Анализ природы и масштабов теневой экономики в Кыргызской Республике Рафкат Хасанов Исполнительный директор ОО «Инвестиционный круглый стол»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
Advertisements

Барьеры и реформы в области инвестиционного климата Т. Койчуманов Секретарь Инвестиционного совета при Президенте Кыргызской Республики Ведение Бизнеса.
Исследование теневой экономики в Кыргызской Республике Рафкат Хасанов ОО «Инвестиционный круглый стол»
Анализ социально-экономической результативности льготного налогообложения малого бизнеса в России Докладчик: Доктор экономических наук, Профессор, заведующая.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В УЗБЕКИСТАНЕ Дильшод Султанов, Заместитель начальника отдела прямых и местных налогов Министерства.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
Барометр «Деловой России» Тюменская область март 2011.
Евразийские города Шелковый путь: новая реальность.
Оценка налогового механизма распределения добавленной стоимости как направление совершенствования налоговой системы России Тюпакова Н.Н. д.э.н., профессор.
Портал по работе с предпринимателями и инвесторами
1 Бишкек, февраль 2010 г. ДЕЛОВАЯ СРЕДА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ глазами малого и среднего бизнеса Предварительные результаты исследования «Главным результатом.
Инвестиционный климат Кыргызской Республики Т. Койчуманов Руководитель Секретариата Инвестиционного совета при Президенте Кыргызской Республики.
Малый и средний бизнес Костромской области: вклад в экономику региона (по результатам сплошного наблюдения за 2010 год)
Барометр «Деловой России» Тюменская область Июль 2011.
«Экономическая оценка волонтерского труда: что это такое, стоит ли считать и как» Владимир Хромов, директор Ассоциации «СВОД»
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
CEFC Опыт анализа и снижения административных барьеров в субъектах Российской Федерации. Чем может быть полезна административная реформа? Добролюбова Елена.
Транксрипт:

Анализ природы и масштабов теневой экономики в Кыргызской Республике Рафкат Хасанов Исполнительный директор ОО «Инвестиционный круглый стол»

Общие сведения о проекте ПРООН Эксперты ОО « Инвестиционный круглый стол » Рикардо Пинто, доктор наук Strataqem Consulting International; Эдвард Кристи, экономист, Vienna Institute for International Economic Studies Январь – май 2006 год Анализ данных за 2005 год

Методы оценки теневой экономики Статистические методы изучения теневой экономики в Кыргызской Республики Метод выборочного опроса предпринимателей Альтернативные методы оценки теневой экономики Сопоставление налоговой и статистической информации Оценка объема теневой экономики по методу электропотребления

Метод выборочного опроса предпринимателей «косвенный опрос предпринимателей» «прямой опрос предпринимателей» «опрос налоговых инспекторов» Выборка предприятий косвенного опроса составлена по методике НСК и носит репрезентативный характер Всего было направлено 1530 анкет, получено назад 742, коэффициент возврата составлял 48,5%

Средний размер теневой экономики в различных регионах Регион1989/ / / Развивающиеся страны Страны Африки39, ,342,343,2 Страны Азии3528,529,530,4 Центральная и Южная Америка38,941,142,243,4 Переходная экономика Восточная и центральная Европа20,7-32,438,139,140,1 Развитые страны, входящие в OECD 11,9-15,116,816,716,3 Среднее значение3233,634,535,2 Источник: Schneider, Ernste Dominik (2000), Schneider (2005)

Размер теневой экономики в странах с переходной экономикой Страны1990/ / / / Азербайджан41,049,160,661,161,3 Беларусь31,745,248,149,350,4 Грузия50,862,167,367,668,0 Казахстан29,838,243,244,145,2 Кыргызстан27,135,739,840,341,2 Россия36,939,246,147,548,7 Украина37,553,752,253,654,7 Узбекистан34,929,534,135,737,2 Среднее значение36,244,152,453,554,6 Источник: Schneider, Ernste Dominik (2000), Schneider (2005)

Сводные данные теневой экономики Валовая добавленная стоимость (млн. сом) % к официальному ВВП Зарегистрированные предприятия 43709,546,3% Незарегистрированные предприятия 6793,37,2% Итого 50502,853,5% Источник: Результаты косвенного опроса и собственные расчеты

