Развитие интонационно- мелодической стороны речи у детей Выполнила студентка 637 гр. Иванова Полина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование функции голосообразования у младших школьников в условиях школы второго вида Важенина Анна Александровна, учитель-дефектолог Менщикова Ирина.
Advertisements

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ ТЕМП РИТМ ВЫСОТА И СИЛА ГОЛОСА УДАРЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ Учитель- логопед первой квалификационной категории Муниципального образовательного.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Липецка МАСТЕР – КЛАСС : «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКИХ.
Р АБОТА НАД СЛОВОМ Задача направления: учить правильно воспроизводить слова: слитное, с соблюдением звуко-слогового состава, ударе­ния, орфоэпических норм.
1. Игры и упражнения, используемые в картотеке, направлены на формирование и развитие просодических компонентов речи, главным образом.
Развитие выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, через организацию театрализованной деятельности.
Методика проведения речевых зарядок Алёшина Эльвира Викторовна, учитель – дефектолог слухового кабинета ГОУ Большемурашкинская школа – интернат II вида,
« Использование игровых коррекционных упражнений для формирования интонационной выразительности речи у детей с тяжелыми речевыми расстройствами »
Формирование интонационной стороны речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Семинар Подготовила и.
Учитель-логопед ГБДОУ 58Приморского района Саркисян Гаянэ Юрьевна.
Обследование просодической стороны речи. Обследование восприятия ритма 1)Инструкция: « Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено.
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА» Подготовила учитель-логопед МБДОУ 23 «Золотой.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Дошкольное учреждение 20 «Сокол» г.Шахтерск Развитие силы голоса у детей с речевыми нарушениями Шульга Валентина Сергеевна учитель - логопед.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
ЛЕКЦИЯ 6. РЕЧЕВОЙ ТАКТ. ФРАЗА. ИНТОНАЦИЯ. ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ Что такое речевой такт? Какова роль пауз во фразе? Приведите примеры. Что такое фраза? Что.
Игра 1 «Звуки природы» Экскурсия в лес, к ручью: предложить детям послушать звуки шороха листьев, плеска воды, шума травы и дождя.
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД 207 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ФИГУРЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, учитель-логопед.
Транксрипт:

Развитие интонационно- мелодической стороны речи у детей Выполнила студентка 637 гр. Иванова Полина

Интонация (лат. intonō «громко произношу») совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему языка. Что такое интонация?

Древнеримские ораторы описывали такие элементы звучащей речи, как мелодия, пауза, темп, ритм, членение потока речи на смысловые единицы. X. Блэр (1785) подчеркивает, что интонация помогает выразить мысли, эмоции с помощью постоянно меняющихся тонов голоса, смысловых ударений, пауз. В XVIIXIX веках интонация стала привлекать особое внимание специалистов по сценической речи (В.Л. Бродовский, 1887; Ф.Ж. Тальма, 1888; Н.Г. Городенский, 1899; А.Х. Востоков, 1817) Особое внимание уделял интонации такой выдающийся специалист по теории и практике сценической речи, как К.С. Станиславский. Из истории:

В 2030-х годах XX века интонацией заинтересовались лингвисты, прежде всего специалисты по фонетике. Приборы для исследования звуковой стороны речи физическими методами: Осциллографы; Спектрографы; Сонографы; Интонографы; Синтезаторы речи.

Изучением физических характеристик интонации и психофизиологических механизмов ее восприятия занялись представители самых разных дисциплин: акустики; инженеры-связисты; психологи; физиологи; невропатологи; психиатры; дефектологи. Благодаря этому в настоящее время интонация рассматривается с различных точек зрения, дополняющих друг друга.

Компоненты интонации: МЕЛОДИКА РИТМ ТЕМП УДАРЕНИЕ ПАУЗА ТЕМБР ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Мелодика речи это «изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени» (Торсуева, 1990). Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им присущие голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего назначения. В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура к ответу; восклицательная к сочувствию и одобрению или к протесту; две точки к внимательному восприятию дальнейшей речи и т.д. Во всех этих интонациях большая выразительность. Компоненты интонации

Ритм важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм представляет собой последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтаксический состав речи.

Темп это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произносимых в единицу времени. Он может быть быстрым или медленным, ускоряться или замедляться. Темп – это длительность произнесения речевых отрезков.

В целом темп речи характеризует: 1) индивидуальные особенности говорящего, его манеры, привычки; 2) социальный статус; 3) эмоциональное состояние говорящего; 4) отношение говорящего к слушающему, намерение создать определенное впечатление; 5) ситуацию общения; 6) диалектные особенности речи говорящего; 7) степень владения языком, на котором человек говорит; 8) сложность предмета, о котором идет речь, для понимания говорящего.

