость, гордость за себя, доверие, привязанность, нежность, умиление Возможно, но не сильно Немало полезны; игрушка была мягкой, плюшевой. Ж,16Ссора родителей, подача на развод, но потом все обошлось, и я поняла всю серьёзность семейных отношений Злость, уныние, разочарование - почти все негативные эмоции Я стала ценить отноше ния людей -Мне тяжело это описать;9 КассетаВызывает очень много разных эмоций от счастья до грусти Нет иногда смотрю с удовольств ием Полезны, вспоминаешь все что было; это самое веселое, что было в моем детстве

Ж,16 Клиническая смерть СтрахНетНет! Я спала и видела сны, было странно;13 Картонные фишки Радость, азарт Нет Бесполезны; круглые сотки Ж,17 Первое выступление на сцене с ансамблем Волнение, тревогу, неуверенность Немного Доставляло удовольствие и чувство удовлетворенности собой после выступления -;11 Новогодняя игрушка Радость предвкушени е праздника Нет Украшали дом; в основном яркие. блестели Ж,15Да, конечно! Любовь, доверие, помощь, защиту Не изменилось Помогали психологически Игрушка, сидящий лев в 1 метр, синий живот, темно розовые лапки и голова, пушистая шерсть на голове, глаза не «пуговицы», а большие бело-синие;13 Настольные часы с будильником Обыденность ; неотъемлема я часть интерьера дома. Не изменилось Значительно полезны; красные квадратные часы, с черной кнопкой на верху, белый фон, зелено- белые стрелочки и отметки часов(штрихи), цифры черные. Ж,15 Да, давно забытые вещи, переписка Счастье, радость, воспоминания Да, теперь более важно и значимо к ним отношусь Может быть, пользы от них было не много, но один много означал Рукодельные;13 Кассета, медаль, новогодняя игрушка Кассета наводила на понимание добра и зла, нов. Игрушка : с семьей играла по праздникам Нет не изменилось Очень полезны;- Ж,15Да, телефонЗависимостьНет На 15% - так проще общаться Нокиа е52;8 Настольные часы с будильником, новогодняя игрушка СчастьеНет С помощью будильника я не опаздывала в школу; не очень точно Ж,15Да, телефон Зависимость раньше, а сейчас безразличие Да На 25% (детское общение) Сони Эриксон; Радио, новогодняя игрушка, картонные фишки Радость, хорошее настроение, азарт, безразличие К некоторым да, к некоторым нет Большинство не полезны; игрушка – Снегурочка, сотки – круглые с картинками, телефон служил радио. Ж,16Да, телефон Сейчас зависимость, а раньше безразличие НетОчень полезно Не очень точно(розовый);7 Новогодняя игрушка РадостьНет Не полезны они были; у меня их много было все не помню Ж,15Кулон от бабушки Раньше не любила, теперь постоянно ношу с собой ДаЭто просто дорогое мне украшение Небольшой кулон в виде сердечка, вставленного в несколько драгоценных камней на золотой цепочке;6 МедальРавнодушнаНетНе пригодилась; медаль за 3 место по художественной гимнастике с российской лентой

Ж,16 Клиническая смерть СтрахНетНет! Я спала и видела сны, было странно;13 Картонные фишки Радость, азарт Нет Бесполезны; круглые сотки Ж,17 Первое выступление на сцене с ансамблем Волнение, тревогу, неуверенность Немного Доставляло удовольствие и чувство удовлетворенности собой после выступления -;11 Новогодняя игрушка Радость предвкушени е праздника Нет Украшали дом; в основном яркие. блестели Ж,15Да, конечно! Любовь, доверие, помощь, защиту Не изменилось Помогали психологически Игрушка, сидящий лев в 1 метр, синий живот, темно розовые лапки и голова, пушистая шерсть на голове, глаза не «пуговицы», а большие бело-синие;13 Настольные часы с будильником Обыденность ; неотъемлема я часть интерьера дома. Не изменилось Значительно полезны; красные квадратные часы, с черной кнопкой на верху, белый фон, зелено- белые стрелочки и отметки часов(штрихи), цифры черные. Ж,15 Да, давно забытые вещи, переписка Счастье, радость, воспоминания Да, теперь более важно и значимо к ним отношусь Может быть, пользы от них было не много, но один много означал Рукодельные;13 Кассета, медаль, новогодняя игрушка Кассета наводила на понимание добра и зла, нов. Игрушка : с семьей играла по праздникам Нет не изменилось Очень полезны;- Ж,15Да, телефонЗависимостьНет На 15% - так проще общаться Нокиа е52;8 Настольные часы с будильником, новогодняя игрушка СчастьеНет С помощью будильника я не опаздывала в школу; не очень точно Ж,15Да, телефон Зависимость раньше, а сейчас безразличие Да На 25% (детское общение) Сони Эриксон; Радио, новогодняя игрушка, картонные фишки Радость, хорошее настроение, азарт, безразличие К некоторым да, к некоторым нет Большинство не полезны; игрушка – Снегурочка, сотки – круглые с картинками, телефон служил радио. Ж,16Да, телефон Сейчас зависимость, а раньше безразличие НетОчень полезно Не очень точно(розовый);7 Новогодняя игрушка РадостьНет Не полезны они были; у меня их много было все не помню Ж,15Кулон от бабушки Раньше не любила, теперь постоянно ношу с собой ДаЭто просто дорогое мне украшение Небольшой кулон в виде сердечка, вставленного в несколько драгоценных камней на золотой цепочке;6 МедальРавнодушнаНетНе пригодилась; медаль за 3 место по художественной гимнастике с российской лентой