Расчет размера теневой экономики для зарегистрированных предприятий ( млн. сом, если иное не указано) 1. Добавленная стоимость по опрашиваемому кругу отраслей (Данные НСК за вычетом величины ненаблюдаемой экономики) 43072,5 2. Скрываемая добавленная стоимость (таблица 3.4)26 879,3 3. 3=1+2Скорректированная добавленная стоимость69951,8 4. 4=2/1Доля скрываемой добавленной стоимости к отчетной добавленной стоимости 62% 5. Скрываемая добавленная стоимость во всей экономике ( с учетом доли сокрытия, определенной в предыдущей строке) (4 строка х Данные НСК за вычетом величины ненаблюдаемой экономики) 43709,5 6. 6=3+5Скорректированная добавленная стоимость113751,39 7. Скорректированный ВВП (7 строка плюс чистые налоги на продукты) ,9 8. 8=5/6Теневая экономика/Валовая добавленная стоимость51,5 % 9. 9=5/7Теневая экономика/ВВП46,3 % Источник: данные НСК, результаты косвенного опроса и собственные расчеты

Размер теневой экономики по видам деятельности

Изменение объемов сокрытия в зависимости от размеров предприятий Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0 45,0 50,0 Индивидуальные предприниматели Малые предприятияСредние предприятияКрупные предприятия Доля не отчитывающихся о реальных доходахДоля объема продаж скрываемые предприятиями Доля прибыли скрываемая предприятиямиДоля скрываемого общего фонда з/п

Территориальный разрез теневой экономики Объем скрываемых продаж (в %) Объем скрываемой прибыли(в %) Объем скрываемого фонда зарплаты(в %) Бишкек41,342,839,9 Иссыкульская область 49,447,552,2 Джалалабатская область 28,831,622,3 Чуйская область38,735,732,5 Ошская область35,936,032,0 Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты

Размеры теневой экономики по организационно-правовым формам предприятий Объем скрываемых продаж Объем скрываемой прибыли Объем скрываемого фонда зарплаты ОсОО40,642,237,6 АО26,826,730,9 ЧП43,642,141,6 Предприниматели, работающие по патенту 45,043,1 42,1 Незарегистрированные предприятия 52,752,438,3 Другие предприятия22,327,223,2 Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты

Доля работников с занижением заработной платы и доля нелегальных работников Ремонт автомобилей Гостиницы и рестораны Торговля Горнодобывающая Обрабатывающая Строительство Здравоохранение и соц. услуги Связь, телекоммуникации Операции с недвижимым им... Коммунальных и персональн.. Образование Транспорт Финансы Электроэнергия, газ и вода % Процент работников с занижением заработной платыПроцент нелегальных работников

Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты

Рекомендации предпринимателей, направленные на снижение теневой экономики МерыПроцент ответов Снизить уровень коррупции14,2 Снижение НДС12,5 Снижение налога на прибыль11,1 Снижение размеров соц. отчислений8,3 Уменьшить количество лицензий и разрешений7,4 Снижение подоходного налога7 Усилить борьбу с криминальными группами6,9 Улучшение эффективности и прозрачности законодательства6,9 Снижение других налогов6,9 Принять более строгие меры к предприятиям, уклоняющимся от налогов5,2 Увеличить зарплату ряда чиновников, в первую очередь проверяющих, в целях снижения уровня коррупции 5,1 Заставить таможню взыскивать в полной мере таможенные сборы и налоги с импортных товаров, которые составляют конкуренцию для местных товаров 5,0 Снижение необходимого количества госстандартов3,4 Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты

Программа мер для сокращения теневой экономики Подходы к ее разработке Реалистичность Приоритеты Голос бизнеса Ограничения (политика кнута) Стимулы (политика пряника) Институциональные механизмы

Приоритезация направлений программы

Приоритетные направления Проведение национальных информационных кампаний Упрощение налоговых режимов и сокращение налогового бремени Сокращение издержек заработной платы Улучшение бизнес среды, системы регистрации и лицензирования

