Альтернативный реформаторский концепт модернизации традиционного общества в России в законопроектах 1861 года Дунаева Наталья Викторовна заместитель директора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Областная целевая программа « Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2012 – 2015 годы »
Advertisements

Взаимодействие вуза с органами публичной власти в области профессионального обучения государственных и муниципальных служащих Заместитель директора Института.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Научный руководитель Научный руководитель – Ходачек Александр Михайлович, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Настоящее место.
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Уголовно-исполнительное право» Презентация на тему: «Понятие уголовно-исполнительной политики и её место в политике государства в сфере.
А. И. ТУРЧИНОВ Государственная служба России : состояние и проблемы развития Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте.
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Нормативные основания: - Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года с изменениями и дополнениями от 09 февраля 2007 года 17-ФЗ,
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Регламентация деятельности федеральных органов исполнительной власти – ключевой фактор повышения эффективности их работы В.Январев – Институт.
Выполнила : Дузенко Анжелика Ученица 8 « А » 2012 г.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
I Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей декабря 2014 года г. Ярославль.
Концепция, основные направления научной деятельности и структура Институт социально-политических и правовых исследований Академии наук РБ социально-политических.
Управление образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский» ФГОС дошкольного образования Чечко Л.Н. (главный специалист Управления образования)
Транксрипт:

Альтернативный реформаторский концепт модернизации традиционного общества в России в законопроектах 1861 года Дунаева Наталья Викторовна заместитель директора Института дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих Северо-Западной Академии государственной службы, кандидат юридических наук, доцент докторант юридического факультета СПбГУ МЦСЭИ «Леонтьевский центр». Междисциплинарный семинар 04 марта 2011 г.

1. Исследование проблем модернизации традиционного аграрного общества в России – междисциплинарный подход и методологический плюрализм 2. Объект исследования – малоизвестные законопроекты от 17 и 27 октября 1861 г., разработанные министерством госимуществ и департаментом уделов 3. Институциональный потенциал законопроектов от 17 и 27 октября 1861 г.

1.Исследование проблем модернизации традиционного аграрного общества в России – междисциплинарный подход и методологический плюрализм

«Институционализм» в социальных науках (1) Значимость институтов (австрийская школа; «институциональная юриспруденция» проф. В.Четвернина и др.) У каждой ступени цивилизации – свои базовые институты (эволюция институтов) Спрос на институты есть всегда (проф. В. Тамбовцев)

«Институционализм» в социальных науках (2) Институты историчны. Историческая динамика институтов Институты системны. «Внутренние» и «внешние» системные связи институтов Институты нормативны. Упорядочение формы (в т. ч. юридической) института

Юриспруденция – изначально «институциональная наука» (В. А. Четвернин) Она изучает институты-модели как совокупность правовых норм. Если юридические нормы отрываются от социальной практики, получается формализованное знание. Юридические модели (институты), которым не соответствует социальная практика, институтами не признаются. Что первично? Юридическая (формальная) модель поведения или ее социальный предшественник? Особенно актуальным этот вопрос становится в переходные эпохи

Право как система соционормативного регулирования проявляет себя на двух уровнях: «государственно-организованное» право и «аутопойетическое» или «самовоспроизводящееся» право (д-р Ван Хоек, проф. А. В. Поляков)

Институты существуют в правовой системе на обоих «уровнях» права, обеспечивая ее прочность «по вертикали», а также взаимодействие права «по горизонтали» с различными сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, духовной) - stickiness («склейка») Дисбаланс взаимодействий институтов «по вертикали» (уровни права) и «по горизонтали» (в социуме) снижает эффективность соционормативного регулирования в целом, повышает социальную энтропию

В переходную эпоху наиболее острой проблемой для общества («вызовом») является оптимальная коэволюция социальных институтов (в т.ч. их правовых моделей) и механизма государства. Ответ на «вызов» в конечном итоге определяет государственная власть («государственно- организованное право») – социальная ответственность власти. Ключевой показатель результативности реформ в транзитивный период – выбор адекватных правовых средств модернизации