Каждым участником нашей выборки были названы значимые предметы (вещи), которые на каком-то этапе их жизни играли важную роль. Практически все девушки выбрали и назвали жизненные ситуации, праздники, разные предметы, в основном телефоны и украшения. К таким вещам большинство испытывало негативные эмоции: злость, печаль, страх, гнев, зависимость. А выбирая предметы, предложенные нами, преобладающее большинство выбрало новогодние игрушки, плюшевые мишки и т.д. Испытывая к ним разные эмоции: радость, азарт, гордость, чувство долга, безразличие, равнодушие. И что интересно, все они, по результатам теста, очень общительны, но есть единицы весьма тихих девушек, которые испытывают другое, скорее уважение и добрую память.

Более половины участников назвали картонные фишки, сотки, с этим выбором преобладали юноши. Яркие воспоминания вызвали у многих магнитофонные кассеты, прослушивание музыки, с использованием этих кассет. У некоторых юношей приятные воспоминания связаны с советским автомобилем, первой поездкой за рулем. У трети участников нашей выборки (30%) чувственные воспоминания о значимых предметах сопровождались негативными эмоциями: досада, обида, горечь, разочарование, раздражение. И что интересно, подобные эмоции к данным вещам испытывали практически только девушки. Это может быть связано с тем, что некоторым эти предметы напоминают неприятные события в жизни (проблемы в семье, заболевания, потеря близких).

Более половины участников нашей выборки (70%) поделились позитивными эмоциями от своих воспоминаний из жизни: улыбки, радость, умиление, счастье, удовольствие, веселье, восторг, любопытство, интерес. Большинство опрошенных с положительными эмоциями были юноши. При выборе из предложенных предметов, подобные чувства они испытывали чаще к картонным фишкам (соткам), медалям и аудиокассетам. Это возможно произошло из-за того, что в то время, подобные игры в виде соток были очень популярны среди молодежи. Чувства от прошлых воспоминаний почти у всех участников нашей выборки сохранились. «Отношение к этим предметам до сих пор не изменилось», «По-прежнему люблю», «Это предмет для меня стал более значимым». Практическая полезность этих значимых для человека вещей была высоко оценена: «Помогли выбраться из сложной ситуации», «Были очень полезны и важны», - вот такие ответы приводят наши респонденты. Если даже этих значимых предметов нет в настоящее время, почти все точно помнят его внешний вид и достаточно подробно описывают.

Делаем вывод. Каждый участник выборки подтвердил, что у него есть вещь или ситуация, оставившая важный, значительный след в жизни, имеющая личностный смысл для себя, или от нее остались какие-то воспоминания. И описывая чувства, большинство называла базовые эмоции (радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес), которые и образуют основную мотивационную систему человека. Значит наша гипотеза о том, что у каждого человека в его сознании сформирован личностный смысл к значимым повседневным вещам, верна.

«Деятельность. Сознание. Личность» - Леонтьев А.Н.(1975 г.) «Психология эмоций» - Изард Кэррол (1991) Анкета «Особенности формирования личностного смысла к повседневным вещам» Здравствуйте! Просим Вас принять участие в исследовании по теме: «Личностный смысл повседневных вещей». Для проведения ученического научного исследования мы просим Вас ответить на следующие вопросы. Пол: Возраст: 1.Вспомните, пожалуйста, были ли в вещи(ситуации и т.д.), играющие в Вашей жизни важную роль? 2.Какие чувства вызывали раньше и вызывают сейчас? 3.Изменилось ли отношение к данным вещам с течением времени и как? 4.Насколько полезны были эти вещи? 5.Насколько точно Вы можете описать эти предметы? Приложение 2(анкеты): Анкета «Особенности формирования личностного смысла к повседневным вещам» Здравствуйте! Просим Вас принять участие в исследовании по теме: «Личностный смысл повседневных вещей». Для проведения ученического научного исследования мы просим Вас ответить на следующие вопросы. Пол: Возраст: 1.Вспомните, пожалуйста, есть ли из нижеперечисленных вещей те, которые играли в вашей жизни важную роль (оставили след в памяти)? А) настольные часы с будильником Б) радио В) золотая статуэтка Г) портмоне Д) кассета Е) модель советского автомобиля Ж) медаль З) новогодняя игрушка И) картонные фишки К) олимпийский мишка 2.Какие чувства вызывали раньше и вызывают сейчас? 3.Изменилось ли отношение к данным вещам с течением времени и как? 4.Насколько полезны были эти вещи? 5.Насколько точно Вы можете описать эти предметы? Спасибо!