Приоритетные направления Улучшение таможенного администрирования Оптимизация трудовых отношений Усиление налоговой службы и налогового администрирования Усиление права на собственность Сокращение контрабанды Борьба с коррупцией с акцентом на государственные органы

Ограничения (политика «кнута») Увеличение санкций для работодателей и работников; Создание системы санкций, которая карает более строго повторные нарушения (система предупреждений, которая постепенно переходит к более жестким наказаниям и, в конце концов, к закрытию предприятий); Поэтапное усиление налогового контроля на предприятиях, не исполняющих законодательство; Усиление сотрудничества и обмена данными между государственными органами; Исключение возможности для бизнесменов, замеченных в теневой деятельности, участвовать в государственных тендерах; Ввести горячие линии, информирующие о теневой деятельности компаний.

Стимулы («политика пряника») – Реформа социального обеспечения с тем, чтобы, например, поощрять работников оформляться на работу легально или поощрять работодателей нанимать легальную рабочую силу; – Создание системы бизнес-консультаций в области налогообложения, государственного регулирования, бухгалтерского учета; с тем чтобы помочь неформальному бизнесу формализовать его; – Предоставление грантов начинающим предпринимателям, что позволит им сфокусироваться на легальном бизнес-планировании; – Широкое обучение работодателей и работников вопросам соблюдения формальностей требуемых законодательством – Национальные информационные кампании в целях изменения поведенческого отношения к теневой экономики; – Налоговые амнистии, которые, однако, необходимо очень тщательно готовить; – Конфиденциальные телефонные линии, предоставляющие советы людям, желающим покинуть теневой сектор.

Спасибо за внимание! Рафкат Хасанов Исполнительный директор ОО «Инвестиционный круглый стол»

Сокращение издержек ведения бизнеса Упрощение налоговых режимов и сокращение налогового бремени Пересмотр системы патентного налогообложения Сокращение издержек заработной платы и, особенно, ставок социальных отчислений Усиление налоговой службы и налогового администрирования Бизнес среда. Регистрация и лицензирование. Усиление таможенного администрирования Рынок труда Обеспечение транспарентности предприятий Сокращение коррупции Повышение использования потенциала денежных переводов

Размер теневой экономики в странах с переходной экономикой Страны1990/ / / / Азербайджан41,049,160,661,161,3 Беларусь31,745,248,149,350,4 Грузия50,862,167,367,668,0 Казахстан29,838,243,244,145,2 Кыргызстан27,135,739,840,341,2 Россия36,939,246,147,548,7 Украина37,553,752,253,654,7 Узбекистан34,929,534,135,737,2 Среднее значение36,244,152,453,554,6 Источник: Schneider, Ernste Dominik (2000), Schneider (2005)

Сводные данные теневой экономики Валовая добавленная стоимость (млн. сом) % к официальному ВВП Зарегистрированные предприятия 43709,546,3% Незарегистрированные предприятия 6793,37,2% Итого 50502,853,5% Источник: Результаты косвенного опроса и собственные расчеты

Доля работников с занижением заработной платы и доля нелегальных работников Ремонт автомобилей Гостиницы и рестораны Торговля Горнодобывающая Обрабатывающая Строительство Здравоохранение и соц. услуги Связь, телекоммуникации Операции с недвижимым им... Коммунальных и персональн.. Образование Транспорт Финансы Электроэнергия, газ и вода % Процент работников с занижением заработной платыПроцент нелегальных работников

Рекомендации предпринимателей, направленные на снижение теневой экономики МерыПроцент ответов Снизить уровень коррупции14,2 Снижение НДС12,5 Снижение налога на прибыль11,1 Снижение размеров соц. отчислений8,3 Уменьшить количество лицензий и разрешений7,4 Снижение подоходного налога7 Усилить борьбу с криминальными группами6,9 Улучшение эффективности и прозрачности законодательства6,9 Снижение других налогов6,9 Принять более строгие меры к предприятиям, уклоняющимся от налогов5,2 Увеличить зарплату ряда чиновников, в первую очередь проверяющих, в целях снижения уровня коррупции 5,1 Заставить таможню взыскивать в полной мере таможенные сборы и налоги с импортных товаров, которые составляют конкуренцию для местных товаров 5,0 Снижение необходимого количества госстандартов3,4 Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты