Перспективы развития национальной системы квалификаций Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н, доцент кафедры педагогики МПГУ, ведущий научный сотрудник Центра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир Игоревич, д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального.
Advertisements

О разработке профессионального стандарта для вида экономической деятельности «Образование» Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н. зав. сектором территориальных.
Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Батрова Ольга Фридриховна,
Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир.
Региональный проект «РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Профессиональные стандарты педагогической деятельности как основа разработки практикоориентированных программ педагогического образования Ольга Фридриховна.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Разработка и экспертиза профессионального стандарта тьюторской деятельности 09 ноября 2011 г. М.Ю. Чередилина
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Блинов Владимир Игоревич д.п.н., профессор руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ.
Разработка и внедрение эффективного контракта Начальник отдела аттестации и повышения квалификации управления общего образования Просекова Ольга Леонтьевна.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДЕКАБРЬ 2015 Логинова Наталья Федоровна.
Транксрипт:

Перспективы развития национальной системы квалификаций Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н, доцент кафедры педагогики МПГУ, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФИРО (г. Москва) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗадачаПравовой акт Введение государственных профессиональных стандартов (ПС), соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников Программа социальных реформ в Российской Федерации на период годов // Постановление Правительства РФ от Программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в годах» // Постановление Правительства РФ от Приведение национальной системы ПС в соответствие с требованиями, предъявляемыми на международных рынках труда Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу ( годы) // Распоряжение Правительства РФ от р (с изм. на ) Разработка образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (ПС) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ от р И Т.Д. Новейшая история профессиональных стандартов в России

НСК: ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ (ВОЗМОЖНОСТЬ)

НСК: ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ

Актуальность разработки ПС Показатели ЕКСД, ЕТКСПС Предмет Должность / профессияВЭД (ОПД) Единица описания Должность / профессияТрудовая функция Статус ? Нормативная функция, «тарификация», фиксация существующей ситуации ? Изначально - рекомендательный характер, развитие ОПД. Динамика – замена ЕКСД, ЕТКС (изменение процедуры утверждения) Содержа- ние и характер описания Общее,«экземпляристское» описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации (образование, опыт работы) ВТД =>ОТФ=>ТФ=>ТД, умения и знания Функциональный анализ трудовых функций, системное описание ТД Разработ- чики Минздравсоцразвития (Минтруд) совместно с ФОИВ Изначально: проф. сообщество, работодатели Динамика: ?

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" 1. Правительству Российской Федерации: б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (ПС); в) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки ПС; г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 ПС. 3. Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

Законопроект «О внесении изменений в ТК РФ …» принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ г.. Поправки принимаются 30 дней. Квалификация работника - уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт - требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности. Проект Закона РФ «Об образовании» Квалификация - характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций; Макет профессионального стандарта (РСПП) Профессиональный стандарт - документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.

Национальная рамка квалификаций документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования; Отраслевая рамка квалификаций документ, содержащий классификацию видов трудовой деятельности отрасли по квалификационным уровням и подуровням. Классификационными признаками выступают показатели Национальной рамки квалификаций и другие значимые для отрасли показатели Профессиональный стандарт документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ (НРК РФ): 9 квалификационных уровней Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК РФ включены дескрипторы кв. уровней, которые раскрываются через следующие показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность сложность деятельности наукоемкость деятельности квалификационный подуровень - структурная единица/ступень, выделяемая в ОРК для разграничения ВТД, относящихся к одному уровню НРК, но имеющих явные различия в рамках отрасли, в т.ч. обусловленные ее спецификой. Квалификационный подуровень - структурная единица / ступень, выделяемая в ОРК для разграничения ВТД, относящихся к одному уровню НРК, но имеющих явные различия в рамках отрасли, в т.ч. обусловленные ее спецификой

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НРК РФ Уровень образования Квалификационный уровень НШ ОШСШНПОМСПО БАС

Описывает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (бизнес-процесс), обеспечивающую (ий) достижение поставленных целей (задач) Не описывает требования к человеку (работнику), должностные обязанности Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ управляемого бизнес- процесса, в т.ч. подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности отдельного работника «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ Профессиональный стандарт (ПС)

АНАЛИЗ ТД: последовательная декомпозиция ВЭД (ОПД) => ВТД => ОТФ => ТФ ПРАВИЛА: =>ТД => У => З -автономность -сертифицируемость -полнота: ТФ1+ТФ2+ТФn=ВТД, ВТД1+ВТД2+ВТДn = ОПД -правило малых чисел (2-5 ОТФ в ВТД, 4-7 ТФ в ОТФ) Знание «технологического» процесса ОКВЭД, ОКЗ; ОКПДТР=ОК ; НРК РФ; ЕКСД, должностные инструкции; Закон РФ «Об образовании», ФГОС и др. Основа разработки ОРК и ПС - функциональный анализ ТД Разработчики: работодатели и проф.сообщество Основной механизм разработки – согласование Методы (формы): опрос, фокус-группа, дискуссия и др. Документы, содержащие квалиф. характеристики (требования к деятельности)