Ударение это выделение одного элемента ре­чи (слога, слова) в последовательности подобных элементов за счет изменения некоторых акустических характе­ристик выделенного элемента (увеличения длительности и интенсивности его произнесения, повышения или по­нижения тона при его произнесении). «Ударение это любовное или злобное, почтитель­ное или презрительное, открытое или хитрое, двусмыс­ленное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе... Любите, смакуйте, бережно подносите выделяемое слово и его ударный слог…» (К.С.Станиславский)

Необходимым компонентом интонации является пауза. Пауза это перерыв в звучании речи. Пауза акустически означает прекращение звука, физиологически – прекращение артикуляции; однако то, что воспринимается как пауза, может и не иметь этих признаков

Тембр в основном способствует выражению эмоций. Тембр это индивидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для каждого человека. С помощью интонационного тембра можно выражать следующие чувства, виды эмоционального и физического состояния и модальные аспекты высказывания (волю и желание говорящего): волнение, радость, веселье, ликование, торжественность, восторг, восхищение, пафос; страсть, любовь, нежность, сердечность, дружелюбие, благодушие, спокойствие, безразличие и т.д.

Развитие интонационной выразительности речи I. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНТОНАЦИИ. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). Развитие восприятия интонации повествовательного типа: а) знакомство с повествовательной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по выделению повествовательной интонации. Развитие восприятия интонации вопросительного типа: а) знакомство с вопросительной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по различению вопросительной интонации. Развитие восприятия интонации восклицательного типа: а) знакомство с восклицательной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по выделению восклицательной интонации. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа изображением., ?, ! могут использоваться следующие стихотворения: Вопросительные: Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама: Ты дрался, да?.. Ты что немой?.. Ну что молчишь упрямо? Вопросительные: Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама: Ты дрался, да?.. Ты что немой?.. Ну что молчишь упрямо? Повествовательные: Повествовать придется мне, И я скажу: Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот... Повествовательные: Повествовать придется мне, И я скажу: Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот... Восклицательные: Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет: Лоботряс! Я проучу тебя сейчас! Восклицательные: Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет: Лоботряс! Я проучу тебя сейчас! Ф. Кривин

Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой. Два цвета Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение. После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком. Это кривоносый Вопросительный знак, Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?» Это кривоносый Вопросительный знак, Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?» Хомяк Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать. Хомяк Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать. Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

Развитие интонационной выразительности речи ОЙ! АХ! УРА! ОХ! Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями. Проводится беседа по содержанию каждой картинки.

Развитие интонационной выразительности речи Заучивается стихотворение про восклицательный знак: Чудак восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!» Чудак восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»

2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ. 1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз. 2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз. В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (Далеко или близко?, Заблудились, Высоко или низко, Три медведя). 3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков. 4. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двухтрех гласных звуков: у беззвучная артикуляция ау, ауи у шепотное произнесение ау, ауи у тихое произнесение ау, ауи у громкое произнесение ау, ауи и т. д. 5. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса. 6. Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двухтрех гласных звуков, слогов. 7. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков. голос.pptxголос.pptx 8.Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков.

II. ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1. Развитие восприятия ритмических структур. Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары ) громких и тихих, с короткими и длинными паузами: !!! --- ; !!--!!--; ! !! !!; !-!-!-; и т. д. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов. 2. Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор. 3. Формирование ритмической организации высказывания. Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого образца и далее к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат в конечном счете усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания.

УСВОЕНИЕ РИТМИКИ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПРОХОДИТ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ: 1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка: 2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно). 3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре. 4. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение). УСВОЕНИЕ РИТМИКИ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПРОХОДИТ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ: 1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка: 2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно). 3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре. 4. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение). В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей. В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.

3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи: воспроизведение темповой характеристики фразы сопряженно с логопедом; воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед за логопедом; самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. III. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1. Развитие общих представлений о темпе речи. 2. Развитие восприятия различного темпа речи.

УСТРАНЕНИЕ УСКОРЕННОГО ТЕМПА РЕЧИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ СЛЕДУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ: повторение за логопедом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за логопедом); самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, отхлопывани-ем, ударами мяча и т. д.; ответы на вопросы логопеда сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух медленно и ритмично; медленное проговаривание сложных скороговорок (трудности проговаривания обеспечивают замедление темпа); проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку и т. д.; различные речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов; использование инсценировок (применение кукол-персонажей также позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками); рассказы по картине, чтение стихотворении в медленном темпе (сопряженно и отраженно с логопедом, самостоятельно; под удары метронома и без них).

УСТРАНЕНИЕ ЗАМЕДЛЕННОГО ТЕМПА РЕЧИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ: повторение за логопедом фраз в быстром темпе (сопряженно и вслед за логопедом); самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома; проговаривание фраз под быструю музыку; заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе; заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок; использование различных игр, инсценировок, требующих быстрого произнесения слов.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ТЕМПОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ: 1. Формирование у дошкольников некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный). 2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи. 3. Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи.

ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, СОДЕРЖАНИЕМ КОТОРЫХ БЫЛИ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ: определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка; определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком); привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.); привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т. д.); определить подходящий для высказывания темп речи; заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе; произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном); разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа; моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т. д.