2. Объект исследования – малоизвестные законопроекты от 17 и 27 октября 1861 г., разработанные министерством госимуществ и департаментом уделов для свободных сельских обывателей

XIX век в истории России – эпоха институциональных преобразований в традиционном аграрном обществе Базовые сферы социального реформирования – земельно-правовая и административно-правовая

Законопроекты для реформирования правового положения свободных сельских обывателей 1861 г. «О применении Положения 19 февраля 1861 г. о вышедших из крепостной зависимости крестьянах к государственным крестьянам» от 17 октября 1861 г. «Об устройстве крестьян государевых, дворцовых и удельных имений применительно к началам Положения 19 февраля 1861 г.» от 27 октября 1861 г.

«Свободные сельские обыватели» институт сословного права Российской империи объект управления со стороны государственных (коронных) органов управления (министерств) население земель российской короны (коронное землевладение) в 1858 г. – 56% из 80% крестьянского населения Российской империи 46 юридических групп сельского населения

Положение «свободных сельских обывателей» к 19 февраля 1861 г. единство сословного правового статуса единые правовые средства управления начало масштабной земельной реформы (межевание, кадастр, оценка, закрепление имущественных прав) переход к индивидуализации крестьянского землевладения (по желанию крестьян) развитие долгосрочной индивидуально- семейной аренды на свободных землях короны

Старт модернизации традиционного аграрного общества – в коронном секторе землевладения возможность отработки государством приемов, способов, методов эффективного управления целенаправленное развитие института «крестьян- собственников» квалифицированные кадры государственных служащих, способные осуществлять нормативное правовое регулирование и принимать управленческие решения, адекватные как потребностям, так и возможностям общества и государства на соответствующем этапе развития

3. Институциональный потенциал законопроектов от 17 и 27 октября 1861 г.

Содержание законопроектов – связь традиции и инновелизации 3 блока вопросов: организация управления населением земель российской короны поземельное устройство крестьян приватизация крестьянами земель, предоставленных в их пользование

Традиция и инновелизация (1) организация управления населением земель российской короны Цель: сохранить существующую структуру сельского и волостного управления для последующего слияния с другими землевладельцами в «поземельные» округа – территориальную основу местного самоуправления

Традиция и инновелизация (2) поземельное устройство крестьян Цель: проводить рациональную земельно-правовую политику сохранить в полном объеме размеры землепользования крестьян коронного сектора землевладения, добиваться оптимального соотношения поземельного обложения крестьян с доходностью земли (проведение полноценного кадастра, межевания, землеустройства и проч.) совершенствовать приемы земледелия и развивать агрономические знания крестьян

Традиция и инновелизация (3) приватизация крестьянами земель, предоставленных в их пользование Цель: рационально организовать процесс добровольного приобретения крестьянами выделенных в натуре отдельных земельных участков («отрубов», «хуторов», «застенков», «ферм» и проч.) по оценочной стоимости с рассрочкой платежа и регистрацией субъективных имущественных прав на землю

Традиция и инновелизация (4) финансовый механизм приватизации крестьянами надельных земель Цель: установить реалистичный масштаб капитализации предварительно оцененных земельных участков (5%), оптимальный период рассрочки (до 20 лет), гибкий график фиксированных платежей, сохраняя платежеспособность наиболее экономически активной части сельского населения

Альтернативная («либерально-этатистская») концепция законопроектов от 17 и 27 октября 1861 г. полностью отклонена законодателем. Реформирование правового положения сельского населения земель российской короны после принятия законов от 26 июня 1863 г.,18 января и 24 ноября 1866 г. осуществлялось по «общинно-государственному» типу, углубляя спроектированный законодательством 19 февраля 1861 г. институциональный дисбаланс в российском аграрном обществе

Спасибо за внимание