Создание профессиональных стандартов (на примере ВЭД «Образование») Разработка ПС по всему ВЭД «Образование» + создание отраслевой рамки квалификаций Разработка ПС на один или несколько видов трудовой деятельности ВЭД «Образование» Основное и дополнительное Обучение и воспитание «Обеспечение» Управление

УПРАВЛЕНИЕ ОУ: ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЕНЬКОЕ БОЛЬШОЕ ТИП И ВИД ОУ колледж вуз Руководство (управление) ОУ (?) Управление проектами / процессами в ОУ Управление структурным подразделением

Педагогическая / научно- педагогическая деятельность (5 ПС) Соц-пед., орг-пед. псих-пед. обеспечение Проектная, научно- методическая и учебно-методическая деятельность Деятельность в области образовательного права Базовая и «обеспечивающие» области профессиональной деятельности в образовании Экспертная, консалтинговая деятельность Научно- исследовательская Диспетчеризация, делопроизводство Бух. учет и аудит Маркетинг PR реклама 80 ОБРАЗОВАНИЕ73 НИР74 ПРОЧИЕ

Одинаков ли квалификационный уровень данных ВТД в начальной, средней и старшей школе? Как «прирастает» квалификация педагога, как отразить это в ПС (описывает минимальные требования деятельности)? Какие виды сертификатов будут выдаваться на основании ПС? Педагогическая деятельность в основном и дополнительном общем образовании

ОПИСАНИЕ ВТД В ПРОФСТАНДАРТЕ 1. Карточка вида трудовой деятельности Квалификационный уровень: ____________________ 1.1 Вид трудовой деятельности ___________________________ Возможные наименования должностей _____________________ Обобщенное описание трудовой деятельности: _______ Требования к профессиональному образованию и обучению работника: ВППО или ВО + ДППО (?+ПК); СПО (?) Требования к опыту работы ______________________ Возможные места работы (рекомендуемый раздел) ______ Условия труда (рекомендуемый раздел) _______________ Необходимость документов (дипломы, сертификаты, свидетельства и др.), подтверждающих квалификацию (рекомендуемый раздел) Особые условия допуска к работе (рекомендуемый раздел)

ОПИСАНИЕ ВТД В ПРОФСТАНДАРТЕ Перечень трудовых функций Шифр Наименование трудовой функции Квалификационный уровень (подуровень) 2. Описание трудовых функций Трудовая функция: ________________ Шифр А1/6 Основные трудовые действия Необходимые знания Необходимые умения Другие характеристики трудовой функции

ПС 19 Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, стимулировать качество труда работников (в т.ч. путем НСОТ), получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство: формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост Сфера образования: формировать и обновлять ФГОС и образовательные программы, разрабатывать КОСы, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей) Кому и зачем нужны ПС и ОРК?

НИУ МГУ СпбГУ 1 2 ФГОС ФГОС= ПРОГРАММА ФГОС «РАМОЧНОСТЬ» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТ И ОБУЧЕНИЯ ФГОС-2 ФГОС-3 ФГОС-4

РЕЗУЛЬТАТЫ: ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ Результаты воспитания КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Профессиональное и социальное саморазвитие ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Общеотраслевые требования ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ УКРУПНЕННЫХ ГРУПП Объекты стандартизации: результаты образования НЕ КВАЛИФИКАЦИЯ РАМКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ФГОС ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ УРОВЕНЬ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ФГОС РАЗВИТИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОГРАММ с позиций уровня и направленности ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ НАУКА ДРУГИЕ … СТАНДАРТНАЯ ЧАСТЬ ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональный стандарт (ПС) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ПС: ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ РАМКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сертификация Аттестация Сертификация - подтверждение компетентным органом соответствия квалификации соискателя требованиям профессионального стандарта. ПС разрабатываются лидерами в своей области деятельности, широко обсуждаются в профессиональном сообществе. Сертификацию проводит «третья сторона» (независимая). Эксперты из числа опытных специалистов по данному виду деятельности Аттестация - оценка соответствия квалификации занимаемой должности в отношении внутренних требований (руководства, внутренних стандартов, регламентов, традиций). Оценка проводится «внутренними экспертами», часто, теми, кто обучал

Зачем? Почему? Кто? С кем? Для кого? Организация разработки ПС и ОРК Как?