Мелет мельница зерно. Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Логопед читает стихотворение: Дождик Капля раз, капля два, Капля медленно сперва: Кап, кап, кап. Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять: Кап, кап, кап. Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап. Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова Кап, кап, кап. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

На полянку, на лужок Тихо падает снежок (тихо). Но подул вдруг ветерок Закружился наш снежок (громче). Пляшут все пушинки, Белые снежинки (громко). Сто ребят и сто девчат Все лежат и все молчат (очень тихо). Ты лежишь и я лежу... (тихо) Муха села мне на палец И спросила: «Вы проспались?» (громко) Пальцем муху я ловлю... (громко) Засыпаю (тише). Сплю (тихо). Вдруг все громче голоса: «Ой, оса! Летит оса! Вон у Витьки на носу! Ну, ловите же осу!» (громче) Все несутся за осой, Витя прыгает босой, Сто ребят и сто девчат Все хохочут и кричат. Настоящий тихий час! (громко) Улетела прочь оса, И замолкли голоса (тише). Сто ребят и сто девчат Все лежат и молчат (тихо). Тихо тикают часы. Это сон насчет осы? Я осу во сне ловлю... Сплю... (очень тихо) (А. Барто) Чтение стихотворений:

1. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко) 2. Ослабление голоса (громко – тихо – шепот – беззвучная артикуляция): 3. Те же упражнения, но без паузы. 4. Усиление и ослабление голоса без паузы на одном выдохе: 5. Усиление голоса с увеличением длительности звучания: 6. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания 7. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса. 8. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса. 9. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса: понедельник, вторник беззвучная артикуляция; среда, четверг шепот; пятница, суббота голосом средней силы; воскресенье громко; суббота, пятница голосом средней силы; четверг, среда шепот; вторник, понедельник беззвучная артикуляция. Упражнения по развитию голоса

Упражнения по развитию высоты голоса 1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков. 2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух или трех звуков. 3. Повышение и понижение голоса при произнесении слогов. 4. «Укачивание (имитация укачивания ребенка, куклы) 5. «Ступеньки»

6. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса. 7. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.). 8. Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте. Бьют часы, Бьют часы: дин –дан – дон На дереве, на веточках Воробышки сидят: «Чирик –чирик, чирик -чирик, Чирик - чирик » кричат. Бежал ручей по камешкам Бежал, бежал, бежал. Потом в глубокой лужице Лежал, лежал, лежал *** Дали туфельку слону Взял он туфельку одну И сказал: «Нужны пошире И не две, а все четыре»

Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо... Жили-были серый еж и его ежиха. Серый еж был очень тих И ежиха тоже. И ребенок был у них Очень тихий ежик. Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек Еж-отец, ежиха-мать И ребенок-ежик. Вдоль глухих осенних троп Ходят тихо: топ-топ-топ. В дом лесной вернутся еж, Ежик и ежиха, Если сказку ты прочтешь Тихо, Тихо... (С. Маршак) Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

Опавшей листвы разговор еле слышен: Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад: На пороге морозы! (Ю. Капотов) Опавшей листвы разговор еле слышен: Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад: На пороге морозы! (Ю. Капотов) Скажи погромче Слово гром Грохочет слово, Словно гром. (А. Барто) Скажи погромче Слово гром Грохочет слово, Словно гром. (А. Барто)

Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу: С самого утра Целыми днями Я сегодня утром рано Умывался... У меня в кармашке Маки … Наша старшая сестра Вяжет... Холодной водой И чистил зубы Из-под крана И незабудки Да ромашки И колокольчики

Логопед дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение: Шина, машина, прокололась, ехала. Ножки, сапожки, надевай, на, теплые. Паровоз, вагончики, загудел, повез, и. паровоз вагончики загудел повез и и шина машина прокололась ехала ножки сапожки надевай на теплые

Сказки-оперы: пропевание слов характерных героев, например, в сказке "Теремок" Мышка поет высоко: "Кто-кто в теремочке живет?". Медведь поет низко. Упражнения на определение слогоритмической структуры слова. Логопед отстукивает ритм имен, встают дети, услышавшие свое имя: Алеша, Катя, Олег, Сережа… Упражнения на определение слогоритмической структуры слова. Логопед отстукивает ритм имен, встают дети, услышавшие свое имя: Алеша, Катя, Олег, Сережа…

Интонация - (лат. intonō «громко произношу») совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Мелодика – изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени. Пауза – это перерыв в звучании речи Ритм – представляет собой последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Темп – это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, синтагм, высказываний). Тембр – это индивидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для каждого человека. Ударение - это выделение одного элемента ре­чи (слога, слова) в последовательности подобных элементов за счет изменения некоторых акустических характе­ристик выделенного элемента (увеличения длительности и интенсивности его произнесения, повышения или по­ нижения тона при его произнесении). Словарь терминов:

1.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», Светозарова Н.Д. «Интонационная система русского языка», изд. Ленинградского университета, 1982г., С Шевцова Е.Е. «Технология формирования интонационной стороны речи»/ Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина – М.: Астрель, С.222 Используемая литература: